Обсуждены факторы, влияющие на социальное и психическое состояние детей, и пути их решения

17:11 24 Октябрь 2023 Политика
632 0

Фото: Пресс-служба Сената Олий Мажлиса

24 октября 2023 года по инициативе Комитета Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам молодежи, культуры и спорта совместно с Министерством дошкольного и школьного образования при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) состоялась конференция на тему «Дети в цифровую эпоху: вопросы социального и психического благополучия». 

В мероприятии приняли участие сенаторы, ответственные работники министерств и ведомств, представители международных организаций, международные эксперты, а также члены Молодежного парламента при Сенате.

Сегодня в век информационных технологий дети сталкиваются с различными социальными, эмоциональными и психическими проблемами.

По данным проведенных анализов 10-20% детей школьного возраста имеют проблемы с психическим здоровьем, причем половина этих проблем развивается до четырнадцати лет. Такое положение дел свидетельствует об актуальности вопроса психического благополучия детей в школе и важности обсуждения данного вопроса.

В этой ситуации школа, как одна из основных систем в жизни детей, должна расширить сферу своей деятельности и участвовать в решении подобных проблем.

Согласно отчету ЮНИСЕФ группа молодежи в возрасте от 15 до 24 лет имеет наибольший доступ к Интернету. Дети и подростки в возрасте до 18 лет составляют треть пользователей Интернета во всем мире.

По данным МВД Республики Узбекистан 65% Интернет-пользователей в нашей стране составляют люди в возрасте 14-30 лет, и распространение вредного контента через Интернет оказывает негативное влияние на мировоззрение и поведение молодежи. Это создает опасность стать реальной угрозой интересам общества.

Учитывая, что сегодня большинство пользователей социальных сетей – это молодые люди, важность безопасного и эффективного использования ими данного пространства является актуальным вопросом повестки дня.

На конференции отмечалось, что в Узбекистане в этом направлении проделана значительная работа.

Так, создаются условия для интеллектуального, творческого, физического и нравственного развития молодежи, реализации ее прав на образование, здравоохранение, обеспечение жильем, трудоустройство, отдых.

В частности, в Конституции в новой редакции установлено, что обеспечение и защита прав, свобод и законных интересов ребенка являются обязанностью государства.

В Стратегии «Узбекистан – 2030», утвержденной Указом Президента от 11 сентября 2023 года, определены конкретные задачи по поднятию системы образования на новый уровень, раннему развитию компьютерной грамотности детей, внедрению программа благоприятной среды для образования.

Также постановлением Президента от 19 июня 2023 года на министерства здравоохранения и дошкольного и школьного образования возложена задача организовать в учреждениях общего среднего образования в рамках имеющихся дисциплин и внеурочных процессов специальное социально-эмоциональное обучение (Social Emotional Learning, SEL) по формированию у учащихся навыков самоконтроля и преодоления сложных жизненных ситуаций, предупреждению депрессивных, тревожных состояний и суицидов.

На конференции представители сферы, ученые и эксперты обсудили анализ факторов, влияющих на психическое здоровье и социальное благополучие подростков в эпоху цифровых технологий, социальную активность детей в этом процессе, эффективный опыт развитых стран, меры по созданию благоприятной среды для обучения в условиях цифровых технологий в школах.

Обсуждалась активность подростков в социальных сетях, возможности и угрозы в виртуальном пространстве, а также научный анализ их эмоционального и психического состояния, в том числе уровень цифровой грамотности и квалификации школьных учителей и родителей в условиях цифровых технологий, передовой опыт зарубежных стран по улучшению психологической и социальной среды в школах.

Кроме того, остановились на результатах первого комплексного исследования «Психическое здоровье и психосоциальное благополучие подростков в школе», проведенного в 2022 году представительством ЮНИСЕФ в Узбекистане с целью изучения и анализа факторов, влияющих на психическое здоровье и благополучие школьников.

По результатам исследования каждый четвертый подросток страдает от тревоги и депрессии, каждый десятый страдает от нехватки социального общения и одиночество, 13 % подростков употребляет табак, алкоголь и наркотические, психоактивные вещества, и большинство школьников не доверяют школьным психологам при наличии психологических проблем.

Школы могут играть важную роль в жизни многих детей и подростков в их важный период социального и эмоционального развития. Как отмечали выступавшие, школы должны выступать в качестве одной из основных систем поддержки психического здоровья учащихся, реализуя широкий спектр мероприятий в области психического здоровья, включающих продвижение, профилактику и реабилитацию.

В обсуждениях особый акцент сделан на повышении цифровых знаний и навыков детей, совершенствовании цифровой и компьютерной грамотности учителей и родителей, внедрении политики безопасного Интернета в школах, организации системы социально-психологического обслуживания и, конечно же, усилении взаимодействия компетентных организаций друг с другом и общественностью.

По завершении конференции выработаны рекомендации по улучшению школьной среды и психического состояния детей.

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.