Об обеспечении сейсмической безопасности населения и территории Республики Узбекистан

10:34 14 Сентябрь 2021 Документы
848 0

Закон Республики Узбекистан

 

Принят Законодательной палатой 15 июня 2021 года

Одобрен Сенатом 31 июля 2021 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области обеспечения сейсмической безопасности населения и территории Республики Узбекистан (далее – обеспечение сейсмической безопасности).

Статья 2. Законодательство об обеспечении сейсмической безопасности

Законодательство об обеспечении сейсмической безопасности состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об обеспечении сейсмической безопасности, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

визуальная проверка – визуальный осмотр технического состояния зданий и сооружений для выявления трещин и повреждений несущей конструкции, покрытий и стен;

землетрясение – подземные толчки и колебания в виде волновых колебаний, распространяемые на дальние расстояния, вызванные внезапным смещением, разрушением или обрушением земной коры или верхнего слоя мантии;

сейсмостойкость – показатели прочности зданий и сооружений на воздействие землетрясения, обеспечивающие безопасность жизнии имущества населения;

ликвидация последствий землетрясения –комплекс аварийно-спасательных оперативных работ, проводимых после произошедшего землетрясения
и направленных на спасение жизни человека, снижение ущерба и материальных потерь;

эпицентр землетрясения – точка на земной поверхности, соответствующая очагу землетрясения;

инструментально-техническая проверка – обследование технического состояния зданий и сооружений с использованием специальных средств наблюдения, измерения и контроля;

сильное землетрясение – землетрясение с магнитудой (энергией землетрясения) 5,0 и выше по шкале Рихтера;

сейсмическая уязвимость – показатели повреждений и разрушений, которые могут возникнуть в конструкциях зданий и сооружений в результате землетрясения;

сейсмическое районирование – классификация территорий по уровню сейсмической опасности на основе научного анализа;

сейсмически активная зона – обозначенная на карте сейсмического районирования территория с высокой вероятностью возникновения сильных землетрясений;

сейсмическая опасность – вероятность возникновения на определенной территории в определенном промежутке времени землетрясений, представляющих угрозу жизни населения и нанесения ущерба зданиям и сооружениям;

сейсмическая безопасность – состояние защищенности жизни населения и объектов инфраструктуры государственными органами и организациями в области обеспечения сейсмической безопасности от опасностей, вызываемых в результате землетрясений;

сейсмический риск – потенциальный социальный и экономический ущерб от землетрясений на определенной территории;

сейсмологические и сейсмометрические наблюдения – мониторинг изменения сейсмического режима на территории Республики Узбекистан, осуществляемый сетью сейсмических наблюдательных станций;

электронный технический паспорт – электронный документ, содержащий необходимые сведения о состоянии сейсмостойкости зданий и сооружений.

Статья 4. Объекты обеспечения сейсмической безопасности

К объектам обеспечения сейсмической безопасности относятся:

территория административно-территориальных единиц Республики Узбекистан;

оборонные, промышленные, аграрные, энергетические, научно-технические комплексы, водохранилища и гидротехнические сооружения, учреждения здравоохранения, образовательные организации, общественные и жилые здания;

объекты материального и культурного наследия;

мосты, путепроводы, тоннели и дороги;

инженерные и транспортные коммуникации, сети газо-, водо-, тепло- и электроснабжения.

Статья 5. Классификация объектов обеспечения сейсмической безопасности

Объекты обеспечения сейсмической безопасности по значимости делятся на следующие категории:

I категория – объекты с низким фактором опасности;

II категория – объекты со средним фактором опасности;

III категория – объекты с высоким фактором опасности;

IV категория – объекты с очень высоким фактором опасности.

Перечень объектов обеспечения сейсмической безопасности по категориям определяется в соответствии с приложением к настоящему Закону.

Глава 2. Государственное регулирование в области обеспечения сейсмической безопасности 

Статья 6. Основные направления государственной политики в области обеспечения сейсмической безопасности

Основными направлениями государственной политики в области обеспечения сейсмической безопасности являются:

совершенствование правовых основ обеспечения сейсмической безопасности;

принятие мер по повышению уровня сейсмической безопасности;

осуществление мониторинга и контроля сейсмостойкости зданий и сооружений, находящихся в эксплуатации, а также сдаваемых в эксплуатацию;

проведение инструментальных сейсмологических и сейсмометрических наблюдений на водохранилищах, расположенных на территории республики;

осуществление контроля за сейсмостойкостью водохранилищ и других гидротехнических сооружений, расположенных на территории республики;

внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в данной области;

совершенствование научных основ и технологий обеспечения сейсмической безопасности;

реализация государственными органами мероприятий, направленных на снижение причинения вреда здоровью и жизни людей и имуществу населения, а также риска потерь (материальных, экономических и иных) в результате землетрясений;

развитие научно-исследовательских работ и внедрение в практику современных методов прогнозирования сейсмической опасности, сейсмического риска и вероятности возникновения землетрясений, а также укрепления сейсмостойкости сооружений;

развитие международного сотрудничества в данной области.

Статья 7. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области обеспечения сейсмической безопасности

Кабинет Министров Республики Узбекистан:

обеспечивает реализацию единой государственной политики в области обеспечения сейсмической безопасности;

организует разработку, утверждает и обеспечивает реализацию государственных программ в области обеспечения сейсмической безопасности;

обеспечивает развитие науки в области обеспечения сейсмической безопасности, внедрение современных информационно-коммуникационных, в том числе инновационных технологий, в данной области;

координирует деятельность государственных органов и научных учреждений в области обеспечения сейсмической безопасности;

обеспечивает разработку и утверждение разномасштабных карт сейсмического районирования;

устанавливает порядок выдачи заключений по сейсмостойкости зданий и сооружений на территориях с повышенной сейсмической опасностью;

постоянно проводит мониторинг реализуемых мер по снижению уровня сейсмической опасности в Республике Узбекистан.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в области обеспечения сейсмической безопасности в соответствии с законодательством.

Статья 8. Полномочия Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан в области обеспечения сейсмической безопасности

Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан:

реализует государственную политику в области обеспечения сейсмической безопасности в пределах своих полномочий;

организует сейсмологические и сейсмометрические наблюдения на территории Республики Узбекистан, трансграничных территориях, а также на территориях с высокой природной и техногенной опасностью;

при появлении опасности возникновения сильных землетрясений принимает необходимые меры по ликвидации их последствий;

участвует в разработке основных направлений государственной политики и государственных программ в области обеспечения сейсмической безопасности;

участвует в организации и проведении научных исследований, разработке методических рекомендаций по оценке сейсмического риска и последствий сильных землетрясений;

организует и контролирует осуществление сейсмопрогностического мониторинга;

оперативно информирует население и государственные органы о сильных землетрясениях;

координирует формирование резервов всех видов ресурсов для ликвидации последствий сильных землетрясений, вызванных ими чрезвычайных ситуаций;

координирует деятельность государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях при землетрясениях;

проводит регулярные семинары и тренинги в сейсмически активных зонах с целью подготовки населения к выполнению соответствующих действий и мероприятий во время землетрясений;

обеспечивает ликвидацию последствий возможных сильных землетрясений и готовность сил и средств государственной системы в таких ситуациях;

обеспечивает постоянную готовность аварийно-спасательных сил, спецтехники и специальных формирований к проведению оперативно-спасательных работ в эпицентре землетрясений;

организует и проводит спасательные работы при выполнении мероприятий по обеспечению сейсмической безопасности;

ознакамливает население с правилами поведения при землетрясениях, обеспечивает подготовку и распространение соответствующих методических пособий и рекомендаций по подготовке к ним;

в пределах своих полномочий проводит сейсмологические и сейсмометрические наблюдения на водохранилищах, расположенных в сейсмически активных зонах;

организует практические занятия по ликвидации последствий возможных сильных землетрясений совместно с соответствующими государственными органами и организациями;

в случае сильного землетрясения организует деятельность эпицентральной группы, состоящей из представителей государственных органов и организаций по оценке пригодности зданий и сооружений, поврежденных в эпицентре сильного землетрясения, и обеспечивает ее постоянную готовность;

осуществляет на основании электронных технических паспортов мониторинг состояния зданий и сооружений и предоставляет информацию о зданиях и сооружениях с высокой сейсмической уязвимостью в соответствующие государственные органы и организации.

Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в области обеспечения сейсмической безопасности в соответствии с законодательством.

Статья 9. Полномочия Министерства строительства Республики Узбекистан в области обеспечения сейсмической безопасности

Министерство строительства Республики Узбекистан:

реализует государственную политику в области обеспечения сейсмической безопасности в пределах своих полномочий;

оценивает и контролирует соответствие строящихся зданий и сооружений на территории Республики Узбекистан требованиям нормативных документов в области технического регулирования обеспечения сейсмической безопасности;

принимает участие в классификации зданий и сооружений по сейсмической уязвимости на основе электронных технических паспортов, а также инструментально-технической проверке зданий и сооружений и повышении их сейсмостойкости;

формирует электронные технические паспорта, содержащие необходимую информацию для оценки сейсмической уязвимости всех типов зданий и сооружений, а также многоэтажных жилых домов, планируемых к строительству в сейсмически активных зонах;

регулярно совершенствует нормативные документы в области технического регулирования обеспечения сейсмической безопасности с учетом опыта зарубежных стран;

принимает необходимые меры для обеспечения сейсмостойкости строящихся зданий и сооружений, а также повышения сейсмостойкости существующих зданий и сооружений в Республике Узбекистан.

Министерство строительства Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в области обеспечения сейсмической безопасности в соответствии с законодательством.

Статья 10. Полномочия Академии наук Республики Узбекистан в области обеспечения сейсмической безопасности

Академия наук Республики Узбекистан:

реализует государственную политику в области обеспечения сейсмической безопасности в пределах своих полномочий;

разрабатывает методологии по оценке сейсмической опасности разных масштабов, сейсмическому районированию, прогнозированию землетрясений в разрезе времени, обеспечению сейсмостойкости зданий и сооружений;

проводит научные исследования по созданию инженерно-геологических основ и технологий, а также методик оценки различных сейсмических опасностей и рисков;

разрабатывает научно-исследовательские программы в области обеспечения сейсмической безопасности и обеспечивает их реализацию;

разрабатывает современные методы определения вероятности землетрясений, оценки сейсмической опасности и сейсмического риска;

составляет разномасштабные карты сейсмической опасности и сейсмического риска территорий;

в случае сильного землетрясения проводит макросейсмические и другие исследования в районе эпицентра землетрясения для оценки степени деформации земной поверхности, степени разрушения зданий и сооружений;

разрабатывает методы постоянного контроля сейсмостойкости плотин водохранилищ и, изучив динамические свойства плотин водохранилищ на основе данных инструментального сейсмического и сейсмометрического наблюдения, проводит оценку их напряженно-деформированного состояния;

участвует в подготовке учебной и учебно-методической литературы по обеспечению сейсмической безопасности для высших образовательных организаций;

обеспечивает информационно-библиотечные учреждения и высшие образовательные организации научными и научно-техническими источниками в области обеспечения сейсмической безопасности;

участвует в совершенствовании строительных норм и правил в сейсмически активных зонах.

Академия наук Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в области обеспечения сейсмической безопасности в соответствии с законодательством.

Статья 11. Полномочия органов государственной власти на местах в области обеспечения сейсмической безопасности

Органы государственной власти на местах:

организуют работу по снижению сейсмического риска и подготовке населения к возможным сильным землетрясениям;

содействуют реализации государственных программ в области обеспечения сейсмической безопасности;

взаимодействуют с другими органами и организациями для определения приоритетных направлений по подготовке к возможным сильным землетрясениям и в отношении проведения исследовательских и проектных работ;

оказывают непосредственное содействие в организации семинаров и тренингов в сейсмически активных зонах по подготовке населения к выполнению соответствующих действий и мероприятий во время сильных землетрясений;

контролируют неукоснительное соблюдение строительными организациями проектов, разработанных в соответствии с нормативами для сейсмически активных зон;

участвуют в формировании электронных технических паспортов существующих и строящихся зданий и сооружений, их обновлении, а также проведении мониторинга;

оказывают непосредственную организационно-практическую помощь в осуществлении новых разработок в области обеспечения сейсмической безопасности.

Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в области обеспечения сейсмической безопасности в соответствии с законодательством.

Глава 3. Организация деятельности в области обеспечения сейсмической безопасности 

Статья 12. Оценка сейсмической опасности

Оценка сейсмической опасности на территории Республики Узбекистан проводится Академией наук Республики Узбекистан совместно с соответствующими государственными органами и организациями.

Оценка сейсмической опасности включает в себя расчет интенсивности колебаний на поверхности земли и оценку вероятности их возникновения.

На основе результатов оценки сейсмической опасности создаются карты сейсмического районирования территорий.

Карты сейсмического районирования являются основой для разработки нормативов сейсмостойкости строительных проектов, схем землепользования, землевладения и расселения населения.

В градостроительной деятельности с учетом характеристик грунта конкретной территории создаются карты сейсмического микрорайонирования, а здания и сооружения проектируются и строятся в соответствии с данными картами.

Статья 13. Определение вероятности возникновения землетрясений

Прогнозирование вероятности возникновения сильных землетрясений на территории Республики Узбекистан осуществляется Министерством по чрезвычайным ситуациям и Академией наук Республики Узбекистан.

Сеть сейсмопрогностических наблюдений Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан осуществляет комплексные прогностические наблюдения на территории республики, сбор и передачу, предварительный анализ данных.

Сеть сейсмических наблюдений состоит из станций, включенных в глобальную систему национальных и международных сейсмических наблюдений.

На сейсмических и прогностических станциях постоянно проводятся наблюдения, а полученные результаты собираются в базе данных Республиканского центра сейсмопрогностического мониторинга Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан.

Республиканский центр сейсмопрогностического мониторинга Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан проводит сейсмические, геофизические и гидрогеосейсмологические наблюдения, а также проводит анализ прогнозных данных по предвестникам землетрясений.

Межведомственная экспертная комиссия Министерства по чрезвычайным ситуациям и Академии наук Республики Узбекистан регулярно направляет заключения о наблюдаемой и возможной сейсмической обстановке (еженедельно и ежемесячно) в соответствующие государственные органы.

Статья 14. Проверка и мониторинг сейсмостойкости зданий и сооружений

Объекты II–IV категорий, расположенные в сейсмически активных зонах, спроектированные и построенные в соответствии с требованиями строительных норм и правил, проходят визуальную проверку на сейсмостойкость каждые пять лет.

В случаях, когда визуальные проверки требуют проведения инструментально-технической проверки, проводится инструментально-техническое обследование зданий и сооружений на сейсмостойкость и обновляется их электронный технический паспорт.

Объекты III–IV категорий, расположенные в сейсмически активных зонах, подлежат инструментально-технической проверке на сейсмостойкость каждые десять лет.

При вводе в эксплуатацию вновь построенных объектов III–IV категорий в сейсмически активных зонах обязательно проходят инструментально-техническую проверку на сейсмостойкость.

На плотинах водохранилищ и гидроэлектростанциях, относящихся к объектам IV категории, инструментально-технические проверки проводятся два раза в год.

Инструментально-технические проверки плотин водохранилищ в обязательном порядке проводятся после каждого сильного землетрясения, произошедшего в сейсмоактивных районах.

Визуальные и инструментально-технические проверки зданий и сооружений на сейсмостойкость осуществляются соответствующими территориальными инспекциями по контролю в сфере строительства при Министерстве строительства Республики Узбекистан, проектными и специально лицензированными организациями, а также научно-исследовательскими учреждениями в области строительства.

Все типы зданий и сооружений в районах произошедших сильных землетрясений допускаются к использованию после визуальной или инструментально-технической проверки, осуществленной специалистами на сейсмостойкость.

На основе электронных технических паспортов осуществляется постоянный мониторинг сейсмической уязвимости зданий и сооружений, и информация, полученная в результате этого мониторинга, передается в государственные органы и другие организации, в ведении которых имеются здания и сооружения.

Государственные органы и другие организации, имеющие в своем ведении здания и сооружения, обязаны обеспечить проведение инструментально-технической проверки зданий и сооружений, признанных сейсмически уязвимыми, в течение шести месяцев после получения информации, предусмотренной частью девятой настоящей статьи, и принять меры по их укреплению на основании заключений по результатам проверки.

Статья 15. Оценка сейсмического риска

Оценка сейсмического риска осуществляется путем разработки научного прогноза человеческих жертв, материальных и иных потерь, которые могут возникнуть в результате сильного землетрясения.

Оценка сейсмического риска на территории Республики Узбекистан проводится Академией наук Республики Узбекистан совместно с соответствующими государственными органами и организациями.

По результатам оценки сейсмического риска осуществляется разработка карт сейсмического риска различного масштаба, на основе которых разрабатываются программы снижения потенциальных последствий землетрясений (сейсмических рисков).

Статья 16. Снижение сейсмического риска

Снижение сейсмического риска достигается за счет реализации следующих мер:

обеспечения сейсмостойкости зданий и сооружений на основе научно-технических решений;

повышения уровня информированности и подготовленности населения;

подготовки соответствующих государственных органов и организаций к управлению сейсмическими рисками;

создания системы раннего предупреждения, повышения уровня медицинской подготовки населения;

подготовки и совершенствования сил быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации;

восстановления зоны, пострадавшей от сильного землетрясения, и реабилитации населения.

Меры по снижению сейсмического риска осуществляются в соответствии с программами, утверждаемыми Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 17. Ликвидация последствий землетрясения

Ликвидация последствий землетрясения осуществляется в порядке, установленном законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с учетом особенностей, изложенных в настоящей статье.

В целях ликвидации последствий землетрясения органы государственного управления и государственной власти на местах под руководством Кабинета Министров Республики Узбекистан и с участием специализированных научно-исследовательских институтов, специалистов в области сейсмологии разрабатывают программы оперативных мер на основе анализа данных об ущербе.

В случае землетрясения оценка пригодности к использованию зданий и сооружений, поврежденных в эпицентре землетрясения, проводится постоянной эпицентральной группой и группой, создаваемой из соответствующих специалистов.

В рамках ликвидации последствий сильных землетрясений в регионах:

обеспечивается эвакуация населения из зоны сильного землетрясения в безопасные районы;

проводятся спасательные и безотлагательные аварийно-восстановительные работы;

оперативно и подробно изучается степень повреждения зданий и инженерно-транспортной инфраструктуры;

определяется ущерб, причиненный сильным землетрясением;

выявляются здания и сооружения, подлежащие сносу, восстановлению или перестройке в результате сильного землетрясения;

проводятся реконструкция и восстановление зданий и сооружений, разрушенных в результате землетрясения.

Порядок подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, вызванных сильными землетрясениями, устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 18. Оценка ущерба, причиненного в результате сильных землетрясений

Комиссии по оценке ущерба, причиненного в результате сильных землетрясений, образуются совместным решением оперативного штаба, создаваемого Кабинетом Министров Республики Узбекистан, и органов государственной власти на местах.

В состав указанных комиссий входят ответственные работники компетентных министерств и ведомств в области обеспечения сейсмической безопасности, органов государственной власти на местах, страховых и финансовых организаций, специалисты проектных и научно-исследовательских институтов в области сейсмостойкого строительства и другие эксперты.

Работы по оценке ущерба, причиненного в результате сильных землетрясений, осуществляются в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 19. Финансирование мероприятий по восстановлению объектов, пострадавших в результате сильного землетрясения

Финансирование мероприятий по восстановлению объектов, пострадавших в результате сильного землетрясения, осуществляется за счет следующих источников:

Государственного бюджета Республики Узбекистан;

средств международных финансовых институтов и организаций;

других источников, не запрещенных законодательством.

Возмещение причиненного застрахованному имуществу ущерба осуществляется страховыми компаниями согласно законодательству и договору страхования.

Глава 4. Права и обязанности физических и юридических лиц в области обеспечения сейсмической безопасности 

Статья 20. Права физических и юридических лиц в области обеспечения сейсмической безопасности

Физические и юридические лица имеют право:

получать полную и достоверную информацию об уровне сейсмической опасности на соответствующей территории;

получать информацию о правилах поведения при землетрясениях и порядке подготовки к ним;

при необходимости привлекать специалистов для защиты персонала организации и обучения его правильному поведению во время землетрясения.

Физические и юридические лица могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.

Порядок подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 21. Обязанности физических и юридических лиц в области обеспечения сейсмической безопасности

Физические лица, находящиеся на территории Республики Узбекистан, обязаны:

соблюдать требования законодательства об обеспечении сейсмической безопасности и нормативных документов в области технического регулирования обеспечения сейсмической безопасности;

принимать меры предосторожности от землетрясений для спасения собственной жизни, сохранения здоровья и имущества;

выполнять законные требования сотрудников соответствующих государственных органов и организаций, осуществляющих свои служебные обязанности в процессе подготовки к землетрясениям и ликвидации их последствий.

Юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Республики Узбекистан, обязаны:

обучать свой персонал правильно защищаться и действовать в чрезвычайных ситуациях во время землетрясения;

организовать и поддерживать в постоянной готовности системы предупреждения на местах и немедленно уведомлять персонал о потенциальных сейсмических опасностях;

соблюдать условия обеспечения стабильного функционирования объектов, находящихся в их ведении, в соответствии с уровнем сейсмической опасности
и обеспечивать жизнедеятельность персонала при землетрясении;

оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных работ на объектах государственных органов и других организаций в соответствии с планами ликвидации последствий землетрясений;

проводить эвакуационные мероприятия в установленном порядке и осуществлять предварительную подготовку баз для размещения населения и персонала на территории организаций;

соблюдать требования законодательства об обеспечении сейсмической безопасности и нормативных документов в области технического регулирования обеспечения сейсмической безопасности.

Физические и юридические лица могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.

Глава 5. Заключительные положения 

Статья 22. Международное сотрудничество в области обеспечения сейсмической безопасности

Международное сотрудничество в области сейсмической безопасности осуществляется в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан на основе следующих принципов:

информирования приграничных государств о возможности сильных землетрясений и их последствиях;

межгосударственного сотрудничества в рамках ликвидации последствий землетрясений;

разрешения споров в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Статья 23. Ответственность за нарушение законодательства об обеспечении сейсмической безопасности

Лица, виновные в нарушении законодательства об обеспечении сейсмической безопасности, несут ответственность в установленном порядке.

Статья 24. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и значения настоящего Закона

Министерству по чрезвычайным ситуациям, Министерству строительства, Академии наук Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.

Статья 25. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

Статья 26. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

 

Президент Республики Узбекистан                                               Ш. Мирзиёев

 

город Ташкент,

13 сентября 2021 года

№ ЗРУ–713

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.