Притягательная мудрость узбекской земли

09:35 09 Апрель 2024 Общество
3032 0

Альбир КРГАНОВ, 
глава Духовного собрания мусульман России, муфтий Москвы.

Ислам не теряет своей значимости в течение многих веков. Священный Коран, наставления священнослужителей и мыслителей ведут человечество по верному пути. Потому ислам высоко почитается в мире. Утверждая, что нации и народности произошли из одного корня, он призывает всех жить в мире и согласии, не допуская вражды. Этот призыв актуален и в наше время. 

Мусульманские святыни всегда притягивали паломников. Если искать такие места на географической карте мира, то в первую очередь ваш взор остановится на древней земле Узбекистана. Коренное население, проживавшее на территории Мовароуннахра, представляло свои историю и культуру неразрывно связанными с исламом, определявшим их образ жизни.

Великие представители Центральной Азии, которая на протяжении веков являлась центром мировой цивилизации, внесли неоценимый духовный и научный вклад в развитие человечества.

Большинство улемов мира в один голос отмечают: если даже исламская религия и возникла в Аравии, силу и мощь она получила именно на земле современного Узбекистана. Обычаи и традиции, сформировавшиеся на базе исламских ценностей, здесь прочно укоренились.

Так и теперь — исламская культура и исламское просвещение оказывают благотворное влияние на дальнейшее развитие суверенного Узбекистана. В свете происходящих в Новом Узбекистане процессов мы, беседуя с узбеками и нашими соратниками, работающими в религиозных учреждениях этой страны, видим проявление гордости за свою благословенную землю. Замечая уверенность во взглядах, еще раз убеждаемся, что между прошлым и сегодняшним днем существует крепкая связь. И это драгоценная связь поколений.

Уроки истории — уроки жизни. Тесная связь между поколениями, соблюдение традиций, уважение и внимание к ближнему способны обеспечить будущее любой страны. В Узбекистане привержены таким ценностям, что радует. Серьезное внимание этому уделяется и в многонациональной Российской Федерации. 

Каждый народ, каждая нация хотят идти по пути прогресса и развития на основе веры в Бога и равноправия, не забывая о своих исторических корнях. Россия уверенно и последовательно идет по пути защиты и укрепления традиционных ценностей. При этом Узбекистан является примером в вопросах сохранения самобытности, своих священных традиций, защищая себя от давления со стороны. 

Согласно исламу, единство слова и дела — высшая ценность. Тех, кто говорит одно, а делает обратное, называют лицемерами. Было время, когда мусульманские народы пытались лишить главной книги ислама и хадисов. Гонения происходили и по отношению к другим религиям. Но и тогда жители Узбекистана своим образом жизни, своими делами показали, что являются истинными мусульманами. Много примеров отстаивания веры и на всем пространстве бывшего Союза.

Древние города Узбекистана с каждым годом преображаются и превращаются в современные центры туризма. Отдельно о Бухаре. Говорят, что свет нисходит на все города мира с небес, и только из Бухары он поднимается вверх. Этот город через благоустроенные древние памятники демонстрирует всему миру единство слова и дела, присущее исламскому просвещению. Об этом вспоминают посетители мавзолея Абдухалика Гиждувани, откуда начинается путешествие по святым местам, и заканчивается посещением мавзолея Бахауддина Накшбанда. Данный тур включает мес¬та поклонения семи святым ислама, этим Бухара и привлекает паломников со всего мира. 

Главной идеей в учении семи выдающихся ученых ислама, занимавшихся при жизни ремеслами, было единство слова и дела. Там, где когда-то жили святые, теперь живут их потомки-последователи. 

Святой Абдухалик Гиждувани впервые обратился к людям, призывая отречься от земных благ, с такими словами: «Пусть руки будут в труде, а душа — с Богом». И они стали важнейшим правилом жизни, которое учит: сказано — сделано, нельзя быть двуличным. Позже этот постулат распространился на весь мир в качестве главного девиза накшбандийского тариката (слово «тарикат» употребляется в значении «духовный путь»).

Как результат осуществленных в религиозной сфере реформ улемы Узбекистана и глава государства все чаще высказываются на тему исламского просвещения. Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в выступлении на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН дал высокую оценку нашей религии: ислам призывает нас к добру и миру, сохранению подлинного человеческого начала. Руководителем Узбекистана было выдвинуто предложение о принятии специальной резолюции «Просвещение и религиозная толерантность». Этот документ принят 12 декабря 2018 года на пленарной сессии Генассамблеи ООН, его проект был разработан в Узбеки¬стане. Данная резолюция принята в соавторстве с более чем 50 странами Северной и Латинской Америки, Азии, Африки и других континентов. Здесь хотелось бы отметить, что Российская Федерация поддержала документ. 

В Узбекистане осуществляется целенаправленная работа в сфере религиозного просвещения. В Самарканде образован Международный научно-исследовательский центр Имама Бухари, в Ташкенте — Научно-просветительский центр. Выдвинутый Узбекистаном подход «Просвещение против невежества», предусматривающий обеспечение открытости науки для всех и устранение невежества в вопросах религии, стал первым камнем, заложенным в фундамент третьего Ренессанса. 

Радует, что партнерские связи между мусульманами Узбекистана и России прочные и продолжительные. Эта солидарность очень важна, она способствует предотвращению таких существующих угроз, как псевдорелигиозный экстремизм и терроризм. Террор и насилие, подпитыва¬емые искусственно из известных центров влияния, не жалеют ни одну нацию, ни один народ. Потому и вопрос о необходимости совместной борьбы против этого зла не сходит с повестки дня. При этом не надо забывать, что необходима солидарность религиозных деятелей, улемов наших стран, которые ведут разъяснительную работу среди населения. Очень важно координировать программы по религиозному образованию, наладить паломнический туризм, развивать сотрудничество в работе с мигрантами. Религиозные деятели Узбекистана и России хорошо понимают, что сегодня как никогда актуально правильно раскрывать истинную суть и значение ислама для людей. 

Важны просветительские и духовные основы ислама на примере Узбекистана. Этого требуют процессы, происходящие в разных уголках мира. Мы живем в сложный период, когда ожидаются изменения в судьбе человечества. В такой обстановке мы должны быть бдительными, чтобы нарушение единства слова и дела, невежество, борьба за собственные меркантильные интересы не нанесли серьезный урон дружбе и братству. 

Вспомним об ужасном террористическом акте, совершенном 22 марта в «Крокус сити холле» недалеко от Москвы. И тут же осознаем, насколько актуальны вопросы образования и воспитания, нравственности среди мусульман. В чем вина людей, пострадавших во время теракта? Это вызывает гнев Бога! Самое печальное, что среди задержанных террористов из Таджикистана имеются и три члена одной семьи. Некоторые люди, считая себя набожными и проводя религиозные мероприятия, не понимают сути единства слова и дела. Способны они были понять, что тем самым могут опозорить всю нацию? Эти нелюди, конечно, далеки от исламских учений, которые запрещают не только убивать человека, но даже мучить насекомых. Эта трагедия показывает, что в странах, где исповедуют ислам, необходимо вести системную просветительскую работу. 

В эти тяжелые дни Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев направил соболезнования Президенту России Владимиру Путину в связи с трагическими события¬ми. В письме отмечается, что Узбекистан решительно осуждает террористический акт против мирного населения.

Руководитель Узбекистана передал искренние слова поддержки близким погибших, а также пожелания скорейшего выздоровления всем пострадавшим. И это является ярким примером того, что в такие тяжелые дни две дружественные страны стоят плечом к плечу. 

Из истории известно, что в годы Второй мировой войны узбекский народ принял в свои дома детей, эвакуированных из России. Узбеки относились к ним как к своим родным — кормили, одевали, воспитывали. Это показывает, что исламские ценности глубоко укоренились в душах узбекистанцев.

Вера в Создателя и любовь к ближнему проявились на священной узбекской земле и в других республиках Средней Азии. Против врага тогда объединились рядовые труженики, деятели науки и искусства, просвещения и культуры. Исламские ценности в душах людей слились с патриотизмом. Надо отметить, что в стороне от благих дел тогда не оставались и религиозные организации. 

Исламские просвещение, духовность и ценности, сформировавшиеся в периоды первого и второго Восточного Ренессанса, теперь под руководством Шавката Мирзиёева поднимаются на качественно новый уровень. 

Проводимые в Узбекистане во всех сферах реформы, созидательный процесс и ускоренное развитие направлены на создание фундамента третьего Ренессанса. 

В суре Корана «Тахрим» говорится: «Оберегайте себя и свои семьи от ада». Сподвижники пророка объясняли смысл этих слов так: «Обучайте свои семьи вопросам морали и нравственности, набожности и покорности, а также воспитывайте их». 

Жизнь показывает, что святая истина о единстве слова и дела, о развитии науки, образования, просвещения и духовности актуальна и в современном Узбекистане. 


 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.