О стандартизации

09:43 04 Ноябрь 2022 Документы
740 0

Фото: Пресс-служба Президента Республики Узбекистан

Закон Республики Узбекистан

 

Принят Законодательной палатой 15 июля 2022 года

Одобрен Сенатом 7 октября 2022 года

 

Статья 1. Цель настоящего Закона

 

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области стандартизации.

 

Статья 2.  Сфера применения настоящего Закона

 

Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие при разработке, принятии и применении стандартов и соответствующих документов по стандартизации, а также осуществлении государственного контроля в области стандартизации.

Особенности стандартизации в военной сфере, сфере защиты государственных секретов и иной информации, в области использования атомной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, в сфере финансов и образования устанавливаются отдельными актами законодательства Республики Узбекистан.

 

Статья 3. Законодательство о стандартизации

 

Законодательство о стандартизации состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о стандартизации, то применяются правила международного договора.

 

Статья 4.  Основные понятия

 

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

национальный стандарт – стандарт, принятый Узбекским институтом стандартов Узбекского агентства по техническому регулированию при Министерстве инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан и доступный для широкой общественности;

стандарт – документ, устанавливающий для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение наиболее оптимальной степени упорядочения в определенной области;

стандартизация – деятельность, направленная на достижение наиболее оптимальной степени упорядочения в определенной области, устанавливающая правила для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач;

Национальный орган по стандартизации – Узбекский институт стандартов Узбекского агентства по техническому регулированию при Министерстве инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан;

технический комитет по стандартизации – консультативно-совещательный орган, участвующий в осуществлении развития системы стандартизации по направлениям деятельности;

объект стандартизации – продукция, товары, услуги (далее – продукция), процессы, системы менеджмента, термины, условные обозначения, исследования (испытания), измерения (в том числе отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты;

международный (региональный) стандарт – стандарт, принятый международной или региональной организацией
по стандартизации и доступный широкому кругу общественности;

стандарт зарубежной страны – стандарт, принятый уполномоченным органом (организацией) по стандартизации зарубежной страны;

консенсус – общее согласие, характеризующееся отсутствием возражений по существующим вопросам у большинства заинтересованных сторон и достигаемое в результате процесса, стремящееся учесть мнения всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения.

 

Статья 5. Национальная система стандартизации Республики Узбекистан

 

Национальную систему стандартизации Республики Узбекистан составляют:

Узбекское агентство по техническому регулированию при Министерстве инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан (далее – Узбекское агентство по техническому регулированию);

Национальный орган по стандартизации;

органы государственного и хозяйственного управления;

технические комитеты по стандартизации.

 

Статья 6.  Основные принципы стандартизации

 

Основными принципами стандартизации являются:

законность;

консенсус заинтересованных сторон при разработке национальных стандартов;

беспристрастность;

согласованность во избежание дублирования и противоречий в стандартах;

недопустимость дискриминационного отношения к продукции независимо от страны и (или) места происхождения продукции, а также формы собственности производителя;

открытость и прозрачность.

 

Статья 7.  Основные задачи стандартизации

 

Основными задачами стандартизации являются:

охрана жизни, здоровья граждан и их имущества;

охрана окружающей среды;

защита прав и охраняемых законом интересов потребителей в вопросах качества продукции;

обеспечение взаимозаменяемости и совместимости продукции;

повышение качества и конкурентоспособности продукции в зависимости от уровня развития науки и технологий для удовлетворения потребностей населения и отраслей экономики;

содействие экономии всех видов ресурсов, улучшение технико-экономических показателей производства;

практическое содействие при реализации социально-экономических и научно-технических программ и проектов;

содействие развитию экономики и научно-техническому прогрессу Республики Узбекистан;

обеспечение открытости и достоверности информации о номенклатуре и качестве выпускаемой продукции;

содействие по продвижению отечественной продукции на зарубежные рынки;

обеспечение единства измерений.

 

Статья  8. Основные направления государственной политики в области стандартизации

 

Основными направлениями государственной политики в области стандартизации являются:

совершенствование правовых и организационных основ системы стандартизации;

разработка и реализация государственных и иных программ;

совершенствование инфраструктуры системы стандартизации;

внедрение передовых инновационных и современных информационно-коммуникационных технологий;

усовершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

развитие международного сотрудничества и гармонизация национальной системы стандартизации с международной системой.

 

Статья  9. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области стандартизации

 

Кабинет Министров Республики Узбекистан:

обеспечивает реализацию единой государственной политики в области стандартизации;

координирует деятельность органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах в области стандартизации;

определяет приоритетные направления развития национальной системы стандартизации, организует разработку и реализацию государственных программ;

определяет стандарты, соблюдение требований которых является обязательным;

организует научно-техническую деятельность в области стандартизации;

осуществляет экономическую поддержку и стимулирование субъектов хозяйственной деятельности в области стандартизации.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

 

Статья  10. Полномочия Узбекского агентства по техническому регулированию в области стандартизации

 

Узбекское агентство по техническому регулированию:

осуществляет государственную политику в области стандартизации;

осуществляет мониторинг выполнения плана стандартизации;

осуществляет государственный надзор за соблюдением требований стандартов, а также требований законодательства
о стандартизации;

осуществляет создание единой интегрированной системы стандартизации, основанной на современных методах управления;

создает Апелляционную комиссию при Национальном органе по стандартизации и организует ее деятельность;

осуществляет международное сотрудничество в области стандартизации.

Узбекское агентство по техническому регулированию может осуществлять и иные полномочия в соответствии
с законодательством.

 

Статья 11. Полномочия Национального органа по стандартизации

 

Национальный орган по стандартизации:

разрабатывает и реализует государственные и другие программы, концепции, а также стратегии в области стандартизации;

осуществляет цифровизацию системы стандартизации путем внедрения современных информационно-коммуникационных и инновационных технологий;

реализует план стандартизации;

согласно обращениям заинтересованных сторон, а также по собственной инициативе принимает решения о создании, приостановлении и прекращении деятельности отраслевых технических комитетов по стандартизации, утверждает положение о них, координирует их деятельность и содействует их развитию на основе международной практики;

представляет национальные интересы Республики Узбекистан в международных и региональных организациях по стандартизации;

заключает соглашения с национальными органами по стандартизации зарубежных стран и осуществляет с ними сотрудничество;

утверждает и регистрирует национальные стандарты, принимает решения об их отмене, а также о внесении изменений и дополнений к ним;

принимает решения о введении в действие и отмене действия на территории Республики Узбекистан международных (региональных) стандартов, стандартов зарубежных стран, а также изменений к ним;

координирует работу заинтересованных сторон по разработке новых, пересмотру действующих стандартов;

дает рекомендации заинтересованным сторонам по гармонизации национальных стандартов с учетом международных (региональных) стандартов и стандартов зарубежных стран;

разрабатывает стандарты при отсутствии соответствующих технических комитетов по стандартизации;

формирует и ведет Единую информационную базу стандартов;

осуществляет переподготовку и повышение квалификации кадров в области технического регулирования, стандартизации, сертификации и метрологии, а также создает систему повышения их квалификации.

Национальный орган по стандартизации может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

 

Статья 12.  Полномочия органов государственного и хозяйственного управления в области стандартизации

 

Органы государственного и хозяйственного управления в пределах своих полномочий:

подготавливают предложения по разработке новых, внесению изменений, пересмотру и отмене действующих стандартов
и предоставляют их в Национальный орган по стандартизации для включения в план стандартизации;

выполняют задачи, предусмотренные планом стандартизации;

инициируют и участвуют в разработке проектов стандартов;

совместно с Национальным органом по стандартизации участвуют в деятельности международных и региональных организаций по стандартизации;

подготавливают и вносят предложения в Национальный орган по стандартизации по созданию, а также развитию технических комитетов по стандартизации.

Органы государственного и хозяйственного управления могут осуществлять и иные полномочия в соответствии
с законодательством.

 

Статья 13. Технический комитет по стандартизации

 

Технический комитет по стандартизации создается на основе добровольного участия органов государственного и хозяйственного управления и иных организаций, заинтересованных в принятии и применении стандартов, в соответствии с решением Национального органа по стандартизации.

С инициативой о создании технического комитета по стандартизации могут выступать заинтересованные субъекты соответствующей отрасли в области стандартизации.

В состав технического комитета по стандартизации включаются представители заинтересованных сторон.

При техническом комитете по стандартизации создается секретариат для обеспечения его деятельности.

Информация о создаваемом техническом комитете по стандартизации открыта для всех заинтересованных сторон.

Технический комитет по стандартизации:

разрабатывает проекты национальных стандартов;

организует обсуждение проектов национальных стандартов в соответствии с областью деятельности;

подготавливает предложения по разработке новых, пересмотру действующих национальных стандартов для включения в план стандартизации;

осуществляет разработку стандартов, включенных в план стандартизации;

направляет обращения в органы государственного и хозяйственного управления по вопросам, входящим в их компетенцию;

формирует и ведет информационную базу стандартов в соответствии с областью деятельности;

участвует в научных исследованиях в области стандартизации;

совместно с Национальным органом по стандартизации участвует в работе технических комитетов по стандартизации международных, региональных организаций по стандартизации и защищает национальные интересы Республики Узбекистан на заседаниях данных комитетов. 

Расходы, связанные с деятельностью технического комитета по стандартизации, осуществляются за счет средств субъектов, выступивших с инициативой о его создании, а также иных организаций, заинтересованных в принятии и применении стандартов.

Деятельность технического комитета по стандартизации приостанавливается на основании протокола его заседания решением Национального органа по стандартизации.

Деятельность технического комитета по стандартизации прекращается решением Национального органа по стандартизации в одном из следующих случаев:

при достижении целей, для которых создавался технический комитет по стандартизации, и отсутствии потребности
в его дальнейшем функционировании;

при неосуществлении деятельности технического комитета по стандартизации в течение двенадцати месяцев;

при подтверждении отрицательных результатов оценки эффективности деятельности технического комитета
по стандартизации;

при принятии соответствующего решения технического комитета по стандартизации.

 

Статья 14. Государственные инспектора, их права и обязанности

 

Государственный надзор за соблюдением требований стандартов, а также требований законодательства о стандартизации осуществляется государственными инспекторами, являющимися представителями органов государственного управления.

Государственный инспектор имеет право:

доступа в установленном порядке в служебные и производственные помещения субъекта хозяйственной деятельности;

получать от субъекта хозяйственной деятельности документы и сведения, необходимые для проведения государственного надзора;

использовать технические средства и привлекать специалистов субъекта хозяйственной деятельности при проведении государственного надзора;

проводить в соответствии с нормативными документами по стандартизации отбор проб и образцов продукции для контроля их соответствия обязательным требованиям стандартов с отнесением стоимости израсходованных образцов и затрат на проведение испытаний (анализов, измерений) на издержки производства проверяемых субъектов хозяйственной деятельности;

выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований стандартов на стадиях производства, подготовки к производству, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации продукции;

запрещать реализацию продукции в случае уклонения субъекта хозяйственной деятельности от проверки.

Главный государственный инспектор Республики Узбекистан по обеспечению соблюдения требований законодательства в области технического регулирования, стандартизации, оценки соответствия и метрологии и его заместители, помимо прав, указанных в части второй настоящей статьи, имеют исключительное право:

применять меры административного взыскания к должностным лицам субъектов хозяйственной деятельности и индивидуальным предпринимателям, виновным в нарушении обязательных требований стандартов;

принимать решение о наложении штрафа на юридических лиц, виновных в нарушении обязательных требований стандартов, и обращаться в суд о взыскании штрафа в случае неуплаты этими юридическими лицами штрафа в месячный срок в добровольном порядке;

выдавать предписания о запрете производства или приостановке реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации) проверенной продукции в случаях ее несоответствия обязательным требованиям стандартов;

запретить продажу импортной продукции, не соответствующей требованиям стандартов и не прошедшей государственную регистрацию.

За невыполнение предписаний государственных инспекторов о запрете производства или приостановке реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации) проверенной продукции в случаях ее несоответствия обязательным требованиям стандартов должностные лица субъектов хозяйственной деятельности и индивидуальные предприниматели привлекаются к административной ответственности.

Государственные инспектора за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на них законодательством, разглашение государственной или коммерческой тайны несут ответственность в установленном порядке.

 

Статья 15. Планирование работ по стандартизации

 

Работы по стандартизации осуществляются на основании плана стандартизации.

План стандартизации может приниматься на краткосрочную (до одного года), среднесрочную (от одного года до пяти лет) и долгосрочную (от пяти до десяти лет) перспективу с учетом целей и направлений развития области стандартизации.

Планирование работ по стандартизации должно соответствовать основным направлениям социально-экономического развития Республики Узбекистан, учитывать результаты научных исследований и современных технологий.

В период действия плана стандартизации допускается внесение в него изменений и дополнений по предложениям заинтересованных сторон.

План стандартизации формируется на основе:

предложений заинтересованных сторон, технических комитетов по стандартизации и международного опыта;

планов работ технических комитетов по стандартизации;

результатов мониторинга в области стандартизации;

анализа состояния социально-экономического развития Республики Узбекистан.

План стандартизации включает в себя:

код по международному классификатору стандартов;

наименование проекта международного (регионального) или национального стандарта;

основание разработки (пересмотра) стандартов;

сроки реализации работ по стандартизации;

источник финансирования;

организацию-заявителя, предоставившую предложение-заявку;

код классификации продукции по видам экономической деятельности.

 

Статья 16. Единая информационная база стандартов

 

Единая информационная база стандартов формируется и ведется Национальным органом по стандартизации.

Единая информационная база стандартов включает в себя национальные стандарты, международные (региональные) стандарты, стандарты зарубежных стран.

 

Статья 17. Категории стандартов

 

К категориям стандартов относятся:

национальные стандарты;

международные (региональные) стандарты;

стандарты зарубежных стран.

 

Статья 18. Национальные стандарты

 

Национальные стандарты разрабатываются для реализации задач, предусмотренных настоящим Законом, на основе плана стандартизации и имеют обозначение – O‘zMSt (O‘zbekiston Milliy Standarti).

Определение оформления, построения по содержанию и обозначению национальных стандартов осуществляется согласно требованиям принятых национальных стандартов.

Национальные стандарты разрабатываются с учетом:

результатов научных исследований (испытаний) и измерений;

достижений науки и техники;

приобретенного практического опыта путем применения новых видов продукции, процессов и услуг;

международных (региональных) стандартов и стандартов зарубежных стран и иных документов, устанавливающих требования к объекту стандартизации.

Разработка национальных стандартов осуществляется заинтересованными сторонами, предусмотренными статьями 11, 12 и 13 настоящего Закона.

Информация о начале и завершении разработки национальных стандартов, а также проекты национальных стандартов размещаются на официальном веб-сайте и электронном портале Национального органа по стандартизации.

Проект национального стандарта до утверждения подлежит согласованию с заинтересованными сторонами в случаях, когда обязательность такого согласования предусмотрена нормативно-правовыми актами Республики Узбекистан.

В период публичного обсуждения проекты национальных стандартов проходят техническое обсуждение в профильном техническом комитете по стандартизации, а в случае его отсутствия – в Национальном органе по стандартизации.

Публичное обсуждение проектов национальных стандартов, размещенных на официальном веб-сайте и электронном портале Национального органа по стандартизации, осуществляется в течение шестидесяти календарных дней.

Перед утверждением национального стандарта разработчик в срок  не более десяти календарных дней направляет проект стандарта на экспертизу.

Национальный стандарт вводится в действие после его государственной регистрации, но не ранее шестидесяти дней со дня размещения информации о его государственной регистрации на официальном веб-сайте Национального органа по стандартизации.

Национальные стандарты должны основываться на достижениях отечественной и зарубежной науки и не должны противоречить требованиям настоящего Закона, иных нормативно-правовых актов, а также международных договоров с участием Республики Узбекистан.

Национальные стандарты не должны создавать излишних препятствий для международной торговли.

В национальных стандартах могут устанавливаться требования к продукции и ее классификации, терминологии, условным обозначениям, методам испытаний (измерений), отбора образцов, маркировки, процедуры оценки соответствия, системам управления.

Для обеспечения защиты интересов Республики Узбекистан и конкурентоспособности выпускаемой продукции в национальных стандартах в обоснованных случаях устанавливаются предварительные требования на перспективу, опережающие возможности традиционных технологий.

Обязательным условием принятия национального стандарта является достижение консенсуса.

При рассмотрении проекта национального стандарта в техническом комитете по стандартизации, если его членами признана целесообразность требований, научных разработок, продолжения исследований, приведенных в проекте стандарта, проект данного стандарта принимается в виде предварительного стандарта на определенный срок и ему присваивается обозначение – DS (Dastlabki Standart).

По инициативе заинтересованных сторон проекты, направленные на повышение качества продукции, не противоречащие техническим регламентам и стандартам в производстве, рекомендуемые к применению в масштабе страны, на основе достижений, использованных в качестве ноу-хау в технических условиях, могут быть направлены для рассмотрения и обсуждения в технические комитеты по стандартизации.

Стандарты, содержащие сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, разрабатываются и принимаются в порядке, установленном законодательством.

 

Статья 19. Международные (региональные) стандарты и стандарты зарубежных стран

 

В Республике Узбекистан могут применяться международные (региональные) стандарты и стандарты зарубежных стран.

Международные (региональные) стандарты и стандарты зарубежных стран применяются на территории Республики Узбекистан наравне с национальными стандартами на основании решения Национального органа по стандартизации о введении их в действие.

 

Статья 20. Внесение изменений и отмена национальных стандартов

 

Внесение изменений в национальные стандарты, замена национальных стандартов, дополнение или исключение отдельных требований, продление или восстановление сроков действия, введение новых требований и гармонизация национальных стандартов с международными (региональными) стандартами осуществляются в случаях, когда не влекут за собой нарушения действующего законодательства.

Внесение изменений в национальные стандарты осуществляется разработчиком данного стандарта или Национальным органом по стандартизации.

Основаниями для отмены национальных стандартов являются:

противоречие данных стандартов требованиям законодательства Республики Узбекистан;

введение в действие нового национального, международного (регионального) стандарта взамен данных стандартов;

утрата актуальности применения данного стандарта.

Для отмены национального стандарта лица, инициирующие его отмену, направляют в Национальный орган по стандартизации свои предложения с обоснованием целесообразности его отмены.

Информация о внесении изменений в национальные стандарты и их отмене размещается на официальном веб-сайте и электронном портале Национального органа по стандартизации, а также осуществляется проведение общественного обсуждения в течение шестидесяти календарных дней.

 

Статья  21. Принятие окончательного решения по вопросам стандартизации. Деятельность Апелляционной комиссии

 

В случае наличия разногласий при разработке, согласовании, утверждении, регистрации, введении в действие, внесении изменений, пересмотре, приостановке и отмене стандартов, а также в случаях, связанных с деятельностью технических комитетов по стандартизации, окончательное решение по вопросам стандартизации принимает Узбекское агентство по техническому регулированию.

При Национальном органе по стандартизации создается Апелляционная комиссия. Положение об Апелляционной комиссии и состав Апелляционной комиссии утверждаются Узбекским агентством по техническому регулированию.

В полномочия Апелляционной комиссии входит рассмотрение обращений (апелляций) заинтересованных сторон или технического комитета по стандартизации, не согласных с решением, принятым Национальным органом по стандартизации.

В состав Апелляционной комиссии не могут входить сотрудники Национального органа по стандартизации. Член Апелляционной комиссии не может участвовать в рассмотрении апелляции в случае, если он находился или находится в служебной или иной зависимости от лиц, которые являются сторонами апелляции, либо при наличии других обстоятельств, вызывающих сомнение в беспристрастности такого члена.

Заинтересованная сторона или технический комитет по стандартизации имеет право подать апелляцию в Апелляционную комиссию в случае несогласия с решением Национального органа по стандартизации, а также, если считает, что решением или действиями (бездействием) Национального органа по стандартизации были нарушены процедуры в области стандартизации.

Срок рассмотрения апелляции не должен превышать тридцати дней.

Предметом апелляции не может быть содержание национального стандарта или его проекта. В случае, если Апелляционная комиссия признает, что решение или действия (бездействие) Национального органа по стандартизации нарушают процедуры в области стандартизации, она принимает решение, предусматривающее устранение Национальным органом по стандартизации нарушения процедуры.

Решение Апелляционной комиссии оформляется протоколом заседания и предоставляется сторонам спора.

 

Статья 22. Применение стандартов

 

Стандарты применяются на добровольной основе, за исключением случаев указания ссылок в нормативно-правовых актах Республики Узбекистан на обязательное соблюдение требований стандарта (обязательное требование стандарта).

Стандарты могут применяться на стадиях разработки, проектирования, производства, хранения, испытания, исследования и измерения, отбора образцов продукции, в отношении терминологии, символики, упаковки, маркировки или этикеток и их нанесения, функционирования (эксплуатации, использования), перевозки, реализации и утилизации (переработки) продукции, при выполнении работ, оказании услуг в отношении иных объектов стандартизации.

Международные (региональные) стандарты и стандарты зарубежных стран применяются в случаях:

членства Республики Узбекистан в международных и региональных организациях по стандартизации;

наличия международных договоров Республики Узбекистан о сотрудничестве в области стандартизации;

наличия соглашения между Национальным органом по стандартизации и международной, региональной, иностранной организацией о сотрудничестве в области стандартизации;

соблюдения договоров, заключенных с органами по стандартизации, при применении международных (региональных) стандартов и стандартов зарубежных стран.

Стандарты могут использоваться в качестве основы для разработки технических регламентов Республики Узбекистан. Для выполнения требований технических регламентов и оценки соответствия продукции требованиям технических регламентов на добровольной основе в части выбора применяются взаимосвязанные стандарты.

Выполнение требований стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя при его заявлении
о соответствии продукции данному стандарту, в том числе в случае применения его обозначения в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, договорах, рекламе, информационных ресурсах и иных формах представления информации.

В стандартах не допускается применение дублирующих требований к продукции.

Не допускается принятие стандартов:

содержащих нормы, имеющие общеобязательный характер, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан;

противоречащих действующим нормативно-правовым актам Республики Узбекистан и техническим регламентам;

создающих препятствия свободному обращению продукции, направленных на устранение и ограничение рыночной конкуренции.

Применение физическими и юридическими лицами документов по стандартизации осуществляется с соблюдением авторских прав.

Требования к продукции, направляемой на экспорт, устанавливаются в соответствии с положениями договора
на поставку продукции.

 

Статья 23. Опубликование, распространение и издание стандартов

 

Опубликование и распространение на договорной основе национальных стандартов осуществляется Национальным органом по стандартизации.

Национальные стандарты должны быть опубликованы на государственном языке.

Стандарты и другие публикации международных и региональных организаций по стандартизации, а также зарубежных стран могут приниматься на одном из официальных языков этих организаций с последующим официальным переводом на государственный язык.

Издание и распространение стандартов международных и региональных организаций по стандартизации, членом которых является Республика Узбекистан, осуществляется Национальным органом по стандартизации в порядке и на условиях, определенных международной или региональной организацией по стандартизации.

Издание и распространение стандартов зарубежных стран осуществляется Национальным органом по стандартизации
в соответствии с договорами с национальными органами по стандартизации данных стран.

В случаях, если лицензионными договорами с иностранными правообладателями, а также международными договорами и иными нормами международного права предусматриваются возмездность и (или) недопустимость предоставления свободного доступа к международным (региональным) стандартам, стандартам зарубежных стран, Национальный орган по стандартизации размещает на своем официальном веб-сайте сведения о размере платы за предоставление соответствующих документов и порядке их распространения.

 

Статья 24. Информационное обеспечение в области стандартизации

 

Информационное обеспечение в области стандартизации осуществляется посредством:

размещения информации о стандартах на веб-сайтах;

распространения стандартов, официальных изданий и их копий.

Размещение информации о стандартах осуществляется посредством их официального опубликования на официальных веб-сайтах Национального органа по стандартизации и в ежегодных информационных указателях стандартов.

К информации о стандартах относятся:

номер и наименование;

область применения;

дата и номер решения об утверждении, внесении изменений и отмене;

сведения о разработчике.

 

Статья 25. Финансирование работ в области стандартизации

 

Финансирование работ в области стандартизации осуществляется за счет:

средств Государственного бюджета Республики Узбекистан;

средств заинтересованных организаций;

добровольных взносов;

иных источников, не противоречащих законодательству.

Государственному финансированию работ по стандартизации подлежат:

разработка или участие в разработке международных (региональных) стандартов;

разработка стандартов в связи с исполнением решений Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан;

разработка национальных стандартов, предусмотренных планом стандартизации;

проведение научно-исследовательских и иных работ по стандартизации, имеющих общегосударственное значение;

формирование и ведение Единой информационной базы стандартов;

иная деятельность в области стандартизации, определяемая Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

Статья 26.  Разрешение споров

 

Споры в области стандартизации разрешаются в порядке, установленном законодательством.

 

Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства о стандартизации

 

За продолжение или неустранение правонарушения в области стандартизации после получения предупреждения в установленном порядке физические лица в соответствии с законодательством несут административную ответственность. За продолжение или неустранение правонарушения в области стандартизации после получения предупреждения в установленном порядке в отношении юридических лиц применяются финансовые санкции в виде штрафа в соответствии с частью второй настоящей статьи.

В случае несоблюдения производителем или импортером продукции обязательных требований стандарта, предусмотренных законодательством о стандартизации, в отношении них:

при совершении правонарушения впервые – применяются финансовые санкции в виде штрафа в размере до пятидесяти процентов от стоимости реализованной продукции, не соответствующей обязательным требованиям стандартов;

при повторном совершении того же правонарушения в течение одного года со дня применения финансовой санкции в виде штрафа, предусмотренной абзацем вторым части второй настоящей  статьи, – применяются финансовые санкции в виде штрафа в размере до ста процентов от стоимости реализованной продукции, не соответствующей обязательным требованиям стандартов.

Финансовые санкции в виде штрафа, предусмотренные частью второй настоящей статьи, применяются в судебном порядке, за исключением случаев признания производителем или импортером продукции вины в совершенном правонарушении и уплаты штрафа в добровольном порядке.

Пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа направляется во внебюджетный фонд Узбекского агентства по техническому регулированию, а остальная часть — в Государственный бюджет Республики Узбекистан.

 

Статья 28. Внесение изменений, а также признание утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан

 

Внести изменения в следующие законодательные акты Республики Узбекистан:

1. В статье 43 Закона Республики Узбекистан от 14 января 1992 года № 513–XII «О физической культуре и спорте»
(в редакции Закона Республики Узбекистан от 4 сентября 2015 года № ЗРУ–394) (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2015 г., № 9, ст. 340; 2016 г., № 12, ст. 383; 2017 г., № 6, ст. 300; 2018 г., № 1, ст. 1, № 7, ст. 431; 2020 г., № 12, ст. 691; 2021 г., приложение к № 4, № 10, ст. 968; 2022 г., № 5,  ст. 464) слова «международным и (или) государственным стандартам, нормам и требованиям» заменить словами «национальным стандартам, нормам и требованиям».

2.  В статье 40 Закона Республики Узбекистан от 6 мая 1993 года № 837–XII «О воде и водопользовании» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1993 г., № 5, ст. 221; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 4–5, ст. 126; 1998 г., № 9, ст. 181; 2000 г., № 7–8, ст. 217; 2001 г., № 1–2, ст. 23; 2004 г., № 1–2, ст. 18; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2007 г., № 12, ст. 604; 2009 г., № 12, ст. 472; 2011 г., № 1, ст. 1, № 9, ст. 247; 2013 г., № 4, ст. 98; 2014 г., № 9, ст. 244; 2016 г., № 12, ст. 383; 2017 г., № 9, ст. 510; 2018 г., № 4, ст. 224, № 7, ст. 431; 2019 г., № 5, ст. 261, № 11, ст. 791; 2020 г., № 9, ст. 539; 2021 г., приложение к № 4, № 11, ст. 1065) слова «государственным стандартам» заменить словами «национальным стандартам».

3. Внести в Гражданский кодекс Республики Узбекистан, утвержденный законами Республики Узбекистан от 21 декабря 1995 года № 163–I и от 29 августа 1996 года № 256–I (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г., приложение к № 2, № 11–12; 1997 г., № 2, ст. 56, № 9, ст. 241; 1998 г., № 5–6, ст. 102; 1999 г., № 1, ст. 20, № 9, ст. 229; 2001 г., № 1–2, ст. 23, № 9–10, ст. 182; 2002 г., № 1, ст. 20, № 9, ст. 165; 2003 г., № 1, ст. 8, № 5, ст. 67; 2004 г., № 1–2, ст. 18, № 5, ст. 90, № 9, ст. 171; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2006 г., № 4, ст. 154, № 9, ст.ст. 494, 498; 2007 г., № 1, ст.ст. 3, 5, № 4, ст.ст. 156, 164, № 8, ст. 367, № 9, ст. 416, № 12, ст.ст. 598, 608; 2008 г., № 4, ст. 192, № 12, ст. 640; 2009 г., № 9, ст. 337; 2010 г., № 9, ст.ст. 335, 337, 340; 2011 г., № 12/2, ст.ст. 363, 364, 365; 2012 г., № 4, ст.ст. 106, 109, № 12, ст. 336; 2013 г., № 10, ст. 263; 2014 г., № 5, ст. 130, № 12, ст. 343; 2015 г., № 8, ст.ст. 310, 312; 2016 г., № 4, ст. 125; 2017 г., № 4, ст. 137, № 9, ст. 510, № 12, ст. 773; 2018 г., № 1, ст. 4, № 4, ст. 224, № 7, ст. 433, № 10, ст. 673; 2019 г., № 3, ст.ст. 161, 166, № 5, ст. 267, № 10, ст. 671, № 12, ст.ст. 880, 886; 2020 г., № 1,
ст.ст. 3, 4, № 10, ст. 593; 2021 г., приложение к № 4, № 8, ст. 801, № 10, ст. 968; 2022 г., № 2, ст. 79, № 3, ст.ст. 217, 218, № 4, ст. 340, № 5, ст. 464, № 6, ст. 570), следующие изменения:

в части первой статьи 405 слова «государственными стандартами» заменить словами «национальными стандартами»;

часть вторую статьи 407 изложить в следующей редакции:

«В случаях, когда стандарты устанавливают требования к контролю качества товаров, качество должно проверяться в соответствии с их указаниями».

