Помочь дошколятам постигать азы науки
Фото: Gazeta.uz
За последние четыре года в Узбекистане охват детей дошкольным образованием увеличился более чем в два раза. Если в 2017 году ДОО страны посещали 679 тысяч малышей, что составляло 27,7 процента от общего числа дошколят, то сейчас в детских садах воспитывается более 1,7 миллиона малышей в возрасте от трех до шести лет, это около 62,4 процента от их общего числа в стране. Дети в возрасте шести лет, охваченные обязательной бесплатной предшкольной подготовкой, составляют 77 процентов. К 2025 году этот показатель должен достичь ста процентов.
Реформы в системе дошкольного образования, осуществляемые под руководством Президента Узбекистана, высоко оцениваются в мировом обществе. Так, заместитель генерального директора ЮНЕСКО С. Джанини, принимавшая участие в работе недавней международной конференции «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности», огласила, что Узбекистан является чемпионом по развитию дошкольного образования в мире. Это очень высокая оценка результатов системных реформ, дальновидной политики главы государства в развитии человеческого капитала в стране. Сейчас в Узбекистане дети и молодежь до 30 лет составляют 60 процентов населения. Через 15—20 лет они станут интеллектуальной силой, способной вывести страну на новый уровень социально-экономического развития.
За короткий срок была сформирована нормативно-правовая база системы дошкольного образования. В общей сложности принят 91 документ. В свет вышел Закон «О дошкольном образовании и воспитании», два указа и 19 постановлений Президента, 41 постановление и восемь распоряжений Кабинета Министров. Данные документы позволили впервые внедрить в практику механизмы государственно-частного партнерства, создать и организовать деятельность семейных ДОО, расширить сеть дошкольных образовательных организаций и улучшить их материально-техническую базу, повысить качество подготовки педагогических кадров, организовать здоровое питание, развивать международное сотрудничество и привлекать инвестиции.
В крупных городах и отдаленных районах, кишлаках и аулах строят современные детские сады. В короткие сроки — в течение трех лет количество ДОО в республике увеличилось в три раза. До 2017 года в стране их функционировало 4 916, сейчас уже 19 316.
Начиная с 2018 года начали развиваться альтернативные модели дошкольного образования, то есть ДОО на основе государственно-частного партнерства. Если в 2018 году их было 206, то в настоящее время уже более тысячи. В том же 2018 году семейных ДОО функционировало 579, теперь их свыше 11 200. На 2019 год мобильных групп не было вообще, сейчас насчитывается 294.
В настоящее время перед нами стоят важные задачи по обеспечению качества дошкольного образования, внедрению в образовательно-воспитательный процесс инновационных педагогических технологий, укреплению материально-технической базы и расширению сети ДОО, обеспечению их учебно-методическими, дидактическими материалами, повышению квалификации педагогических кадров. В процессе обеспечения качества дошкольного образования центральное место занимают педагогические кадры. Поэтому особое внимание уделяем повышению их профессиональных компетенций, в том числе педагогов негосударственных ДОО, обеспечению их современными дидактическими материалами и методиками.
В 2018 году были разработаны государственные требования к развитию детей раннего и дошкольного возраста и государственная учебная программа «Илк кадам» — прогрессивный рамочный документ, позволяющий охватить все многообразие провайдеров дошкольного образования, обеспечить единым качеством дошкольного образования разные категории детей. Такая рамка позволяет осуществлять адаптацию к местным условиям, потребностям и обстоятельствам, то есть обеспечивать инклюзию в широком понимании этого слова.
За последние три года в системе дошкольного образования наблюдается интенсивный рост числа педагогических кадров. Так, по состоянию на июнь 2021 года свою деятельность осуществляют более 127 тысяч педагогов. Из них в государственных ДОО трудятся более 105 тысяч, в негосударственных — свыше 22 тысяч. В 2017 году их было всего 58 тысяч.
Осуществление качественного образовательно-воспитательного процесса невозможно без подготовки кадров нового поколения. Специалистов для данной сферы готовит филиал Университета Пучон (Корея), расположенный в Ташкенте. В 2021 году он выпустил своих первых 372 выпускников, которым присвоена степень бакалавра по дошкольному образованию. 139 из них планируют продолжить обучение по данному направлению в магистратуре, 233 —трудиться в ДОО страны. В настоящее время идет набор абитуриентов в филиал Российского государственного педагогического университета имени А. Герцена в Ташкенте.
С целью формирования у педагогических кадров профессиональных компетенций проводятся курсы повышения квалификации с применением офлайн- и онлайн-форм обучения. За первое полугодие их прошли более 4,2 тысячи педагогов-воспитателей и руководителей ДОО.
Совместно с ЮНИСЕФ проведен ряд семинаров и тренингов, на которых прошел подготовку 31 национальный мастер-тренер по внедрению в регионах государственной учебной программы «Илк кадам» и государственных требований к развитию детей раннего и дошкольного возраста.
Одновременно в системе переподготовки и повышения квалификации внедряются цифровые технологии. В том числе функционирует единая электронная система мониторинга учебного процесса курсов, система электронного портфолио педагога, отслеживаются результаты профессиональной деятельности педагогических кадров, действует система дистанционного обучения и вебинаров.
