О пространственных данных

08:51 24 Июль 2021 Документы
420 0

Закон Республики Узбекистан

 

Принят Законодательной палатой 26 декабря 2020 года

Одобрен Сенатом 29 мая 2021 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области пространственных данных.

Статья 2. Законодательство о пространственных данных

Законодательство о пространственных данных состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о пространственных данных, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

пространственные данные – данные о пространственных объектах, в том числе включающие сведения об их местоположении, форме и иных свойствах, представленные в определенной форме и системах пространственно-временных координат;

обработка пространственных данных – реализация одного или совокупности действий по созданию, сбору, систематизации, хранению, изменению, обновлению, визуализации, использованию, предоставлению, распространению и передаче пространственных данных и метаданных;

метаданные – данные, которые позволяют описывать наборы, сервисы и другие характеристики пространственных данных, необходимые для их идентификации, поиска, инвентаризации и использования;

геопортал Национальной инфраструктуры пространственных данных – совокупность интернет-средств и сервисов пространственных данных, которые поддерживают метаданные о геоинформационных ресурсах и обеспечивают доступ к ним с использованием всемирной информационной сети Интернет;

пользователь пространственных данных (далее – пользователь) – физическое или юридическое лицо, использующее пространственные данные;

пространственные объекты – природные и искусственные объекты, местоположение которых может быть определено в установленной системе пространственно-временных координат.

Статья 4. Основные принципы настоящего Закона

Основными принципами настоящего Закона являются:

законность;

точность и достоверность пространственных данных;

открытость и доступность базовых пространственных данных;

защищенность пространственных данных и метаданных.

Статья 5. Принцип законности

Отношения в области пространственных данных должны осуществляться в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 6. Принцип точности и достоверности пространственных данных

Точность и достоверность пространственных данных обеспечиваются за счет:

поддержания в рабочем состоянии государственных геодезических, нивелирных и гравиметрических сетей;

внедрения системы картографического мониторинга и непрерывного обновления государственных топографических карт;

использования регламентированных систем координат и существующих базовых пространственных данных при создании государственных информационных ресурсов и новых базовых пространственных данных;

осуществления постоянного мониторинга, научно-технической экспертизы и контроля базовых и профильных пространственных данных и метаданных.

Статья 7. Принцип открытости и доступности базовых пространственных данных

Открытость и доступность базовых пространственных данных обеспечиваются за счет:

отсутствия в составе базовых пространственных данных сведений, составляющих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, а также другую информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством;

предоставления свободного доступа пользователей к базовым пространственным данным, включая доступ через сети телекоммуникаций общего пользования, а также через всемирную информационную сеть Интернет.

Статья 8. Принцип защищенности пространственных данных и метаданных

Обработка пространственных данных и метаданных должна осуществляться в соответствии с установленными законодательством требованиями по их защищенности.

Защита пространственных данных и метаданных осуществляется в целях:

предотвращения угроз безопасности личности, общества и государства;

сохранения их конфиденциальности в устанавливаемых законодательством случаях;

предотвращения их искажения и фальсификации.

Глава 2. Государственное регулирование в области пространственных данных

Статья 9. Основные направления государственной политики в области пространственных данных

Основными направлениями государственной политики в области пространственных данных являются:

разработка и реализация государственных и иных программ в области пространственных данных;

координация деятельности органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, а также лиц, осуществляющих обработку пространственных данных, в области пространственных данных;

развитие Национальной инфраструктуры пространственных данных;

обеспечение открытости и доступности базовых пространственных данных, их метаданных для всех заинтересованных субъектов;

развитие международного сотрудничества.

Статья 10. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области пространственных данных

Кабинет Министров Республики Узбекистан:

обеспечивает реализацию единой государственной политики в области пространственных данных;

утверждает государственные и иные программы в области пространственных данных;

утверждает порядок ведения Национальной инфраструктуры пространственных данных;

определяет перечни пространственных данных, доступных для публичного использования;

утверждает Положение о Координационном совете по развитию Национальной инфраструктуры пространственных данных и его состав.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 11. Полномочия специально уполномоченного государственного органа в области пространственных данных

Специально уполномоченным государственным органом в области пространственных данных является Агентство по кадастру при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан (далее – специально уполномоченный государственный орган).

Специально уполномоченный государственный орган:

участвует в формировании и реализации единой государственной политики в области пространственных данных;

разрабатывает и вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекты государственных и иных программ в области пространственных данных;

координирует деятельность органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, а также лиц, осуществляющих обработку пространственных данных, в области пространственных данных и развития Национальной инфраструктуры пространственных данных;

обеспечивает реализацию государственных и иных программ в области пространственных данных;

обеспечивает выполнение работ, связанных с развитием Национальной инфраструктуры пространственных данных;

осуществляет обработку базовых пространственных данных, работы по созданию и функционированию геопортала Национальной инфраструктуры пространственных данных;

выполняет научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы, обеспечивает создание технических и программных средств в области пространственных данных;

разрабатывает и утверждает в пределах своих полномочий нормативно-правовые акты и нормативные документы в области технического регулирования;

осуществляет государственный контроль за процессами обработки пространственных данных;

осуществляет международное сотрудничество в области пространственных данных.

Специально уполномоченный государственный орган может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 12. Полномочия Министерства обороны Республики Узбекистан в области пространственных данных

Министерство обороны Республики Узбекистан:

участвует в формировании и реализации единой государственной политики в области пространственных данных;

участвует в разработке и реализации государственных и иных программ в области пространственных данных;

организует во взаимодействии со специально уполномоченным государственным органом, а также с другими государственными органами и лицами, осуществляющими обработку пространственных данных, создание пространственных данных, разработку технических и программных средств Национальной инфраструктуры пространственных данных в целях обеспечения национальной безопасности и обороны государства в соответствии с законодательством;

участвует в работах, связанных с развитием Национальной инфраструктуры пространственных данных.

Министерство обороны Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 13. Полномочия государственных органов в области пространственных данных

Государственные органы, включая органы государственной власти на местах:

участвуют в разработке и внесении предложений по формированию единой государственной политики в области пространственных данных и обеспечивают ее реализацию;

участвуют в разработке и реализации государственных и иных программ в области пространственных данных;

участвуют в работах, связанных с развитием Национальной инфраструктуры пространственных данных;

организуют во взаимодействии со специально уполномоченным государственным органом производство профильных пространственных данных для соответствующей отрасли и выполнение работ по производству отраслевых геоинформационных ресурсов, созданию и поддержанию сети геопорталов Национальной инфраструктуры пространственных данных;

обеспечивают предоставление базовых пространственных данных и метаданных специально уполномоченному государственному органу;

обеспечивают доступ к открытым профильным пространственным данным;

осуществляют обработку профильных пространственных данных для соответствующей отрасли или территории.

Государственные органы могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Глава 3. Национальная инфраструктура пространственных данных

Статья 14. Определение Национальной инфраструктуры пространственных данных

В настоящем Законе под Национальной инфраструктурой пространственных данных понимается система, включающая организационную структуру, научно-техническую политику, технические и программные средства, базовые и профильные пространственные данные, метаданные и базы метаданных, сервисы пространственных данных, нормативно-правовые акты, а также нормативные документы в области технического регулирования, международные стандарты, государственные стандарты Республики Узбекистан по вопросам производства, обновления, обработки и интеграции пространственных данных, которые доступны на территории Республики Узбекистан.

Статья 15. Порядок ведения Национальной инфраструктуры пространственных данных

Порядок ведения Национальной инфраструктуры пространственных данных содержит положения, определяющие:

порядок обработки пространственных данных и метаданных Национальной инфраструктуры пространственных данных;

порядок деятельности специально уполномоченного государственного органа в области пространственных данных;

порядок взаимодействия лиц, осуществляющих обработку пространственных данных, со специально уполномоченным государственным органом;

виды базовых и профильных пространственных данных, обработка которых организуется соответствующими государственными органами и лицами, осуществляющими обработку пространственных данных;

требования, обеспечивающие операционную совместимость пространственных данных, метаданных, технических и программных средств Национальной инфраструктуры пространственных данных;

структуру, содержание, порядок подготовки ежегодного отчета о состоянии работы по развитию Национальной инфраструктуры пространственных данных и сроки его представления в Кабинет Министров Республики Узбекистан.

Статья 16. Сеть геопорталов Национальной инфраструктуры пространственных данных

В составе Национальной инфраструктуры пространственных данных специально уполномоченным государственным органом создается сеть геопорталов Национальной инфраструктуры пространственных данных и обеспечивается ее функционирование со следующими сервисами пространственных данных:

поиск, который обеспечивает выявление пространственных данных и сервисов пространственных данных в информационных сетях;

просмотр пространственных данных, информации о характеристиках геопространственных объектов и содержании метаданных;

доступ, который обеспечивает возможность обработки пространственных данных и (или) получение их копий;

координатные операции, которые обеспечивают преобразование координат пространственных данных из одной системы координат
или картографической проекции в другую.

Сеть геопорталов Национальной инфраструктуры пространственных данных включает в себя геопортал Национальной инфраструктуры пространственных данных и геопорталы государственных органов.

На геопортале Национальной инфраструктуры пространственных данных размещаются базовые и профильные пространственные данные, метаданные, предоставляемые в соответствии с настоящим Законом.

На геопорталах государственных органов размещаются профильные пространственные данные и метаданные, созданные государственными органами для реализации отраслевых задач.

Статья 17. Координация деятельности по развитию Национальной инфраструктуры пространственных данных

В целях обеспечения координации деятельности по развитию Национальной инфраструктуры пространственных данных при специально уполномоченном государственном органе образуется Координационный совет по развитию Национальной инфраструктуры пространственных данных (далее – Координационный совет).

Координационный совет является коллегиальным органом, не имеющим статуса юридического лица.

Координационный совет осуществляет консультативно-совещательную функцию в реализации государственной политики в области пространственных данных.

Координационный совет состоит из представителей государственных органов, научно-исследовательских и высших образовательных организаций и институтов гражданского общества.

Глава 4. Обработка пространственных данных

Статья 18. Виды работ в области пространственных данных

Работы в области пространственных данных подразделяются на следующие виды:

создание, сбор, систематизация, хранение, изменение, обновление, визуализация, использование, предоставление, распространение и передача пространственных данных и метаданных;

разработка и предоставление сервисов пространственных данных и геоинформационных систем различного предназначения;

создание технических и программных средств, используемых для обработки пространственных данных;

создание и обеспечение функционирования геопорталов;

проведение научно-технической экспертизы качества пространственных данных и метаданных;

выполнение научно-исследовательских, опытно-технологических и опытно-конструкторских работ по созданию баз пространственных данных, баз и каталогов метаданных, сервисов пространственных данных, геоинформационных систем, геопорталов, других технических и программных средств в области пространственных данных;

разработка нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования;

создание иной продукции и (или) выполнение иных работ в целях обеспечения функционирования и развития Национальной инфраструктуры пространственных данных.

Обработка пространственных данных осуществляется в принятых для использования в Республике Узбекистан системах координат в соответствии с порядком ведения Национальной инфраструктуры пространственных данных.

Статья 19. Базовые, профильные пространственные данные и метаданные

Пространственные данные подразделяются на базовые и профильные пространственные данные.

Базовыми пространственными данными являются общедоступные пространственные данные, составляющие унифицированную цифровую координатно-пространственную основу для процессов обработки пространственных данных.

Базовые пространственные данные включают сведения о следующих объектах:

пунктах геодезических, нивелирных и гравиметрических сетей;

Государственной границе Республики Узбекистан, границах административно-территориальных единиц;

гидрографических объектах и гидротехнических сооружениях;

населенных пунктах и их улично-дорожной сети;

промышленных, сельскохозяйственных и социально-культурных объектах;

зданиях и сооружениях;

автомобильных дорогах;

железных дорогах;

магистральных трубопроводах;

инженерных коммуникациях;

аэропортах, речных портах;

растительном покрове и почвах;

границах земельных участков;

охраняемых природных территориях и объектах культурного наследия;

границах населенных пунктов и объектах зонирования, а также пригородных зонах;

охранных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий;

реестрах улиц и адресах объектов на территории населенных пунктов и за их пределами;

наименованиях географических объектов;

рельефе местности;

ортофотокартах, аэро- и космических снимках и результатах работ по дистанционному зондированию Земли.

Базовые пространственные данные не должны содержать сведений, составляющих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, а также другую информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством.

Профильными пространственными данными являются тематические пространственные данные, которые создаются на основе базовых пространственных данных.

Требования к базовым и профильным пространственным данным, их составу и содержанию, их метаданным определяются в соответствии с порядком ведения Национальной инфраструктуры пространственных данных и иными документами.

Метаданные содержат информацию о составе, структуре, качестве, достоверности, территориальном охвате, функциях, условиях использования пространственных данных и сервисов пространственных данных, ограничения доступа к ним, производителе, времени создания, периодичности обновления пространственных данных и могут содержать также иную информацию.

Пространственные данные, созданные по заказу государственных органов, являются государственной собственностью и составной частью Национальной инфраструктуры пространственных данных.

Статья 20. Предоставление пространственных данных и метаданных

Пространственные данные и метаданные предоставляются государственным органам для реализации своих полномочий на безвозмездной основе, а другим пользователям – за плату в размерах, устанавливаемых специально уполномоченным государственным органом по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан.

Государственные органы, лица, осуществляющие обработку пространственных данных, могут ограничить доступ к пространственным данным и метаданным в соответствии с порядком ведения Национальной инфраструктуры пространственных данных.

Базовые пространственные данные могут предоставляться пользователям с использованием сервисов геопортала Национальной инфраструктуры пространственных данных, межведомственной интеграционной платформы системы «Электронное правительство» либо путем передачи в соответствии с порядком ведения Национальной инфраструктуры пространственных данных и соглашением со специально уполномоченным государственным органом.

Государственные органы и лица, осуществляющие обработку пространственных данных, обязаны предоставлять специально уполномоченному государственному органу созданные и обновленные ими базовые пространственные данные.

В соответствии с порядком ведения Национальной инфраструктуры пространственных данных государственные органы, ответственные
за обработку соответствующих базовых пространственных данных, предоставляют специально уполномоченному государственному органу базовые пространственные данные путем:

предоставления доступа к сервисам пространственных данных;

передачи пространственных данных в согласованном формате и качестве.

Специально уполномоченный государственный орган осуществляет:

прием и контроль базовых пространственных данных, а также метаданных и их размещение на геопортале Национальной инфраструктуры пространственных данных;

предоставление информации и сведений, содержащихся в геоинформационных системах, ресурсах и базах данных, необходимых для оказания государственных услуг, в межведомственную интеграционную платформу системы «Электронное правительство»;

разработку и внедрение программного обеспечения Национальной инфраструктуры пространственных данных;

техническое и технологическое обеспечение Национальной инфраструктуры пространственных данных;

хранение и защиту сведений Национальной инфраструктуры пространственных данных;

обеспечение создания и обслуживания сервисов пространственных данных;

обеспечение доступа пользователей к пространственным данным и метаданным, размещенным на геопортале Национальной инфраструктуры пространственных данных.

Специально уполномоченный государственный орган с согласия собственника или владельца:

осуществляет преобразование в электронную форму пространственных данных, содержащихся на бумажных носителях;

осуществляет обработку пространственных данных, включая базовые и профильные пространственные данные и их метаданные;

предоставляет пользователям базовые пространственные данные и метаданные в соответствии с порядком ведения Национальной инфраструктуры пространственных данных.

Государственные органы, а также лица, осуществляющие обработку пространственных данных:

обеспечивают обработку пространственных данных и метаданных;

используют пространственные данные и метаданные для реализации своих полномочий;

обеспечивают законность, точность, достоверность и защищенность пространственных данных и метаданных, а также открытость и доступность базовых пространственных данных;

обеспечивают предоставление пространственных данных и метаданных специально уполномоченному государственному органу;

обеспечивают доступ специально уполномоченного государственного органа к своим пространственным данным и метаданным;

размещают на своих официальных веб-сайтах информацию об условиях доступа к пространственным данным через геопортал Национальной инфраструктуры пространственных данных.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 21. Разрешение споров

Споры, возникающие в области пространственных данных, разрешаются в порядке, установленном законодательством.

Статья 22. Ответственность за нарушение законодательства о пространственных данных

Лица, виновные в нарушении законодательства о пространственных данных, несут ответственность в установленном порядке.

Статья 23. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и значения настоящего Закона

Агентству по кадастру при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.

Статья 24. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

Статья 25. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.

 

Президент Республики Узбекистан                                                            Ш. Мирзиёев

 

город Ташкент,

23 июля 2021 года

№ ЗРУ–702

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.