Образование в области прав человека – это одно из важнейших условий эффективности государственной политики

11:44 19 Декабрь 2022 Общество
940 0

Фото: Иллюстративное


Образование в области прав человека (далее ОПЧ) – это одно из важнейших условий эффективности государственной политики в области прав человека, необходимое для реализации прав человека. 

Справочно: Начиная с 1948 года была проделана в области образования в области прав человека. В 1993 году на Всемирной конференции по правам человека было заявлено, что образование в области прав человека является «существенным для развития и достижения устойчивых и гармоничных отношений между странами и для содействия взаимопониманию, терпимости и мира».  В 1994 году Генеральная Ассамблея провозгласила период с 1995 по 2004 год Десятилетием образования в области прав человека ООН и призвала все государства-члены ООН содействовать «обучению, распространению и информированию с целью создания всеобщей культуры прав человека». 

В основных международных документах по правам человека отдельное внимание уделено вопросам повышения информированности в области прав человека. Например, статья 42 Конвенции о правах ребенка закрепляет «Государства-участники обязуются, используя надлежащие и действенные средства, широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей". Аналогичные положения содержатся во многих документах по правам человека. 
Договорные органы ООН по правам человека в своих общих рекомендациях настоятельно рекомендуют всем государствам разрабатывать всеобъемлющие стратегии по повышению информированности общества о положениях соответствующего договора, внедрять образовательные и учебные программы для широкого круга специалистов и общественности. В своих заключительных замечаниях договорные органы подчеркивают образование в области прав человека указывается в качестве решающей меры по искоренению вредных практик и негативных стереотипов, являющихся зачастую главнейшей причиной нарушению прав человека. 

Функции ОПЧ в современном мире

ОПЧ как средство воспитания в духе взаимопонимания и уважения прав человека

Право на образование – основа для реализации всех прав человека. Оно включает в себя, во-первых, образование в области прав человека, во-вторых, право изучать эти права, в-третьих, пути и способы их защиты. В рамках образовательной системы все эти три компонента обеспечивают целостный юридический подход. Данный подход включает в себя, во-первых, «права человека через образование», обеспечивающие, чтобы все компоненты и процессы образования в области прав человека, включая учебные планы, материалы, методы и тренинги, способствовали развитию обучения правам человека; во-вторых, «права человека в образовании» для обеспечения уважения прав человека всех членов школьного сообщества.

Образование в области прав человека продвигает ценности, убеждения и позиции, которые побуждают всех людей поддерживать свои права и права других. ОПЧ направлено на повышение информированности населения о своих правах, что важно для правильного понимания и толкования прав человека, а, следовательно, и для трансформации сознания и мышления населения и установки новых моделей поведения и взаимодействия между государством и обществом. 
 

Образование в области прав человека должно способствовать укреплению культуры прав человека. Культура прав человека — это такая культура, где люди, владеют знаниями о правах человека и основных свободах и уважают их. Это важно для развития справедливого общества, в котором ценятся и уважаются все права человека всех людей. В справедливом обществе реализации прав человека зависит от уровня правовой культуры населения. 

ОПЧ как гарантия верховенства закона, справедливости и эффективной системы правосудия

В Преамбуле Конституции Узбекистана подтверждается верность народа идеалам демократии и социальной справедливости. Статья 14 гласит, что государство строит свою деятельность на принципах социальной справедливости и законности в интересах благосостояния человека и общества. Принцип справедливости – одна из основополагающих идей современной конституции.

Справедливость – основа социального государства. 

Обеспечение справедливого общества во многом зависит от уровня правовой культуры, а, следовательно, и от эффективной системы образования в области прав человека. Именно от уровня правовой культуры населения зависит будут ли положения законодательства эффективно применяться на практике или так и останутся на бумаге. 

Правовая культура обеспечивает не только знание своих прав, но и уважение прав других членов общества и соблюдение своих обязанностей.  Это означает, что механизмы защиты прав человека будут работать эффективно только в случае высокого уровня правовой культуры населения и культуры прав человека.  Высокий уровень правовой культуры создает надлежащие условия для эффективного функционирования системы правосудия, а низкий уровень правовой культуры - это один из основных барьеров, снижающих качество правосудия.     

ОПЧ создает условия для активного и своевременного обращения в надлежащие органы и ведомства, снижение уровня коррупции, соблюдения этических принципов и правовых ценностей. 

