Обеспечение равных прав и возможностей для женщин на государственной службе - одна из основных целей реформ Узбекистана

Фото: argos.wave.uz
Тема статьи Наргизы Мухторовой напрямую раскрывает содержание пятой цели устойчивого развития, нацеленной на достижение гендерного равенства.
В настоящее время в конституциях многих стран зафиксированы равные права мужчин и женщин, однако, есть еще много государств, которые не готовы даже декларировать этот факт. Не говоря уже о том, что расстояние между правами, зафиксированными в конституции, и реальными трудностями, с которыми сталкиваются женщины при реализации своих карьерных амбиций, огромно. Материал Н. Мухторовой наглядно показывает, как работают над этой проблемой в Узбекистане, и будет интересен всем, кого интересуют тематика устойчивого развития и ЦУР в их практической плоскости.
Инициатива Президента Узбекистана Ш.Мирзиёева, озвученная в очередном послании Олий Мажлису об учреждении Республиканского общественного женского совета, является закономерным продолжением курса реформ, направленных, в том числе, на повышение роли женщин в обществе, расширение их прав и полномочий в сфере государственного управления.
Принимая во внимание, что в настоящее время около 50% населения Узбекистана составляют женщины, создание подобной структуры не только дополняет системную политику Главы государства по их активному вовлечению во все сферы жизни общества, но и в полной мере отвечает глобальным трендам по созданию равных возможностей для полноценной реализации потенциала женщин на благо устойчивого развития.
В частности, за последние годы в нашей стране последовательно реализовывается комплекс мер по всесторонней поддержке женщин, улучшению их социальных условий, организации профессионального обучения и обеспечения занятости.
По инициативе Президента утвержден порядок формирования «Женских тетрадей», механизм адресного подхода к вопросам социальной, правовой и психологической поддержки женщин, включенных в список.
Для расширения доступа девушек к получению высшего образования Постановлением Правительства № ПКМ-402 от 23 июня 2020 г. «Об утверждении положения о порядке рекомендации женщинам к участию в конкурсе и организации их приема в высшие учебные заведения в пределах показателей приема на основе дополнительных государственных грантов» с 2020\2021 учебного года введены 4% бюджетные квоты при поступлении в ВУЗ.
Так, если в 2016 году из 61 тысячи молодых людей, поступивших в высшие учебные заведения 23 тысячи (37%) составляли женщины, то в 2019 году их количество увеличилось до 65 тысяч (41%) из 138 тысяч студентов.
В целях увеличения представленности женщин в Парламенте, законодательством предусмотрена 30% квота при выдвижении женщин-кандидатов в законодательную палату. По данным Центральной избирательной комиссии на 25 января 2021 года, около 29% членов обеих палат Олий Мажлиса составляют женщины. В числе депутатов нижней палаты парламента 48 женщин, что составляет 33%, в Сенате — 23 женщины или 23,7% соответственно.
Несмотря на относительно высокую долю женщин в Парламенте, численность женщин на государственной гражданской службе Узбекистана остаётся невелика.
В настоящее время в системе государственной гражданской службы нашей страны работает более 95 тысяч государственных служащих. Из этого числа 21% составляют женщины, из которых 10% занимают руководящие должности в государственных органах.
Наиболее высокие должности руководителей среди женщин занимают председатель Сената, заместитель руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан, заместитель советника Президента Республики Узбекистан, министр, 4 замминистра, 5 хокимов и два заместителя хокима.
Согласно данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике за 2019 год общая доля женщин в составе управленческого персонала в Узбекистане составляет 26,6%. Наибольший показатель в Республике Каракалпакстан – 33,8%, наименьший в Джизакской области 17%.
Препятствия для карьерного роста женщин в Узбекистане
Начиная свою карьеру, женщины зачастую сталкиваются с определенными трудностями, в числе которых ведение домашнего хозяйства, общественное давление представлений об их гендерной роли и т.д.
В целях изучения проблем обеспечения гендерного равенства на госслужбе Агентством развития государственной службы проведено онлайн-исследование, в котором приняли участие 808 респондентов. Из числа участников опроса 74,5% составили женщины, 25,5% – мужчины. Респонденты, осуществляющие служебную деятельность в госсекторе, составили 84,7%, а в частном секторе - 15,3%. Все участники опроса имели возможность указать до 3-х вариантов ответов.
По результатам опроса, большинством (52,4%) в качестве причины для женщин не поступать на государственную службу названо семейное положение (наличие маленьких детей, запрет супруга). Более трети опрошенных (34,3%) отметили, что их не устраивает режим рабочего времени и 32,7% указали дискриминацию по признаку пола при продвижении по службе. При этом, варианты «чрезмерный объем работы» и «низкая заработная плата» набрали – 22,4% и 19,9% соответственно.
В числе проблем по обеспечению гендерного равенства в системе государственной гражданской службы около половины респондентов (49,9%) назвали разделение профессий и должностей на «мужские» (технические профессии, руководящие должности и т.д.) и «женские» (учителя, врачи, воспитатели, секретари, помощники и т.д.). Наряду с этим, 41,5% респондентов указали причиной «менталитет общества», а также 25% – «религиозные убеждения, о неправильности нахождения женщин среди незнакомых мужчин».
Международный анализ положения женщин
Согласно данным Индекса влияния женщин (Women’s Power Index) за 2020 год, на сегодняшний день среди 193 стран-членов ООН 22 женщины находится во главе Государства / Правительства.
В данном рейтинге представлен и уровень министерских должностей, занимаемых женщинами в Узбекистане. По состоянию на 1 января 2020 года этот показатель равен 3% (180 место). Для сравнения, в Афганистане - 6% (169 место), в Казахстане - 10% (157 место).
Эксперты отмечают, что в 13 (в основном страны это Европы) из 193 стран мира представлено не менее 50% женщин в составе Правительства.
В индексе также отражены данные по уровню представления женщин в Парламенте Узбекистана - 29% (62 место). К примеру, этот же показатель в Казахстане равен 24% (89 место). При этом, в 3 странах (ОАЭ, Куба, Руанда) женщины составляют не менее 50% членов Парламента.
По оценкам ООН, «критическая масса» женщин в процессе принятия решений должна достигать 30% — этот уровень представительства женщин также был установлен Пекинской платформой действий 1995 года.
Касательно вовлеченности самих женщин в общественно-политическую деятельность страны, приведены данные по числу зарегистрированных женщин-кандидатов на последних выборах в нижнюю и верхнюю палаты Парламента. В Узбекистане этот показатель равен 41% (15 место), тогда как в соседнем Казахстане - 29% (44 место).
Опыт зарубежных стран по привлечению женщин на госслужбу
Статистика свидетельствует, что в отдельных странах значительная часть государственных служащих являются женщинами. Так, в Германии в 2019 году этот показатель составил 59%, в ОАЭ 52%, в Южной Корее 43%, во Франции 40% и в Сингапуре 35%.
Законом о равенстве между женщинами и мужчинами в Финляндии введена гендерная квота, предусматривающая соотношение 40/60 между представителями полов в правительственных комитетах, консультационных советах и других соответствующих органах, а также в муниципальных органах, за исключением муниципальных советов (аналог Кенгаша народных депутатов).
Премьер-министр Канады Джастин Трюдо, выполняя свое предвыборное обещание о равном представительстве мужчин и женщин в Правительстве, назначил команду министров, в которую вошли по 18 женщин и мужчин. На женщин-министров возложены обязанности развития международной торговли, государственных услуг, охраны окружающей среды и т.д.
Гендерные квоты и меритократия
Сегодня из 193 стран-членов ООН в более чем 120 странах введены гендерные квоты. В Центральной Азии 30-процентные квоты для женщин от общего числа кандидатов в депутаты, выдвигаемых от политических партий, законодательно закреплены в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане.
Хотя введение законодательных квот способствует более быстрому росту представительства женщин, их следует рассматривать как краткосрочные меры, направленные на повышение уровня участия женщин, поскольку квоты не гарантируют достижения фактического паритета - цели, которая изначально преследуется.
Представительство женщин в государственных органах и организациях должно рассматриваться в целостном системном подходе к решению задачи. Необходимо также принимать целый ряд других мер, гарантирующих женщинам, условия для эффективной и полноценной работы.
Важно рассматривать женщин не просто как представительниц противоположного пола, но и ценить их как экспертов и лидеров, активно участвующих в общественных процессах. Главное, что для этого есть сильная политическая воля.
Указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по кардинальному совершенствованию кадровой политики и системы государственной гражданской службы в Республике Узбекистан» № УП-5843 от 3 октября 2019 года предусмотрено принятие на государственную гражданскую службу наиболее достойных и способных лиц на основе принципа меритократии.
Для широкого привлечения на государственную службу, в том числе, одаренной молодёжи и женщин Агентством разрабатывается «Стратегия развития государственной службы до 2030 года».
Одной из первоочередных задач Стратегии является создание в стране условий, необходимых для раскрытия и реализации интеллектуального, творческого, общественного потенциала женщин, что позволит привлечь на руководящие посты госорганов немало ярких, высокопрофессиональных женщин.
В проект Стратегии закладывается отдельный раздел по обеспечению гендерного равенства, который полностью соответствует Цели Устойчивого развития ООН. Данный раздел проекта Стратегии предусматривает, в том числе, подготовку и повышение квалификации женщин на госслужбе, увеличение их доли на управленческих должностях.
Инициатива Президента Узбекистана по созданию Республиканского общественного женского совета, несомненно, имеет важное значение для всесторонней поддержки и создания достойных условий жизни для более 17 миллионов живущих в стране женщин, а успешное участие в общественно-политических процессах в Узбекистане высококвалифицированных, инициативных и талантливых женщин нашей страны только подтвердит её актуальность.
Наргиза МУХТОРОВА,
ведущий инспектор Агентства развития государственной службы
Рекомендуем
Популярное
- Иностранные туристы открывают для себя новые вдохновляющие маршруты по Узбекистану
- В Узбекистане пройдет традиционный Международный фестиваль изобразительного и прикладного искусства
- На фестивале в Гуанчжоу ярко представлен туристический потенциал Узбекистана
- Герои Великой Победы: гроза фашистов по прозвищу "Казбек"
- О присоединении Республики Узбекистан к Соглашению об учреждении Евразийского банка развития (Астана, 12 января 2006 года)
- Гений Амира Темура: выдающийся правитель и военный стратег
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment