О подсобном хозяйстве

08:23 02 Апрель 2021 Документы
251 0

Закон Республики Узбекистан

 

Принят Законодательной палатой 26 декабря 2020 года

Одобрен Сенатом 12 марта 2021 года

Статья 1. Цель и сфера применения настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области организации ведения и развития подсобных хозяйств.

Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, связанные с приватизированными в установленном порядке земельными участками, которые были предоставлены гражданам Республики Узбекистан для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома, а также земельными участками, предоставленными для ведения дехканского хозяйства на праве пожизненного наследуемого владения.

Статья 2. Законодательство о подсобном хозяйстве

Законодательство о подсобном хозяйстве состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Статья 3. Подсобное хозяйство

Подсобным хозяйством является трудовая деятельность, связанная с выращиванием (переработкой) сельскохозяйственной продукции как для свободной торговли, так и для нужд семьи на личных приусадебных земельных участках.

Подсобное хозяйство не является предпринимательской деятельностью, и государственная регистрация подсобного хозяйства не требуется. Лицо, самостоятельно осуществляющее основанную на личном трудовом участии деятельность по выращиванию (переработке) сельскохозяйственной продукции в подсобном хозяйстве, может получить статус самозанятого лица в порядке, установленном законодательством о занятости населения.

Сельскохозяйственная продукция, выращенная (переработанная) на личном приусадебном земельном участке, выделенном для ведения подсобного хозяйства, является частной собственностью.

Статья 4. Личный приусадебный земельный участок

Личным приусадебным земельным участком является земельный участок, предоставленный для ведения подсобного хозяйства с целью выращивания сельскохозяйственной продукции либо индивидуального жилищного строительства и благоустройства жилья.

Для ведения подсобного хозяйства могут использоваться:

земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда и земель населенных пунктов, предоставленные
на праве пожизненного наследуемого владения до вступления в силу настоящего Закона в целях выращивания сельскохозяйственной продукции для свободной торговли и для нужд семьи;

земельные участки, предоставленные на праве пожизненного наследуемого владения для индивидуального жилищного строительства
и благоустройства жилья.

Личные приусадебные земельные участки, предоставленные на праве пожизненного наследуемого владения, или их часть могут быть сданы
во временное пользование физическим и юридическим лицам с сохранением права пожизненного наследуемого владения.

Предоставление земельных участков для ведения подсобного хозяйства осуществляется в порядке, установленном законодательством.

Статья 5. Права лиц, использующих личные приусадебные земельные участки для ведения подсобного хозяйства

Лица, использующие личные приусадебные земельные участки для ведения подсобного хозяйства, имеют право на:

свободное и независимое управление подсобными хозяйствами, включая свободную реализацию выращенной и самостоятельно переработанной сельскохозяйственной продукции, независимое ценообразование и распоряжение полученными доходами;

беспрепятственную и свободную реализацию выращенной или переработанной ими сельскохозяйственной продукции на рынках, в торговых точках самостоятельно или через своих представителей;

сотрудничество с агрокластерами, а также на добровольное членство в сельскохозяйственных кооперативах;

пользование льготами, предусмотренными законодательством, в том числе льготными кредитами, субсидиями и другими преференциями для организации теплиц, приобретения семян, саженцев, скота и домашней птицы, сельскохозяйственного инвентаря и инструментов, оросительных устройств (насосы, артезианские скважины и другие);

добровольное членство в Совете фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана;

пользование услугами земельных и иных обслуживающих организаций по выращиванию и реализации сельскохозяйственной продукции;

строительство теплиц из легких конструкций на личных приусадебных земельных участках без необходимости получения разрешения государственных органов, в том числе архитектурно-строительного, экологического, санитарно-гигиенического органов и органов, обеспечивающих пожарную безопасность;

пользование водными ресурсами.

Лица, использующие личные приусадебные земельные участки для ведения подсобного хозяйства, могут иметь и другие права в соответствии с законодательством.

Статья 6. Обязанности лиц, использующих личные приусадебные земельные участки для ведения подсобного хозяйства

Лица, использующие личные приусадебные земельные участки для ведения подсобного хозяйства, обязаны:

обеспечить целевое и рациональное использование земельных участков, в том числе осуществить посев сельскохозяйственных культур или благоустройство земельных участков;

принимать меры по сохранению и повышению плодородия почвы;

рационально и экономно использовать водные ресурсы;

не строить здания и сооружения на земельных участках, выделенных без права застройки;

соблюдать экологические и санитарные требования и нормы при выращивании сельскохозяйственной продукции.