В долгосрочной перспективе практическая значимость ОПЧ также в том, что высокий уровень правовой культуры может способствовать снижению правонарушений, что в свою очередь может снизить нагрузку на правоохранительные органы и судебную систему. Ведь каждое правонарушение влечет финансовые расходы, как со стороны населения, так и государства. Другими словами, ОПЧ – не только условие эффективности реактивных мер, т.е. мер по защите прав человека в случае нарушения, но и ключевая превентивная мера и фактор, снижающий уровень и частоту нарушений прав человека. Как известно, главная причина многих нарушения- невежество, и легче предупредить, чем искоренять последствия. 

1. ОПЧ как средство укрепления гражданского общества

ОПЧ способствует воспитанию граждан в духе активного участников всех происходящих процессов, умеющих отстоять свои интересы и защитить свои права, а не пассивных наблюдателей и/или жертв обстоятельств. 

При высоком уровне правовой культуры население не только может защитить свои права, но и оценить эффективность или целесообразность принимаемых мер, и более того, выдвигать свои инициативы по совершенствованию механизмов защиты прав человека. 

Политически и юридически грамотное население умеет требовать и защищать свои права. Это способствует повышению ответственности госорганов, что повышает качество работы соответствующих госорганов и эффективное функционирование механизмов по защите прав человека. Помимо этого, высокий уровень правовой и политической культуры способствует также снижению уровня коррупции в стране, которая является одним из основных нарушений прав человека.
Эффективная деятельность госорганов в интересах народа и эффективное функционирование механизмов по защите прав человека повышает доверие народа к государству, осуществляемым реформам и уверенность в завтрашнем дне. В условиях трансформационных процессов доверие к правительству – важное условие успешности реформ. 

Тенденции и перспективы развития ОПЧ

Во-первых, в современных условиях уровень развития технологий позволяет обеспечить много вариантность ОПЧ. Наряду с мероприятиями в оффлайновом режиме, возможны в онлайновом режиме или т.н. гибридный формат. 

Во-вторых, расширение круг вопросов, связанных с правами человека вследствие появления новых концепций и теорий, принятия новых стандартов и создания новых механизмов, возникновения новых факторов и угроз правам человека.  

В-третьих, все больше учебных курсов и мероприятий, посвященных защите прав уязвимых категорий населения, таких как беженцы, мигранты, лица с инвалидностью и другие. 

В-четвертых, анализ проведения учебных мероприятий и тренингов по правам человека, показывает повышение уровня знаний участников, и смещение акцента от понятий к методикам и методологии обеспечения прав человека. Все чаще на учебных занятиях задается вопрос не «Что делать?»,  а «Как делать?». Это обуславливает актуальность издания публикаций, посвященных именно методикам ОПЧ. 

В-пятых, все чаще используется междисциплинарный подход к ОПЧ. Растет понимание того, что права человека невозможно обеспечить только принятием законов или другими правовыми средствами. Важно учитывать психологические, культурные, экономические и другие аспекты прав человека. 

Для успешности образования в области прав человека важно иметь четко продуманную стратегию и тщательно разработанные механизм ее реализации. 

Во-первых, важно обеспечить дифференцированный подход к ОПЧ. Для каждой группы населения и категории специалистов/должностных лиц должны быть разработаны свои программы обучения с учетом специфики их деятельности. 

Во-вторых, в современных условиях огромного потока информации и высокого уровня занятости важно обеспечить интегрированный подход к ОПЧ, то есть ОПЧ должно быть интегрировано в повседневную жизнь и профессиональную деятельность. То есть население и должностные лица должны иметь возможность повышать свою правовую культуру без отрыва от основной деятельности, непрерывно и систематически, при наиболее удобных для них условиях. В современных условиях достичь этого можно путем использования СМИ, телевидения, интернета, цифровых платформ, социальных сетей. 

В-третьих, ОПЧ должно быть многоуровневым для обеспечения его непрерывности и комплексности. ОПЧ должно быть внедрено со школьной скамьи до системы повышения квалификации и переподготовки кадров. Кроме того, ОПЧ должно быть многоуровневым с географической точки зрения – мероприятия в рамках ОПЧ должны проводиться на международном, республиканском, областном, районном и местном уровнях. 

В-четвертых, ОПЧ должно учитывать новые факторы, оказывающие влияние на права человека в современный период. В частности, такие факторы как цифровизация, изменение климата, формирование нового мирового порядка в целом. Учебные курсы по правам человека должно постоянно обновляться и обогащаться новыми вопросов для изучения и обсуждения и вовлекать широкий круг специалистов.

Шухрат Рахмонов
Кандидат юридических наук, заведующий кафедрой 
 Центра повышении квалификации юристов при 
Министерстве юстиции Республики Узбекистан

Фируза Хамдамова
Доктор философии по юридическим наукам (PhD), Докторант (DSc) Национального центра по правам человека Республики Узбекистан

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.