Обсуждены среднесрочные перспективы развития Республики Узбекистан, проект Государственного бюджета на 2022 год

08:43 19 Октябрь 2021 Политика
449 0

В Кабинете Министров Республики Узбеки­стан были обсуждены ожидаемые в 2021 году макроэкономические показатели, макроэкономические прогнозы на 2022—2024 годы, проект Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2022 год.

На заседании отмечалось, что реализуемые в нашей стране под руководством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева масштабные реформы, а также принятые меры в период коронавирусной пандемии по поддержке предпринимательства и населения, созданию новых рабочих мест, сокращению бедности, усилению социальной защиты дают свои результаты. За истекший период проводимая в стране макроэкономическая политика была направлена в том числе на стимулирование макроэкономической активности или валового спроса.

Предварительные статистические данные показали, что по итогам 9 месяцев текущего года в республике внутренний валовой продукт вырос на 6,9 процента.

За этот период было создано 338 тысяч дополнительных рабочих мест. Начали свою деятельность около 77 тысяч новых субъектов предпринимательства. Объем инвестиций доведен до 32 процентов ВВП.

За 9 месяцев текущего года объем экспорта, без учета экспорта золота, вырос на 34,1 процента и составил 8,9 миллиарда долларов.

Ожидается, что по итогам текущего года в стране рост ВВП составит около 6,5—7 процентов, при этом объем промышленного производства увеличится на 9,1 процента, объем строительных работ — на 6,6 процента, оказания услуг — на 8,6 процента и сельского хозяйства — 2,8 процента.

В опубликованных недавно Всемирным валютным фондом сведениях отмечается, что экономика Узбекистана в текущем году вырастет на 6,1 процента.

В основном сценарии среднесрочных макроэкономических показателей прогнозируется, что в предстоящие пять лет темпы роста ВВП составят 6,5 процента.

В частности, в 2022 году ВВП вырастет на 5,9 процента, а в будущем темпы роста будут еще выше.

Перед правительством стоит задача по доведению объема ВВП на душу населения до 2 800 долларов, к 2030 году — до 4 000 долларов, войти в высшую группу стран со средним доходом.

В ходе заседания внимание акцентировалось на то, что этого можно добиться только за счет повышения инвестиционной привлекательности и производственного потенциала через незамедлительную, полноценную реализацию намеченных структурных реформ. Дана критическая оценка деятельности руководителей министерств и ведомств, несущих ответственность за реализацию реформ.

Определена необходимость сохранения макроэкономической стабильности, в частности, сокращения уровня инфляции в 2022 году до 9 процентовв среднесрочной перспективе — до 5 процентов, сохранения государственного долга на умеренном уровне, непревышения в будущем году дефицита Государственного бюджета более чем на 3 процента.

В 2021 году для смягчения последствий коронавирусной пандемии в нашей стране проводится стимулирующая бюджетно-налоговая политика. Для решения незамедлительных социально-экономических проблем путем внесения соответствующих изменений в Закон «О Государственном бюджете Республики Узбекистан в 2021 году» из бюджета было выделено более 27 триллионов сумов дополнительных средств.

В частности, в рамках программ «Благо­устроенная махалля» и «Благоустроенное село» было выделено 15,8 триллиона сумов на строительство и ремонт внутренних дорог махаллей, ремонт школ и объектов здравоохранения, других инфраструктурных объектов, на мероприятия по борьбе с коронавирусом дополнительно выделено 1,3 триллиона сумов.

В текущем году, чтобы не превысить дефицит бюджета по отношению к ВВП на 5,5 процента, руководителям ответственных ведомств и органов были даны поручения по формированию дополнительных доходов, оптимизации расходов, которые не обязательны к выполнению в этом году.

В налоговой политике на 2022 год в целях повышения инвестиционной привлекательности экономики нашей республики предлагается осуществить ряд преобразований.

В частности, с 1 января 2022 года снизить налоговую ставку на имущество юридических лиц с 2 процентов до 1,5 процента.

При расчете налога на прибыль предусматривается увеличить размер инвестиционных отчислений на новое технологическое оборудование с 10 процентов до 20 процентов, а для зданий — с 5 процентов до 10 процентов.

Кроме того, предлагается повысить амортизационные нормы в среднем в 2,5 раза.

В расходной части проекта бюджета на 2022 год предусматривается развитие человеческого капитала, дальнейшее усиление социальной защиты, сокращение бедности, создание новых рабочих мест, улучшение условий жизни населения в регионах.

В проекте Государственного бюджета при обеспечении приоритета выделения средств на социальную сферу около 45 процентов из них направляется на сферу образования. В частности, учреждениям дошкольного образования с учетом всех мероприятий и роста числа воспитанников объем выделяемых средств увеличен на 2,2 триллиона сумов по сравнению с текущим годом и составляет 8,7 триллиона сумов, для народного образования предусмотрено 30,3 триллиона сумов, или больше на 6,5 триллиона сумов, на среднее специальное и высшее образование — 7,5 триллиона сумов, или больше на 3,1 триллиона сумов.

На 2022 год запланировано выделение на сферу здравоохранения 22,6 триллиона сумов, или 11 процентов всех расходов.

В 2022 году количество нуждающихся семей, получающих социальное пособие, по сравнению со средним показателем 2021 года в 1 миллион 200 тысяч человек увеличится на 1 миллион 440 тысяч человек, будет охвачено 16,5 процента всех семей. 

5  процентов районных и городских бюджетов, то есть 1,4 триллиона сумов, будут направлены на финансирование предложений граждан, вы­двинутых через портал «Открытый бюджет».

Для повышения в 2022 году размера заработной платы, социальных пособий, стипендий и пенсий в темпах, превышающих уровень инфляции, в проекте бюджета предусматривается достаточно средств.

В бюджетном послании на 2022 год отражаются целевые индикаторы бюджетных расходов министерств и ведомств по программам развития на очередные три года, разработанные при техническом содействии экспертов международных финансовых институтов.

На заседании особо отмечалось, что все руководящие работники несут ответственность за эффективное использование каждого сума Государственного бюджета.

С учетом вышесказанного была определена необходимость снижения дефицита бюджета по отношению к ожидаемому в текущем году ВВП с 5,5 процента до 3 процентов.

С учетом изложенных на заседании предложений в Законодательную палату Олий Мажлиса были внесены проект Закона «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2022 год» и бюджетное послание.

УзА.

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.