4. В абзаце втором части первой статьи 5 Закона Республики Узбекистан от 29 августа 1996 года № 265–I «Об охране здоровья граждан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г., № 9, ст. 128; 1999 г., № 5, ст. 124; 2001 г., № 5, ст. 89; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2006 г., № 10, ст. 536; 2007 г., № 10, ст. 473; 2010 г., № 5, ст. 177; 2016 г., № 12, ст. 383; 2017 г., № 6, ст. 300; 2018 г., № 1, ст. 1; 2019 г., № 2, ст. 47, № 5, ст.ст. 265, 267, № 9, ст.ст. 589, 592; 2020 г., № 12, ст. 691; 2021 г., приложение к № 4, № 8, ст. 797; 2022 г., № 5, ст. 464) слово «государственных» заменить словом «национальных».

5. Часть первую статьи 5 Закона Республики Узбекистан  от 30 августа 1997 года № 483–I «О качестве и безопасности пищевой продукции» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 9, ст. 239; 2003 г., № 5, ст. 67; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2006 г., № 4, ст. 157; 2016 г., № 12, ст. 383; 2017 г., № 4, ст. 137, № 10, ст. 605; 2018 г., № 1, ст. 4; 2019 г., № 1, ст. 3, № 8, ст. 470, № 11, ст. 791; 2021 г., приложение к № 4, № 4, ст. 290; 2022 г., № 5, ст. 465) изложить в следующей редакции:

«Государственное нормирование в области обеспечения качества и безопасности пищевой продукции осуществляется путем установления технических регламентов, санитарных, ветеринарных, ветеринарно-санитарных правил и норм, фитосанитарных норм, правил и гигиенических нормативов, национальных стандартов, технических условий (далее – нормы и правила), содержащих требования к качеству и безопасности пищевой продукции, условиям ее производства, заготовки, закупки, переработки, поставки, хранения, транспортировки и реализации».

6. В абзаце третьем части первой статьи 6 Закона Республики Узбекистан от 25 декабря 1998 года № 725–I «О радиочастотном спектре» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., № 1, ст. 16; 2003 г., № 5, ст. 67; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2013 г., № 4, ст. 98; 2014 г., № 5, ст. 130; 2015 г., № 6, ст. 228; 2017 г., № 4, ст. 137; 2019 г., № 2, ст. 47; 2021 г., приложение к № 4) слова «государственные стандарты» заменить словами «национальные стандарты».

7. В абзаце семнадцатом статьи 2 Закона Республики Узбекистан от 20 августа 1999 года № 822–I «О телекоммуникациях» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., № 9, ст. 219; 2004 г., № 9, ст. 171; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2005 г., № 9, ст. 311; 2006 г., № 4, ст. 157; 2007 г., № 9, ст. 414; 2011 г., № 12/2, ст. 366; 2012 г., № 12, ст. 336; 2013 г., № 4, ст. 98; 2019 г., № 5, ст. 267; 2021 г., приложение к № 4, № 10, ст. 968; 2022 г., № 6, ст. 570) слова «государственных стандартов» заменить словами «национальных стандартов».

8. В статье 11 Закона Республики Узбекистан от 31 августа 2000 года № 120–II «О радиационной безопасности» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2000 г., № 7–8, ст. 212; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2007 г., № 12, ст. 604; 2011 г., № 4, ст. 98; 2013 г., № 4, ст. 98; 2017 г., № 9, ст. 510; 2019 г., № 8, ст. 470, № 9, ст. 591, № 12, ст. 891; 2021 г., приложение к № 4) слова «государственных стандартов» заменить словами «национальных стандартов».

9. Внести в Закон Республики Узбекистан от 3 мая 2007 года № ЗРУ–97 «О профилактике йододефицитных заболеваний» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2007 г., № 5, ст. 219; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2015 г., № 6, ст. 228; 2021 г., приложение к № 4) следующие изменения:

в части первой статьи 16 слова «государственных стандартов, правил и норм» заменить словами «национальных стандартов, правил и норм»;

в части первой статьи 17 слова «государственных стандартов, правил и норм» заменить словами «национальных стандартов, правил и норм».

10. Внести в Закон Республики Узбекистан от 30 сентября 2009 года № ЗРУ–225 «Об электроэнергетике» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2009 г., № 9, ст. 339; 2013 г., № 4, ст. 98; 2021 г., приложение к № 4) следующие изменения:

в части первой статьи 10 слова «государственным стандартам» заменить словами «национальным стандартам»;

в абзаце четвертом части первой статьи 15 слова «государственными стандартами» заменить словами «национальными стандартами»;

в абзаце втором части второй статьи 16 слова «государственными стандартами» заменить словами «национальными стандартами»;

в абзаце шестом части второй статьи 18 слова «государственными стандартами» заменить словами «национальными стандартами»;

в абзаце третьем части первой статьи 25 слова «государственными стандартами» заменить словами «национальными стандартами»;

в части первой статьи 26:

в абзаце третьем слова «государственным стандартам» заменить словами «национальным стандартам»;

в абзаце шестом слова «государственным стандартам» заменить словами «национальным стандартам».

11. В части первой статьи 26 Закона Республики Узбекистан от 26 августа 2015 года № ЗРУ–393 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2015 г., № 8, ст. 314; 2019 г., № 2, ст. 47; 2021 г., № 1, ст. 13, приложение к № 4, № 4, ст. 290) слова «государственным стандартам» заменить словами «национальным стандартам».

12. Абзац пятнадцатый статьи 3 Закона Республики Узбекистан от 2 июля 2020 года № ЗРУ–626 «О геодезической
и картографической деятельности»
(Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2020 г., № 7, ст. 446; 2021 г., приложение к № 4, № 8, ст. 800, № 10, ст. 968) изложить в следующей редакции:

«Национальная инфраструктура пространственных данных – система, включающая организационную структуру, научно-техническую политику, технические и программные средства, базовые и профильные пространственные данные, метаданные и базы метаданных, сервисы пространственных данных, нормативно-правовые акты, а также нормативные документы в области технического регулирования по вопросам производства, обновления, обработки, хранения, предоставления, интеграции и использования пространственных данных, которые доступны на территории Республики Узбекистан».

13. В абзаце девятом части второй статьи 20 Градостроительного кодекса Республики Узбекистан, утвержденного Законом Республики Узбекистан от 22 февраля 2021 года № ЗРУ–676 (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2021 г., № 2, ст. 145; 2022 г., № 6, ст. 570), слова «государственных стандартов» заменить словами «национальных стандартов».

14. В части третьей статьи 12 Закона Республики Узбекистан от 1 апреля 2021 года № ЗРУ–680 «О дехканском хозяйстве» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2021 г., № 4, ст. 286) слова «государственными стандартами» заменить словами «национальными стандартами».

15. Текст статьи 14 Закона Республики Узбекистан от 23 июля 2021 года № ЗРУ–702 «О пространственных данных» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2021 г., № 7, ст. 662) изложить в следующей редакции:

«В настоящем Законе под Национальной инфраструктурой пространственных данных понимается система, включающая организационную структуру, научно-техническую политику, технические и программные средства, базовые и профильные пространственные данные, метаданные и базы метаданных, сервисы пространственных данных, нормативно-правовые акты, а также нормативные документы в области технического регулирования по вопросам производства, обновления, обработки и интеграции пространственных данных, которые доступны на территории Республики Узбекистан».

16. Внести в Закон Республики Узбекистан от 26 ноября 2021 года № ЗРУ–731 «Об издательской деятельности» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2021 г., № 11, ст. 1063) следующие изменения:

в части четвертой статьи 15:

в абзаце втором слова «государственными стандартами» заменить словами «национальными стандартами»;

в абзаце третьем слова «государственных стандартов» заменить словами «национальных стандартов»;

в части второй статьи 24 слова «государственными стандартами» заменить словами «национальными стандартами».

Признать утратившими силу:

1) Закон Республики Узбекистан от 28 декабря 1993 года № 1002–XII «О стандартизации» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1994 г., № 2, ст. 46);

2) Постановление Верховного Совета Республики Узбекистан от 28 декабря 1993 года № 1003–XII «О порядке введения
в действие Закона Республики Узбекистан «О стандартизации»
(Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1994 г., № 2, ст. 47);

3) раздел X Закона Республики Узбекистан от 26 мая 2000 года № 82–II «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2000 г., № 5–6, ст. 153);

4) раздел VII Закона Республики Узбекистан от 25 апреля 2003 года № 482–II «О внесении изменений и дополнений
в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан»
(Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2003 г., № 5, ст. 67);

5) статью 5 Закона Республики Узбекистан от 10 октября 2006 года № ЗРУ–59 «О внесении изменений и дополнений
в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием системы правовой защиты и либерализацией финансовой ответственности субъектов предпринимательства»
(Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2006 г., № 10, ст. 536);

6) Закон Республики Узбекистан от 3 апреля 2009 года № ЗРУ–202 «О внесении изменений в Закон Республики Узбекистан «О стандартизации» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2009 г., № 4, ст. 129);

7) статью 8 Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 2013 года № ЗРУ–352 «О внесении изменений и дополнений
в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан»
(Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2013 г., № 4, ст. 98);

8) статью 5 Закона Республики Узбекистан от 7 октября 2013 года № ЗРУ–355 «О внесении изменений и дополнений,
а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан»
(Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2013 г., № 10, ст. 263);

9) статью 9 Закона Республики Узбекистан от 13 июня 2017 года № ЗРУ–436 «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2017 г., № 6, ст. 300);

10) статью 12 Закона Республики Узбекистан от 14 сентября 2017 года № ЗРУ–446 «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2017 г., № 9, ст. 510);

11) статью 4 Закона Республики Узбекистан от 24 декабря 2019 года № ЗРУ–597 «О внесении изменений и дополнений
в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием деятельности отдельных государственных органов»
(Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2019 г., № 12, ст. 891);

12) статью 36 Закона Республики Узбекистан от 21 апреля 2021 года № ЗРУ–683 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2021 г., приложение к № 4).

 

Статья 29. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и значения настоящего Закона

 

Узбекскому агентству по техническому регулированию, Министерству юстиции Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.

 

Статья 30. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

 

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

 

Статья 31.  Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу по истечении двенадцати месяцев со дня его официального опубликования.

Действующие стандарты Республики Узбекистан и соответствующие документы, принятые до вступления в силу настоящего Закона с обозначением аббревиатуры O‘zDSt, считаются национальными стандартами и должны быть пересмотрены в течение пяти лет со дня вступления в силу настоящего Закона.

 

Президент

Республики Узбекистан

Ш. Мирзиёев

город Ташкент,

3 ноября 2022 года

№ ЗРУ–800

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.