О транспорте

10:04 10 Август 2021 Документы
497 0

Закон Республики Узбекистан

 

Принят Законодательной палатой 3 марта 2021 года

Одобрен Сенатом 29 мая 2021 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области транспорта.

Статья 2. Сфера применения настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении транспортной деятельности на коммерческой основе.

Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, связанные с деятельностью:

трубопроводного транспорта и по перемещению электрической энергии по линиям электропередачи;

специальных транспортных средств, предназначенных для выполнения нетранспортных работ;

ведомственного пассажирского транспорта, а также предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих перевозки на безвозмездной основе;

военных, военно-вспомогательных, пограничных судов, а также по осуществлению транзитных перевозок особых грузов и воинских контингентов через территорию Республики Узбекистан;

экспериментальной и государственной авиации;

физических лиц, осуществляющих перевозки на безвозмездной основе и для удовлетворения личных потребностей с использованием транспортных средств, принадлежащих им на праве частной собственности или на иных законных основаниях.

Статья 3. Законодательство о транспорте

Законодательство о транспорте состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о транспорте, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

смешанная перевозка – перевозка пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений разными видами транспорта по единому перевозочному документу, оформленному на весь путь следования;

оператор смешанных перевозок – юридическое лицо, организующее перевозки и берущее на себя ответственность за всех перевозчиков и третьих лиц, привлеченных им для перевозки;

клиент – физическое или юридическое лицо (пассажир, грузоотправитель, грузополучатель, фрахтователь), пользующееся транспортными услугами на основе договора с перевозчиком или оператором смешанных перевозок;

перевозка – перевозка пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений из пункта отправления в пункт назначения;

безопасность перевозок – обеспечение состояния защищенности процесса движения транспортного средства и самого транспортного средства от угроз техногенного (технического и технологического) характера, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения нарушений безопасности перевозок и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, окружающей среде;

перевозочный документ – документ в виде билета, багажной квитанции, товарно-транспортной накладной, карты с электронным носителем информации либо иного носителя информации, подтверждающий заключение договора перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений;

перевозчик – юридическое или физическое лицо, имеющее транспортное средство на праве собственности или других законных основаниях, оказывающее на коммерческой основе услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений, а также имеющее на перевозку соответствующую лицензию, сертификат либо документ разрешительного характера;

транзитный транспортный коридор – маршрут следования транспортных средств, на котором создаются технические, технологические и организационные условия, указанные в паспорте транзитного транспортного коридора, для выполнения перевозок транзитных грузов и применяется упрощенный порядок совершения таможенных операций в отношении таких грузов и транспортных средств;

транспорт – совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений;

транспортные средства – устройства, предназначенные для перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений;

объекты транспортной инфраструктуры – сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и иных участников перевозочного процесса, а также для обеспечения работы транспортных средств;

транспортная логистика – комплексное и взаимосвязанное решение задач, связанных с организацией перемещения и перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений;

транспортно-логистический центр – объект транспортной инфраструктуры, включающий специально отведенный участок с расположенными на нем сооружениями, предназначенный для выполнения сопутствующих перевозке подготовительных и распределительных услуг, включая складирование, хранение, обработку и распределение грузов и других операций с грузами и транспортными средствами;

транспортный комплекс – комплекс транспортных организаций, перевозчиков, объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств, организаций в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, а также социально-бытового и культурного обслуживания работников сферы транспорта;

транспортная организация – юридическое лицо, осуществляющее транспортную деятельность;

транспортная деятельность – деятельность, связанная с выполнением организационных и технологических операций по перевозке и обслуживанию пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным или сочетанием этих видов транспорта и других услуг, выполняемых на договорной основе или иных законных основаниях;

транспортная безопасность – состояние защищенности транспортного комплекса от незаконного вмешательства и обеспеченность его устойчивого функционирования в обычном режиме и в случаях чрезвычайных ситуаций;

международная перевозка – перевозка пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений, осуществляемая посредством любого вида транспорта по территориям двух или более государств, а также проезд негруженого транспортного средства по территориям двух или более государств;

единая товарно-транспортная накладная – единый для всех участников смешанной перевозки перевозочный документ, который предназначен для списания товарно-материальных ценностей, учета на пути их перемещения, оприходования, ведения складских операций и бухгалтерского учета, а также для расчетов за перевозку груза и учета выполненных работ.

Статья 5. Основные принципы транспортной деятельности

Основными принципами транспортной деятельности являются:

законность;

безопасность;

экологичность;

доступность транспортных услуг;

открытость и прозрачность.

Статья 6. Транспортная система Республики Узбекистан

Автомобильный, воздушный, железнодорожный, водный, электрический транспорт, метрополитен и объекты транспортной инфраструктуры составляют единую транспортную систему Республики Узбекистан (далее – транспортная система).

Глава 2. Государственное регулирование в области транспорта

Статья 7. Основные направления государственной политики в области транспорта

Основными направлениями государственной политики в области транспорта являются:

разработка и реализация государственных и иных программ в области транспорта;

развитие транспортной системы как стратегического сектора экономики страны;

повышение конкурентоспособности, доступности, эффективности и качества, безопасности и экологичности транспортных услуг;

совершенствование управления транспортной сферы и обеспечение взаимодействия различных видов транспорта, а также ведение эффективной тарифной политики;

развитие государственно-частного партнерства;

внедрение передовых инновационных и информационно-коммуникационных технологий;

развитие и совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

развитие международного сотрудничества и интеграция транспортного комплекса в международную транспортную систему.

Статья 8. Государственное регулирование в области транспорта

Государственное регулирование в области транспорта осуществляется путем лицензирования, сертификации, применения разрешительных и уведомительных процедур, технического регулирования, осуществления научно-технической политики, налогообложения, проведения тарифной политики, включая социально значимые перевозки, обеспечения государственного контроля за соблюдением законодательства о транспорте, проведения кадровой политики, а также применения других способов регулирования, предусмотренных законодательством.

Государственные органы и их должностные лица не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность транспортных организаций и привлекать эксплуатационный персонал этих организаций на другие работы, за исключением случаев возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, введения чрезвычайного положения.

Статья 9. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области транспорта

Кабинет Министров Республики Узбекистан:

обеспечивает реализацию государственной политики в области транспорта;

координирует деятельность органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах в сфере транспортной деятельности;

определяет приоритетные направления развития транспортной системы, организует разработку и реализацию государственных программ в области транспорта;

организует научно-техническую и инвестиционную деятельность в области транспорта;

обеспечивает формирование транспортной инфраструктуры и ее эффективное функционирование;

определяет порядок лицензирования, сертификации, прохождения разрешительных и уведомительных процедур в области транспорта;

определяет количество категорий и критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

утверждает перечень транзитных транспортных коридоров;

определяет порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области транспорта;

принимает меры по развитию международного сотрудничества в области транспорта.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 10. Полномочия Министерства транспорта Республики Узбекистан в области транспорта

Министерство транспорта Республики Узбекистан является специально уполномоченным органом государственного управления в области транспорта (далее – специально уполномоченный государственный орган).

Специально уполномоченный государственный орган:

осуществляет государственную политику в области транспорта;

разрабатывает и реализует государственные и другие программы, концепции и стратегии в области транспорта;

разрабатывает в пределах своих полномочий проекты нормативно-правовых актов в области транспорта;

разрабатывает мероприятия по обеспечению безопасности на транспорте и организует их реализацию;

организует систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области транспорта, в том числе за рубежом;

принимает меры по созданию единой интегрированной транспортной системы, основанной на современных методах управления;

принимает меры по цифровизации транспортной системы путем внедрения современных инновационных и информационно-коммуникационных технологий;

осуществляет лицензирование, разрешительные и уведомительные процедуры, а также сертификацию в соответствии с законодательством;

осуществляет международное сотрудничество в области транспорта.

Специально уполномоченный государственный орган может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 11. Полномочия органов государственной власти на местах в области транспорта

Органы государственной власти на местах в пределах своих полномочий:

участвуют в реализации основных направлений государственной политики в области транспорта;

разрабатывают территориальные программы в области транспорта и обеспечивают их реализацию;

участвуют в формировании приоритетных направлений развития транспортной системы;

способствуют развитию транспортной системы и созданию современной транспортной инфраструктуры;

способствуют формированию и развитию рынка транспортных услуг, созданию равных условий для всех участников транспортного комплекса, а также реализации мер по укреплению материально-технической базы транспортной системы;

принимают меры по введению льготных тарифов для отдельных категорий граждан при использовании городского пассажирского транспорта.

Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 12. Органы государственного надзора в области транспорта

Специально уполномоченный государственный орган, его территориальные подразделения, подведомственные организации являются органами государственного надзора в области транспорта.

Органы государственного надзора в области транспорта осуществляют государственный надзор за:

обеспечением соблюдения законодательства о транспорте при перевозке пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений национальными и иностранными транспортными организациями;

безопасностью судоходства, эксплуатацией судов в соответствии с их назначением;

обеспечением безопасности полетов воздушных судов в соответствии с законодательством;

безопасностью перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом;

организацией и проведением расследований авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими и экспериментальными воздушными судами, а также аварий и крушений на железнодорожном и водном транспорте;

соблюдением правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа и грузов, движением транспортных средств по пассажирским маршрутам, соблюдением установленных расписаний и интервалов движения.

Органы государственного надзора в области транспорта могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 13. Лицензирование и разрешительные процедуры в области транспорта

Лицензирование и разрешительные процедуры в области транспорта применяются с целью защиты интересов потребителей транспортных услуг, обеспечения безопасности на транспорте, соблюдения экологических, санитарно-эпидемиологических и других требований.

К лицензируемым видам деятельности в области транспорта относятся городские, пригородные, междугородные, международные перевозки пассажиров и международные перевозки грузов – автомобильным транспортом, перевозки пассажиров и грузов –железнодорожным транспортом.

Виды разрешительных процедур в области транспорта определяются в порядке, установленном законом.

Лицензирование и разрешительные процедуры в области транспорта осуществляются специально уполномоченным государственным органом в порядке, установленном законом.

Статья 14. Сертификация и регистрация транспортных средств

Транспортные средства должны иметь сертификат соответствия или одобрения типа транспортного средства и пройти регистрацию.

Ввоз на территорию Республики Узбекистан, производство, продажа (реализация) или использование транспортных средств,
не соответствующих требованиям безопасности, запрещаются.

Статья 15. Транспортные тарифы

Перевозка пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений, а также услуги, связанные с перевозкой, осуществляются по свободным и регулируемым тарифам.

В целях реализации социальной политики или регулирования деятельности субъектов естественной монополии в области транспорта государством устанавливаются предельные размеры тарифов на отдельные виды транспортных услуг.

Убытки транспортных организаций в результате установления государством предельного размера тарифов и предоставления льгот пассажирам и отдельным категориям граждан возмещаются в соответствии с законодательством за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.

Сквозной транспортный тариф при смешанной перевозке формируется из суммы платежей за услуги по перевозке каждым из видов транспорта на даты заключения договоров смешанной перевозки по тарифам, действующим на каждом виде транспорта.

Глава 3. Перевозка. Права и обязанности клиента и перевозчика

Статья 16. Перевозка пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений, оказание транспортно-экспедиторских услуг

За перевозку пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений, оказание транспортно-экспедиторских услуг взимается плата, размер которой устанавливается соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательством.

Условия перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений, оказания транспортно-экспедиторских услуг и ответственность сторон по перевозкам и транспортно-экспедиторским операциям определяются нормативно-правовыми актами, а также договорами перевозки и транспортной экспедиции.

Исходя из технических характеристик транспортных средств и возможностей инфраструктуры законодательством устанавливаются допустимые габариты и весовые параметры транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений.

Статья 17. Права и обязанности клиента

Клиент имеет право:

требовать выполнения перевозчиком обязанностей, предусмотренных в договоре перевозки;

получать необходимую информацию о перевозчике и маршруте следования;

свободного выбора вида транспорта на рынке транспортных услуг;

на своевременное и качественное оказание услуг со стороны перевозчика, определенных правилами или договором перевозки;

льготного и бесплатного проезда, предусмотренного для отдельной категории граждан в соответствии с законодательством;

на возмещение убытков, причиненных перевозкой, компенсацию морального вреда в соответствии с законодательством.

Клиент может иметь и иные права в соответствии с законодательством и договором перевозки.

Клиент обязан:

соблюдать условия договора перевозки, заключенного с перевозчиком;

предоставлять перевозчику сертификат соответствия на отправляемый груз, подлежащий обязательной сертификации;

соблюдать правила перевозок;

представлять багаж, грузобагаж, грузы, почтовые и курьерские отправления в подготовленном для транспортировки виде;

соблюдать правила поведения на пассажирском транспорте.

Клиент может нести и иные обязанности в соответствии с законодательством и договором перевозки.

Статья 18. Права и обязанности перевозчика

Перевозчик имеет право:

свободно назначать цены на перевозки в соответствии с правилами ценообразования, за исключением случаев, когда установлены регулируемые тарифы;

отказываться от перевозки при обстоятельствах, влекущих возникновение угрозы жизни и здоровью граждан, безопасности дорожного движения, нарушения экологических и санитарных норм или иных противоправных действий (бездействия).

Перевозчик может иметь и иные права в соответствии с законодательством и договором перевозки.

Перевозчик обязан:

иметь лицензию, сертификат, документ разрешительного характера и (или) разрешение на перевозку, если это предусмотрено законодательством и международными договорами Республики Узбекистан;

заключать договор с клиентом в установленной форме;

осуществлять перевозки на сертифицированных в установленном порядке транспортных средствах;

возмещать убытки, причиненные перевозкой, и компенсировать моральный вред в соответствии с законодательством;

обеспечивать безопасность пассажира, создание ему необходимых удобств и условий обслуживания, а в случае сдачи пассажиром багажа
и грузобагажа также их своевременную перевозку и сохранность;

обеспечивать безопасность движения;

требовать от клиента копию сертификата соответствия на отправляемый груз, подлежащий обязательной сертификации;

осуществлять бесплатный провоз отдельной категории пассажиров или предоставлять им иные льготы по оплате проезда в соответствии
с законодательством;

застраховать свою гражданскую ответственность за причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу пассажиров;

обеспечивать лицам с ограниченными физическими возможностями доступ к транспортным средствам, информации, а также средствам связи, создавать необходимые условия при оказании иных услуг, связанных с перевозкой.

Перевозчик может нести и иные обязанности в соответствии с законодательством и договором перевозки.

Глава 4. Организация смешанных перевозок

Статья 19. Система смешанных перевозок

Автомобильный, железнодорожный, воздушный и водный транспорт организуют систему смешанных перевозок путем их согласованного взаимодействия с соблюдением требований транспортной логистики и использованием транспортной инфраструктуры.

Клиент, оператор смешанных перевозок и перевозчики являются участниками смешанных перевозок.

При организации смешанной перевозки транспортная логистика должна обеспечивать наличие единого оператора процесса перевозки
и единого перевозочного документа, применение сквозного транспортного тарифа и последовательно-центральной схемы взаимодействия всех участников смешанной перевозки, а также единую ответственность за перевозочный процесс.

Статья 20. Договор смешанных перевозок

Договор смешанных перевозок заключается между оператором смешанных перевозок и клиентом и должен содержать:

права и обязанности клиента и оператора смешанных перевозок;

ответственность клиента и оператора смешанных перевозок;

порядок заполнения единой товарно-транспортной накладной;

сроки и условия доставки;

пункты назначения;

объемы и размеры багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений;

стоимость и порядок оплаты.

В договоре смешанных перевозок могут предусматриваться и другие условия, не противоречащие законодательству.

Договор смешанных перевозок пассажира является публичным договором. Заключение договора смешанных перевозок пассажира удостоверяется единым билетом, подтверждающим право пассажира на проезд в смешанном сообщении, а сдача багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений – багажной квитанцией смешанной перевозки.

Статья 21. Права и обязанности оператора смешанных перевозок

Оператор смешанных перевозок имеет право:

отказаться от смешанной перевозки багажа, грузобагажа, груза, почтовых и курьерских отправлений, которые по своим свойствам, весовым и габаритным параметрам не соответствуют данным о багаже, грузобагаже, грузе, почтовых и курьерских отправлениях, указанным в договоре смешанных перевозок;

отказаться от смешанной перевозки и возвратить багаж, грузобагаж, груз, почтовые и курьерские отправления грузоотправителю, предварительно уведомив его об этом в письменной или электронной форме в случае, когда нет возможности доставить багаж, грузобагаж, груз, почтовые и курьерские отправления вследствие непреодолимой силы в пункт назначения, указанный клиентом в договоре смешанных перевозок. При этом дополнительные расходы оператора смешанных перевозок оплачиваются грузоотправителем (грузополучателем), если иное не предусмотрено договором смешанных перевозок;

требовать от клиента надлежащего исполнения обязательств по договору смешанных перевозок.

Оператор смешанных перевозок может иметь и иные права в соответствии с законодательством и договором смешанных перевозок.

Оператор смешанных перевозок обязан:

организовать перевозку пассажира, багажа, грузобагажа, груза, почтовых и курьерских отправлений с использованием различных видов транспорта из пункта отправления в пункт назначения в соответствии с договором смешанных перевозок;

организовать выдачу багажа и грузобагажа пассажиру в пункте назначения;

принять пассажира и багаж, грузобагаж, грузы, почтовые и курьерские отправления в установленные договором смешанных перевозок сроки;

обеспечить мониторинг за движением пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений на каждом этапе перевозки;

обеспечить сохранность на всем пути следования, доставку в установленные договором смешанных перевозок сроки и выдачу багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений уполномоченному на их получение лицу (грузополучателю).

Оператор смешанных перевозок может нести и иные обязанности в соответствии с законодательством и договорами.

Статья 22. Права и обязанности клиента смешанных перевозок

Клиент имеет право:

получить информацию о маршруте следования, составе и видах транспорта;

требовать от оператора смешанных перевозок надлежащего исполнения обязательств по договору смешанных перевозок;

требовать возмещения ущерба, причиненного при смешанной перевозке, при предъявлении письменных документальных доказательств.

Клиент может иметь и иные права в соответствии с законодательством и договором смешанных перевозок.

Клиент обязан:

оплатить оператору смешанных перевозок все причитающиеся выплаты, оговоренные в договоре смешанных перевозок;

предоставить багаж, грузобагаж, груз, почтовые и курьерские отправления оператору смешанных перевозок согласно сроку, указанному в договоре смешанных перевозок.

Клиент может нести и иные обязанности в соответствии с законодательством и договором смешанных перевозок.

Статья 23. Договор взаимодействия при смешанных перевозках

Договор взаимодействия при смешанных перевозках заключается между оператором смешанных перевозок и перевозчиками различных видов транспорта, участвующими в этих перевозках, и должен содержать:

права и обязанности оператора смешанных перевозок и перевозчика;

ответственность оператора смешанных перевозок и перевозчика;

стоимость услуг каждого перевозчика и порядок их оплаты;

порядок взаимодействия перевозчиков и пересадки пассажира или перегрузки багажа, грузобагажа, груза, почтовых и курьерских отправлений с одного вида транспортного средства на другой;

порядок заполнения единого перевозочного документа (билета, багажной квитанции, единой товарно-транспортной накладной);

сроки и условия перевозки.

В договоре взаимодействия при смешанных перевозках могут предусматриваться и другие условия, не противоречащие законодательству.

Глава 5. Транзитные перевозки

Статья 24. Транзитные перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений

Транзитной перевозкой является перемещение пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений через территорию Республики Узбекистан любым видом транспорта, если такое перемещение является лишь частью пути, пункты отправления и назначения которых находятся за пределами Республики Узбекистан, а также перевозка, осуществляемая транспортными средствами Республики Узбекистан через территорию иностранных государств.

Перевозка транзитных пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений через территорию Республики Узбекистан может осуществляться одним или несколькими видами транспорта с использованием одного или нескольких перевозочных документов соответствующих видов транспорта.

Пересадка транзитного пассажира и перегрузка багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений с одного вида транспорта на другой осуществляются на основании перевозочных документов. При этом товаросопроводительные документы должны следовать с грузом на всем пути его следования.

В случае, если условия перевозки отдельных транзитных багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений требуют соответствующих операций с ними (разгрузка, перегрузка, хранение, дробление на партии или накопление на партии и другие подобные операции), то они сохраняют статус транзитных грузов.

Перегрузка транзитных багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений, следующих в прямом международном сообщении, осуществляется в транспортные средства, предоставляемые перевозчиком.

После заключения с оператором транзитной перевозки договора перевозчики при получении от операторов транзитных перевозок заявок на перевозку транзитных пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений не вправе отказать им в удовлетворении указанных заявок.

Статья 25. Запреты и ограничения в отношении отдельных транзитных пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений

В целях обеспечения безопасности Республики Узбекистан, жизни и здоровья граждан Республики Узбекистан, охраны окружающей среды
в отношении отдельных транзитных пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений, в том числе продукции военного назначения, могут применяться запреты или ограничения, а также ветеринарные, ветеринарно-санитарные правила и нормы, карантинные ограничения и фитосанитарные требования, требования к обеспечению радиационной безопасности окружающей среды и иные требования и условия, установленные законом и международными договорами Республики Узбекистан.

Статья 26. Транзитные транспортные коридоры

Транзитные транспортные коридоры создаются в целях оптимизации использования транспортной системы для перевозок транзитных пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений в международном сообщении в направлениях их наибольшей концентрации.

Пункты транзитного транспортного коридора должны быть оснащены информационными и техническими средствами, обеспечивающими дистанционный контроль за перемещением транспортных средств международной перевозки и соблюдением установленного маршрута перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений.

На каждый транзитный транспортный коридор специально уполномоченным государственным органом составляется паспорт транзитного транспортного коридора, в который включаются следующие сведения и документы:

вид транзитного транспортного коридора;

наименование начального, конечного и промежуточных пунктов транзитного транспортного коридора;

протяженность транзитного транспортного коридора;

срок перевозки транзитных пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений;

технологические характеристики транзитного транспортного коридора и иные сведения, определяемые специально уполномоченным государственным органом;

технологические схемы осуществления государственного контроля и надзора.

Начальным и конечным пунктами транзитного транспортного коридора являются соответствующие пункты пропуска через Государственную границу Республики Узбекистан.

Транзитный транспортный коридор включается в реестр транзитных транспортных коридоров, ведение которого осуществляется специально уполномоченным государственным органом.

Сведения, включаемые в реестр транзитных транспортных коридоров, размещаются на официальном веб-сайте специально уполномоченного государственного органа.

Перечень транзитных транспортных коридоров утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 27. Идентификация транзитных грузов и документов

При транзите грузов в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Узбекистан осуществляется идентификация транзитных грузов и документов в целях недопущения совершения с транзитными грузами каких-либо операций, не предусмотренных таможенным законодательством.

Статья 28. Государственный контроль за перевозкой транзитных пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений

Государственный контроль за перевозкой транзитных пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений осуществляется в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Узбекистан должностными лицами соответствующих уполномоченных государственных органов.

В ходе государственного контроля производится проверка соответствия транзитных пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений и средств транзита требованиям таможенного, санитарного, ветеринарного, фитосанитарного, радиологического, экологического и других видов контроля, устанавливаемым законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.

Обязательными условиями осуществления государственного контроля за перевозкой транзитных пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений являются:

комплексное, одновременное проведение всех видов государственного контроля уполномоченными государственными органами в пределах их полномочий;

регламентация проведения государственного контроля и действий должностных лиц уполномоченных государственных органов;

выполнение функций государственного контроля должностными лицами уполномоченных государственных органов в сроки, установленные законодательством;

использование средств измерения, прошедших государственный метрологический контроль;

ускоренный и приоритетный порядок государственного контроля при перевозке живых животных, скоропортящихся продуктов, трансплантатов, биоматериалов, специальных медицинских препаратов.

Должностные лица соответствующих уполномоченных государственных органов не могут передавать свои полномочия по государственному контролю другим лицам.

Глава 6. Транспортная логистика

Статья 29. Основные задачи транспортной логистики

Транспортная логистика должна своевременно и качественно обеспечивать согласованность и взаимосвязанность действий всех участников транспортного комплекса по планированию перевозки и ее управлению по оптимальному маршруту с использованием различных видов транспорта, включая мониторинг за движением пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений на каждом этапе перевозки.

Основными задачами транспортной логистики являются:

согласованность параметров единой транспортной системы с применением единой технологии транспортировки, прямых перегрузок, бесперегрузочного сообщения;

разработка и применение единых планов-графиков перевозок;

формирование транспортных коридоров и транспортных цепей;

обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

определение рационального маршрута доставки груза;

выбор типа и вида транспортного средства.

Статья 30. Транспортно-логистические центры

На территории Республики Узбекистан в зависимости от операций, выполняемых в отношении товаров и транспортных средств, могут создаваться международные и территориальные транспортно-логистические центры.

Транспортно-логистические центры оказывают услуги по складированию, хранению, обработке, переработке, упаковке и распределению грузов, которые прибывают в данные центры и вывозятся из них любыми видами транспорта, а также осуществляют хранение и техническое обслуживание транспортных средств. Транспортно-логистические центры могут предоставлять полный комплекс таможенных, логистических, фитосанитарных, ветеринарных, санитарно-эпидемиологических, экологических, сертификационных и других услуг для экспорта и импорта грузов, не запрещенных законодательством.

Основные функции государственных органов, а также других организаций в международных транспортно-логистических центрах осуществляются по принципу «одно окно» и специализируются на предоставлении таможенных, пограничных, логистических, оперативно-лабораторных, фитосанитарных, ветеринарных, санитарно-эпидемиологических, экологических, сертификационных и других услуг, не запрещенных законодательством.

Международные транспортно-логистические центры предназначены для выполнения операций с грузами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Республики Узбекистан, в том числе осуществления транспортного контроля, включая таможенные и пограничные операции в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

Территориальные транспортно-логистические центры предназначены для оказания услуг по складированию, хранению, обработке, переработке, упаковке и распределению грузов, а также осуществления хранения и технического обслуживания транспортных средств на территории Республики Узбекистан.

Типовые требования по оснащению транспортно-логистических центров современной техникой и оборудованием утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Глава 7. Транспортная безопасность

Статья 31. Меры по обеспечению безопасности перевозок, эксплуатации транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры

Транспортные организации, а также перевозчики обязаны обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических
и юридических лиц, эксплуатации транспортных средств, объектов транспортной инфраструктуры, а также охрану окружающей среды.

Осуществление хозяйственной и иной деятельности, препятствующей функционированию и обеспечению безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также оказанию транспортных услуг, не допускается.

Работники, непосредственно обеспечивающие безопасность транспортных средств и сооружений, должны иметь соответствующие знания, навыки и подготовку, а также допуск к работе разрешительного характера в соответствии с требованиями законодательства. Эти работники, а также работники, занятые на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, должны проходить медицинское обследование.

Территории объектов транспортной инфраструктуры, на которых осуществляется движение транспортных средств, проводятся маневровые и погрузочно-разгрузочные работы, являются зонами повышенной опасности и, при необходимости, ограждаются и оборудуются техническими средствами контроля. Правила нахождения физических лиц и размещения объектов в зонах повышенной опасности, проведения в них работ утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

За обеспечение установленных нормативов при строительстве и эксплуатации газо-, нефтепроводов и других сооружений, пересекающих автомобильные дороги и железнодорожные пути общего пользования или находящихся в непосредственной близости от них, а также безопасности эксплуатации указанных сооружений ответственны их владельцы.

Статья 32. Обеспечение экологических норм в области транспорта

Транспортные организации и перевозчики обязаны планировать, осуществлять организацию и финансирование природоохранных мероприятий, вести ведомственный и производственный контроль в области охраны окружающей среды и недр, обеспечивать соблюдение установленных норм по охране окружающей среды и недр, рациональному использованию природных ресурсов и другим критериям, регламентирующим максимально допустимые нагрузки на окружающую среду и недра.

За ущерб, причиненный окружающей среде и недрам, транспортные организации и перевозчики несут ответственность в порядке, установленном законом.

Статья 33. Оценка уязвимости транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры

Оценкой уязвимости транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры является определение степени их защищенности от незаконного вмешательства, а также уровень обеспеченности их устойчивого функционирования в обычном режиме и в случаях чрезвычайных ситуаций.

Оценка уязвимости транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями
в области обеспечения транспортной безопасности.

Результаты проведенной оценки уязвимости транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры утверждаются уполномоченными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Сведения о результатах проведенной оценки уязвимости транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры являются информацией ограниченного распространения.

Статья 34. Категорирование транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры

Категорирование транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры осуществляется уполномоченными органами
в области обеспечения транспортной безопасности.

Количество категорий и критерии категорирования транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Категорированные объекты включаются в реестр транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, ведение которого осуществляется уполномоченными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Статья 35. Досмотр на объектах транспортной инфраструктуры

В целях охраны жизни и здоровья пассажиров и других лиц, обеспечения безопасности перевозок уполномоченные органы при входе в вокзал, аэровокзал, аэропорт, метрополитен и на автостанцию могут производить досмотр транспортного средства, багажа, грузобагажа и груза и личный досмотр пассажиров и других лиц. При отказе пассажиров и других лиц от досмотра вход в вокзал, аэровокзал, аэропорт, метрополитен и на автостанцию запрещается.

Перечень уполномоченных органов, имеющих право производить досмотр транспортного средства, багажа, грузобагажа и груза, личный досмотр пассажиров и других лиц, порядок производства досмотра, а также правила нахождения на вокзалах, аэровокзалах, автостанциях,
в аэропортах и метрополитене пассажиров и других лиц устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах, а также предоставления содержащихся в них данных устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Транспортные организации или перевозчики иностранного государства, которые осуществляют международные перевозки в Республику Узбекистан, обеспечивают передачу данных, содержащихся в перевозочных документах (билетах), в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах.

Статья 36. Организация работы транспорта при чрезвычайных ситуациях

Транспортные организации и перевозчики принимают срочные меры по ликвидации аварий, катастроф, опасных природных явлений, стихийных или иных бедствий, повлекших за собой создание помех для надлежащего функционирования транспорта.

При возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, введении чрезвычайного положения договорные отношения транспортных организаций и перевозчиков могут быть приостановлены по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан для ликвидации указанных чрезвычайных ситуаций и их последствий.

В условиях чрезвычайных ситуаций природного, социального и техногенного характера, введения чрезвычайного положения расходы транспортных организаций, операторов смешанных перевозок и перевозчиков по осуществлению перевозок, связанных с обеспечением мероприятий  мобилизационной готовности, мероприятий по гражданской обороне и аварийно-спасательным, а также неотложным работам возмещаются за счет Государственного бюджета Республики Узбекистан.

Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан и органы государственной власти на местах оказывают транспортным организациям, перевозчикам помощь в ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, возникших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и угрожающих жизни и здоровью людей, окружающей среде, безопасности движения и сохранности грузов, а также принимают меры по их предотвращению, спасению жизни и сохранению здоровья людей, защите материальных и культурных ценностей, снижению причиненного ущерба (вреда).

Ущерб (вред), причиненный в результате создания умышленных препятствий на дороге и других незаконных действий (бездействия), направленных на нарушение беспрепятственной и бесперебойной работы транспортных средств, возмещается транспортным организациям виновными лицами.

Статья 37. Охрана багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений, а также транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры

Транспортные организации, операторы смешанных перевозок, перевозчики должны обеспечивать сохранность багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений с момента их принятия для перевозки и до выдачи их получателям, если иное не предусмотрено договором.

Охрана багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений, а также транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры может осуществляться ведомственными подразделениями военизированной охраны и правоохранительными органами.

Ведомственные подразделения военизированной охраны обеспечиваются огнестрельным оружием и специальными средствами. Порядок применения огнестрельного оружия и специальных средств устанавливается в соответствии с законодательством.

Охрана особо важных транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры осуществляется подразделениями охраны Министерства обороны, Службы государственной безопасности, Министерства внутренних дел и Национальной гвардии Республики Узбекистан, а также ведомственными подразделениями военизированной охраны.

Статья 38. Обеспечение безопасности на транспорте

Требования безопасности на транспорте, методы государственного контроля и надзора, общественного контроля их соблюдения, а также формы оценки их соответствия устанавливаются нормативно-правовыми актами и нормативными документами в области технического регулирования.

Объекты, на территории которых осуществляются производство, хранение, погрузка, транспортировка и разгрузка опасных грузов, должны быть удалены от мест общего пользования, сооружений, жилых массивов, охраняемых природных территорий и объектов, подлежащих особой охране, на расстояние, обеспечивающее их безопасную работу.

Переоборудование коммуникаций, связанное с реконструкцией и ремонтом сооружений транспорта, расположенных в полосе отвода автомобильных дорог и железнодорожных путей, осуществляется за счет средств собственников и владельцев таких коммуникаций.

Охрана и сопровождение опасных и специальных грузов обеспечиваются отправителями или получателями грузов на всем пути следования. Владельцы опасных и специальных грузов, перевозимых транспортом, отправляющие и получающие такие грузы, должны гарантировать безопасность их перевозки, погрузки и разгрузки с привлечением средств и мобильных подразделений, необходимых для ликвидации аварийных ситуаций и последствий аварий в случаях их возникновения при перевозке этих грузов.

Транспортные организации и перевозчики обязаны обеспечивать безопасность транспортировки опасных и специальных грузов и принимать участие в ликвидации последствий аварий в случаях их возникновения при перевозке этих грузов.

Отношения, возникающие в сфере перевозки опасных и специальных грузов, регулируются законодательством.

Запрещается проектирование и строительство транспортных организаций на площадях залегания полезных ископаемых, размещение в местах их залегания подземных сооружений. В исключительных случаях проектирование и строительство допускаются по разрешению Государственного комитета Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам.

Отдельные категории работников транспорта, работа которых непосредственно связана с движением транспортных средств и обеспечением их безопасности, обязаны соблюдать особенности режима рабочего времени, режима отдыха и других условий труда в порядке, установленном законодательством.

Транспортные организации и перевозчики обязаны организовывать проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников, работа которых связана с движением транспортных средств и занятых на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда. Перечень таких работников и работ, а также порядок проведения медицинских осмотров устанавливаются Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.

Вопросы безопасности движения транспортных средств на территории Республики Узбекистан регулируются законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.

Глава 8. Ответственность перевозчика, оператора смешанных перевозок при осуществлении перевозок

Статья 39. Ответственность по обязательствам, вытекающим из договора перевозки

Соглашения перевозчика, а при смешанных перевозках – оператора смешанных перевозок с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности признаются недействительными.

Перевозчик, а при смешанных перевозках – оператор смешанных перевозок обеспечивает сохранность багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений с момента принятия их к перевозке и до выдачи получателю или другому уполномоченному лицу.

Перевозчик, а при смешанных перевозках – оператор смешанных перевозок несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого к перевозке багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений, если не докажет, что их утрата, недостача или повреждение (порча) произошли не по его вине.

Ущерб, причиненный при перевозке багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений, возмещается в случаях:

утраты или недостачи – в размере стоимости утраченного или недостающего багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений;

повреждения (порчи) багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений – в размере суммы, на которую понизилась их стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного (испорченного) багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений – в размере их стоимости;

утраты багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений, сданных к перевозке с объявлением их ценности, – в размере объявленной стоимости багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений.

Если в результате повреждения (порчи), за которое отвечает перевозчик, а при смешанных перевозках – оператор смешанных перевозок и перевозчик, участвующий в смешанных перевозках, качество багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений изменилось настолько, что они не могут быть использованы по прямому назначению, получатель багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений вправе от них отказаться и потребовать возмещение за их утрату.

В случаях утраты или недостачи багажа, грузобагажа, грузов, почтовых и курьерских отправлений транспортная организация и перевозчик, а при смешанных перевозках – оператор смешанных перевозок рассматривают претензии пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей или уполномоченных ими лиц, имеющих право на предъявление претензии или иска, в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.

Законами могут предусматриваться и иные виды ответственности перевозчика, а при смешанных перевозках – оператора смешанных перевозок.

Статья 40. Ответственность транспортной организации, перевозчика и оператора смешанных перевозок за смерть или причинение вреда здоровью пассажира

Транспортная организация, перевозчик, а при смешанных перевозках – оператор смешанных перевозок несут в установленном законодательством порядке ответственность за смерть или причинение вреда здоровью пассажира при перевозке, если не докажут, что вред возник вследствие грубой неосторожности потерпевшего или обстоятельств непреодолимой силы.

Глава 9. Заключительные положения

Статья 41. Разрешение споров

Споры, возникающие в области транспорта, разрешаются в порядке, установленном законодательством.

Статья 42. Ответственность за нарушение законодательства о транспорте

Лица, виновные в нарушении законодательства о транспорте, несут ответственность в установленном порядке.

Статья 43. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и значения настоящего Закона

Министерству транспорта Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение
до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.

Статья 44. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

Статья 45. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.

 

Президент Республики Узбекистан                                                 Ш. Мирзиёев

 

город Ташкент,

9 августа 2021 года

№ ЗРУ–706

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.