От рок-музыки до сказок Гофмана

В столице стартовало одно из самых ярких культурных событий весны. Фестиваль продлится до 28 апреля и подарит зрителям встречи с уникальными образцами современной хореографии, балетного и оперного искусства.
Среди участников фестиваля знаменитые труппы, режиссеры, хореографы, дирижеры и сценографы из Узбекистана, России, Франции и Словении. Не обойдется и без яркой премьеры. Театральный праздник организован Фондом развития культуры и искусства Узбекистана и призван приобщить жителей страны к жемчужинам современной театральной культуры, укрепить творческие и дружеские связи между артистами и постановщиками из разных стран.
Открыла программу фестиваля труппа «Maribor Ballet». Она входит в состав Словенского национального театра Марибора. Это крупнейший культурный центр Словении, объединяющий под одной крышей оперу, балет и драму. Артисты представили публике спектакль «Кластер» — неожиданное сочетание пластики, атлетики и поэзии, воплощенное балетмейстером Эдвардом Клюгом. Талантливый артист и хореограф в 2003 году возглавил труппу, с которой начинал творческую карьеру. С этого момента компания, получившая известность как «Maribor Ballet», быстро обрела статус одной из наиболее интересных и нестандартных в мировой хореографии. Эдвард Клюг удостоен множества национальных и международных наград. Как подчеркивают эксперты, его хореография носит абстрактный, минималистский характер, демонстрируя смелые поиски в области языка танца и человеческой пластики.
О спектакле, представленном ташкентской публике, тенденциях современной хореографии и впечатлениях от первого визита в Узбекистан, рассказала артистка «Maribor Ballet» Катерина Минезиш:
— Мы под большим впечатлением от вашей страны, здесь так красиво, ощущается неповторимый колорит, люди очень дружелюбные. Чувствуем себя желанными гостями. На фестивале представили спектакль «Кластер», включающий отрывки из четырех произведений хореографа Эдварда Клюга, созданных им в разные годы в современном стиле. В них нет конкретной истории, четкого сюжета, и это здорово, потому что каждый может найти в постановке что-то свое. Это могут быть мимолетные ощущения или глубокие раздумья, кто-то узнает себя в одном из персонажей или определенном эпизоде. Думаю, прикосновение к творчеству Клюга через отрывки его творений многое дает аудитории. Каждое из них уникально. В одном захватывает музыка, в другом — взаимодействие танцовщиков, в третьем пластика или глубина эмоций. Когда речь идет о современной хореографии, трудно определить тенденции ее развития. В ней есть место для самых разных языков выражения, людей, идей. В этом заключается ее интрига и притягательность. Мы участвуем в балетных и танцевальных фестивалях по всему миру. Это замечательная возможность представить зрителям произведения, которые иначе они не могли бы увидеть. Очень важно распространять искусство по всему миру, оно не должно иметь границ. Поэтому я рада за жителей Узбекистана, что у них есть международный фестиваль, на который приезжают уникальные спектакли и звезды мировой величины, — подчеркнула Катерина.
Спектакль словенского балета удивил зрителей минимализмом декораций и костюмов, танцевальной пластикой на грани человеческих возможностей, глубокой эмоциональностью и необычным музыкальным сопровождением. Атмосферу свободного полета хореографической фантазии обострила музыка словенского композитора Милко Лазара, британского рок-музыканта Тома Йорка и легендарной рок-группы «Radiohead».
Впереди поклонников опера и балета ждет немало фестивальных спектаклей. 3 — 5 апреля на сцене Государственного академического большого театра имени А. Навои состоятся показы спектакля «Братья Карамазовы» Театра балета Бориса Эйфмана (Россия). Созданной по мотивам романа Федора Достоевского балет снискал всемирное признание. По мнению критиков, это эмоционально и интеллектуально насыщенная хореографическая драма, исследующая вопросы безверия и веры, человеческой греховности и духовного спасения. Музыка к балету выбрана самим хореографом, это произведения великих композиторов: С. Рахманинова, Р. Вагнера и М. Мусоргского. По приглашению Фонда культуры и искусства Узбекистана балета Бориса Эйфмана неоднократно выступал в Ташкенте и имел колоссальный успех. «Братья Карамазовы» — возможность увидеть новые грани таланта легендарного постановщика.
9 — 10 апреля в программе фестиваля будет представлена работа легендарной танцовщицы и хореографа Каролин Карлсон. Она имеет финское происхождение, выросла в США, а свой талант раскрыла в Европе, главным образом во Франции. Каролин оказала значительное влияние на развитие искусства хореографии Европы, формирование французского и итальянского современного танца. Она автор более 100 постановок, которые исполнялись по всему миру. Говоря о своей работе, термину «хореография» К. Карлсон предпочитает понятие «визуальная поэзия». На фестивале будет представлен ее спектакль «Дерево», носящий подзаголовок «фрагменты поэтики в огне». В постановке философское видение Карлсон и виртуозность танцовщиков передают мощное и динамичное признание в любви природе, находящейся на грани истощения, и надежду, что она возродится словно феникс.
12 и 13 апреля в программе фестиваля состоятся показы спектакля «Сказки Перро» Екатеринбургского театра оперы и балета (Россия). В нем классические сюжеты сказок переплетаются с современной хореографией и музыкой. В основу либретто легли четыре волшебные истории, знакомые с детства — «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Синяя борода» и «Мальчик-с-пальчик». Вместе с прологом и эпилогом они образуют цельный спектакль, раскрывающий вечные темы любви, предательства и поиска истины.
Завершит программу фестиваля еще одна сказочная история. Это впечатляющая современная постановка оперы «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха в интерпретации знаменитого режиссера и сценографа Стефано Поды. По приглашению Фонда развития культуры и искусства маэстро уже второй раз ставит спектакль в Ташкенте. Первой его работой была опера Генделя «Tamerlano», ставшая ярким культурным событием 2024 года.
Стефано Пода, известный своим умением визуально интерпретировать музыку, предлагает зрителям услышать и увидеть оперу с неожиданной стороны. Для солистов и хора ГАБТа такой подход стал профессиональным вызовом и возможностью проявить себя. Сюжет спектакля основан на произведениях и биографии Эрнста Теодора Амадея Гофмана — великого романтика, писателя и музыканта. Блистательную музыку Оффенбаха исполнит Национальный симфонический оркестр Узбекистана под управлением Алибека Кабдурахманова. Премьерные показы оперы состоятся 25 — 28 апреля.
Юлия ЛОГВИНА,
«Народное слово».
Рекомендуем
Популярное
- В Самарканде откроется филиал Университета Тушиа Италии
- АЭС в Узбекистане стала одной из важных тем, обсуждаемых на международном форуме «World Atomic Week»
- В Ташкентском университете информационных технологий открылся Центр русского языка
- Новые форматы сотрудничества
- Новые подходы к деятельности ООН: позиция Узбекистана
- Президент Узбекистана выступил за солидарность, открытый диалог и тесное сотрудничество между странами мира
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment