Общественная палата: концентрация активности
Фото: Norma.uz
В Послании главы государства парламенту среди основных задач определен принцип: «Инициатор реформ — само общество». Для его реализации нужно расширить масштаб участия населения в управлении делами государства и общества. Требуется повысить роль гражданского общества в достижении Целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций.
Не менее важно установить эффективное социальное партнерство граждан, общества и государства, как и усилить действенный общественный контроль за деятельностью органов государственной власти и управления.
Механизмом осуществления данных постулатов станет Общественная палата, а также палаты Каракалпакстана, областей и Ташкента. Основой их деятельности стал подписанный главой государства указ.
Создание Общественной палаты обсуждалось на проведенном 11 февраля под руководством Президента Шавката Мирзиёева совещании по вопросам совершенствования систем противодействия коррупции и общественного контроля.
Тогда были определены основные задачи и организационные аспекты работы палаты, как и ее цели.
Первая — Общественная палата должна представлять интересы свыше десяти тысяч негосударственных некоммерческих организаций (ННО), выступать мостом между государством и гражданским обществом. За последние три года такие крупные организации, как НАННОУз, Торгово-промышленная палата, «Махалла», «Нуроний», «Хунарманд», и другие ни разу не выступили с инициативой о проведении общественного слушания ни на республиканском, ни на региональном уровнях.
Общественная палата должна объединить основные ННО и другие институты гражданского общества, помочь в превращении их в субъекты общественного контроля. По этой причине общенациональное движение «Юксалиш» и веб-портал «Mening fikrim» теперь будут действовать при Общественной палате. Также основным ее направлением станет активизация деятельности общественных советов при государственных органах в областях, оказание им всестороннего методического содействия.
Вторая — необходимость постоянного изучения социально значимых проблем государственной и общественной жизни, поддержка инициатив ННО в разработке практических предложений по их разрешению. Для этого будет усовершенствована деятельность Общественного фонда по поддержке ННО и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе и Парламентской комиссии. Только за 2019 год Парламентской комиссией выделено ННО 37 миллиардов сумов на реализацию 321 проекта. Кроме того, Парламентской комиссией ежегодно выделяются субсидии, формируются соцзаказы и гранты для ННО и других институтов гражданского общества.
Третья — усилить социальное партнерство между госорганами, институтами гражданского общества и субъектами предпринимательства. К примеру, в Польше 2,5 процента, а в США шесть процентов населения ведут деятельность в сфере гражданского общества. В этих странах занятость граждан в данной сфере стоит на третьем месте после розничной торговли и производства.
В Узбекистане также требуется усилить активность граждан. Достичь этого возможно за счет следующих шагов. Общественная палата определит, в каких сферах необходимо наладить социальное партнерство. Исходя из этого изучит существующие там проблемы, чтобы разрабатывать и реализовывать новые проекты. Она должна стать мостом между госорганами и субъектами предпринимательства в осуществлении социального партнерства. Необходимо создать систему ННО для поддержки реального сектора экономики, обеспечить реализацию проектов предпринимателями на основе социального партнерства, содействовать в повышении показателей международных индексов по верховенству закона и демократии в Узбекистане за счет системного изучения общественного мнения путем привлечения отечественных и зарубежных экспертов.
К сожалению, незаметна роль свыше десяти тысяч ННО. Многие негосударственные некоммерческие организации осуществляют деятельность формально. Для улучшения ситуации, прежде всего для решения социально значимых вопросов, необходимо сформировать эффективную систему общественного контроля за деятельностью госорганов. Так как общественный контроль — эффективный метод в искоренении коррупции. Поэтому необходимо внедрить в практику такие действенные формы современного контроля, как общественное слушание, общественная экспертиза, общественный мониторинг, общественная инициатива.
Для конкретности приведу пример. На Едином портале интерактивных госуслуг свыше 17 тысяч граждан оставили комментарии, предложения по размещенным проектам нормативно-правовых документов. Но лишь на 1 100, или 6,5 процента из них, дали конкретные предложения.
Значимы направления работы палаты, регламентированные в указе. Это организационно-институционные изменения.
Будет сформирован состав Общественной палаты из 50 членов, работающих на общественных началах. Из них 18 членов назначаются Президентом страны. 18 человек принимаются на основе конкурсного отбора из числа кандидатов негосударственных некоммерческих организаций, 14 членов являются представителями региональных общественных палат, которые по должности являются председателями региональных общественных палат.
Региональная Общественная палата состоит из 21 члена — работающих на общественных началах. Они представляют негосударственные некоммерческие организации регионов, научные круги, средства массовой информации и широкую общественность, рекомендуются на общественных форумах.
Общественная палата и региональные общественные палаты считаются постоянно действующими консультативно-совещательными органами. Срок полномочий членов Общественной палаты и региональных общественных палат составляет три года начиная со дня проведения первого общего собрания Общественной палаты и региональных общественных палат.
В свою очередь упраздняются Консультативный совет по развитию гражданского общества при Президенте Республики Узбекистан и Центр по развитию гражданского общества.
Общественная палата будет руководствоваться в первую очередь принятым указом о ее создании. Будет разработан и принят проект закона «Об Общественной палате при Президенте Республики Узбекистан». Правовая база Общественной палаты вберет законы «Об общественном контроле» и «О социальном партнерстве», Кодекс об ННО.
Как отметил глава государства, следует четко закрепить обязательность проведения консультаций с общественностью при принятии решений по важнейшим вопросам социально-экономической жизни страны, представляющим особый интерес для населения. Подобные решения будут приниматься только с одобрения общественности.
Теперь ежеквартально будут рассматриваться в палатах Олий Мажлиса, Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей и Ташкента, районов (городов) результаты изучений и анализа актуальных для общественности вопросов, проведенных Общественной палатой и ее региональными подразделениями.
Наряду с этим она будет ежегодно представлять Президенту страны и палатам Олий Мажлиса годовой Национальный доклад о состоянии и тенденциях развития гражданского общества.
Предусмотрен для палаты новый уровень социального партнерства. Речь идет об эффективном социальном партнерстве между государством — бизнес-средой — ННО (третий сектор). Органы государственной власти будут действовать в тесном взаимном сотрудничестве с Общественной палатой и региональными общественными палатами со строгим соблюдением принципов независимости ННО и невмешательства в их работу.
Намечено и развитие международного партнерства.
Это оказание содействия в налаживании практического и эффективного сотрудничества институтов гражданского общества в достижении Целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций с организацией общественных слушаний по данному вопросу. Совершенно иные требования предъявляются к организации работы по развитию института «народной дипломатии», использованию возможностей институтов гражданского общества в практическом воплощении приоритетных задач внешней политики страны, улучшению ее позиции в ведущих международных рейтингах, а также установлению тесных связей с соотечественниками за рубежом, оказанию содействия негосударственным некоммерческим организациям в развитии международного сотрудничества.
Указ главы государства важен и значим тем, что он послужит налаживанию современной формы системного и эффективного диалога, объединяющего усилия государства, граждан и институтов гражданского общества, направленные на дальнейшее ускоренное и устойчивое развитие страны, а также обеспечение согласованности их социальных интересов.
Как сказал Президент Шавкат Мирзиёев, мы поставили перед собой такую высокую цель, как построение вместе с нашим народом нового Узбекистана. Значит, необходимо добиться повышения эффективности реформ, расширения масштаба участия населения в управлении делами государства и общества.
Акмал САИДОВ,
первый заместитель Спикера
Законодательной палаты Олий Мажлиса
Больше новостей на нашем Telegram канале: @ns_uz
Рекомендуем
Популярное
- Состоялась неформальная встреча лидеров Узбекистана и Кыргызстана
- По предварительным данным ЦИК Беларуси Александр Лукашенко побеждает на выборах президента
- Рассмотрены приоритетные задачи в сферах высшего образования и науки
- В Будапеште впервые пройдут Дни кино Узбекистана
- Содик Сафоев провел встречу с сенатором Испании
- Законом закрепляются гарантии защиты вкладов в банках
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment