Объем большой, ответственность высокая
архивное фото
Избирательная кампания по выборам Президента Республики Узбекистан, стартовавшая 23 июля, набирает обороты. Окружные избирательные комиссии являются важным звеном этого процесса. О деятельности данной структуры рассказывает член Центральной избирательной комиссии, работающий на постоянной основе, Баходиржон ЮНУСОВ.
— Каково значение календарного плана по подготовке и проведению выборов Президента Республики Узбекистан?
— В своевременном обеспечении мероприятий по подготовке и проведению выборов в соответствии с требованиями закона календарный план играет важную роль. Он включает в себя семь разделов, состоящих из 51 пункта. Календарный план разработан на основе Избирательного кодекса и призван обеспечить синхронность действий избирателей, избирательных комиссий, политических партий, кандидатов, органов государственной власти и управления исходя из сроков осуществления отдельных этапов избирательного процесса.
Основной вопрос при разработке календарного плана заключается в правильном расчете времени проведения избирательных мероприятий. В соответствии с кодексом они составлены с разбивкой на часы, дни, недели и месяцы. Например, согласно пункту 48 календарного плана, процесс голосования проводится 24 октября 2021 года с 8.00 до 20.00.
— Когда будут образованы избирательные округа?
— Согласно статье 9 Избирательного кодекса, избирательные округа образуются Центральной избирательной комиссией в границах Республики Каракалпакстан, областей и Ташкента. Исходя из этого списки избирательных округов с указанием их границ, численности избирателей и мест нахождения окружных избирательных комиссий публикуются не менее чем за семьдесят пять дней до выборов, то есть до 10 августа.
— Расскажите о роли окружных избирательных комиссий.
— Окружные избирательные комиссии играют важную роль. В частности, осуществляют контроль за исполнением кодекса на соответствующей территории. Кандидатуры в члены окружных избирательных комиссий рекомендуются Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан, областными и Ташкентским городским Кенгашами народных депутатов для утверждения Центральной избирательной комиссией в течение трех дней с момента образования избирательных округов. Их члены утверждаются из числа авторитетных представителей общественности.
Согласно прежней норме, окружная избирательная комиссия образовывалась Центральной избирательной комиссией не менее чем за семьдесят дней до выборов в составе председателя комиссии, заместителя, секретаря и шести — восьми членов. В действующем Избирательном кодексе состав определен в количестве 11—21 члена. Это сделано исходя из объема работы, так как в некоторых регионах образуются свыше тысячи избирательных участков, деятельность которых должна координироваться окружной избирательной комиссией.
Состав окружных избирательных комиссий с указанием места работы председателя, заместителя председателя, секретаря и членов размещается на официальном веб-сайте ЦИК и в средствах массовой информации не менее чем за семьдесят дней до выборов. По ее решению председатель, заместитель председателя, секретарь либо другой член избирательной комиссии может освобождаться в период подготовки и проведения выборов от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение выборов.
Согласно статье 25, членами избирательной комиссии не могут быть члены другой избирательной комиссии, члены политических партий, хокимы областей, районов и городов, должностные лица органов прокуратуры, судов, близкие родственники и доверенные лица кандидатов, а также лица, которые находятся в непосредственном подчинении кандидатов.
— Что входит в полномочия окружной избирательной комиссии?
— Она осуществляет контроль за исполнением и единообразным применением Избирательного кодекса, образует избирательные участки, устанавливает нумерацию по округу, публикует их списки с указанием адреса. Координирует деятельность участковых избирательных комиссий. Также за сорок дней до выборов образует участковые избирательные комиссии и публикует сведения об их составе. Оповещает избирателей об избирательных участках, заслушивает сообщения общественных объединений, органов самоуправления граждан, руководителей предприятий, учреждений и организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов. Помимо этого, наблюдает за составлением списков избирателей и представлением их для всеобщего ознакомления, оказывает участковым избирательным комиссиям организационно-методическую помощь и рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения выборов. Кроме того, выдает мандат установленного образца наблюдателям от политических партий и органов самоуправления граждан, организует деятельность пресс-центра при окружной избирательной комиссии, доводит до сведения избирателей, наблюдателей, представителей средств массовой информации сведения о времени и месте проведения досрочного голосования.
Рассматривает обращения избирателей и других участников избирательного процесса, а также принимает по ним решения. Также проводит учебные занятия, семинары, конференции, «круглые столы», связанные с подготовкой и проведением выборов, в том числе для членов участковых избирательных комиссий.
Окружная избирательная комиссия в целях организации использования избирателями Единого электронного списка избирателей (ЕЭСИ) предоставляет членам участковых избирательных комиссий необходимую информацию для доступа в информационную систему управления избирательным процессом и координирует работу.
— Специальным постановлением Центральная избирательная комиссия ввела нормы, регламентирующие деятельность окружных избирательных комиссий. Расскажите об этом документе.
— Действительно, постановлением ЦИК от 14 апреля текущего года утверждено положение, определяющее организационные вопросы работы окружных избирательных комиссий. В своей деятельности они руководствуются принципами законности, коллегиальности, гласности и справедливости. Проводят заседания исходя из потребностей, которые могут быть созваны по инициативе председателя окружной избирательной комиссии или по требованию не менее двух третей членов комиссии. Решения ставятся на открытое голосование и считаются принятыми при поддержке большинства от общей численности ее членов.
В окружных избирательных комиссиях при принятии протоколов по результатам подсчета голосов от участковых избирательных комиссий и в процессе определения результатов выборов по избирательному округу могут присутствовать наблюдатели от политических партий, представители средств массовой информации, наблюдатели от органов самоуправления граждан, а также других государств и международных организаций.
Беседовал
Саидахмад ШУКУРОВ,
«Народное слово».
Рекомендуем
Популярное
- Состоялась неформальная встреча лидеров Узбекистана и Кыргызстана
- По предварительным данным ЦИК Беларуси Александр Лукашенко побеждает на выборах президента
- Минэнерго: в районе месторождения «М-25» проводятся работы по безопасному сжиганию газа
- Рассмотрены приоритетные задачи в сферах высшего образования и науки
- В Будапеште впервые пройдут Дни кино Узбекистана
- Содик Сафоев провел встречу с сенатором Испании
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment