Память в бронзе — вечна

14:28 14 Февраль 2024 Общество
729 0

В эти февральские дни, ознаменованные празднованием дней рождения Алишера Навои и Захириддина Мухаммада Бабура, вспоминаются встречи с народным художником Узбекистана академиком Джалалитдином Миртаджиевым. Скульптор внес достойный вклад в сохранение памяти о выдающихся сынах узбекского народа.

В Указе Президента Шавката Мирзиёева «О присуждении Государственных премий Республики Узбекистан в области науки и техники, литературы, искусства и архитектуры», принятом в декабре 2022 года, есть фамилия Джалалитдина Миртаджиева, награжденного посмертно за скульптурные работы, созданные в годы независимости как у нас, так и в ряде зарубежных стран, и получившие мировое признание.

— Безмерно благодарен судьбе, что после окончания Ташкентского театрально-художественного института имени А. Островского (ныне Государственный институт искусств и культуры) первым городом моего творчества стал Андижан, куда, приехав на год, остался на десять, — вспоминал Джалалитдин Миртаджиев, автор первого в истории мирового изобразительного искусства памятника Бабуру. — Город и Андижанская область — места, где мною сделаны первые монументальные работы, здесь также обрел много друзей. Именно в Андижане появился первый в истории памятник Захириддину Мухаммаду Бабуру в честь его 510-летия. Работал с рвением: хотел показать правителя Бабура, которому было суждено жить за пределами Родины.

Мне посчастливилось часто бывать в мастерской народного художника, беседовать о его работе в эфире радио, записи бережно храню в рабочем архиве. 

Создать достоверный образ в скульптуре — сложная задача. Если это современник, скульптор должен изучить как можно больше фотографий, узнать в общих чертах о его характере. А если историческая личность, то обратиться к архивным документам, прочитать ее произведения и информацию о ней. 

— Работать над образом Бабура, выдающегося деятеля своей эпохи, было нелегко. В историю он вошел прежде всего как основатель империи, более двух столетий просуществовавшей на территории современных Индии и Афганистана, но был он также широко известен своей ученостью и любовью к искусству, — рассказывал Джалалитдин Миртаджиев. — К 510-летию Бабура вышел документ об увековечивании его памяти, был объявлен конкурс. На обсуждение было представлено много композиций известных скульпторов, в том числе и начинающих, вроде меня. На работу нам отвели ровно месяц. За все это время не выходил на улицу, пересмотрел множество миниатюр, перечитал всевозможную литературу. Передо мной всегда были его строки «Служи не себе — добру, будь выше толпы корыстной. Служить кто добру готов — в себе Человека узнает!». Но особо его автобиографическое послание потомкам, то есть нам, «Бабурнаме» и роман о Бабуре народного писателя Пиримкула Кадырова. Прошло 20 трудных дней ожидания чуда, сделано множество вариантов. И вот увидел ночью сон — памятник Бабуру, который сейчас и возвышается в Андижане. Проснулся и быстро вылепил эскиз. Утром приступил к лепке макета из пластилина. Когда подошел срок, пришел архитектор проекта с фотографом, отсняли композицию. Через три дня принес работу в Союз архитекторов, где были выставлены и другие скульптуры, ни одна не была подписана. Навсегда запомню день обсуждения, когда председатель комиссии, указав на мой памятник, сказал, что он лучший. Это было начало моего творческого пути. Волнение покинуло лишь тогда, когда с монумента соскользнуло шелковое покрытие, и я увидел свое детище и восторженные лица людей. 

Выбор комиссии оказался правильным, это была выразительная конная скульптура, которая могла бы украсить любой город мира. В 1993 году в родном городе Захириддина Мухаммада Бабура был открыт 12-метровый памятник из бронзы и гранита. Пройдет немного времени, и в 1995 году Д. Миртаджиев снова поразит мир замечательным скульптурным портретом великого поэта из бронзы. Его трехфигурная конная экспозиция «Бабур, играющий в конное поло» находится в Лозанне (Швейцария).  


Так получилось, что экс-глава Международного олимпийского комитета Хуан Антонио Самаранч при встрече с представителями Узбекистана как-то поспорил, что конное поло как спортивная игра зародилось в Испании. Наши ученые представили ряд документальных фактов и миниатюр, подтверждающих, что наши предки, в том числе и Захириддин Мухаммад Бабур, играли в эту азартную игру задолго до испанцев. Скульптор отлично справился и с этой задачей, увековечив впервые в Европе Захириддина Мухаммада Бабура. Благодаря этим работам Джалалитдин  Миртаджиев,  70-летие которого широко будет отмечено 15 февраля, получил звание лауреата Международной премии имени Бабура.

Флора ФАХРУТДИНОВА.
 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.