Одаренным открыты двери вузов

14:04 05 Ноябрь 2021 Общество
2239 0

иллюстративное фото

Реформы высшего образования Узбекистана в корне изменили не только содержание системы, но и ее структуру. Проводились изменения всех уровней, компонентов и направлений за небольшой период времени. Если учесть, что в Узбекистане около 35 процентов населения составляют дети в возрасте до 16 лет, свыше 60 процентов — это молодежь в возрасте до 30 лет, становятся понятными и очевидными роль и значимость этих реформ.

Три этапа реформ

В реформировании и развитии высшего образования независимого Узбекистана можно выделить три этапа. Первый, переходный этап, охватывал временной отрезок с момента обретения национального суверенитета в 1991 году до середины 1997 года. Второй начинается с реформой 1997 года до середины 2017 года. И третий — этап модернизации и цифровизации, начавшийся с 2017 года до настоящего времени и связанный с новым историческим периодом развития страны. На каждом этапе сфера высшего образования как социальный институт решала определенные задачи в соответствии с принятием трижды законов об образовании, для ее дальнейшего совершенствования потребовалась модернизация основ системы.

Опустим итоги первых двух этапов. Несмотря на определенные положительные результаты и увеличивающее­ся количество высших учебных заведений, численность студентов в них к концу второго этапа значительно сократилась даже по сравнению с 1991 годом. Так, если в 1991 году во всех типах учебных заведений обучались 337,4 тысячи cтудентов, то их число к 2016 году сократилось до 268,3 тысячи. При этом численность населения республики за данный период увеличилась в 1,5 раза. Кроме того, во многих высших учебных заведениях были закрыты заочные отделения, снижены квоты на прием по нескольким направлениям. Спрос на высшее образование все время оставался высоким и имел растущую тенденцию. Так, за период с 1996 по 2016 годы число абитуриентов, подавших документы для поступления, выросло на 528 процентов, тогда как квота на прием выросла всего лишь на 18 процентов. Если в 1996 году квота на прием составляла 46,2 процента от количества поданных заявок, то в 2016 году она составила 8,7 процента. Как ни парадоксально, большой неудовлетворенный спрос привел к снижению качества образования, приданию первостепенной важности только наличию документа о высшем образовании.

Низкий охват высшим образованием не дает возможности расширить численность квалифицированных кадров, что могло сдерживать индустриальное и инновационное развитие страны. Общий охват системы высшего образования в Узбекистане сократился с 17 процентов в 1991 году до примерно 9 процентов в 2016 году, что было значительно ниже, чем в соседних республиках (Казахстан — 41 процент, Кыргызская Республика — 49 процентов), России и странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с высоким уровнем доходов (примерно 75 процентов).

Несмотря на рост количества высших учебных заведений почти на 8 процентов в период с 2008 по 2016 годы, число выпускаемых специалистов сократилось на 20 процентов в результате применения квот (только
9 процентов абитуриентов ежегодно поступали в высшие учебные заведения республики). И хотя количество вузов и студентов в них росло, была очевидна большая разница между поступившими и окончившими вузы. Имевшиеся в учебных заведениях недостатки тормозили процесс подготовки квалифицированных кадров, отвечающих современным требованиям. Оставлял желать лучшего и научный потенциал, несмотря на рост количества профессорско-преподавательского состава вузов.

На новом, третьем этапе развития обновляемого Узбекистана были вы­двинуты стратегические задачи, среди которых особое место занимала кардинальная модернизация системы высшего образования и устранение проблем, накопившихся в данной сфере и требующих своего решения.

Устранить дефицит кадров

В Указе Президента «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 7 февраля 2017 года был определен ряд задач по развитию социальной сферы, в том числе образования. В документе предусмотрены работы по укреплению и совершенствованию материально-технической базы высших учреждений, намечено строительство новых, а также проведение реконструкции и капитального ремонта существующих, оснащение их современным учебным и лабораторным оборудованием, компьютерной техникой и методическими пособиями.

Мощным импульсом для кардинального совершенствования высшей школы и коренного пересмотра системы подготовки кадров на уровне международных стандартов стало постановление Президента «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» от 20 апреля 2017 года. Вместе с тем была утверждена Программа комплексного развития системы высшего образования на 2017—2021 годы, в которой определены девять основных направлений развития системы и меры по укреплению и модернизации материально-технической базы высших учебных заведений, оснащения их современными учебно-научными лабораториями и средствами современных информационно-коммуникационных технологий. Среди них главнейшее — увеличение охвата высшим образованием. В результате принятых мер увеличилось количество вузов. Так, за 2017—2019 годы создано шесть высших образовательных учреждений и 17 филиалов, а также 14 филиалов зарубежных высших образовательных учреждений. К началу ноября 2019 года в республике функцио­нировало 114 высших образовательных учреждений, из них 93 являлись отечественными, 21 — зарубежными и их филиалами. В 2019/2020 учебном году в 59 высших образовательных учреждениях открыты заочная, в десяти высших образовательных учреждениях — вечерняя форма обучения. На основе предложений заказчиков кадров в классификатор направлений и специальностей высшего образования было включено 329 направлений образования и 582 специальности магистратуры.

Начиная с 2018/2019 учебного года в 16 высших образовательных учреждениях республики налажена деятельность по подготовке кадров на основе совместных программ образования в сотрудничестве с зарубежными высшими образовательными учреждения­ми, что способствовало расширению возможностей ознакомления с передовым международным опытом в системе образования. За три года достигнут рост научного потенциала высших образовательных учреждений республики на 5,1 процента.

Особое внимание было уделено подготовке научно-педагогических кадров высшей школы, развитию вузовской науки. При Национальном университете Узбекистана были созданы Центр развития нанотехнологий, Научно-исследовательский институт физики полупроводников и микроэлектроники, Институт биофизики и биохимии, Научно-практический центр интеллектуально-программных систем.

Число студентов, принятых в магистратуру, также увеличилось более чем в два раза — с пяти тысяч до 11,5 тысячи человек. В 2019/2020 учебном году 6 процентов профессорско-преподавательского состава вузов обновлено за счет выпускников магистратуры. На начало 2020/2021 учебного года в высших образовательных организациях страны в общей сложности трудятся 32,1 тысячи профессоров-преподавателей. Из них 14,2 тыся­чи — женщины, что составляет 44,2 процента.

В целях решения имеющихся проблем высшей школы был принят важнейший исторический документ — Указ Президента «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года» от 8 октября 2019 года. В рамках этой концепции было утверждено более 70 целевых показателей, которые планируется достичь к 2030 году. Среди них увеличение охвата выпускников высшим образованием с 20 процентов до 50 процентов на основе открытия в регионах государственных и негосударственных вузов и создания здоровой конкуренции, увеличение числа негосударственных вузов, в том числе на основе государственно-частного партнерства, охват кредитно-модульной системой.

Система высшего образования Узбекистана в настоящее время переживает серьезные изменения. Новые задачи поставила перед ней и пандемия коронавируса, ускорившая цифровую трансформацию вузов.

Высшим образовательным учреждениям пришлось преодолеть немало трудностей. Например, недостаточная подготовленность преподавателей и студентов к работе в новом формате, отсутствие у некоторых студентов возможности подключения к интернету — с такой проблемой столкнулись примерно 30 тысяч человек, то есть 8 процентов от общего числа обучающихся.

Необходимая модернизация

Модернизация в секторе высшего образования Узбекистана на нынешнем этапе является необходимым и адекватным ответом социально-экономическим и социально-политическим изменениям, протекающим в стране и на мировой арене в целом. Несмотря на то, что наш рынок труда перенес значительные преобразования, высшее образование Узбекистана не соответствует современному рынку труда. Прежде всего это произошло из-за медленной реакции системы на значительные перемены экономической и политической жизни страны. Руководство государства поставило перед образовательной программой сложную задачу — соответствовать мировому уровню. Перед обществом стоит стратегическая задача — формирование в Узбекистане фундамента новой эпохи Возрождения — третьего Ренессанса путем масштабных демократических реформ, в том числе в системе образования, и это рассматривается в качестве национальной идеи.

Новым импульсом в широкомасштабных преобразованиях стали Закон «Об образовании», принятый 23 сентября 2020 года, и Указ Президента «О мерах по развитию сфер образования и воспитания, и науки в новый период развития Узбекистана» от 6 ноября 2020 года. В сфере внедряются формы дистанционного, инклюзивного образования, учебные заведения страны могут совместно с зарубежными образовательными учреждения­ми открывать факультеты и учебные центры. Учителям предоставлено право на внедрение авторских программ и методов обучения, свободный выбор современных педагогических форм и методов образования и воспитания. На основании указов и постановлений Президента в этой сфере число студентов в вузах увеличилось в среднем в три раза, увеличились квоты приема, стал более прозрачным прием в бакалавриат и магистратуру. В результате создана система приема на обучение талантливой и способной молодежи.

Ограничения устраняются

За последние пять лет в республике организовано 64 новых высших учебных заведения и их общее количество выросло с 77 до 141. На основе системы государственно-частного партнерства налаживается деятельность негосударственных высших учебных заведений. Восстановлены формы вечернего и заочного образования, увеличиваются квоты приема. На начало 2020/2021 учебного года в высших учебных организациях в общей сложности числились 571,5 тысячи студентов, из них 260 тысяч (45,5 процента) — ­женщины. Уровень охвата выпускников школ высшим образованием вырос с 9 процентов в 2016 году до 28 процентов в 2020 году, и работа в этом направлении продолжается. В 2020/2021 учебном году в вузы принято 174,9 тысячи студентов, а в 2021/2022 учебном году — 182 тысячи. По сравнению с соответствующим периодом предыдущего учебного года прием увеличился на 26,6 процента. Всего в 2020 году вузы окончили 83,9 тысячи человек. В 2020 году было выделено 940 мест на дневных отделениях для обучения на основе государственного гранта девушек из малообеспеченных семей и живущих в сельской местности, а в 2021/2022 учебном году количество грантов для девушек из нуждающихся семей было увеличено в два раза и составило две тысячи мест. Госпро­граммой на 2021 год предусматривается увеличение количества государственных грантов для высшего образования на 25 процентов и количество грантов для девушек из нуждающихся семей в два раза.

Сейчас в нашей стране плодотворно работают 10 негосударственных и 27 зарубежных высших учебных заведений и их филиалы. Ученые МГУ, МИСиС, Университета Вебстера признаны во всем мире. В стране реализуются со 104 ведущими вузами 22 государств совмест­ные образовательные программы с выдачей двойных дипломов. Организация филиалов иностранных вузов и запуск совместных программ способствуют созданию конкуренции внутри нашей системы образования. Так, на начало 2020/2021 учебного года в зарубежных высших образовательных организациях республики в общей сложности обучались 27,7 тысячи студентов. По сравнению с 2016/2017 учебным годом их число увеличилось с 9,3 тысячи до 18,4 тысячи человек.

Размер ежемесячной заработной платы профессоров и преподавателей вузов за последние три года увеличился в среднем в 3,5 раза. Создан механизм, обеспечивающий повышение их квалификации и стажировку в зарубежных вузах и научно-исследовательских институтах. Начиная с 2020 года 10 вузов перешли на самофинансирование, в 36 внедрена кредитно-модульная система. Постепенно цифровизируются все вузы, осуществляется переход на модель «Цифровой университет».

В этом году в системе высшего образования планируется ряд нововведений. По указу Президента от 3 февраля 2021 года  предусматривается внедрение гранта Президента (на четыре года) для 200 абитуриентов, набравших максимальные баллы на вступительных экзаменах. 30 университетов смогут сами принимать решения об учебных планах и квотах приема. С нового учебного года предоставляется запланированный льготный образовательный кредит семьям с двумя и более детьми, которые обучаются в вузах на контрактной основе, и погашение этого кредита студентом после завершения учебы.

В ходе видеоселекторного совещания 16 июня текущего года, посвященного приоритетным задачам в системе высшего образования, главой нашего государства отмечалось, что первые реформы в сфере высшего образования были направлены прежде всего на увеличение охвата, улучшение финансового состояния институтов и университетов, материальную поддерж­ку профессоров и преподавателей.
В частности, за последние пять лет количество вузов увеличилось почти в два раза, квота приема — в три раза и составила 182 тысячи. Укреплена материально-техническая база вузов. В рамках совместных с зарубежными странами образовательных программ начата подготовка специалистов по 64 новым специальностям.

Глава государства обозначил приоритетные задачи в этой системе с целью дальнейшего развития системы высшего образования. Первое — повысить роль управляющих советов и расширить полномочия кафедр высших образовательных учреждений. Второе — привести процесс обучения в соответствие с требованиями рынка, увязать его с производством и создать среду, в которой студенты могут работать над собой. Третье — повышать научный потенциал вузов, развитие науки и инноваций. Четвертое — уменьшить бумажную работу преподавателей и студентов, а также не допускать бюрократии и коррупции за счет цифровизации сферы.

Гуманным является факт: молодежи из бедных семей, обучающейся в государственных высших образовательных учреждениях, покрывается полная сумма платного контракта за первый учебный год в 2021/2022 учебном году. Тем, кто учится на платно-контрактной основе, начиная с нового учебного года образовательные кредиты будут предоставляться на льготных условиях сроком на семь лет по базовой ставке Центрального банка, то есть по ставке 14 процентов в текущем году. Помимо этого, средства, направляемые на погашение образовательных кредитов, будут освобождены от подоходного налога. Эти нововведения являются ярким при­мером внедрения новой системы поддержки талантливой молодежи, не имеющей возможности учиться в вузах на контрактной основе.

Опыт Узбекистана в модернизации системы высшего образования показывает, что вузы сформировали уникальный набор многофункциональной направленности по подготовке специалистов, кадровому подбору профессорско-преподавательского состава, по научно-исследовательским фундаментальным и прикладным работам, наличию специализированных лабораторий и своей производственно-экспериментальной базы, образовательных филиалов, усилению связей с мировым сообществом, совершенствованию учебных программ, учебников и пособий, методики преподавания, обеспечению полного доступа всех обучающихся и преподавателей к информационно-коммуникационным технологиям образовательного процесса и информационным ресурсам.

Юлдуз ЭРГАШЕВА,
заведующая кафедрой Каршинского инженерно-экономического
института, профессор, доктор исторических наук, депутат
Кашкадарьинского областного Кенгаша народных депутатов.

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.