Оценки за четверть: чем недовольны родители школьников?

Фото: Иллюстративное
В нынешнем учебном году в 500 общеобразовательных школах республики проводится эксперимент по переходу на критериальное оценивание знаний учащихся. Одни родители приветствуют нововведение и считают, что оно позволяет более объективно оценивать успеваемость детей, другие восприняли его в штыки.
Данный метод в Узбекистане начал тестироваться в рамках реформы образования, начавшейся в 2017 году. Ранее в школах использовалась традиционная система оценивания успеваемости, основанная на проверке знаний через тесты и экзамены. Однако в ней не хватало объективности, не учитывались индивидуальные способности учеников.
Для более объективной оценки успеваемости школьников, учета их способностей, стимулирования развития критического мышления, аналитических навыков и творческого подхода к учебе принято решение опробовать новую систему, по которой они получают оценки не только за понимание материала и правильные ответы на экзаменационные задания, но и умение применять их в реальной жизни. По данной методике оценка выставляется по определенным критериям, которые, помимо знаний предмета, включают умение школьников анализировать, решать проблемы, творчески мыслить.
Основное недовольство у родителей вызывает непонятная им система подсчета четвертных оценок, которая, по их мнению, не совсем объективна и демотивирует детей в выполнении домашних заданий.
— При таком методе выставления четвертных оценок один школьник будет стараться учиться, а другой может ничего не делать, но списать контрольные и получить оценку выше, — отметила позвонившая в редакцию жительница столицы Санобар Рахимова. — Эту систему уже опробовали более 20 лет назад и тут же отказались от нее. Зачем опять наступать на те же грабли?
Как пояснили в Министерстве дошкольного и школьного образования, в критериальном оценивании успеваемости учащихся при выводе четвертных оценок принимается во внимание периодический и итоговый контроль результатов обучения, который включает оценивание за раздел и за четверть. Закончив изучать один раздел по определенному предмету, ученики сдают контрольную. Также пишут ее в конце четверти. В итоге выводится балл, где учтены оба результата плюс формативное оценивание.
По мнению многих специалистов и учителей школ, система критериального оценивания неплоха, но ученикам и родителям ни чиновники, ни преподаватели не объяснили своевременно ее плюсы и методику расчета. Это упущение и вызвало у многих неодобрение и массу вопросов.
В разных странах разные подходы к оценке успеваемости школьников. К примеру, во Франции действует 20-балльная система оценивания. Это помогает учителю быть непредвзятым и поставить более точную оценку ученику. Но редко кто из школьников получает больше 17 баллов. Для этого нужно выдать интересную оригинальную мысль или решение.
В норвежских школах до восьмого класса вообще не ставят никаких оценок. Вместо этого педагоги делают акцент на работе школьников в команде, обсуждении вопросов и принятии решений.
В финских школах ученики не получают оценок до 12 лет. Учителя следят за тем, чтобы каждый из них прогрессировал в своем личном темпе. Любая оценка считается препятствием на пути к образовательным достижениям. В то же время дважды в год родители получают отчет об успеваемости детей, в котором описаны достижения ребенка за семестр.
В Беларуси, Молдавии, Грузии, Армении оценки успеваемости школьников выставляются по десятибалльной шкале. На Украине — по 12-балльной.
В Прибалтике, России, Казахстане и других постсоветских государствах применяется прежняя пятибалльная система оценки знаний учащихся.
Везде подходы разные. Зарубежный опыт дает возможность анализировать и заимствовать все лучшее при создании собственной справедливой системы оценивания успеваемости учащихся общеобразовательных школ, которая отвечала бы требованиям времени. Но без экспериментов тут не обойтись. Целесообразность новшеств или их никчемность подтверждается только практическими действиями.
Сергей ЛЕВЧЕНКО,
«Народное слово».
Рекомендуем
Популярное
- Сенатор принял участие в международном конгрессе «SIRCON-2025»
- В Баку прошел II Узбекско-Азербайджанский медиафорум «Цифровая трансформация и медиа».
- Узбекистан укрепляет авторитет в международном нотариальном сообществе
- Поздравление учителям и наставникам Узбекистана
- Клятва — символ ответственности
- Выставка «Apparel Textile Sourcing Uzbekistan 2025»: весомые результаты, широкие перспективы сотрудничества
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment