Предложения, отраженные в нормах

09:17 04 Декабрь 2024 Политика
274 0

Фото: Законодательная палата

Состоялось очередное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса. Спикер нижней палаты Н. Исмоилов остановился на важных событиях в жизни страны. Он подчеркнул значимость мнений и предложений, высказанных на заседаниях фракций, касающихся инициатив, озвученных в выступлениях Президента на заседаниях Законодательной палаты Олий Мажлиса.

Президент высоко оценил качество избирательных процессов в представительных органах влас­ти, отметив поддержку ряда инициатив, изложенных в предвыборных программах политических партий. Фракции политических партий должны обозначить эти инициативы в качестве первоочередных задач и обеспечить их своевременное выполнение.

Спикер отметил, что эти положения — важный программный документ в организации работы парламента. Предложенные в них инициативы помогут повысить эффективность деятельности нижней палаты.

Спикер остановился на постановлении главы государства от 25 ноября «О мерах по привлечению активных старейшин к реализации программы «От бедности к благополучию», которое стало основой для создания еще одного действенного механизма вывода семей из бедности. В деятельности депутатов в избирательных округах появились помощники в лице активных старейшин, что способствует более эффективной организации работы депутатов, получению полной и достоверной информации о волнующих население проблемах.

Проект Госбюджета принят

На очередном пленарном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса во втором чтении рассмотрен законопроект «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2025 год».

Выступления Президента в палатах Олий Мажлиса определили стратегические направления и конкретные задачи, что позволило содержательно обсудить проект бюджета. На заседаниях комитетов и обсуждениях во фракциях политических партий депутатами поднято более 100 вопросов, дано свыше 10 концептуальных предложений и рекомендаций.

Депутаты уделили внимание углубленному анализу доходов и расходов Госбюджета и бюджетов государственных целевых фондов, мероприятий, предусмотренных в проекте местных бюджетов и государственных целевых фондов, а также информации об их источниках финансирования.

При подготовке ответственным комитетом законопроекта ко второму чтению изучено соответствие норм определенных статей документа указам и постановлениям Президента и постановлениям правительства. Уточнены вопросы финансирования меро­приятий на 2025 год по реализации целей и задач, предусмотренных в Стратегии «Узбекистан-2030».

Также учтены заключения Счетной палаты. Изучен вопрос отражения предложений депутатов, касающихся Налогового и Бюджетного кодексов. На заседаниях комитетов и фракций политиче­ских партий рассмотрены предложения и рекомендации по распределению бюджетных средств министерствам и ведомствам, их целевому использованию и повышению действенности.

В связи с объявлением 2025-го Годом защиты окружающей среды и зеленой экономики внимание уделено адресности и эффективности выделения средств. Получены ответы на вопросы, поднятые депутатами по сферам здравоохранения, образования, культуры, спорта и экономики. Некоторые предложения будут учтены в процессе совершенствования бюджетной и налоговой систем.

В законопроект вносится ряд концептуальных изменений. Согласно предложению членов фракции УзЛиДеП, Общественному фонду поддержки детей дополнительно выделят 35,5 миллиарда долларов для помощи детям, оказавшимся в трудной ситуации и нуждающимся в соцзащите.

Принимая во внимание предложения членов фракции Демократической партии «Миллий тикланиш», для развития кинематографии, создания фильмов, отражающих научное, культурное и духовное наследие великих предков, предусмотрено выделить 40 миллиардов сумов на реализацию программы «Живая история» и поддержку самодеятельных художественных коллективов.

Предложения членов фракции СДП «Адолат» по совершенствованию материально-технической базы института Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмана) для своевременного обеспечения прав человека, предотвращения насилия и конфликтов признаны целесообразными, намечено выделить дополнительно 3,1 миллиарда сумов.

Согласно предложению фракции НДПУ, для развития национальной системы квалификации, обеспечения интеграции рынка труда и образования, правового и институционального урегулирования требований к квалификации определено выделить дополнительно 10,6 миллиарда сумов на расходы по созданию Института развития национальной системы квалификаций при Министерстве занятости и сокращения бедности.

Предложение фракции Экологической партии по улучшению экологической ситуации в стране в рамках общенационального проекта «Зеленое пространство», предотвращению вредного воздействия ветров, пыльных и песчаных бурь на окружающую среду было удовлетворено, на проект предусмотрено выделить еще 100 миллиардов сумов.

По предложению членов фракции, дополнительно будут направлены средства в размере 9,5 миллиарда сумов на расходы по созданию научно-экспериментальной станции в сфере лесного хозяйства в Республике Каракалпакстан.

Вопросы по социальной и экономической сферам разъяснены рабочей группой правительства и ответственными сотрудниками профильных минис­терств и ведомств.

Депутаты высказали предложения и рекомендации по субсидиям и их результативности, обеспечению открытости бюджета, совершенствованию системы финансового контроля за бюджетными средствами, внедрению медицинского страхования.

Также поддержали обязательства правительства во избежание превышения ограниченного размера дефицита бюджета, предусмотренного предлагаемым законопроектом, по строгому соблюдению требований закона по осуществлению дополнительных расходов за счет Государственного бюджета и государственных целевых фондов, непревышению установленных в проекте лимитов по внешнему долгу и условным обязательствам государства.

Законопроект принят депутатами и направлен в Сенат.

Адаптация к международным соглашениям

Депутаты в первом чтении рассмотрели проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2025 год».

Дальнейшее улучшение инвестиционного климата и обеспечение условий для предпринимательства — одни из приоритетных направлений налоговой политики. Есть необходимость провести масштабную работу по приведению национального законодательства в соответствие с соглашениями Всемирной торговой организации. В рамках открытого диалога с предпринимателями Президентом были определены актуальные задачи по созданию дополнительных льгот при ведении бизнеса.

Законопроектом предусмотрено оставить без изменений ставки по основным видам налогов, отменить акцизный налог для операторов мобильной связи. Местным Кенгашам предоставляются полномочия по определению ставок для индивидуальных предпринимателей в фиксированных размерах, вводятся нормы по предоставлению права уплаты налога в размере 50 процентов фиксированной ставки налога на доходы физических лиц и снижение ставки социального налога для наемных работников индивидуальных предпринимателей, работающих на рынках и в торговых комплексах.

Высказаны мнения о расширении полномочий местных Кенгашей. Поддержаны меры по дальнейшему расширению налоговой базы путем приведения законодательства в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации.

Законопроект принят депутатами.

Налоговые льготы по локации

Концептуально в первом чтении рассмотрен проект закона «О внесении изменений в статью 429 Налогового кодекса Республики Узбекистан».

Переподчинение земель сельскохозяйственного назначения в районах городам и малым городам требует совершенствования порядка исчисления и уплаты земельного налога, уплачиваемого предприятиями, расположенными в административных границах городов и малых городов.

Законопроектом в Налоговый кодекс вносятся изменения, предусматривающие отмену требования об уплате двукратного размера земельного налога за земли сельскохозяйственного назначения в районах, расположенных в административных границах городов. Законопроект принят депутатами.

Также рассмотрен и принят проект закона «О внесении изменений в Закон Республики Узбекистан «О Государственном бюджете Республики Узбеки­стан на 2024 год».

По принципу самоуправления

В первом чтении рассмотрен законопроект, направленный на повышение эффективности деятельности судов.

Согласно действующему положению, определено, что заместители председателя Верховного суда — председатели соответствующих судебных коллегий избираются на должность по конкретному направлению (административному, гражданскому, уголовному, экономическому). Процедура избрания в отношении судей Верховного суда по конкретному направлению не предусмотрена. Это препятствует широкому внедрению принципа самоуправления судей, ротации заместителей председателя Верховного суда из одной судебной коллегии в другую.

Проектом предусмотрено внесение изменений в статью 19 Закона «О судах» относительно председателей судебных коллегий Верховного суда.

Документ принят депутатами.

Не более двух сроков подряд

На пленарном заседании Законодательной палаты концептуально в первом чтении рассмотрен проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с усилением конституционных гарантий деятельности судов».

Конституционные гарантии, касающиеся деятельности судов, защиты прав и свобод человека через суды, закрепленные в обновленной Конституции, требуют приведения ряда норм действующего законодательства в соответствие с Основным законом в новой редакции.

Проектом в Законе «О Высшем судейском совете Республики Узбекистан» определяется, что состав Высшего судейского совета Республики Узбекистан, в том числе председатель, заместитель председателя, его члены и секретарь, избираются Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан по представлению Президента Республики Узбекистан, одно и то же лицо не может быть избрано председателем, заместителем председателя Высшего судейского совета Республики Узбекистан более двух сроков подряд.

Законом «О судах» предусматривается, что правосудие осуществляется только судами. Судебные решения, вступившие в законную силу, считаются обязательными, в том числе и для инс­титутов гражданского общества.

Усиливается право лиц на обжалование в суд незаконных решений, действий и бездействия государственных органов, иных организаций. Устанавливаются правила дальнейшего утверждения презумпции невиновности и института «хабеас корпус».

Законопроект принят депутатами.

Правовая помощь на взаимной основе

Депутаты детально рассмотрели проект закона «О ратификации Договора между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Малайзии о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Ташкент, 8 июня 2023 года)».

Настоящий договор был подписан в Ташкенте на уровне генеральных прокуроров двух стран. Проведение следственных и процессуальных действий по некоторым уголовным делам порождает необходимость сотрудничества с правоохранительными органами других стран. На это направлен и предлагаемый для ратификации договор.

Документ включает оказание правовой помощи по таким процессуальным действиям, как уголовное преследование, расследование уголовного дела, рассмотрение дела в суде, привлечение лица к ответственности, выявление, изъятие, конфискация прес­тупных доходов и оружия, возмещение материального ущерба, причиненного в результате совершения преступления.

Его положения не распространяются на вопросы задержания или заключения под стражу лица в целях экстрадиции, передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания, ведения уголовного судопроизводства, исполнения приговора суда одной стороны, вынесенного другой стороной.

Законопроект принят депутатами и направлен в Сенат.

 

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.