Статья 7. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области организации ведения и развития подсобных хозяйств

Кабинет Министров Республики Узбекистан:

обеспечивает реализацию государственной политики в области развития подсобных хозяйств;

принимает государственные программы в области развития подсобных хозяйств;

устанавливает порядок организации и контроля за эффективным использованием личных приусадебных земельных участков;

утверждает механизм обеспечения семенами, саженцами, минеральными удобрениями и горюче-смазочными материалами, необходимыми для выращивания сельскохозяйственной продукции на личных приусадебных земельных участках;

утверждает программы мероприятий по организации выращивания высокоурожайных экспортоориентированных сельскохозяйственных культур на личных приусадебных земельных участках, обеспечению материально-техническими ресурсами и организации закупки сельскохозяйственной продукции;

рассматривает предложения по предоставлению льгот, субсидий и других преференций в сфере выращивания и реализации сельскохозяйственной продукции на личных приусадебных земельных участках.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 8. Полномочия органов государственной власти на местах в области организации ведения и развития подсобных хозяйств

Органы государственной власти на местах:

участвуют в разработке и реализации государственных и других программ в области развития подсобных хозяйств;

разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные программы в области развития подсобных хозяйств;

формируют основные показатели развития подсобных хозяйств на соответствующей территории;

определяют соответствующие меры по улучшению материально-технического обеспечения подсобных хозяйств, снабжению их водными ресурсами, необходимыми семенами, саженцами, минеральными удобрениями, а также другие меры государственной поддержки подсобных хозяйств в соответствии с законодательством.

Статья 9. Деятельность Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана в области организации ведения и развития подсобных хозяйств

Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана:

оказывает всестороннюю помощь владельцам личных приусадебных земельных участков в выращивании, переработке, хранении и реализации сельскохозяйственной продукции, в том числе выполнении агротехнических мероприятий и заключении договоров, экспорте продукции на внешние рынки;

защищает права и законные интересы владельцев личных приусадебных земельных участков, в том числе во взаимоотношениях с органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах, организациями по заготовке, снабжению и оказанию услуг, а также представляет их интересы в суде;

совместно с органами самоуправления граждан принимает меры по стимулированию развития подсобных хозяйств;

способствует внедрению ресурсосберегающих агротехнологий, альтернативных источников энергии;

оказывает содействие в повышении культуры земледелия на личных приусадебных земельных участках, а также осуществляет разъяснительную работу по обеспечению их целенаправленного и эффективного использования.

Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана в пределах своих полномочий по вопросу использования земельных участков частными землевладельцами:

разрабатывает и предоставляет подсобным хозяйствам на бесплатной или платной основе рекомендации по вопросам выращивания (переработки) сельскохозяйственной продукции с учетом ее востребованности на внутреннем и внешнем рынках;

готовит рекомендации по дальнейшему совершенствованию системы поставок сельскохозяйственной продукции на внешний рынок.

Статья 10. Участие органов самоуправления граждан в области развития подсобных хозяйств

Органы самоуправления граждан:

способствуют развитию деятельности владельцев личных приусадебных земельных участков;

оказывают содействие владельцам личных приусадебных земельных участков в свободном и независимом управлении подсобными хозяйствами, в том числе самостоятельном распоряжении выращенной (переработанной) сельскохозяйственной продукцией, независимом ценообразовании и распоряжении доходами;

ведут среди населения, занимающегося подсобным хозяйством, разъяснительную работу по вопросам эффективного использования личных приусадебных земельных участков;

осуществляют мониторинг целевого и рационального использования личных приусадебных земельных участков.

Статья 11. Трудовая деятельность в подсобном хозяйстве

Деятельность в подсобном хозяйстве основана на личном труде владельца личного приусадебного земельного участка и членов его семьи.

Владелец личного приусадебного земельного участка или члены его семьи, занятые на личном приусадебном земельном участке площадью не менее 0,04 гектара или занимающиеся выращиванием крупного рогатого скота либо не менее пятидесяти голов домашней птицы на данной площади, могут уплачивать социальный налог. При этом владелец личного приусадебного земельного участка или члены его семьи уплачивают социальный налог на добровольной основе. Уплата установленного размера социального налога засчитывается за календарный год при исчислении трудового стажа. Порядок уплаты социального налога устанавливается Налоговым кодексом Республики Узбекистан.

Статья 12. Имущество, используемое при ведении подсобного хозяйства

При ведении подсобного хозяйства могут использоваться жилые, производственные, бытовые и другие здания, находящиеся на личном приусадебном земельном участке, предоставленном на праве пожизненного наследуемого владения, а также транспортные средства и сельскохозяйственная техника, предметы, инструменты, сельскохозяйственные животные, пчелы, домашняя птица, шелкопряды (коконы) и другое имущество.

Статья 13. Ведение учета подсобных хозяйств

Учет подсобных хозяйств ведется органами самоуправления граждан посредством формирования Реестра учета подсобных хозяйств
на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе лицами, использующими личные приусадебные земельные участки для ведения подсобного хозяйства.

В Реестре учета подсобных хозяйств отражается следующая информация:

фамилия, имя, отчество, дата рождения владельца личного приусадебного земельного участка, а также других лиц, проживающих с ним или совместно осуществляющих ведение подсобного хозяйства;

площадь личного приусадебного земельного участка, на котором посажены зерновые культуры, фруктовые и неплодовые деревья, а также выращивается (перерабатывается) иная сельскохозяйственная продукция;

количество сельскохозяйственных животных, пчел, домашней птицы и ящиков тутового шелкопряда;

информация о количестве сельскохозяйственной техники, оборудования, транспортных средств.

Информация, отраженная в Реестре учета подсобных хозяйств, используется в целях формирования и реализации основных показателей развития подсобных хозяйств, оказания им государственной поддержки в порядке, установленном законодательством.

Статья 14. Разрешение споров

Споры, возникающие в области организации ведения и развития подсобных хозяйств, разрешаются в порядке, установленном законодательством.

Статья 15. Ответственность за нарушение законодательства о подсобном хозяйстве

Лица, виновные в нарушении законодательства о подсобном хозяйстве, несут ответственность в установленном порядке.

Статья 16. Внесение изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан

1. В абзаце тринадцатом части первой статьи 11 Закона Республики Узбекистан от 31 августа 1995 года № 113–I «О карантине растений» (в редакции Закона Республики Узбекистан от 9 июля 2018 года № ЗРУ–484) (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2018 г., № 7, ст. 429; 2020 г., № 1, ст. 4; 2021 г., № 1, ст. 13) слова «личным подсобным, фермерским и дехканским хозяйствам» заменить словами «подсобным, фермерским и дехканским хозяйствам».

2. В абзаце десятом части первой статьи 111 Закона Республики Узбекистан от 26 декабря 1997 года № 543–I «Об охране и использовании растительного мира» (в редакции Закона Республики Узбекистан от 21 сентября 2016 года № ЗРУ–409) (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2016 г., № 9, ст. 274; 2017 г., № 9, ст. 510; 2018 г., № 1, ст. 4; 2019 г., № 1, ст. 1, № 8, ст. 470; 2020 г., № 9, ст. 539) слова «личным подсобным, фермерским и дехканским хозяйствам» заменить словами «подсобным, фермерским и дехканским хозяйствам».

3. Внести в Закон Республики Узбекистан от 20 октября 2020 года № ЗРУ–642 «О занятости населения» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2020 г., № 10, ст. 595) следующие изменения:

1) в абзаце восьмом части первой статьи 12 слова «на личных подсобных хозяйствах» заменить словами «в подсобных хозяйствах»;

2) в абзаце втором части третьей статьи 96 слова «в личных подсобных и дехканских хозяйствах» заменить словами «в подсобных
и дехканских хозяйствах».

Статья 17. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и значения настоящего Закона

Совету фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана, Министерству по поддержке махалли и семьи Республики Узбекистан, Министерству юстиции Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.

Статья 18. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

Статья 19. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Президент Республики Узбекистан                                                       Ш. Мирзиёев

 

город Ташкент,

1 апреля 2021 года

№ ЗРУ–681

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.