О железнодорожном транспорте

13:33 28 Ноябрь 2024 Документы
1378 0

Фото: Пресс-служба Президента Республики Узбекистан

 

Закон Республики Узбекистан

Принят Законодательной палатой 20 сентября 2024 года

Одобрен Сенатом 30 сентября 2024 года

 

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Цель настоящего Закона

 

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области железнодорожного транспорта.

 

Статья 2. Законодательство о железнодорожном транспорте

 

Законодательство о железнодорожном транспорте состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о железнодорожном транспорте, то применяются правила международного договора.

 

Статья 3. Основные понятия

 

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

багаж – вещи, принадлежащие пассажиру, принимаемые к перевозке в багажном вагоне по проездному документу (билету);

оператор вагонов (контейнеров) – юридическое лицо, владеющее вагонами (контейнерами) на праве собственности или иных законных основаниях, участвующее на основе договора с перевозчиком железнодорожного транспорта в перевозочном процессе путем оказания услуг и указанное в перевозочных документах;

пассажир – физическое лицо, имеющее проездной документ, совершающее поездку в поезде либо находящееся на территории железнодорожного вокзала (станции) или пассажирской платформы непосредственно перед поездкой или непосредственно после нее;

проездной документ (билет) – перевозочный документ установленного образца, удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира железнодорожным транспортом общего пользования;

перевозчик  – юридическое лицо, имеющее лицензию для деятельности по перевозке пассажиров и грузов железнодорожным транспортом внутреннего и международного сообщения, принявшее на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом обязанность доставить пассажира, вверенный ему грузоотправителем (отправителем) багаж, грузобагаж, груз, почтовые и курьерские отправления из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать багаж, грузобагаж, груз, почтовые и курьерские отправления грузополучателю (получателю);

перевозочный процесс – совокупность организационно и технологически взаимосвязанных действий и операций, выполняемых предприятиями железнодорожного транспорта общего пользования, перевозчиком, оператором вагонов (контейнеров), оператором инфраструктуры при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений;

перевозочный документ – документ в виде проездного документа (билета), багажной квитанции, железнодорожной транспортной накладной, карты с электронным носителем информации либо иного носителя информации, подтверждающий заключение договора перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений;

железнодорожная станция – раздельный пункт, имеющий дополнительные группы железнодорожных путей, помимо главных железнодорожных путей, позволяющие производить операции по приему, отправлению, скрещению и обгону поездов, операции по приему, выдаче багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений,
обслуживанию пассажиров, маневровую работу по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами;

железнодорожный транспорт – вид транспорта, состоящий из железнодорожного транспорта общего и необщего пользования и предназначенный для обеспечения потребности юридических и физических лиц в перевозках по железнодорожным путям;

инфраструктура железнодорожного транспорта – технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением, здания, сооружения, устройства и оборудование, обеспечивающие функционирование этого технологического комплекса;

объект железнодорожного транспорта – находящиеся в эксплуатации инфраструктура железнодорожного транспорта и ее составные части, вокзалы, подвижной состав, железнодорожный транспорт общего пользования
и железнодорожный транспорт необщего пользования;

железнодорожные пути необщего пользования – железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования, а также железнодорожные пути, не примыкающие к железнодорожным путям общего пользования, предназначенные для обслуживания грузоотправителей (отправителей) и грузополучателей (получателей) на условиях договоров или выполнения технологических работ для собственных нужд владельца этих путей;

железнодорожный транспорт необщего пользования –  совокупность производственно-технологических комплексов, принадлежащих юридическим лицам, включающих в себя железнодорожный подвижной состав и объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования, предназначенных для обеспечения потребностей юридических и физических лиц в перевозках на основе договоров, а также для собственных нужд в местах необщего пользования;

железнодорожные пути общего пользования  железнодорожные пути, принадлежащие уполномоченной организации в области железнодорожного транспорта общего пользования и ее подразделениям, на которых в пределах полосы отвода расположены перегоны, железнодорожные станции, разъезды, обгонные пункты, открытые для выполнения соответствующих операций по пропуску, приему и отправлению поездов, приему и выдаче багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений, и обслуживанию пассажиров, производству маневровой работы;

железнодорожный транспорт общего пользования – единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуру железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребности юридических и физических лиц в перевозках на основе публичных договоров;

оператор инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее  оператор инфраструктуры) – юридическое лицо, принадлежащее уполномоченной организации в области железнодорожного транспорта общего пользования, осуществляющее эксплуатацию, текущее содержание и модернизацию, строительство железнодорожных путей общего пользования и иных объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также оказывающее услуги пользования инфраструктурой, в том числе связанные с использованием железнодорожных путей общего пользования для пропуска и перемещения подвижного состава;

предприятия железнодорожного транспорта общего пользования – структурные подразделения и дочерние хозяйственные общества уполномоченной организации в области железнодорожного транспорта общего пользования, основная деятельность которых непосредственно связана с подготовкой и обеспечением перевозочного процесса;

груз – объект, принятый к железнодорожной перевозке предприятием железнодорожного транспорта общего пользования, перевозчиком, за своевременность доставки и сохранность которого они несут ответственность;

грузобагаж – объект железнодорожной перевозки, перевозимый в пассажирских и почтово-багажных поездах;

грузоотправитель (отправитель) – юридическое или физическое лицо, выступающее от своего имени либо от имени собственника груза или грузобагажа и указанное в перевозочных документах;

грузополучатель (получатель) – юридическое или физическое лицо, уполномоченное на получение груза или грузобагажа;

ручная кладь – личные вещи пассажира, имеющие ограничение по весу и размерам, перевозимые пассажиром с собой в пассажирском вагоне без оплаты;

железнодорожный подвижной состав (далее – подвижной состав) – локомотивы, грузовые, багажные, пассажирские вагоны локомотивной тяги и моторвагонный подвижной состав, а также иные транспортные средства, предназначенные для обеспечения осуществления перевозок и функционирования железнодорожного транспорта.

 

Статья 4. Основные принципы деятельности железнодорожного транспорта

 

Основными принципами деятельности железнодорожного транспорта являются:

законность;

безопасность;

открытость и прозрачность;

устойчивость;

экологичность;

доступность и качество услуг железнодорожного транспорта;

равенство в использовании инфраструктуры железнодорожного транспорта;

целостность и бесперебойность функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта.

 

Глава 2. Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта

 

Статья 5. Основные направления государственной политики в области железнодорожного транспорта

 

Основными направлениями государственной политики в области железнодорожного транспорта являются:

обеспечение безопасности железнодорожных перевозок пассажиров и грузов;

соблюдение природоохранного законодательства при строительстве и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта;

совершенствование нормативно-правовой базы в области железнодорожного транспорта;

создание необходимых условий для работы железнодорожного транспорта на основе свободных рыночных отношений и увеличение доли частного сектора в отрасли;

создание условий для развития конкуренции на железнодорожном транспорте и связанных с ним работ и услуг;

поддержание мобилизационной готовности железнодорожного транспорта;

определение стратегии развития железнодорожного транспорта;

создание равных условий для субъектов предпринимательства для осуществления деятельности в области железнодорожного транспорта;

привлечение иностранных инвестиций с целью строительства, модернизации и реконструкции железнодорожной отрасли;

организация научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ на железнодорожном транспорте, реализация приоритетных проектов развития железнодорожной отрасли на основе государственно-частного партнерства;

совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области железнодорожного транспорта, внедрение на системной основе современных инновационных методов и стандартов образования с учетом текущей и перспективной потребностей.

 

Статья 6. Способы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта

 

Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется путем лицензирования, применения разрешительных процедур, технического регулирования, тарифной политики, обеспечения государственного контроля за соблюдением законодательства о железнодорожном транспорте, а также применения других способов, предусмотренных законодательством.

Государственные органы и их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность работников железнодорожного транспорта, связанных с перевозочным процессом, и привлекать их к другим работам, за исключением случаев возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, введения чрезвычайного положения.

 

Статья 7. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области железнодорожного транспорта

 

Кабинет Министров Республики Узбекистан:

координирует работу республиканских органов исполнительной власти и органов исполнительной власти на местах в области железнодорожного транспорта;

определяет стратегию устойчивого развития в области железнодорожного транспорта;

утверждает программу инвестиционных проектов, осуществляемых за счет средств иностранных правительственных финансовых организаций и международных финансовых институтов, реализуемых под государственную гарантию, и средств Государственного бюджета Республики Узбекистан;

утверждает порядок формирования тарифов на услуги железнодорожного транспорта общего пользования, регулируемых государством;

утверждает порядок компенсации убытков за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, понесенных от оказания услуг перевозок пассажиров по тарифам, регулируемым государством;

определяет порядок лицензирования и прохождения разрешительных процедур в области железнодорожного транспорта;

утверждает Устав железнодорожного транспорта, предусматривающий права, обязанности и ответственность участников перевозочного процесса, юридических и физических лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта;

утверждает правила перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте;

утверждает порядок проверки ручной клади и багажа пассажиров, посетителей на железнодорожных вокзалах (станциях), их пребывания на железнодорожных вокзалах (станциях);

утверждает правила доступа и пользования услугами инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; 

принимает меры по развитию международного сотрудничества в области железнодорожного транспорта.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

 

Статья 8. Полномочия Министерства транспорта Республики Узбекистан в области железнодорожного транспорта

 

Министерство транспорта Республики Узбекистан:

проводит единую государственную политику в области железнодорожного транспорта;

утверждает программы развития, технической и технологической модернизации в области железнодорожного транспорта;

разрабатывает, согласовывает инвестиционные проекты и другие программы, концепции и стратегии, комплексные решения по развитию в области железнодорожного транспорта с учетом интересов пользователей и организует их реализацию;

осуществляет координацию мер по обеспечению безопасности железнодорожных перевозок;

осуществляет международное сотрудничество в области железнодорожного транспорта в пределах своих полномочий;

ведет единый реестр сведений об операторах вагонов (контейнеров);

утверждает правила перевозок грузов на железнодорожном транспорте;

утверждает правила технической эксплуатации железнодорожного транспорта;

вносит предложения по тарифам железнодорожных перевозок, разработанным уполномоченной организацией в области железнодорожного транспорта общего пользования;

осуществляет лицензирование, разрешительные процедуры в области железнодорожного транспорта в соответствии с законодательством.

Министерство транспорта Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

 

Статья 9. Полномочия органов исполнительной власти на местах в области железнодорожного транспорта

 

Органы исполнительной власти на местах:

участвуют в организации и проведении информационно-разъяснительной работы по вопросам соблюдения требований безопасности на железнодорожном транспорте, пожарной и экологической безопасности;

координируют работу территориальных подразделений республиканских органов исполнительной власти и хозяйственных объединений при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, введении чрезвычайного положения, происшествиях, связанных с нарушением требований безопасности движения и перевозок, на железнодорожном транспорте, оказывают помощь в ликвидации указанных чрезвычайных ситуаций, происшествий и их последствий, организуют оказание медицинской помощи пострадавшим;

обеспечивают соблюдение требований к охранным зонам железнодорожного транспорта согласно градостроительным нормам и правилам, а также недопущение выделения и сдачи в аренду земельных участков в охранных зонах железнодорожного транспорта без согласия уполномоченной организации в области железнодорожного транспорта общего пользования.

Органы исполнительной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

 

Статья 10. Полномочия органа государственного контроля в области железнодорожного транспорта

 

Инспекция по надзору в сфере транспорта при Министерстве транспорта Республики Узбекистан и ее территориальные подразделения являются органами, осуществляющими государственный контроль в области железнодорожного транспорта (далее – орган государственного контроля).

Орган государственного контроля:

осуществляет государственный контроль за соблюдением предприятиями и организациями железнодорожного транспорта требований настоящего Закона и других актов законодательства в области железнодорожного транспорта по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов на железнодорожных путях общего пользования и железнодорожных путях необщего пользования;

осуществляет государственный контроль в пределах своей компетенции за соблюдением правил перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа, грузов на железнодорожном транспорте;

контролирует соблюдение технологических процессов при производстве всех видов ремонта железнодорожной продукции на предприятиях и в организациях в соответствии с законодательством о техническом регулировании;

осуществляет учет и ведение Единого реестра подвижного состава и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта путем их регистрации, а также выдачу свидетельств на право управления подвижным составом;

принимает участие в приемке объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта;

организовывает и осуществляет служебные расследования происшествий, связанных с нарушением требований безопасности движения и перевозок на железнодорожном транспорте.

Орган государственного контроля может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

 

Статья 11. Полномочия уполномоченной организации в области железнодорожного транспорта общего пользования

 

Акционерное общество «Узбекистон темир йуллари» является уполномоченной организацией в области железнодорожного транспорта общего пользования (далее – уполномоченная организация).

Уполномоченная организация:

определяет общие направления развития железнодорожного транспорта общего пользования и обеспечивает координацию направлений деятельности оператора инфраструктуры, предприятий и перевозчиков железнодорожного транспорта общего пользования и иных аффилированных с ним юридических лиц;

обеспечивает устойчивую и эффективную работу железнодорожного транспорта общего пользования, безопасность перевозок, повышает качество оказываемых транспортных услуг;

осуществляет информационно-разъяснительную работу среди широкой общественности и пользователей железнодорожного транспорта по вопросам безопасной эксплуатации железнодорожного транспорта, соблюдения требований пожарной и экологической безопасности;

укрепляет материально-техническую базу, способствует дальнейшему развитию сети железных дорог и увеличению их пропускной способности, широко внедряет прогрессивные технологии и современные методы менеджмента;

привлекает инвестиции на модернизацию, совершенствование и развитие железнодорожного транспорта общего пользования;

обеспечивает выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской защите в области железнодорожного транспорта при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, введении чрезвычайного положения, а также введении военного положения, включая весь период военных действий;

при необходимости привлекает железнодорожный подвижной состав, другую технику предприятий и организаций, министерств и ведомств для устранения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, введения чрезвычайного положения, а также введения военного положения, включая весь период военных действий;

не допускает на железнодорожные пути общего пользования подвижной состав, не соответствующий нормативно-техническим требованиям;

не допускает подачу подвижного состава на железнодорожные пути необщего пользования, не соответствующие нормативно-техническим требованиям;

отдает приоритет специальным воинским поездам для быстрого (оперативного) осуществления воинских перевозок на железнодорожном транспорте при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, введении чрезвычайного положения и военного положения, включая весь период военных действий;

своевременно сообщает соответствующим государственным органам о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, транспортных и других происшествиях на железнодорожном транспорте, необходимости введения чрезвычайного положения и принимает незамедлительные меры по ликвидации их последствий;

в пределах своих полномочий организует и обеспечивает международное сотрудничество в области железнодорожного транспорта и сфере международных перевозок пассажиров и грузов.

Уполномоченная организация может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

 

Статья 12. Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования

 

Перевозчики осуществляют перевозки по железнодорожным путям общего пользования в соответствии с Правилами доступа и пользования услугами инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

Доступ к услугам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования предоставляется оператором инфраструктуры.

Оператор инфраструктуры обязан обеспечить недискриминационный доступ к услугам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и предоставить перевозчикам равное право пользования этой инфраструктурой.

В случае обнаружения дискриминационных действий оператора инфраструктуры по отношению к перевозчикам или операторам вагонов (контейнеров) оператор инфраструктуры несет ответственность за такие действия в соответствии с законодательством.

Оператор инфраструктуры осуществляет эксплуатацию, текущее содержание и модернизацию, строительство железнодорожных путей общего пользования и иных объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

Эксплуатация и текущее содержание инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования финансируются преимущественно за счет средств, полученных от услуг эксплуатации инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

 

Глава 3. Виды железнодорожных сообщений. Перевозка. Права и обязанности пассажиров, перевозчиков, оператора вагонов (контейнеров)

 

Статья 13. Виды железнодорожных сообщений и перевозок

 

Железнодорожные сообщения и перевозки подразделяются на следующие виды:

внутренние сообщения – перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений в пределах Республики Узбекистан;

международные сообщения – перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений между Республикой Узбекистан и другими государствами;

прямые смешанные сообщения – смешанные перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений разными видами транспорта по единому перевозочному документу, оформленному на весь путь следования. Прямые смешанные сообщения могут быть как внутренними, так и международными;

транзитные перевозки – перевозки, обеспечивающие перемещение пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений через территорию Республики Узбекистан железнодорожным транспортом, если такое перемещение является лишь частью пути, пункты отправления и назначения которых находятся за пределами Республики Узбекистан, а также перевозки, осуществляемые железнодорожным транспортом Республики Узбекистан через территорию иностранных государств;

специальные перевозки – перевозки, обеспечивающие транспортировку специальных видов грузов для удовлетворения особо важных государственных, в том числе оборонных, нужд.

 

Статья  14. Организация перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений на железнодорожном транспорте

 

Предприятия железнодорожного транспорта общего пользования, перевозчик, оператор инфраструктуры, оператор вагонов (контейнеров), владелец железнодорожных путей необщего пользования, пассажир, грузоотправитель (отправитель), грузополучатель (получатель), экспедитор (далее – участники перевозочного процесса) осуществляют перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений железнодорожным транспортом на основании настоящего Закона, международных договоров Республики Узбекистан в области железнодорожного транспорта, Устава железнодорожного транспорта, правил перевозок, правил доступа и пользования услугами инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных актов законодательства.

Перевозчик не вправе отказать в перевозке пассажиру, грузоотправителю (отправителю), грузополучателю (получателю), экспедитору, оплатившим и правильно оформившим перевозочные документы на проезд или перевозку багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Участники перевозочного процесса, не имеющие собственного подвижного состава, пользуются услугами оператора вагонов (контейнеров), оператора инфраструктуры на основании договора.

Перевозка грузов на железнодорожном транспорте осуществляется в соответствии с заявками грузоотправителей. Формы заявок на перевозки грузов, порядок их подачи, исполнения и учета, а также перечень перевозимых железнодорожным транспортом грузов устанавливаются Правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте Республики Узбекистан.

Перевозка воинских грузов и личного состава Вооруженных Сил Республики Узбекистан на железнодорожных путях при введении военного положения, включая весь период военных действий, осуществляется в первоочередном порядке.

 

Статья 15. Организация перевозки грузов

 

В соответствии с договором перевозки груза предприятия железнодорожного транспорта общего пользования, перевозчики обязуются своевременно и в сохранности доставить вверенный им грузоотправителем груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать грузополучателю, а грузоотправитель (грузополучатель) обязуется оплатить перевозку груза и обеспечить его приемку.

Договор перевозки груза железнодорожным транспортом оформляется составлением железнодорожной транспортной накладной.

Договор перевозки груза считается заключенным с момента выдачи грузоотправителю квитанции о принятии груза с проставлением в железнодорожной транспортной накладной (на бумажном и электронном носителях) календарного штемпеля станции отправления.

С момента уведомления о прибытии груза в пункт назначения права и обязанности по договору перевозки переходят к грузополучателю.

Грузополучатель вправе потребовать от грузоотправителя возмещения расходов и убытков, выплаченных перевозчику вследствие неправильных действий грузоотправителя.

 

Статья 16. Железнодорожная транспортная накладная

 

Грузоотправитель обязан при предъявлении груза к перевозке представить перевозчику железнодорожную транспортную накладную на каждую отправку, а в необходимых случаях, предусмотренных законодательными актами, и иные документы (сертификат, лицензию, ветеринарный сертификат, таможенные декларации).

Форма железнодорожной транспортной накладной и иных перевозочных документов, порядок их оформления определяются Правилами перевозки грузов на железнодорожном транспорте Республики Узбекистан.

Грузоотправитель ответственен за правильность сведений, внесенных им в железнодорожную транспортную накладную.

 

Статья 17. Плата за перевозку груза

 

Плата за перевозку груза вносится грузоотправителем, экспедитором до момента отправления груза, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. Плата за дополнительные работы и услуги, связанные с перевозкой и сдачей груза, выполняемые по требованию грузоотправителя, грузополучателя, экспедитора, осуществляется в соответствии с соглашением сторон.

Плата за перевозки грузов взимается из расчета за кратчайшее расстояние, на которое осуществляются перевозки грузов.

Определение кратчайшего расстояния, на которое осуществляются перевозки крупногабаритных (негабаритных) и тяжеловесных грузов, осуществляется с учетом технических возможностей и пропускной способности железнодорожных путей общего пользования для перевозок таких грузов.

Предприятия железнодорожного транспорта общего пользования, перевозчик имеют право удерживать переданные им для перевозки грузы в целях обеспечения платы за перевозку груза и других причитающихся платежей.

Предприятие железнодорожного транспорта общего пользования, перевозчик при наличии у грузоотправителя, грузополучателя, экспедитора задолженности за перевозку, а также при несвоевременном внесении платежей могут отказаться в последующем от заключения договора перевозки до погашения долга.

При совершении действий, предусмотренных частью пятой настоящей статьи, виновная сторона (грузоотправитель, грузополучатель, экспедитор) уплачивает предприятию железнодорожного транспорта, перевозчику плату за пользование вагонами и контейнерами за все время задержки.

 

Статья 18. Сроки доставки грузов

 

Перевозчик обязан доставить груз на железнодорожную станцию назначения в срок, определенный договором перевозки груза в соответствии c Правилами перевозки грузов на железнодорожном транспорте Республики Узбекистан.

Груз считается доставленным в срок, если до истечения срока доставки он доставлен в пункт назначения и сдан грузополучателю или подан на приемо-сдаточные (выставочные) пути.

В случае, если подача груза на приемо-сдаточные (выставочные) пути задержана по вине грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожных путей необщего пользования (занятость фронта выгрузки, невнесение платы за перевозку грузов и иных причитающихся предприятию железнодорожного транспорта общего пользования, перевозчику платежей в соответствии с договором перевозки груза), груз считается доставленным в срок.

 

Статья 19. Плата за пользование вагонами, контейнерами и за простой (стоянку, задержку) подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования

 

Плата за пользование вагонами, контейнерами и за простой (стоянку, задержку) подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования производится грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожных путей необщего пользования предприятию железнодорожного транспорта общего пользования, перевозчику:

за все время нахождения у грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования вагонов, контейнеров для осуществления погрузочных (разгрузочных) и маневровых работ;

за время простоя (стоянки, задержки) подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования по вине грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования.

Размеры платы устанавливаются в соответствии с законодательством.

 

Статья 20. Организация перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа

 

По договору перевозки пассажира предприятие железнодорожного транспорта общего пользования, перевозчик обязуются перевезти пассажира в пункт назначения, предоставив ему место в поезде согласно проездному документу (билету), а пассажир обязан оплатить проезд.

По договору перевозки багажа, грузобагажа предприятие железнодорожного транспорта общего пользования, перевозчик обязаны перевезти багаж, грузобагаж в пункт назначения, а пассажир (отправитель) оплатить его провоз.

Договор на перевозку пассажира оформляется проездным документом (билетом), на перевозку багажа – багажной квитанцией, а на перевозку грузобагажа – грузобагажной квитанцией.

Предприятия железнодорожного транспорта общего пользования, перевозчик обязаны обеспечить продажу проездного документа (билета) до указанной пассажиром станции назначения. Предприятие железнодорожного транспорта общего пользования, перевозчик могут организовывать продажу проездных документов (билетов) через кассы по реализации проездных документов (билетов), электронные терминалы и официальный веб-сайт во всемирной информационной сети Интернет в порядке, установленном Правилами перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом Республики Узбекистан.

Предприятие железнодорожного транспорта общего пользования, перевозчик, не предоставившие пассажиру место согласно проездному документу (билету) либо отказавшиеся от продолжения перевозки, а также не доставившие багаж и грузобагаж в указанное место назначения согласно багажной и грузобагажной квитанциям, обязаны за свой счет доставить пассажира, багаж, грузобагаж в пункт назначения или возместить пассажиру (отправителю) все убытки, причиненные ему вследствие ненадлежащего исполнения договора перевозки.

Пассажиры должны быть обеспечены своевременной и достоверной информацией о времени отправления и прибытия поездов, стоимости проезда, перевозки багажа, грузобагажа, о времени работы железнодорожных касс
по реализации проездных документов (билетов), камер хранения, расположенных в вокзальных помещениях, об оказываемых пассажирам услугах, а также другой необходимой информацией о работе предприятий железнодорожного транспорта общего пользования.

В целях охраны жизни и здоровья пассажиров и работников железнодорожного транспорта, обеспечения безопасности железнодорожных перевозок уполномоченные органы при входе на вокзал могут в установленном порядке производить досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров и других лиц. При отказе от досмотра вход на вокзал запрещается, а пассажиры к перевозке
не допускаются.

 

Статья 21. Льготный проезд пассажиров на железнодорожном транспорте общего пользования

 

Проездные документы (билеты) на железнодорожном транспорте продаются пассажирам за полную стоимость. Отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством могут быть установлены льготы на проезд на железнодорожном транспорте. В таких случаях порядок расчетов с предприятиями железнодорожного транспорта общего пользования, перевозчиком определяется законодательством.

 

Статья 22. Права и обязанности пассажира на железнодорожном транспорте

 

Пассажир имеет право:

приобрести проездной документ (билет) на любой поезд и в любой вагон до названной им станции назначения, открытой для пассажирских перевозок по маршрутам следования поездов;

получить место в вагоне поезда согласно приобретенному проездному документу (билету);

провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до пяти лет без предоставления отдельного места. При следовании с пассажиром более одного ребенка в возрасте до пяти лет один из них перевозится бесплатно, а остальным оформляется проездной документ по детскому тарифу с предоставлением отдельного места. Детям в возрасте от пяти до десяти лет также оформляется проездной документ по детскому тарифу с предоставлением отдельного места;

провозить с собой бесплатно ручную кладь весом не выше тридцати шести килограммов на один полный проездной документ или проездной документ по детскому тарифу. Ручная кладь, превышающая данный вес, подлежит сдаче в багажный вагон. Пассажиры из числа лиц с инвалидностью и маломобильных групп населения дополнительно имеют право провозить с собой бесплатно технические вспомогательные (компенсаторные) средства и специальные средства передвижения, предназначенные для личного пользования;

возвратить проездной документ (билет) перевозчику и получить от перевозчика возврат платы за проезд и провоз багажа (а отправитель платы – за провоз багажа, грузобагажа) в порядке, установленном Правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте Республики Узбекистан;

продлить срок действия проездного документа (билета) в порядке, установленном Правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте Республики Узбекистан;

выехать пассажирским поездом, следующим ранее поезда, на который приобретен проездной документ (билет), при наличии свободных мест и внесении изменений в проездной документ (билет);

сдавать к перевозке багаж за установленную плату;

по письменному требованию получать от перевозчика (касс по реализации проездных документов (билетов) или пассажирских агентств) в порядке, установленном Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа на железнодорожном транспорте Республики Узбекистан, дубликат ранее приобретенного проездного документа (билета) в случае его повреждения, потери. Дубликат по ранее возращенным проездным документам (билетам) не выдается.

Пассажир обязан:

предъявить документ, удостоверяющий личность, при приобретении проездного документа (билета), при посадке в поезд и при проверке проездного документа (билета) в пути следования, за исключением поездов пригородного сообщения;

иметь проездной документ (билет) при посадке в поезд и в пути следования до окончания поездки;

соблюдать общественный порядок, правила пользования пассажирскими вагонами и объектами, предназначенными для обслуживания перевозок пассажиров, а также бережно относиться к имуществу перевозчика и соблюдать правила пожарной безопасности как в пути следования, так и в местах ожидания.

Пассажир может нести и иные обязанности в соответствии с законодательством и договором перевозки.

 

Статья 23. Провоз багажа и грузобагажа

 

Перевозчик обязан принять от пассажира или отправителя багаж и грузобагаж и отправить до любой железнодорожной станции, открытой для данных операций.

Багаж пассажира принимается по проездному документу (билету), а грузобагаж отправителя принимается по перевозочному документу (грузобагажной квитанции) без предъявления проездного документа (билета).

Багаж, грузобагаж пассажира (отправителя) отправляются ближайшим поездом, в котором имеется багажный вагон. При этом перевозчик обязан обеспечить первоочередное отправление багажа, грузобагажа пассажира (отправителя). Багаж, грузобагаж, следующие по маршруту, указанному в перевозочных документах (проездной документ, багажная и грузобагажная квитанции) должны быть отправлены поездом, которым следует пассажир, или ближайшим поездом, в котором имеется багажный вагон.

Пассажир (отправитель) при сдаче багажа вправе объявить его ценность, а при сдаче грузобагажа обязан объявить его ценность.

К перевозке багажом, грузобагажом принимаются такие вещи и предметы, которые по своим размерам, упаковке и свойствам могут быть без затруднений погружены и размещены в багажном вагоне и не могут причинить вреда имуществу перевозчика и багажу, грузобагажу других пассажиров (отправителей).

 

Статья 24. Срок доставки багажа и грузобагажа

 

Срок доставки багажа и грузобагажа определяется временем следования пассажирского поезда, в котором осуществляется перевозка, до железнодорожной станции назначения согласно расписанию движения поездов.

Если перевозка багажа, грузобагажа осуществляется с перегрузкой в пути следования, то срок доставки увеличивается на сутки за каждую перегрузку.

Пассажиру (получателю) багаж, грузобагаж выдаются на станции назначения по предъявлении багажной, грузобагажной квитанций и документа, удостоверяющего личность уполномоченного лица на получение.

Выдача багажа, грузобагажа производится в течение времени, когда железнодорожная станция открыта для операций по пассажирским перевозкам.

 

Статья 25. Перевозка почтовых и курьерских отправлений железнодорожным транспортом

 

Перевозка почтовых и курьерских отправлений на железнодорожном транспорте осуществляется в почтовых вагонах в порядке, установленном законодательством.

 

Статья 26. Права и обязанности перевозчика

 

Перевозчик имеет право:

свободно назначать цены на перевозки в соответствии с правилами ценообразования, за исключением случаев, когда установлены регулируемые тарифы;

отказываться от перевозки при обстоятельствах, влекущих возникновение угрозы жизни и здоровью граждан, безопасности движения, нарушения экологических и санитарных норм или иных противоправных действий (бездействия).

Перевозчик может иметь и иные права в соответствии с законодательством и договором перевозки.

Перевозчик обязан:

иметь соответствующую лицензию для деятельности по перевозке пассажиров и грузов железнодорожным транспортом внутреннего и международного сообщения;

иметь на праве собственности или ином законном основании подвижной состав, предназначенный для осуществления перевозок, прошедший государственную регистрацию;

осуществлять перевозки на сертифицированном в установленном порядке подвижном составе;

обеспечивать выполнение требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;

обеспечивать безопасность пассажира, создание ему необходимых удобств и условий обслуживания, а в случае сдачи пассажиром багажа и грузобагажа их своевременную перевозку и сохранность;

обеспечивать пассажирам из числа лиц с инвалидностью и маломобильных групп населения доступ к подвижному составу, информации, а также средствам связи, создавать необходимые условия при оказании иных услуг, связанных с железнодорожной перевозкой;

требовать от грузоотправителя копию сертификата соответствия на отправляемый груз, подлежащий обязательной сертификации;

осуществлять страхование своей гражданской ответственности в соответствии с законодательством.

Перевозчик может нести и иные обязанности в соответствии с законодательством и договором перевозки.

 

Статья 27. Права и обязанности оператора вагонов (контейнеров)

 

Оператор вагонов (контейнеров) имеет право:

оказывать услуги по предоставлению на платной основе принадлежащих им вагонов (контейнеров) заинтересованным в осуществлении перевозок с использованием указанных вагонов (контейнеров) грузоотправителю, грузополучателю, перевозчику, иным юридическим или физическим лицам на основании соответствующих договоров;

свободно назначать цены за оказание своих услуг в соответствии с правилами ценообразования.

Оператор вагонов (контейнеров) может иметь и иные права в соответствии с законодательством и договором об оказании услуг оператора вагонов (контейнеров).

Оператор вагонов (контейнеров) обязан:

соблюдать положения настоящего Закона, а также требования безопасности на железнодорожном транспорте, установленные другими актами законодательства;

владеть вагонами (контейнерами) на праве собственности или ином законном основании;

содержать за свой счет вагоны (контейнеры), иные объекты, необходимые для осуществления деятельности оператора, в надлежащем техническом состоянии;

иметь квалифицированных работников;

допускать к работе лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

предоставлять в приоритетном порядке на договорной основе перевозчикам, на которых возложена обязанность по осуществлению воинских и таможенных перевозок, перевозок, связанных с обеспечением обороноспособности государства, ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, введенного чрезвычайного положения, вагоны (контейнеры), необходимые для выполнения таких перевозок;

представлять в орган государственного контроля или в его территориальное подразделение информацию о железнодорожных транспортных происшествиях и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событиях при перевозках с использованием вагонов (контейнеров) оператора, причинах их возникновения и принятых мерах.

Операторы вагонов (контейнеров) взаимодействуют с перевозчиками и (или) оператором инфраструктуры, в том числе при осуществлении перевозочного процесса, на основании договоров.

 

Глава 4.  Тарифы на железнодорожном транспорте. Финансовая и хозяйственная деятельность

 

Статья 28. Тарифы на перевозки на железнодорожном транспорте

 

На железнодорожном транспорте общего пользования применяются следующие виды тарифов на перевозки:

тарифы на перевозку грузов;

тарифы на перевозку пассажиров;

тарифы на перевозку багажа и грузобагажа;

тарифы на перевозку почтовых и курьерских отправлений.

Тарифы на перевозки на железнодорожном транспорте общего пользования подразделяются на тарифы на перевозку во внутреннем сообщении и тарифы на перевозку в международном сообщении.

Составными частями видов тарифов на перевозки на железнодорожном транспорте являются:

услуги инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

услуги локомотивной тяги;

вагонная составляющая.

Тарифы на перевозки железнодорожным транспортом общего пользования в международном сообщении (в том числе транзитные перевозки) устанавливаются в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан.

Тарифы на перевозки, сборы и плата на железнодорожном транспорте, нерегулируемые в соответствии с настоящим Законом, устанавливаются на договорной основе и контролируются в соответствии с законодательством о конкуренции.

Уполномоченная организация обеспечивает постоянное опубликование в средствах массовой информации данных по видам тарифов на перевозки, применяемых на железнодорожном транспорте общего пользования, и динамику их изменения в разрезе видов грузов, подвижного состава.

 

Статья 29. Тарифы на перевозки на железнодорожном транспорте общего пользования, регулируемые государством

 

Тарифами на перевозки, регулируемыми государством, являются тарифы на:

предоставление услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования во внутреннем сообщении;

предоставление услуг локомотивной тяги на железнодорожных путях общего пользования во внутреннем сообщении;

перевозку пассажиров во внутреннем сообщении, за исключением перевозки пассажиров на высокоскоростных и скоростных поездах.

Тарифы на перевозки, регулируемые государством, устанавливаются уполномоченным Кабинетом Министров Республики Узбекистан коллегиальным органом.

Тарифы на перевозки, регулируемые государством, формируются с учетом:

экономической обоснованности (себестоимость, необходимая прибыль, обеспечивающая безубыточность деятельности, а также затраты на содержание уполномоченной организации, развитие и модернизацию железнодорожного транспорта общего пользования);

прозрачности и прогнозируемости;

обеспечения развития конкурентной среды в области железнодорожных перевозок;

стимулирования субъектов, оказывающих услуги по тарифам на перевозки, регулируемым государством, к оптимизации затрат,
без ущерба для обеспечения безопасности движения и улучшения качества услуг.

 

Статья 30. Возмещение убытков перевозчика

 

Убытки от перевозки пассажиров по тарифам, регулируемым государством, возмещаются в полном объеме за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.

Скидки на тарифы на перевозку грузов на железнодорожном транспорте во внутреннем сообщении не предоставляются.

Скидки на тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом общего пользования в международном сообщении устанавливаются в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан.

Порядок возмещения убытков, указанных в части первой настоящей статьи, за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

Статья 31. Финансово-хозяйственная деятельность на железнодорожном транспорте

 

Финансово-хозяйственная деятельность на железнодорожном транспорте общего пользования осуществляется из доходов собственной хозяйственной деятельности, средств Государственного бюджета Республики Узбекистан в части возмещения убытков, связанных с перевозками пассажиров во внутреннем сообщении (за исключением перевозки пассажиров на высокоскоростных и скоростных поездах), а также иных источников, не запрещенных законодательством.

Для решения задач развития железнодорожного транспорта общего пользования уполномоченной организацией могут создаваться централизованные страховые и резервные фонды.

Расчеты грузоотправителей (отправителей) и грузополучателей (получателей), экспедиторов с предприятиями железнодорожного транспорта общего пользования, перевозчиками, оператором инфраструктуры за перевозки грузов и грузобагажа, грузовые операции, транспортно-экспедиторские услуги и пользование подвижным составом, а также уплата неустойки за неисполнение договорных обязательств и ущерб, нанесенный предприятиям железнодорожного транспорта общего пользования, перевозчикам, оператору инфраструктуры осуществляются в порядке, определяемом законодательством.

Финансирование пригородных пассажирских перевозок может осуществляться органами исполнительной власти на местах за счет средств местного бюджета или заинтересованными юридическими или физическими лицами.

Дивиденды, выплачиваемые в Государственный бюджет Республики Узбекистан по государственной доле деятельности перевозчиков, операторов вагонов (контейнеров) и инфраструктуры, а также от хозяйственной деятельности вокзалов, остаются в их распоряжении при условии направления на развитие объектов железнодорожного транспорта. Исключение составляют проекты, реализуемые на основе концессионного договора или соглашения о государственно-частном партнерстве.

 

Статья 32. Инвестиции на железнодорожном транспорте

 

Государство создает условия для привлечения инвестиций на развитие железнодорожного транспорта.

Строительство, обновление, реконструкция и модернизация объектов железнодорожного транспорта общего пользования осуществляются за счет собственных средств уполномоченной организации, оператора инфраструктуры, включая средства в виде дивидендов, выплачиваемых в Государственный бюджет Республики Узбекистан за счет государственной доли, средств иностранных правительственных финансовых организаций и международных финансовых институтов, привлекаемых под государственную гарантию, и Государственного бюджета Республики Узбекистан, а также на основе соглашений о государственно-частном партнерстве, средств заинтересованных юридических и физических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством.

Строительство железнодорожных путей необщего пользования, остановочных пунктов, грузовых дворов и других объектов железнодорожного транспорта необщего пользования осуществляется по инициативе и за счет средств заинтересованных юридических и физических лиц, а также иных источников, не запрещенных законодательством в установленном порядке.

Не допускается использование средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, выделенных на строительство, обновление, реконструкцию и модернизацию объектов железнодорожного транспорта, для финансирования любой другой деятельности, не связанной с функционированием железнодорожного транспорта.

 

Статья 33. Государственно-частное партнерство на железнодорожном транспорте

 

Объекты железнодорожного транспорта и земельные участки, выделенные для нужд железнодорожного транспорта, могут передаваться частному партнеру для строительства, модернизации и управления на основании договоров государственно-частного партнерства.

Объекты железнодорожного транспорта и земельные участки, выделенные для нужд железнодорожного транспорта, передаются частному партнеру на правах аренды, владения и пользования на срок действия концессионного договора или соглашения о государственно-частном партнерстве.

Порядок передачи объектов железнодорожного транспорта и земельных участков, выделенных для нужд железнодорожного транспорта, определяется Законом Республики Узбекистан «О государственно-частном партнерстве».

 

Глава 5. Особенности регулирования трудовых отношений и дисциплина работников на железнодорожном транспорте. Учетно-отчетное время на железнодорожном транспорте

 

Статья 34. Трудовые отношения работников железнодорожного транспорта

 

Трудовые отношения работников железнодорожного транспорта регулируются законодательством о труде.

Особенности режима рабочего времени, режима отдыха и других условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, работа которых непосредственно связана с движением поездов, утверждаются Министерством транспорта Республики Узбекистан по согласованию с Министерством занятости и сокращения бедности Республики Узбекистан.

Владельцы железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, перевозчики организуют проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников, связанных с движением поездов и занятых на работах с неблагоприятными условиями труда. Перечень таких должностей и работ, а также порядок проведения медицинских осмотров устанавливаются Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.

 

Статья 35. Гарантии, компенсации в связи с разъездным характером работ и льготы работникам железнодорожного транспорта

 

Гарантии и компенсации, предоставляемые работникам железнодорожного транспорта с разъездным характером труда, устанавливаются в соответствии ­­с трудовым законодательством, коллективными соглашениями или коллективным договором.

Работники подразделений военизированной охраны железнодорожного транспорта при исполнении служебных обязанностей имеют гарантии правовой и социальной защиты, установленные законодательством.

Работники железнодорожного транспорта пользуются правом на ежегодный бесплатный проезд на железнодорожном транспорте в порядке и на условиях, устанавливаемых коллективными договорами или отраслевым коллективным соглашением.

За работниками железнодорожного транспорта, переведенными на другую работу вследствие трудового увечья или профессионального заболевания либо вышедшими на пенсию по инвалидности в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, возникшим не по вине работника, сохраняются право на ежегодный бесплатный проезд на железнодорожном транспорте и иные льготы, установленные законодательством.

Льготы, установленные частями третьей, четвертой настоящей статьи, обеспечиваются за счет средств предприятий железнодорожного транспорта общего пользования, перевозчиков.

 

Статья 36. Дисциплина на железнодорожном транспорте

 

Дисциплина работников железнодорожного транспорта регулируется положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Прекращение работы на железнодорожном транспорте как средство разрешения коллективных трудовых споров не допускается.

 

Статья 37. Учетно-отчетное время на железнодорожном транспорте

 

В целях обеспечения непрерывного централизованного управления перевозочным процессом на предприятиях железнодорожного транспорта, непосредственно участвующих в перевозках, независимо от их местонахождения устанавливается единое действующее в стране учетно-отчетное время – ташкентское.

 

Глава 6.  Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта

 

Статья 38. Обеспечение безопасности движения, эксплуатация железнодорожных транспортных и иных технических  средств

 

Предприятия железнодорожного транспорта общего пользования, перевозчики обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, перевозки багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений, безопасность движения поездов и других железнодорожных транспортных средств, в том числе при маневровой работе, эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, а также охрану труда работников железнодорожного транспорта и окружающей природной среды.

На железнодорожном транспорте могут создаваться специальные структурные подразделения, осуществляющие контроль за обеспечением безопасности движения поездов, а также аварийно-восстановительные подразделения, ликвидирующие последствия происшествий на железнодорожном транспорте. Положение об этих подразделениях утверждается соответствующим юридическим лицом по согласованию с органом государственного контроля.

Порядок классификации, проведения служебного расследования и учета происшествий, связанных с нарушением требований безопасности движения и перевозок на железнодорожном транспорте, устанавливается Министерством транспорта Республики Узбекистан.

 

Статья 39. Государственный контроль, направленный на обеспечение безопасности железнодорожных перевозок

 

Государственный контроль и иные меры, направленные на обеспечение безопасности железнодорожных перевозок, осуществляются органами внутренних дел, Службой государственной безопасности и органом государственного контроля в пределах их полномочий.

 

Статья 40. Строительство и эксплуатация железнодорожных путей необщего пользования

 

Строительство и примыкание железнодорожных путей необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования, открытие их для эксплуатации, ­а также выход подвижного состава железнодорожного транспорта необщего пользования на железнодорожные пути общего пользования осуществляются ­в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Порядок эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования определяется нормативно-правовыми актами, нормативными документами ­в области технического регулирования, а также градостроительными нормами и правилами. Отношения между собственниками железнодорожных путей необщего пользования и предприятиями железнодорожного транспорта общего пользования и (или) оператором инфраструктуры, перевозчиком определяются договором.

 

Статья 41. Услуги железнодорожных путей необщего пользования

 

Владельцы железнодорожных путей необщего пользования (далее – ветвевладельцы) вправе оказывать участникам перевозочного процесса услуги железнодорожных путей необщего пользования для пропуска, стоянки подвижного состава, подачи-уборки вагонов, контейнеров, осуществления операций по приему, погрузке (разгрузке), выдаче грузов, маневровой работе и иных операций на основании договора по оказанию услуг железнодорожных путей необщего пользования.

За оказание услуг железнодорожных путей необщего пользования ветвевладельцы взимают плату. Плата за пользование услугами железнодорожных путей необщего пользования регулируется законодательством о конкуренции.

Взимание отдельной платы за пользование сооружениями, устройствами и элементами железнодорожного пути необщего пользования, предназначенными для перемещения подвижного состава с одного пути на другой, запрещается.

Ветвевладельцы обязаны обеспечить участникам перевозочного процесса равное право пользования услугами железнодорожных путей необщего пользования.

Ветвевладельцы при отсутствии конкурентного железнодорожного пути необщего пользования обязаны не допускать действий (бездействия), приводящих к прекращению оказания услуг железнодорожного пути необщего пользования участникам перевозочного процесса, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Ветвевладелец несет полную имущественную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам, в том числе с контрагентом.

Работники, исполняющие служебные обязанности на железнодорожных путях необщего пользования, обязаны выполнять распоряжения оператора инфраструктуры по вопросам организации маневровой работы.

 

Статья 42. Основные требования к безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта

 

Обязательные требования безопасности к объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта, методы их контроля, а также форма оценки их соответствия устанавливаются законодательством и нормативными документами в области технического регулирования.

Оказание услуг по перевозке пассажиров и грузов железнодорожным транспортом является лицензируемым видом деятельности.

Территории железнодорожных станций, вокзалов и других подразделений железнодорожного транспорта, связанных с перевозочным процессом, пассажирские платформы и железнодорожные пути, на которых осуществляется движение поездов и производятся маневровые и погрузочно-разгрузочные работы, являются зонами повышенной опасности и, при необходимости, ограждаются и оборудуются техническими средствами контроля. Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, проведения
в них работ, проезда и перехода через железнодорожные пути утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Подвижной состав, в том числе специализированный, и контейнеры, элементы верхнего строения железнодорожных путей и другие технические средства и механизмы, а также услуги, предоставляемые на железнодорожном транспорте, должны соответствовать требованиям законодательства и нормативных документов в области технического регулирования, регламентирующих безаварийную работу железнодорожного транспорта, безопасность движения, требования охраны труда и экологической безопасности.

Подвижной состав и объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта должны пройти государственную регистрацию в порядке, установленном законодательством. Незарегистрированный подвижной состав и объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта к эксплуатации не допускаются.

Право управления подвижным составом предоставляется физическим лицам, имеющим соответствующую квалификацию и прошедшим медицинское освидетельствование в установленном порядке.

Порядок предоставления права управления подвижным составом определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Сертификация технических средств и механизмов, используемых в деятельности железнодорожного транспорта, а также оказываемых услуг осуществляется в порядке, установленном законодательством.

Объекты, на территории которых осуществляются производство, хранение, погрузка, транспортировка и разгрузка опасных грузов, должны быть удалены от железнодорожных путей общего пользования и сооружений на расстояние, обеспечивающее их безопасную работу. Минимальные расстояния от указанных объектов до железнодорожных путей общего пользования и сооружений в местах пересечения путей общего пользования трубопроводами, линиями связи, электропередачи и другими сооружениями, а также нормы строительства и содержания таких объектов в местах пересечения и сближения с железнодорожными путями устанавливаются в нормативно-правовых актах и нормативных документах в области технического регулирования, принимаемых
по согласованию с соответствующим государственным органом и Министерством транспорта Республики Узбекистан.

Ответственность за обеспечение установленных нормативов при строительстве и эксплуатации газо-, нефтепроводов и других сооружений, пересекающих железнодорожные пути общего пользования или находящихся в непосредственной близости от них, а также за безопасность эксплуатации указанных сооружений несут их владельцы. Владельцы указанных сооружений обязаны своевременно сообщать предприятиям железнодорожного транспорта общего пользования, подразделениям Министерства по чрезвычайным ситуациям и Министерства транспорта Республики Узбекистан о возникновении аварийных ситуаций, угрожающих безопасности движения.

Владельцы опасных и специальных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом по путям общего и необщего пользования, отправляющие и получающие такие грузы, должны гарантировать безопасность их перевозки, погрузки и разгрузки с привлечением средств и мобильных подразделений, необходимых для ликвидации аварийных ситуаций и последствий аварий, и в случаях их возникновения при перевозке этих грузов.

Предприятия железнодорожного транспорта общего пользования, перевозчики обязаны обеспечивать безопасность транспортировки опасных и специальных грузов и принимать участие в ликвидации последствий аварий в случаях их возникновения при перевозке этих грузов.

Места пересечения железнодорожных путей с автомобильными дорогами (железнодорожные переезды) определяются правилами технической эксплуатации железнодорожного транспорта и градостроительными нормами и правилами.

Правила эксплуатации железнодорожных переездов, их открытия и закрытия утверждаются Министерством транспорта Республики Узбекистан.

Лица, виновные в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожных транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, несут ответственность в соответствии с законодательством.

 

Статья 43. Охрана грузов и объектов на железнодорожном транспорте

 

Охрана грузов в пути следования и на железнодорожных станциях, охрана объектов железнодорожного транспорта, а также проведение противопожарной профилактической работы, пожарный надзор и ликвидация пожаров на железнодорожном транспорте общего пользования осуществляются (за исключением воинских перевозок и перевозок, связанных с обеспечением обороноспособности государства, ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, введенного чрезвычайного положения) подразделениями ведомственной военизированной охраны железнодорожного транспорта общего пользования.

Положение о подразделениях ведомственной военизированной охраны железнодорожного транспорта общего пользования утверждается уполномоченной организацией в установленном законодательством порядке. Перечень грузов, подлежащих охране и сопровождению, порядок охраны и сопровождения этих грузов утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Наряды ведомственной военизированной охраны железнодорожного транспорта общего пользования сопровождают грузы, требующие такого сопровождения, в пределах Республики Узбекистан. Порядок и место передачи сопровождаемых грузов при пересечении границ Республики Узбекистан определяются международными договорами Республики Узбекистан.

Охрана наиболее важных объектов железнодорожного транспорта и специальных грузов осуществляется ведомственной военизированной охраной железнодорожного транспорта общего пользования, подразделениями органов внутренних дел по обеспечению безопасности на транспорте и иными уполномоченными подразделениями республиканских органов исполнительной власти. Перечни таких объектов и грузов утверждаются актами законодательства.

Охрана и сопровождение отдельных видов грузов, в том числе ценных, скоропортящихся и других, могут осуществляться проводниками грузоотправителя или грузополучателя на всем пути следования. Порядок охраны и сопровождения таких грузов устанавливается грузоотправителями (грузополучателями) ­по согласованию с уполномоченной организацией.

При необходимости уполномоченная организация вправе потребовать от грузоотправителей (грузополучателей) принятия дополнительных мер, снижающих риск возникновения аварийных ситуаций и иных чрезвычайных положений ­и ситуаций, а также возможных убытков при перевозке их грузов.

 

Статья 44. Работа железнодорожного транспорта в чрезвычайных положениях и ситуациях

 

Предприятия железнодорожного транспорта общего пользования, перевозчики принимают незамедлительные меры по устранению последствий происшествий, связанных с нарушением требований безопасности движения и перевозок на железнодорожном транспорте, стихийных бедствий (заносы, наводнения, пожары) и других чрезвычайных ситуаций, вызвавших нарушение работы железнодорожного транспорта.

Органы государственной власти оказывают предприятиям железнодорожного транспорта общего пользования, перевозчикам помощь в ликвидации последствий происшествий, связанных с нарушением требований безопасности движения и перевозок на железнодорожном транспорте, стихийных бедствий и других чрезвычайных положений и ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, окружающей природной среде, безопасности движения и сохранности грузов.

Если в результате действия непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемий и других чрезвычайных ситуаций, введения чрезвычайного положения возникли препятствия, лишающие перевозчика возможности доставить багаж, грузобагаж и груз в пункт назначения или выдать надлежащему грузополучателю (получателю), а равно, если по указанным причинам истекли предельные сроки хранения багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений, указанный перевозчик в порядке, установленном законодательством, по поручению грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя) багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений, а также в случаях неполучения в установленный срок указанного поручения вправе их передать (реализовать) или при невозможности передать (реализовать) багаж, грузобагаж, груз, почтовые и курьерские отправления, возвратить их грузоотправителю (отправителю). При этом сумма, полученная перевозчиком за переданные (реализованные) багаж, грузобагаж, груз, почтовые и курьерские отправления, за вычетом сумм, причитающихся этому перевозчику, перечисляется грузополучателю (получателю), указанному в перевозочных документах, в случае оплаты им стоимости, и грузоотправителю (отправителю) – во всех остальных случаях.

Средства, полученные перевозчиком за реализацию багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений, на которые отсутствуют документы, перечисляются в доход этого перевозчика и используются на возмещение средств, выплаченных перевозчиком грузоотправителю (отправителю) или грузополучателю (получателю) за не прибывшие по назначению багаж, грузобагаж, груз, почтовые и курьерские отправления.

В случае невостребования грузополучателем (получателем) или грузоотправителем (отправителем) суммы, указанной в части третьей настоящей статьи, средства по истечении сроков исковой давности подлежат перечислению в Государственный бюджет Республики Узбекистан.

 

Статья 45. Мобилизационная подготовка и гражданская защита на железнодорожном транспорте

 

Руководство мобилизационной подготовкой и гражданской защитой ­на железнодорожном транспорте осуществляется в соответствии с актами законодательства.

Финансирование мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской защите на железнодорожном транспорте осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и других источников, не запрещенных законодательством.

 

Статья 46. Добровольное и обязательное страхование

 

Работники железнодорожного транспорта с разъездным характером труда, а также работники, выполняющие свои должностные обязанности в опасных для жизни условиях, и работники подразделений ведомственной военизированной охраны на период исполнения ими служебных обязанностей подлежат обязательному личному страхованию.

Порядок и условия обязательного личного страхования отдельных категорий работников железнодорожного транспорта определяются законодательством.

На железнодорожном транспорте может проводиться добровольное личное страхование пассажиров, а также добровольное страхование багажа, грузобагажа, груза, почтовых и курьерских отправлений.

Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика осуществляется перевозчиком.

 

Глава 7.  Ответственность предприятий железнодорожного транспорта общего пользования, перевозчиков, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), пассажира, других юридических и физических лиц по обязательствам, вытекающим из перевозки. Рассмотрение претензий и исков

 

Статья 47. Ответственность предприятий железнодорожного транспорта общего пользования, перевозчиков

 

Предприятия железнодорожного транспорта общего пользования, перевозчики не вправе отказать в перевозке пассажиру и грузоотправителю (отправителю), оплатившим и правильно оформившим проездные документы на проезд и перевозку багажа, грузобагажа, груза, почтовых и курьерских отправлений, если иное не предусмотрено настоящим Законом или иными актами законодательства.

Предприятия железнодорожного транспорта общего пользования, перевозчики в порядке, установленном законодательством, несут ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира или другого лица, пользующегося услугами железнодорожного транспорта, а равно лица, пострадавшего в результате деятельности железнодорожного транспорта.

Предприятия железнодорожного транспорта общего пользования, перевозчики при перевозке грузов несут ответственность в виде уплаты неустойки ­за невыполнение принятых заявок на перевозку грузов, неподачу и задержку уборки вагонов с железнодорожных путей необщего пользования, самовольное занятие, повреждение или утрату вагонов и контейнеров, принадлежащих грузоотправителям и грузополучателям грузов или арендованных ими в порядке, установленном законодательством.

Предприятия железнодорожного транспорта общего пользования, перевозчики наряду с имущественной ответственностью за нарушение сроков доставки груза при перевозке несут также имущественную ответственность за необеспечение сохранности перевозимого груза в порядке и размерах, определяемых законодательством.

Предприятия железнодорожного транспорта общего пользования, перевозчики за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке пассажиров, багажа, грузобагажа, груза, почтовых и курьерских отправлений несут ответственность в порядке и размерах, определяемых законодательством.

Предприятия железнодорожного транспорта общего пользования, перевозчики в соответствии с законодательством несут ответственность за вред, причиненный окружающей природной среде, и за ненадлежащее содержание и использование земель, выделенных для нужд железнодорожного транспорта.

 

Статья 48. Ответственность грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), пассажиров, других юридических и физических лиц перед предприятиями    железнодорожного транспорта общего пользования,  перевозчиками

 

Грузоотправители (отправители) и грузополучатели (получатели) несут ответственность в виде уплаты неустойки в размерах, установленных законодательством, за:

несвоевременную оплату перевозок;

непредъявление грузов, неиспользование поданных для перевозки грузов вагонов, контейнеров или отказ от предусмотренных заявкой вагонов, контейнеров;

использование без разрешения вагонов и контейнеров, принадлежащих предприятиям железнодорожного транспорта общего пользования, перевозчикам;

задержку (простой) вагонов и контейнеров под погрузкой, разгрузкой или перегрузкой свыше установленных технологических норм, а также в ожидании их подачи под погрузку, разгрузку, перегрузку или по иным причинам, зависящим от грузоотправителя (отправителя);

нарушение установленных таможенными, пограничными или иными государственными органами требований по поставке продукции на экспорт, повлекшее задержку вагонов и контейнеров;

перегруз вагонов, контейнеров сверх грузоподъемности и веса, указанного в договоре перевозки груза;

неочистку вагонов и контейнеров после выгрузки;

повреждение или утрату предоставленных предприятиями железнодорожного транспорта общего пользования, перевозчиками вагонов или контейнеров, съемных перевозочных приспособлений и средств пакетирования;

предъявление груза, запрещенного к перевозке, или груза, требующего при перевозке особых мер предосторожности, с неправильным указанием наименования или свойств груза.

Пассажиры, другие юридические и физические лица за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта, безопасности движения, пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил на железнодорожном транспорте, повреждение устройств, подвижного состава и их внутреннего оборудования несут ответственность в соответствии с законодательством.

Ущерб, причиненный железнодорожному транспорту в результате умышленного блокирования его коммуникаций и иных незаконных действий, посягающих на его беспрепятственную и безопасную работу, возмещается предприятиям железнодорожного транспорта общего пользования, перевозчикам виновными юридическими и физическими лицами в порядке, установленном законодательством.

 

Статья 49. Рассмотрение претензий и исков

 

При нарушении обязательств по перевозке пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений пассажиры, грузоотправители (отправители) и грузополучатели (получатели) вправе предъявить соответствующим предприятиям железнодорожного транспорта общего пользования, перевозчику претензии и иски в порядке и сроки, установленные законодательством.

Иски к предприятиям железнодорожного транспорта общего пользования, перевозчику, вытекающие из перевозки, могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа предприятия железнодорожного транспорта общего пользования, перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа от предприятия железнодорожного транспорта общего пользования, перевозчика на предъявленную претензию по истечении срока ее рассмотрения.

Срок исковой давности по договору перевозки груза, почтовых и курьерских отправлений – один год, по договору перевозки пассажира, багажа, грузобагажа – шесть месяцев.

Срок исковой давности исчисляется со следующего дня после наступления события, послужившего основанием для предъявления иска.

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из обязательств по доставке грузов, не связанных с договором перевозки, составляет два месяца, исчисляемый со дня истечения срока доставки.

Особенности рассмотрения претензий и исков по перевозкам на железнодорожном транспорте, а также сроки предъявления претензий предприятиям железнодорожного транспорта общего пользования, перевозчику, возникающие при перевозке пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почтовых ­и курьерских отправлений предусматриваются Уставом железнодорожного транспорта и соглашениями (договорами) о перевозках железнодорожным транспортом в международном сообщении.

 

Глава 8.  Имущество на железнодорожном транспорте. Земли для нужд железнодорожного транспорта. Охранные зоны железнодорожного транспорта

 

Статья 50. Собственность на железнодорожном транспорте общего пользования

 

Инфраструктура и магистральные локомотивы железнодорожного транспорта общего пользования находятся в собственности оператора инфраструктуры.

Не допускается продажа или отчуждение третьим лицам объектов инфраструктуры и магистральных локомотивов железнодорожного транспорта общего пользования.

Статья 51. Имущество предприятий и организаций железнодорожного транспорта

 

Имущество предприятий и организаций железнодорожного транспорта составляют основные и оборотные средства, а также иные материальные ценности, стоимость которых отражается в их самостоятельном балансе.

Право пользования, владения и распоряжения имуществом предприятий и организаций железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством.

 

Статья 52. Земли для нужд железнодорожного транспорта

 

Земли для нужд железнодорожного транспорта предоставляются уполномоченной организации, предприятиям железнодорожного транспорта общего пользования, оператору инфраструктуры, ветвевладельцам в порядке, установленном законодательством, для эксплуатации, хранения, строительства, реконструкции, ремонта, усовершенствования (улучшения) и развития объектов железнодорожного транспорта.

Земельные участки, предоставленные для нужд железнодорожного транспорта, должны соответствовать требованиям земельного, градостроительного и экологического законодательства.

Земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, площадок для погрузки-выгрузки воинских грузов, производственных и иных зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, являются полосой отвода.

Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

Статья 53. Охранные зоны железнодорожного транспорта

 

В целях обеспечения безопасности населения, работников железнодорожного транспорта, пассажиров, животных, а также безопасности при эксплуатации железнодорожных станций, железнодорожных путей, линий электроснабжения и связи, сохранности, прочности и устойчивости сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе находящихся на территориях
с подвижной почвой и на территориях, подверженных песчаным заносам, оползням, обвалам, размывам, селям и другим опасным воздействиям природного характера, устанавливаются охранные зоны – территории, примыкающие с обеих сторон к полосе отвода.

Для земельных участков в пределах охранных зон устанавливается особый режим землепользования, при котором собственники, пользователи или арендаторы этих земельных участков имеют право их хозяйственного использования со следующими ограничениями:

запрещается ведение промышленного и гражданского строительства;

запрещается выполнение любых работ без согласования с органом, уполномоченным Кабинетом Министров Республики Узбекистан, по ведению Государственного кадастра железных дорог.

Порядок установления охранных зон, их размеры, режим использования земель, отведенных для этих целей, устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

Глава 9. Заключительные положения

 

Статья 54. Разрешение споров

 

Споры, возникающие в области железнодорожного транспорта, разрешаются в порядке, установленном законодательством.

 

Статья 55. Ответственность за нарушение законодательства о железнодорожном транспорте

 

Лица, виновные в нарушении законодательства о железнодорожном транспорте, несут ответственность в установленном порядке.

 

Статья 56. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и значения настоящего Закона

 

Министерству транспорта Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.

 

Статья 57. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан

 

Признать утратившими силу:

1) Закон Республики Узбекистан от 15 апреля 1999 года № 766–I «О железнодорожном транспорте» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., № 5, ст. 118);

2) постановление Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 15 апреля 1999 года № 767–I «О введении в действие Закона Республики Узбекистан
«О железнодорожном транспорте»
(Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан,
1999 г., № 5, ст. 119);

3) статью 4 Закона Республики Узбекистан от 6 апреля 2006 года № ЗРУ–31 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с упрощением процедуры сертификации продукции и услуг» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2006 г., № 4, ст. 157);

4) Закон Республики Узбекистан от 8 сентября 2011 года № ЗРУ–293 «О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Узбекистан «О железнодорожном транспорте», направленных на обеспечение безопасности железнодорожных перевозок» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2011 г., № 9, ст. 246);

5) статью 8 Закона Республики Узбекистан от 9 июня 2015 года № ЗРУ–388 «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2015 г., № 6, ст. 228);

6) статью 24 Закона Республики Узбекистан от 18 февраля 2019 года № ЗРУ–522 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием деятельности отдельных государственных органов в сфере безопасности и обороны» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2019 г., № 2, ст. 47);

7) статью 18 Закона Республики Узбекистан от 23 мая 2019 года № ЗРУ–542 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, связанных с обеспечением защиты прав участников уголовного процесса» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2019 г., № 5, ст. 267);

8) статью 104 Закона Республики Узбекистан от 21 апреля 2021 года № ЗРУ–683 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2021 г., приложение к № 4).

 

Статья 58. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

 

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

в течение шести месяцев со дня официального опубликования настоящего Закона разработать и утвердить Устав железнодорожного транспорта, предусмотренный абзацем восьмым части первой статьи 7 настоящего Закона;

в течение шести месяцев со дня официального опубликования настоящего Закона разработать и утвердить правила доступа и пользования услугами инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, предусмотренные абзацем одиннадцатым части первой статьи 7 настоящего Закона;

в течение шести месяцев со дня официального опубликования настоящего Закона обеспечить разработку и утверждение особенности режима рабочего времени, режима отдыха и других условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, работа которых непосредственно связана с движением поездов, предусмотренные частью второй статьи 34 настоящего Закона;

в течение шести месяцев со дня официального опубликования настоящего Закона разработать и утвердить порядок предоставления права управления подвижным составом, предусмотренный частью седьмой статьи 42 настоящего Закона;

в течение шести месяцев со дня официального опубликования настоящего Закона разработать и утвердить порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода, предусмотренный частью четвертой статьи 52 настоящего Закона;

в течение шести месяцев со дня официального опубликования настоящего Закона разработать и утвердить порядок установления охранных зон, их размеры, режим использования земель, отведенных для этих целей, предусмотренный частью третьей статьи 53 настоящего Закона;

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

 

Статья 59. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2025 года.

Статьи 1–29, 31–57 настоящего Закона вводятся в действие по истечении шести месяцев со дня официального опубликования настоящего Закона.

 

Президент

Республики Узбекистан

Ш. Мирзиёев

город Ташкент,

27 ноября 2024 года

№ ЗРУ–1006

 

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.