Последний джадид

09:21 27 Декабрь 2024 Общество
283 0

В литературу Тахир Малик пришел в 1960 году с маленьким рассказом в детском журнале «Гулхан». «Я не могу передать словами те чувства, которые пережил после публикации», — вспоминал впоследствии Тахир Малик в беседах с читателями. «В эйфории я сразу побежал к дяде Мирзакалону Исмаили, известному писателю и переводчику. «Тахирджан, ты выбрал тернистый путь. Хлеб писателя очень нелегкий, хорошенько подумай об этом», — были его слова.

Но Тахир-ака не изменил своего выбора. Поколению Тахира Малика пришлось нелегко: страна приходила в себя после самой кровопролитной войны. Люди голодали, европейская часть государства стояла в руинах.

Трудности были везде, была большая нужда. Отец писателя Абдумалик-ата, отставной офицер, работал в школе учителем НВП. Ему дали комнату в средней школе, где он трудился.  В этой комнате выросли три брата и две сестры семьи Хабиловых. Мать Санобар-ая, занимаясь хозяйством и воспитанием детей, вышивала тесьму джияк и тюбетейки. Молодой Тахирджан помогал ей их продавать. Трудности и тяготы послевоенных лет оставили глубокий след в его произведениях. 

В большую литературу Тахир Малик пришел как писатель-фантаст. Его произведения «Послы Млечного пути», «Черный ангел», «Смерть Хикмата эфенди» и «Ядовитые пары» произвели настоящий фурор на Всесоюзном слете молодых фантастов в 1970 году в Москве. В последующем он обратился к теме нравственного облика героя нашего времени. Одним из таких произведений является повесть «Безумный» о тяжелом положении народа во время Гражданской войны. Тахир Малик написал произведение в конце семидесятых годов прошлого столетия, и это был смелый шаг в сторону реабилитации борцов вооруженного сопротивления против тоталитарного режима. 

Преклоняю голову перед смелостью и мужеством моего наставника, с которым проработал более двадцати лет. Как и джадиды, он считал, что все невзгоды от духовного незнания и невежества. Многие молодые люди, по мнению Тахира Малика, переступают порог недозволенности по необразованности, незнанию правовой культуры. Об этом он говорит в произведениях «Длинный путь преступления», «Самое маленькое преступление», «Агония», «Улицы царства сатаны», «Царство сатаны», «Степь надежд». Есть у него и произведения на исторические и философско-нравственные темы — «Чувства-гости», «Умиротворение» и другие.  Большое влияние на творчество писателя оказали прозаики-джадиды Абдулла Кадыри, Чулпан, Абдурауф Фитрат, а также родной дядя Мирзакалон Исмаили. С большим уважением Тахир Малик относился к творческому наследию Абдуллы Кадыри. 

В своих трудах Тахир Малик продолжил лучшие традиции джадидов, которых писатель считал наставниками. В произведениях он старался показать героя своего времени. 

Вершина творчества Тахира Малика — произведение «Достояние человека», посвященное вопросам духовности и воспитания. Оно стало настоящим бестселлером в нашей стране. Молодому поколению Нового Узбекистана следует глубоко изучать творческое наследие писателя, чтобы вырасти духовно богатым и гармонично развитым. 

Тулкин САЙДАЛИЕВ, 
доцент кафедры языков Университета науки и технологий, 
кандидат наук, подполковник в отставке.      
       
 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.