Министерство дошкольного образования активно сотрудничает с зарубежными странами и международными организациями. С 2017 года с зарубежными партнерами подписано более 65 меморандумов, направленных на развитие системы дошкольного образования Узбекистана. Так, совместно со Всемирным банком, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, KOICA, JICA, TIKA, Саудовским фондом развития, представительством Россотрудничества и другими международными организациями и финансовыми институтами осуществляются крупномасштабные проекты. Реализуются крупные проекты, нацеленные на внедрение инновационных подходов в дошкольном образовании, предоставление равных возможностей доступа к дошкольному образованию для детей с особыми образовательными потребностями. Так, стартовали проекты «Усиление практики инклюзивного образования в системе дошкольного образования Узбекистана» (совместно с Японским агентством международного сотрудничества) и «Повышение потенциала педагогов дошкольного образования Узбекистана», реализуемый совместно с KOICA в период с 2021 по 2023 годы.
В условиях возрастания доли негосударственного и частного сектора возникает необходимость в реализации единого методического подхода в обеспечении качества и эффективности дошкольного образования, проведении системной работы по содействию профессиональному развитию и созданию благоприятных условий для руководящих и педагогических кадров негосударственных и частных ДОО, преемственности и непрерывности дошкольного и начального образования.
Действующая система повышения квалификации в год охватывает не более 15 тысяч педагогов, из них примерно 6,5 тысячи проходят ее на базе Института переподготовки и повышения квалификации директоров и специалистов ДОО, 6,3 тысячи — в региональных центрах переподготовки и повышения квалификации работников системы народного образования. Порядка 1,2 тысячи инструкторов по физическому воспитанию повышают квалификацию в филиалах Центра научно-методического обеспечения, переподготовки и повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту при Министерстве туризма и спорта, находящихся в Фергане, Самарканде и Нукусе.
Согласно действующим нормативным документам, директора ДОО повышают квалификацию раз в три года, а педагогические кадры — раз в пять лет, что не соответствует требованиям обеспечения качества быстроразвивающейся системы дошкольного образования. Поэтому разработка и внедрение системы непрерывной, альтернативной формы повышения квалификации, основанной на кредитно-модульной системе, является весьма актуальной. В результате ее внедрения педагоги получат возможность непрерывно работать над собой, будут созданы условия для реализации индивидуальной траектории профессионального роста.
У курсов переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров ДОО имеется огромный потенциал через создание кластеров дошкольного образования, состоящих из филиала кафедры вуза, педагогического колледжа и дошкольной образовательной организации на базе педагогических колледжей.
Организация кластеров позволит увеличить охват педагогических кадров государственных и негосударственных ДОО курсами переподготовки и повышения квалификации, реализовать единый подход в обеспечении качества дошкольного образования. У педагогов появится возможность, не уезжая далеко от дома, получать качественное образование, что является экономически выгодным.
В рамках организации кластеров можно решать и другие задачи. Например, создать образовательную среду, позволяющую педагогам непрерывно совершенствоваться в сфере, организовать курсы переподготовки и повышения квалификации на основе бюджета и платно-контрактной основе, обеспечить непрерывность и преемственность дошкольного и начального образования и единого методического подхода к качеству образования. В числе образовательных услуг могут быть краткосрочные тематические мастер-классы, семинары-тренинги, мастер-курсы.
Организация кластеров позволит создать условия для проведения практических занятий и квалификационных практик студентов вузов и педагогических колледжей. Появится возможность проводить научно-методические исследовательские работы в области дошкольного образования, содействовать студентам в подготовке выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций, докторантам — в проведении диссертационных исследований и научным исследователям — в проведении опытно-испытательных работ.
Для разработки и внедрения передовых образовательных методик и повышения квалификации педагогических кадров кластера (кафедры, колледжа) можно воспользоваться возможностями филиала Российского государственного педагогического университета имени А. Герцена, филиала Университета Пучон в Ташкенте.
В настоящее время министерство разрабатывает комплекс образовательных программ и инновационных методов по развитию конструктивно-логического мышления, обучению грамоте, знакомству с окружающим миром, развитию речи, физическому воспитанию, творческому развитию детей. Создаются мультимедийные приложения для малышей, родителей и сотрудников ДОО, разрабатываются пилотные проекты по изучению иностранных языков, математики.
Продолжается работа по цифровизации системы дошкольного образования, созданию «Цифрового детского сада» и других электронных ресурсов. Ведь доступность, качество, прозрачность обеспечиваются именно через внедрение современных информационно-коммуникационных технологий.
В сотрудничестве с Детским фондом ООН в Узбекистане на базе «Microsoft» разрабатывается онлайн- и офлайн-платформа с уникальным набором сетевых и автономных функций и возможностей, которая обеспечит непрерывный доступ к качественному образованию педагогам, детям и их родителям.
Современные дошкольные образовательные организации отличаются от тех детских садов, которые посещали наши дети несколько лет назад. Теперь это не просто учреждение, где осуществляется уход за малышом, это место, где происходит полноценный образовательный процесс. Государство вкладывает огромные ресурсы для инвестиций в человеческий капитал в раннем возрасте, что даст свои результаты уже в ближайшей перспективе.
Узокбой БЕГИМКУЛОВ,
заместитель министра
дошкольного образования.
Рекомендуем
Популярное
- Состоялась неформальная встреча лидеров Узбекистана и Кыргызстана
- Доложено о планах в сфере финансового контроля
- С 20 января открывается железнодорожное сообщение из Ургенча в Кунград
- Минэнерго: в районе месторождения «М-25» проводятся работы по безопасному сжиганию газа
- По предварительным данным ЦИК Беларуси Александр Лукашенко побеждает на выборах президента
- Рассмотрены приоритетные задачи в сферах высшего образования и науки
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment