Образ, запечатленный на века

Захириддин Мухаммад Бабур — величайшая личность своего времени. Создав одну из самых сильных империй в истории Востока, он оставался патриотом Родины и до конца своих дней пытался наладить дипломатические связи с родным Андижаном. Он был великом поэтом, чьи газели и рубаи восхищают по сей день, находят отклик в сердцах почитателей его лирического таланта. Его перу принадлежит одно из самых известных в мировой литературе восточных произведений «Бабурнаме». Это своего рода личные дневники, ставшие ценным источником по изучению истории, культуры, быта, фауны и флоры тех регионов, которые он посещал.
В Государственном музее истории Темуридов Академии наук Республики Узбекистан хранится более 7 500 экспонатов, относящихся к эпохе Темуридов. Они рассказывают о династии, культуре, истории, искусстве того периода. Одним из великих представителей рода Тамерлана является его потомок — Захириддин Мухаммад Бабур.
Жизненный путь, судьба, творчество Бабура изучались историками всего мира. Интерес ученых закономерен. Создавший империю Бабуридов в Индии Бабур был преданным сыном Родины и до конца своих дней боролся за ее благополучие.
Изучая творчество принца из династии Темуридов, почитатели проявляют интерес к его внешнему виду. Первым, кто задумался воспроизвести его облик, был внук Акбаршах. Собрав во дворце ученых, художников-миниатюристов, он приказал на основе сюжетов «Бабурнаме» нарисовать более пятисот картин. Для современных живописцев написанные в эпоху Акбаршаха миниатюры являются ориентиром в создании образа Бабура. В портретах, подаренных музею истории Темуридов разными мастерами, чувствуется их влияние.
Одно из таких полотен — портрет Захириддина Бабура, созданный в 1974 году художницей-мастерицей Фазолат Саидалиевой и подаренный музею в год его открытия. Вышитый вручную шелковыми нитями в национальном стиле вышивки кашта, он помещен в раму из ганча. Великий поэт, государственный деятель Бабур изображен в саду с книгой в руке. Портрет создавался автором в течение нескольких лет и продолжает традиции миниатюры эпохи Акбаршаха.
Еще один портрет написан художником Акмалем Нуром и приобретен музеем в 1996 году. Бабур изображен во весь рост. На нем красный золотошвейный халат, на голове большая желтая чалма. В правой руке он держит гранат. На заднем фоне — панорама Индии. Вдалеке виден Тадж-Махал. На небе звезды и луна. Бабур стоит за золотым узорчатым троном. В картине преобладает золотой цвет. Это знак его величия как шаха и обладателя тонкого вкуса. Портрет заставляет задуматься о судьбе Бабура, вынужденного покинуть Родину.
Картину «Бабур в саду» искусствовед Нафиса Гильманова подарила музею в 2021 году. Захириддин Бабур изображен с гранатом в руке. Синий халат украшен растительными узорами. На поясе завязан голубой кушак, на голове — чалма. Рядом стоит ляган с виноградом и гранатами, кувшин. На заднем плане изображен портал здания, украшенный геометрическими узорами.
Портрет Захириддина Бабура художницы Азизы Маматовой куплен музеем у автора в 2002 году. В красной рубашке и желтом жилете, на котором изображены олени (как и в миниатюрах), Бабур изображен сидящим в кресле ночью в саду.
Известный узбекский скульптор из Великобритании Юнус Сафардиёр в 2021 году подарил Государственному музею истории Темуридов бронзовую скульптуру «Бабур на коне», созданную им в 1991 году. Бабур представлен на коне, в боевом снаряжении. В правой руке — сабля, левой он держит скакуна за узду. На нем богатый костюм, кольчуга. Для улучшения защиты она усилена металлическими медальонами и расписными четырехугольными элементами. Большой круглый металлический щит, защищающий грудь, в центре украшен надписью «Ал-куръон ал-карим» в стиле сульс. На ремне висят кинжал и расписные ножны от сабли. Плащ на его плече будто развевается на ветру. На правом плече — голова льва. На голове — шлем. На ногах — цар¬ские сапоги. Конь изображен в движении. Скульптура установлена на круглом бронзовом пьедестале.
Композиция не повторяет задумчивый поэтический образ Бабура, известный нам по портретам, напротив, изображает решительного, храброго полководца.
Следующее произведение искусства — ковер ручной работы «Мирзо Бабур», выполненный по образцу портрета «Мирзо Бабур» художницы Азизы Маматовой. Автор ковра неизвестен. Передан музею историком
Ш. Миралиевой. На ковре Бабур изображен в ночном саду. В правой руке держит карандаш, в левой — белую бумагу. Бабур задумчиво смотрит вдаль. Поверх алой рубашки надета безрукавка, окантованная мехом барса.
Образ основателя империи Бабуридов, правителя и поэта Захириддина Мухаммада Бабура и в дальнейшем будет источником вдохновения для мастеров искусств. Государственный музей истории Темуридов приглашает всех поклонников культуры эпохи Темуридов и Бабуридов увидеть настоящие произведения искусства, на которых изображен достойный потомок великого Сахибкирана.
Наргис ХОЛОВА,
заведующая фондами Государственного музея
истории Темуридов
Академии наук
Республики Узбекистан,
Камол НОСИРОВ,
методист музея.
Рекомендуем
Популярное
- Иностранные туристы открывают для себя новые вдохновляющие маршруты по Узбекистану
- В Узбекистане пройдет традиционный Международный фестиваль изобразительного и прикладного искусства
- На фестивале в Гуанчжоу ярко представлен туристический потенциал Узбекистана
- Герои Великой Победы: гроза фашистов по прозвищу "Казбек"
- О присоединении Республики Узбекистан к Соглашению об учреждении Евразийского банка развития (Астана, 12 января 2006 года)
- Гений Амира Темура: выдающийся правитель и военный стратег
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment