Организация тюркских государств - новый формат международного взаимовыгодного сотрудничества

08:52 08 Ноябрь 2022 Политика
758 0

Фото: Иллюстративное

Благодаря открытой и прагматичной внешней политике Узбекистана, его инициативам по укреплению взаимоотношений со странами ближнего и дальнего зарубежья в последние годы увеличивается число стран с которыми налаживаются абсолютно новые здоровые (динамичные) политические и экономические связи, что способствует появлению новых направлений и механизмов международного сотрудничества. 

Одной из характерных черт международной системы является наличие и деятельность различных международных и региональных организаций, которые являются гарантом защиты и укрепления суверенитета государств-членов и посредником в расширении двустороннего и многостороннего взаимовыгодного сотрудничества между странами. В то же время членство в этих организациях имеет особое значение с точки зрения информирования мира о проблемах и реалиях новых государств. Начиная с 1991 года во внешней политике пяти тюркских государств постсоветского пространства, обретших независимость, в том числе Узбекистана, важное место стала занимать активное взаимодействие со значимыми международными и региональными организациями. Подобная деятельность также спосбствует укреплению уже имеющихся многосторонних научных, политических и культурных связей тюркских государств

Как известно, Совет сотрудничества тюркских государств был преобразован в Организацию тюркских государств в ноябре 2021 г. на встрече глав государств в Стамбуле. В ходе данного саммита Президенты тюркских государств приняли решение об изменении названия Тюркского совета на «Организацию тюркских государств», что будет способствовать реализации его реального потенциала, повышению его значения и усилению роли в международном сообществе.    

Ныне организация объединяет пять стран — Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Турция, Узбекистан. Еще две страны имеют статус наблюдателя — Туркменистан и Венгрия. Следует отметить, что в отличие от других региональных организаций, наблюдатели имеют более широкий круг полномочий по участию в деятельности ОТГ. Как правило, они представлены практически во всех форматах взаимодействия, начиная от экспертных встреч и заканчивая саммитами глав государств. 

Развитие ОТГ началось сразу же после распада СССР и Саммита глав тюркоязычных государств, состоявшегося в 1992 г. в Анкаре, в котором приняли участие президенты Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана, Турции и Узбекистана. Позже такие встречи президентов проводились в Стамбуле в 1994, 2001 и 2010 гг., Бишкеке в 1995 г., Ташкенте в 1996 г., Астане в 1998 г., Баку в 2000 г., Анталии в 2006 году. 

Говоря о историческом характере прошлогоднего саммита следует отметить о важных документах, принятых в его рамках – «Видение Тюркского мира – 2040», в котором на 20-летний период определены основные параметры сотрудничества и взаимодействия в рамках данной Организации, а также итоговая Стамбульская Декларация, состоящей из 130 пунктов, которая отражает всю повестку дня Тюркских государств на сегодняшний день. Документ включает в себя все вопросы сотрудничества: начиная от политики, заканчивая культурно-гуманитарной сферой, от крупных событий и до небольших, но важных мероприятий. Декларация была единогласна одобрена и это означает, что Тюркской мир стал более единым и сплочённым.

Директивными органами ОТГ являются Совет глав государств (Саммит) и Совещание министров иностранных дел (СМИД). Рабочим органом является Комитет старших должностных лиц (КСДЛ). На регулярной основе проходят встречи профильных министров и заседания экспертов. Для осуществления координации взаимодействия на постоянной основе функционирует Секретариат ОТГ со штаб-квартирой в г. Стамбуле.

На сегодняшний день общая численность народов, проживающих в тюркоязычных государствах, превышает более 150 млн человек. Территория государств-членов составляет почти 4 млн. квадратных км. После вступления Узбекистана ОТГ превратилась в еще более крупную структуру в центре Евразии не только по численности населения, но и по потенциалу и значимости. 

Вступление Узбекистана в Организацию тюркских государств стало значимым событием в укреплении единства Тюркского мира. Как неотъемлемая часть Тюркского мира, Узбекистан всегда участвовал в процессе формирования организации и до своего формального вступления в Организацию тюркских государств (ОТГ). Наша страна всегда был и остается страной, духовное наследие которой является одной из фундаментальных основ, экономической и культурной колыбелью исламской цивилизации.

Благодаря инициативам, выдвинутым главой нашей страны на саммитах в Баку в октябре 2019 года, апреле 2020 года, в Туркестане в марте 2021 года и в Стамбуле в ноябре 2021 года, открываются неиспользованные ранее возможности взаимовыгодного партнерства между государствами-членами. В июне 2021 года в Коканде провели 6-ое заседание министров туризма, в ходе которых обсудили реализацию проекта «Табаррук зиёрат». В этой связи, город Коканд впервые был объявлен «Туристической столицей Тюркского мира».

В сентябре 2021 года в Узбекистане впервые был проведен Форум молодых предпринимателей, инициированный лидером Узбекистана, в котором приняли участие более 250 молодых предпринимателей из тюркских стран. В рамках форума также провели 5-ое заседание Министров по делам молодежи и спорта организации.

В честь объявления Хивы «Культурной столицей Тюркского мира», в сентябре 2021 года в Хиве был проведен Международный культурный форум «Центральная Азия на перекрестке мировых цивилизаций», а также 38-е заседание Постоянного совета министров культуры государств-членов ТЮРКСОЙ.

Вместе с тем, знаковым событием стало учреждение по инициативе главы нашего государства международной премии Организации тюркских государств имени Алишера Навои «За вклад в единство Тюркского мира», что еще раз подтверждает признание его особой роли и вклада в объедении тюркских народов.

Организация придает приоритетное значение развитию сотрудничества в сфере транспорта и логистики. В этом контексте приобретает особую важность вопрос превращения Транскаспийского международного среднего коридора в самое короткое, безопасное и конкурентоспособное транспортное соединение между Востоком и Западом. Другая задача заключается в совершенствовании правовых основ транспортного сотрудничества. В частности, в рамках организации прорабатывается проект межправительственного соглашения о комбинированных перевозках, которое направлено на создание благоприятных условий при транспортных операциях через Каспийское море.

С 2010 года по 2021 год торговля Узбекистана с Азербайджаном выросла в 2,6 раза (среднегодовой рост – 23,6 %), Казахстаном – 3,0 раза (12,4 %), Кыргызстаном – в 6,0 раз (21,4 %), Туркменистаном – в 4,7 раза (21,7 %) и Турцией – в 5 раз (16,7 %).

В 2010-2021 годах торговый оборот Узбекистана со странами тюркского мира вырос в 3,9 раз. Их доля во внешней торговле Узбекистана составляет 22%. В 2021 году Узбекистан провел торговые операции со странами тюркского мира на сумму $9,3 млрд. Крупными торговыми партнерами среди стран тюркского мира являются Казахстан (первый торговый партнер в рамках ОТГ) и Турция (второй торговый партнер в рамках ОТГ). Доля стран-участниц Организации тюркоязычных государств в общем товарообороте Узбекистана составляет – 22%, Казахстана – 9,2 %, а Азербайджана – 14,5 %. При этом по номинальному значению наибольший объем торговли со странами Организации приходится на Турцию – почти $10 млрд. Это указывает на то, что внешняя торговля тюркских государств в основном ориентирована на их традиционные рынки.

Если учесть, что Узбекистан намерен довести товарооборот с Казахстаном до $10 млрд, Турцией до $5 млрди с Кыргызстаном до $2 млрд, то при выполнении этих задач доля стран ОТГ в товарообороте может превысит 25%.

В планах организации поддержание эффективной координации усилий между непосредственными транспортными операторами – это морские и сухие порты, логистические центры. Для этого создан механизм «Порты-побратимы». В этом году, наряду с турецким портом «Мерсин», три узбекских логистических центра – «Universal Logistics Services» в Ташкенте, «Ахтачи» в Андижане и «Термез карго центр» в Сурхандарье присоединились в данный процесс.

Что касается преференциальной торговли товарами, страны идут по пути заключения таких соглашений на двусторонней основе. Оно безусловно будет способствовать увеличению взаимного товарооборота за счёт снижения таможенных тарифов и создания благоприятных условий для экспортно-импортных операций. Ведется также активная проработка аналогичного документа между Узбекистаном и Турцией. В повестке дня также создание первой тюркской экономической зоны «Туран СЭЗ» в Туркестане. Одновременно будем активизировать деятельность Тюркской торгово-промышленной палаты и Делового совета.

В первую очередь, необходимо создать благоприятные условия для граждан государств-членов, временно находящихся на территории тюркских стран. Это касается упрощения визового режима, получения разрешения на работу и их социальной зашиты путем обеспечения страхованием и доступной медицинской помощи.      Соответствующая правовая основа для упрощенного миграционного порядка между странами уже имеется. К примеру, граждане Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана могут находиться без визы на территории Турции сроком до 90 дней. Граждане Турции также могут находиться в Азербайджане и Кыргызстане до 90 дней, а в Казахстане и Узбекистане – 30 дней.

В целом, важной темой предстоящего саммита Организации тюркских государств, который состоится 11 ноября 2022 года в городе Самарканде, будет поддержка молодёжных инициатив, включающие в том числе вопросы расширения сотрудничества в сферах торговли, инвестиций, «зелёной» экономики, цифровых технологий, транспорта и коммуникаций, а также образования и культуры.

Омон Мухамеджанов,

профессор ТГЮУ, доктор  юридических наук
 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.