О Конституционном суде Республики Узбекистан

09:05 28 Апрель 2021 Документы
1234 0

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН Республики Узбекистан

Принят Законодательной палатой 13 января 2021 года

Одобрен Сенатом 12 марта 2021 года

Глава  1.  Общие положения

Статья  1.  Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование деятельности Конституционного суда Республики Узбекистан.

Статья 2.    Законодательство о Конституционном суде Республики Узбекистан

Законодательство о Конституционном суде Республики Узбекистан состоит из Конституции Республики Узбекистан, настоящего Закона 
и иных законодательных актов.

Статья  3.    Статус Конституционного суда Республики Узбекистан

Конституционный суд Республики Узбекистан (далее – Конституционный суд) является постоянно действующим органом судебной власти, который рассматривает дела о конституционности актов законодательной и исполнительной власти.

Статья  4.  Полномочия Конституционного суда

Конституционный суд:
1) определяет соответствие Конституции Республики Узбекистан законов Республики Узбекистан и постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений правительства, решений местных органов государственной власти, межгосударственных договорных и иных обязательств Республики Узбекистан;
2) определяет соответствие Конституции Республики Узбекистан конституционных законов Республики Узбекистан, законов Республики Узбекистан о ратификации международных договоров Республики Узбекистан – до их подписания Президентом Республики Узбекистан;
3) дает заключение о соответствии Конституции Республики Каракалпакстан Конституции Республики Узбекистан, законов Республики Каракалпакстан – законам Республики Узбекистан;
4) дает толкование норм Конституции и законов Республики Узбекистан;
5) рассматривает обращение Верховного суда Республики Узбекистан, инициированное судами, о соответствии Конституции Республики Узбекистан нормативно-правовых актов, подлежащих применению в конкретном деле;
6) по результатам обобщения практики конституционного судопроизводства ежегодно представляет палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Президенту Республики Узбекистан информацию о состоянии конституционной законности в стране.
Конституционный суд рассматривает также жалобы граждан и юридических лиц, чьи конституционные права и свободы, по их мнению, нарушены примененным в конкретном деле законом, не соответствующим Конституции Республики Узбекистан. 
Конституционный суд рассматривает и другие дела, отнесенные к его компетенции Конституцией и законами Республики Узбекистан.
Конституционный суд при осуществлении своих полномочий воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. 

Статья 5.    Законодательная инициатива Конституционного суда

Конституционный суд обладает правом законодательной инициативы.

Право законодательной инициативы Конституционного суда реализуется посредством внесения им в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан (далее –Законодательная палата) проектов законов. 
Конституционный суд назначает своего представителя для участия при рассмотрении в Законодательной палате внесенного им проекта закона.

Статья  6.  Избрание Конституционного суда

Конституционный суд избирается Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан (далее –Сенат) по представлению Президента Республики Узбекистан из числа специалистов, рекомендованных Высшим судейским советом Республики Узбекистан, включая представителя от Республики Каракалпакстан.
Каждый судья Конституционного суда избирается в индивидуальном порядке. Избранным считается лицо, получившее большинство голосов от общего числа членов Сената.
Конституционный суд состоит из девяти судей Конституционного суда, включая председателя и его заместителя.

Статья  7.    Срок полномочий судьи Конституционного суда

Срок полномочий судьи Конституционного суда составляет при первоначальном избрании пять лет, при очередном избрании – десять лет.

Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного суда составляет, как правило, семьдесят лет.
Одно и то же лицо не может быть избрано судьей Конституционного суда более двух раз.

Статья  8.     Обязательность актов и требований Конституционного суда

Акты Конституционного суда обязательны для всех государственных органов, негосударственных некоммерческих организаций, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан.
Требования Конституционного суда о представлении нормативно-правовых актов, документов и их копий, даче разъяснений и консультаций по рассматриваемым им вопросам, совершении или воздержании от каких-либо действий обязательны для органов и должностных лиц, которым они адресованы.

Статья  9.    Порядок деятельности Конституционного суда

Порядок деятельности Конституционного суда определяется настоящим Законом, другими законами, регулирующими отношения в сфере конституционного судопроизводства, и Регламентом Конституционного суда Республики Узбекистан.
Регламент Конституционного суда Республики Узбекистан регулирует вопросы внутренней деятельности Конституционного суда и принимается на его заседании.

Глава  2.  Статус судьи Конституционного суда

Статья  10.    Требования к кандидату на должность судьи Конституционного суда. Квалификационные классы судей Конституционного суда

Судьей Конституционного суда может быть избран гражданин Республики Узбекистан не моложе тридцати пяти лет из числа специалистов в области политики и права, обладающий высокими моральными качествами и необходимой квалификацией.
Судье Конституционного суда присваивается Высший или Первый квалификационные классы. Высший квалификационный класс присваивается Президентом Республики Узбекистан. Первый квалификационный класс присваивается Конституционным судом.

Статья 11. Присяга судьи Конституционного суда

Лицо, впервые избранное судьей Конституционного суда, приносит присягу следующего содержания:
«Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного суда, защищать конституционный строй, подчиняясь при этом только Конституции Республики Узбекистан».
Присяга приносится судьей Конституционного суда на заседании Сената, на котором он избран.

Статья  12.     Деятельность, несовместимая с должностью судьи Конституционного суда

Судья Конституционного суда не может быть сенатором, депутатом представительного органа государственной власти.
Судья Конституционного суда не может состоять членом политической партии, участвовать в политических движениях, а также заниматься какими-либо другими видами оплачиваемой деятельности, кроме научной и педагогической.

Статья  13.  Несменяемость судьи Конституционного суда

Судья Конституционного суда в период своих полномочий несменяем. Полномочия судьи Конституционного суда не могут быть прекращены или приостановлены иначе, как в порядке и на основании, установленных настоящим Законом.

Статья  14.     Неприкосновенность судьи Конституционного суда

Судья Конституционного суда неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи Конституционного суда устанавливаются настоящим Законом, а также Законом Республики Узбекистан «О судах».
Судья Конституционного суда не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, а также заключен под стражу без согласия Конституционного суда.
Мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении судьи Конституционного суда может быть применена лишь в случаях предъявления ему обвинения в совершении особо тяжкого преступления либо иного умышленного преступления, повлекшего смерть человека. Данное правило применяется и в отношении бывшего судьи Конституционного суда, обвиняемого в совершении такого преступления в период работы в качестве судьи Конституционного суда.
Уголовное дело в отношении судьи Конституционного суда может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Узбекистан.
Не допускается привод, задержание, а равно досмотр личных вещей, багажа, транспорта, жилого, служебного помещения судьи Конституционного суда.

Статья  15.     Приостановление полномочий судьи Конституционного суда

Полномочия судьи Конституционного суда могут приостанавливаться решением Конституционного суда в случаях:
если в отношении судьи возбуждено уголовное дело либо он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
занятия им деятельностью, несовместимой с должностью судьи;
признания его безвестно отсутствующим решением суда.
Приостановление полномочий судьи Конституционного суда, за исключением случаев, когда судье в качестве меры пресечения было избрано заключение под стражу, не влечет за собой приостановления выплаты ему заработной платы и не лишает его гарантий неприкосновенности, установленных настоящим Законом.
Полномочия судьи Конституционного суда приостанавливаются до отпадения оснований к их приостановлению.
Восстановление полномочий судьи оформляется решением Конституционного суда.

Статья  16.     Досрочное прекращение полномочий судьи Конституционного суда

Полномочия судьи Конституционного суда прекращаются досрочно решением Сената в случаях:
нарушения им присяги судьи;
подачи им письменного заявления;
вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;
продолжения судьей деятельности, несовместимой с должностью судьи, после сделанного ему предупреждения или приостановления 
его полномочий;
его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи;
утраты им гражданства Республики Узбекистан;
признания его в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;
смерти или объявления его умершим решением суда.

Статья  17.    Гарантии по трудоустройству судьи Конституционного суда после окончания его полномочий

Судье Конституционного суда после окончания его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), занимаемая им до избрания на должность судьи Конституционного суда, а при ее отсутствии – другая равноценная работа (должность).
За судьей, у которого истек срок полномочий, сохраняется среднемесячная заработная плата в период решения вопроса об его переизбрании на новый срок полномочий либо предоставления другой работы, но не свыше трех месяцев.

Глава  3.    Председатель Конституционного суда и его заместитель

Статья  18.    Избрание председателя Конституционного суда и его заместителя и освобождение их от занимаемой должности

Председатель Конституционного суда и его заместитель избираются из числа судей Конституционного суда Конституционным судом сроком на пять лет. Если до окончания срока их полномочий в качестве судьи Конституционного суда осталось менее пяти лет, то они избираются на оставшийся срок. 
Одно и то же лицо не может быть избрано председателем Конституционного суда или его заместителем более двух сроков.
Председатель Конституционного суда и его заместитель в случае подачи ими письменного заявления освобождаются от занимаемой должности Конституционным судом.

Статья  19.  Полномочия председателя Конституционного суда

Председатель Конституционного суда:
возглавляет Конституционный суд и организует его деятельность;
руководит подготовкой вопросов, принятых Конституционным судом к рассмотрению;
созывает заседания Конституционного суда (далее – заседание суда) и председательствует на них;
распределяет обязанности между судьями Конституционного суда;
ежегодно обеспечивает представление палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Президенту Республики Узбекистан информации о состоянии конституционной законности в стране;
подписывает решения и протоколы заседаний суда;
организует работу аппарата Конституционного суда, назначает на должность и освобождает от должности его работников;
распределяет бюджетные средства на содержание и обеспечение деятельности Конституционного суда.
Председатель Конституционного суда может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Председатель Конституционного суда может принимать участие в заседаниях Законодательной палаты и Сената, их органов, а также в заседаниях Пленума Верховного суда Республики Узбекистан.
Председатель Конституционного суда по вопросам, входящим в его полномочия, издает распоряжения. 
В случае отсутствия председателя Конституционного суда его полномочия осуществляет заместитель председателя.

Глава 4.     Основные принципы конституционного судопроизводства и их содержание

Статья 20.     Основные принципы конституционного судопроизводства

Основными принципами конституционного судопроизводства являются верховенство Конституции Республики Узбекистан, независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

Статья 21.  Верховенство Конституции Республики Узбекистан

Конституционное судопроизводство осуществляется на основе принципа верховенства Конституции Республики Узбекистан, реализации в актах законодательной и исполнительной власти конституционного принципа приоритета прав и свобод человека 
и других норм Конституции Республики Узбекистан.
Конституционный суд разрешает дела и дает заключения, руководствуясь исключительно Конституцией Республики Узбекистан.

Статья 22.   Независимость Конституционного суда и его судей

Конституционный суд и его судьи в своей деятельности независимы и подчиняются только Конституции Республики Узбекистан.
Судьи Конституционного суда, принимая решения, выражают свою правовую позицию, свободную от соображений практической целесообразности, политических склонностей и других посторонних воздействий.
Вмешательство в деятельность Конституционного суда не допускается и влечет за собой ответственность в соответствии с законом.

Статья 23.  Коллегиальность

Конституционное судопроизводство осуществляется коллегиально.

Статья 24.  Гласность

Заседания суда проводятся открыто.
Закрытое заседание суда допускается, когда это необходимо для сохранения сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну.

Статья 25. Состязательность и равноправие сторон

Конституционное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Стороны на основе состязательности пользуются равными правами и возможностями по представлению доказательств, заявлению ходатайств, высказыванию мнений, отстаиванию своей позиции относительно рассматриваемого дела.

Статья 26.  Язык конституционного судопроизводства

Конституционное судопроизводство ведется на государственном языке Республики Узбекистан.
Участник заседания суда, не владеющий государственным языком, может выступать и давать объяснения на родном языке и пользоваться услугами переводчика.

Глава 5.    Обращение в Конституционный суд. Предварительное рассмотрение и изучение обращения. Принятие дела к рассмотрению

Статья 27.  Право на обращение в Конституционный суд 

Правом на обращение в Конституционный суд обладают:
палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
Президент Республики Узбекистан;
Кабинет Министров Республики Узбекистан;
Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсман);
заместитель Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) – Уполномоченный по правам ребенка;
Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан;
группа депутатов – не менее одной четвертой части от общего числа депутатов Законодательной палаты;
группа сенаторов – не менее одной четвертой части от общего числа членов Сената;
Верховный суд Республики Узбекистан;
Генеральный прокурор Республики Узбекистан;
Счетная палата Республики Узбекистан;
Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека;
Уполномоченный при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства.
Граждане и юридические лица вправе обращаться в Конституционный суд с жалобой о проверке конституционности закона, если закон, по их мнению, нарушает их конституционные права и свободы, не соответствует Конституции Республики Узбекистан и применен в конкретном деле, рассмотрение которого в суде завершено и все другие средства судебной защиты исчерпаны.

Статья  28.    Основания рассмотрения дел в Конституционном суде

Основаниями для рассмотрения дел в Конституционном суде являются обращение государственных органов и должностных лиц, обладающих правом на обращение в Конституционный суд, а также жалобы граждан и юридических лиц (далее – обращение).

Статья  29.    Требования, предъявляемые к обращению в Конституционный суд

Обращение в Конституционный суд направляется в письменной или электронной форме. Обращение, направленное в электронной форме, должно соответствовать требованиям законодательства об электронном документообороте. К обращению коллегиального органа в Конституционный суд прилагается его соответствующее решение.
В обращении должны быть указаны:
наименование, номер, дата принятия, источник опубликования нормативно-правового акта, конституционность которого подлежит проверке,  положения Конституции и закона Республики Узбекистан, подлежащие толкованию;
правовые основания рассмотрения обращения в Конституционном суде;
позиция заявителя по поставленному вопросу и правовое обоснование обращения со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Республики Узбекистан;
наименование (фамилия, имя, отчество), местонахождение, почтовый адрес или местожительство заявителя, необходимые данные о представителе и его полномочиях, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;
перечень прилагаемых документов.
В жалобах граждан и юридических лиц должен быть указан факт рассмотрения дела в суде и использования всех форм судебной защиты.
В обращении могут быть указаны и иные сведения, которые заявитель считает необходимыми для разрешения дела.

Статья  30.  Документы, прилагаемые к обращению

К обращению прилагаются:
текст нормативно-правового акта, подлежащего проверке, или нормы Конституции и закона Республики Узбекистан, подлежащие толкованию;
доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя стороны, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном суде в качестве представителя.
К обращению могут быть приложены списки свидетелей, экспертов и специалистов, которых предлагается вызвать 
в заседание суда, копии решений суда, а также другие документы и материалы.

Статья  31.    Регистрация обращений. Порядок рассмотрения отдельных обращений

Обращения, поступившие в Конституционный суд, подлежат регистрации.
Обращения по вопросам, разрешение которых не входит в полномочия Конституционного суда, в порядке, установленном Законом Республики Узбекистан «Об обращениях физических и юридических лиц», в срок не позднее пяти дней направляются Конституционным судом соответствующим государственным органам, организациям и должностным лицам, в полномочия которых входит разрешение поставленных вопросов.

Статья  32.     Предварительное изучение обращения судьями Конституционного суда

Конституционный суд приступает к изучению обращения не позднее семи дней со дня его получения.
Председатель Конституционного суда поручает одному или нескольким судьям Конституционного суда предварительно изучить поступившее обращение на предмет соответствия требованиям, предъявляемым настоящим Законом, и подготовить заключение по результатам предварительного изучения обращения.
Предварительное изучение обращения является обязательной стадией конституционного судопроизводства.
Заключение судьи (судей) Конституционного суда по результатам предварительного изучения обращения докладывается на заседании суда. 

Статья  33.  Принятие обращения к рассмотрению

О принятии обращения к рассмотрению Конституционным судом выносится определение. В определении указываются судья-докладчик по делу, дата рассмотрения дела, а также иные вопросы, связанные с подготовкой дела к рассмотрению.
О принятом определении участники конституционного судопроизводства уведомляются в трехдневный срок в письменной форме.

Статья  34.  Отказ в принятии обращения к рассмотрению

Конституционный суд отказывает в принятии обращения к рассмотрению в случаях, если:
обращение не подведомственно Конституционному суду;
по предмету обращения Конституционным судом ранее было вынесено решение, вступившее в законную силу, за исключением случаев наличия оснований для пересмотра решений Конституционного суда;
обращение поступило от государственного органа или лиц, не указанных в статье 27 настоящего Закона; 
обращение граждан или юридических лиц не соответствует требованиям, предусмотренным частью первой статьи 86 настоящего Закона.
Об отказе в принятии обращения к рассмотрению Конституционным судом выносится определение, которое доводится аппаратом Конституционного суда до заинтересованных участников конституционного судопроизводства.

Статья  35.  Отзыв внесенного обращения

Обращение, внесенное на рассмотрение Конституционного суда, может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения дела в заседании суда. 
В случае отзыва внесенного обращения производство по делу прекращается, о чем Конституционный суд выносит определение.

Статья  36.  Объединение дел

Обращения, внесенные в Конституционный суд, рассматриваются, как правило, в самостоятельном производстве.
Конституционный суд вправе своим определением объединить несколько обращений по одному и тому же предмету в одно производство.

Статья  37.     Организационная форма конституционного судопроизводства

Конституционный суд рассматривает и разрешает дела, отнесенные к его компетенции Конституцией и законами Республики Узбекистан, в заседаниях суда. 
Заседания суда созываются председателем Конституционного суда, в его отсутствие – заместителем председателя Конституционного суда, а в случае отсутствия председателя Конституционного суда и его заместителя или невозможности выполнения ими своих обязанностей – старшим по возрасту судьей Конституционного суда.

Статья  38.     Правомочный состав Конституционного суда в заседании суда

Конституционный суд правомочен рассматривать дела в заседании суда при участии не менее пяти судей Конституционного суда.

Статья  39.    Отстранение судьи Конституционного суда от участия в рассмотрении дела

Судья Конституционного суда отстраняется от участия в рассмотрении дела, если:
ранее в силу служебного положения участвовал в подготовке акта, являющегося предметом рассмотрения;
является родственником стороны или другого лица, участвующего в деле;
лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности.
Судья Конституционного суда при наличии обстоятельств, указанных в части первой настоящей статьи, обязан заявить самоотвод до начала слушания дела.
Отстранение судьи Конституционного суда производится мотивированным решением Конституционного суда, принятым большинством голосов от числа присутствующих на заседании судей.

Глава 6.     Участники конституционного судопроизводства, их права и обязанности

Статья  40.  Участники конституционного судопроизводства

Участниками конституционного судопроизводства являются стороны, свидетели, эксперты, специалисты и переводчики. 
В заседании суда могут участвовать Президент Республики Узбекистан, Спикер Законодательной палаты, Председатель Сената, Премьер-министр Республики Узбекистан, Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсман), заместитель Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) – Уполномоченный по правам ребенка, директор Национального центра Республики Узбекистан по правам человека, Председатель Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, председатель Высшего судейского совета, председатель Верховного суда, Генеральный прокурор, министр юстиции, председатель Счетной палаты Республики Узбекистан и Уполномоченный при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства. Они вправе излагать свою позицию по всем рассматриваемым вопросам.

Статья  41.  Стороны и их представители

Сторонами в конституционном судопроизводстве являются: 
государственный орган или должностное лицо, граждане и юридические лица, обратившиеся в Конституционный суд;
государственный орган или должностное лицо, принявшие соответствующий акт, подлежащий определению конституционности или толкованию;
государственный орган, к полномочиям которого относится решение вопросов, содержащихся в межгосударственном договорном или ином обязательстве Республики Узбекистан.
Стороны вправе участвовать в Конституционном суде лично и (или) через представителей. Сторона вправе иметь одного или нескольких представителей. 
Представителями сторон в Конституционном суде по должности могут выступать руководители государственных органов и юридических лиц, указанных в части первой настоящей статьи. Представители сторон по должности представляют интересы сторон без доверенности. 
По делу в качестве представителя стороны может также участвовать адвокат.

Статья  42.  Права и обязанности сторон 

Стороны вправе: знакомиться со всеми материалами дела, делать выписки из них, снимать копии; излагать свою позицию по делу; представлять письменные отзывы; заявлять ходатайства о назначении экспертизы, вызове в Конституционный суд свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков; предлагать кандидатуры экспертов и специалистов; задавать вопросы участникам конституционного судопроизводства.
Стороны могут пользоваться иными правами, предусмотренными настоящим Законом.
Стороны обязаны по вызову Конституционного суда участвовать в заседании суда; давать объяснения и отвечать на вопросы председательствующего в заседании суда, других судей Конституционного суда и участников конституционного судопроизводства; подчиняться распоряжениям председательствующего в заседании суда о соблюдении порядка в зале заседания суда.

Статья  43.  Свидетель, его права и обязанности

Свидетелем может быть любое лицо, которому известны какие-либо обстоятельства, относящиеся к делу.
Свидетель вправе: давать показания на своем родном языке; пользоваться услугами переводчика; давать собственноручные письменные показания; пользоваться при даче своих показаний письменными заметками, документами и иными материалами, которые по его ходатайству могут быть приобщены к делу; получать возмещение понесенных им расходов, связанных с явкой в Конституционный суд.
Свидетель обязан являться по вызову Конституционного суда; давать правдивые показания об известных ему сведениях по рассматриваемому делу; представлять по требованию суда соответствующие материалы, которыми он располагает; отвечать на вопросы судей Конституционного суда и участников конституционного судопроизводства.
Перед дачей показаний в заседании суда свидетель под расписку предупреждается об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Статья  44.  Эксперт, его права и обязанности

Экспертом является незаинтересованное в исходе дела лицо, обладающее специальными знаниями в вопросах, которые подлежат разрешению Конституционным судом, и привлекаемое для дачи экспертного заключения.
Эксперт вправе: знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы, и выписывать из них необходимые сведения или снимать копии; заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи экспертного заключения; задавать с разрешения председательствующего в заседании суда вопросы участникам конституционного судопроизводства в части, необходимой для дачи экспертного заключения; получать возмещение понесенных им расходов. 
Эксперт обязан давать объективное и обоснованное заключение по поставленным Конституционным судом вопросам; являться по вызову Конституционного суда; разъяснять содержание подготовленного им заключения; правдиво отвечать на вопросы судей Конституционного суда и участников конституционного судопроизводства, не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством экспертизы.
Перед выступлением в заседании суда эксперт под расписку предупреждается об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Статья  45.  Специалист, его права и обязанности

Специалистом является незаинтересованное в исходе дела лицо, обладающее специальными знаниями и навыками в вопросах, которые подлежат разрешению Конституционным судом, и привлекаемое для оказания содействия в собирании, исследовании и оценке доказательств путем дачи консультаций (пояснений) и помощи в применении научно-технических средств Конституционным судом. 
Специалист вправе: знать цель своего вызова в Конституционный суд; отказаться от участия в производстве по делу, если не обладает соответствующими специальными знаниями и навыками; знакомиться с материалами дела, относящимися к рассматриваемым им вопросам; задавать с разрешения председательствующего в заседании суда вопросы участникам конституционного судопроизводства в части, необходимой для изложения им мнения, получать иную необходимую информацию; получать возмещение расходов, понесенных им в связи с участием в производстве по делу.
Специалист обязан являться по вызову Конституционного суда; правдиво отвечать на вопросы судей Конституционного суда, 
а также участников конституционного судопроизводства.

Статья  46.  Переводчик, его права и обязанности

Переводчиком является незаинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языками, знание которых необходимо для перевода, участвующее в заседании суда и привлекаемое для перевода в случаях, когда участник конституционного судопроизводства не владеет или недостаточно владеет языком, на котором ведется конституционное судопроизводство, а равно для перевода письменных документов. 

Переводчик вправе: задавать с разрешения председательствующего в заседании суда вопросы участникам конституционного судопроизводства в целях уточнения значения переводимых слов и выражений; отказаться от участия в судебном разбирательстве, если для перевода не обладает соответствующими знаниями; получать возмещение расходов, понесенных им в связи с участием в производстве по делу.
Переводчик обязан являться по вызову Конституционного суда, точно, полно и правильно выполнять порученный ему перевод.
Перед началом выполнения перевода переводчик под расписку предупреждается об уголовной ответственности за заведомо неправильный перевод.

Глава  7.  Судебное разбирательство

Статья  47.  Назначение дела к рассмотрению

Определение о назначении дела к рассмотрению в заседании суда принимается Конституционным судом не позднее чем через месяц после принятия обращения к рассмотрению.

Статья  48.    Оповещение о заседании суда. Рассылка материалов

Участникам конституционного судопроизводства направляется извещение о времени и месте заседания суда с таким расчетом, чтобы они имели достаточный срок для своевременной явки в Конституционный суд и подготовки к рассмотрению дела. Информация о времени и месте заседания Конституционного суда размещается на его официальном веб-сайте.
Извещение о заседании суда, копия обращения в Конституционный суд направляются сторонам не позднее чем за десять дней до начала заседания. Участникам, указанным в части второй статьи 40 настоящего Закона, извещение о заседании суда и справка о рассматриваемом деле направляются не позднее чем за неделю до начала заседания.

Статья  49.  Место проведения заседания суда

Заседание суда проводится в месте его постоянного нахождения.
При необходимости Конституционный суд может провести заседание в другом месте.

Статья  50.  Порядок проведения заседания суда

Заседание суда проводится в соответствии с настоящим Законом и Регламентом Конституционного суда Республики Узбекистан.
Участники заседания суда обращаясь к Конституционному суду, дают объяснения, показания, заявляют ходатайства и задают вопросы стоя. Отступление от этого правила допускается лишь с разрешения председательствующего в заседании суда.
По инициативе Конституционного суда или по ходатайству участников может проводиться аудио- или видеозапись судебного заседания.
Участники и присутствующие в зале заседания суда при рассмотрении дела в открытом заседании вправе фиксировать ход заседания суда, вести звукозапись. Фотосъемка, видеозапись, а также трансляция заседания суда по радио и телевидению допускаются с разрешения председательствующего в заседании суда. Эти действия не должны мешать проведению заседания суда и могут быть ограничены во времени председательствующим в заседании суда.

Статья  51.     Председательствующий в заседании суда и его полномочия

В заседании суда председательствует председатель Конституционного суда, в его отсутствие или по его поручению – заместитель председателя Конституционного суда, а в случае отсутствия председателя Конституционного суда и его заместителя или невозможности выполнения ими своих обязанностей – старший по возрасту судья Конституционного суда.
Председательствующий в заседании суда:
руководит судебным заседанием;
принимает все необходимые меры к обеспечению всестороннего, полного и объективного разбирательства;
открывает судебное заседание, объявляет состав Конституционного суда и какое дело подлежит рассмотрению, сообщает, кто является секретарем заседания суда, кто участвует в рассмотрении дела в качестве сторон, их представителей, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика и иных участников заседания суда;
устанавливает личность явившихся участников заседания суда, наличие полномочий представителей сторон;
разъясняет участникам заседания суда их права и обязанности;
предупреждает переводчика об уголовной ответственности за заведомо неправильный перевод, эксперта – за дачу заведомо ложного заключения, свидетеля – за дачу заведомо ложных показаний;
предоставляет сторонам и их представителям равные возможности давать объяснения по всем обстоятельствам дела, аргументировать свои доводы и задавать вопросы; 
принимает меры к обеспечению в заседании суда надлежащего порядка.

Председательствующий в заседании суда вправе прервать выступление стороны или ее представителя, иных участников заседания суда, если выступающий выходит за пределы предмета рассматриваемого вопроса или допускает грубые по форме или содержанию высказывания, нарушает установленный порядок в зале суда.
Председательствующий в заседании суда председательствует в совещании судей Конституционного суда в совещательной комнате, обеспечивая им возможность свободно и беспрепятственно выразить свое мнение.

Статья  52.    Полномочия судьи Конституционного суда, участвующего в заседании суда

Судья Конституционного суда, участвующий в заседании суда, вправе:
задавать вопросы сторонам, их представителям и иным участникам конституционного судопроизводства;
получать разъяснения от участников заседания суда по существу обсуждаемых в заседании суда вопросов;
вносить предложения;
высказывать свое мнение по процессуальным вопросам. 

Статья  53.     Непосредственность рассмотрения дела и непрерывность заседания суда

При рассмотрении дела Конституционный суд непосредственно в заседании суда заслушивает участников конституционного судопроизводства, оглашает необходимые документы.
Документы, имеющиеся у судей Конституционного суда и сторон, могут не оглашаться, если их содержание излагается устно в ходе разбирательства. Однако, если кто-либо из судей Конституционного суда или участников заседания суда настаивает на их полном или частичном оглашении, то оно может быть произведено по решению председательствующего в заседании суда.
Конституционный суд может рассматривать дела по определению соответствия решений органов государственной власти на местах Конституции Республики Узбекистан, официального толкования норм законов Республики Узбекистан без устных слушаний. Об этом Конституционный суд выносит определение и уведомляет участников конституционного судопроизводства. Если один из участников конституционного судопроизводства возражает против рассмотрения дела без проведения устного слушания, то дело рассматривается в общем порядке. Конституционный суд рассматривает дело без проведения устного слушания в соответствии с положениями настоящей главы.
Заседание суда по каждому делу проходит непрерывно, кроме времени, отведенного участникам заседания для отдыха или подготовки заключительных речей. Перерыв в заседании суда может быть сделан по ходатайству одной из сторон для дополнительного изучения материалов, представленных другой стороной, а также в случае возникновения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.

Статья  54.  Порядок в зале заседания суда 

Присутствующие в зале заседания суда обязаны уважительно относиться к Конституционному суду, другим лицам, присутствующим в зале заседания, и соблюдать порядок в заседании суда, подчиняться распоряжениям председательствующего в заседании суда.
При входе судей Конституционного суда в зал заседания суда и при их удалении все присутствующие в зале заседания встают.
Участники заседания суда обращаются к Конституционному суду со словами: «Уважаемый Конституционный суд». 
Присутствующие в зале заседании суда слушают решение Конституционного суда стоя.

Статья  55.  Отложение заседания суда

Конституционный суд откладывает заседание суда в случае:
отсутствия правомочного состава Конституционного суда в заседании суда;
неявки в заседание суда стороны, ее представителя, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика, явка которых была признана обязательной, если их отсутствие может повлиять на разрешение дела по существу;
непредставления или несвоевременного представления документов и иных материалов, если они имеют существенное значение для разрешения дела;
если об отложении рассмотрения дела ходатайствуют судья Конституционного суда либо сторона, ее представитель в связи с необходимостью истребования дополнительных материалов;
наличия других обстоятельств, препятствующих всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела, в том числе в случае нарушения порядка в заседании суда.
Об отложении заседания суда Конституционный суд принимает определение. При этом Конституционный суд назначает дату, на которую переносится заседание суда.
Заседание суда по делу, рассмотрение которого было отложено, начинается с начала или с момента, на котором оно было отложено. 
Повторный вызов ранее заслушанных Конституционным судом свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков производится только в случае, если это будет признано Конституционным судом необходимым.

Статья  56.  Прекращение производства по делу 

Конституционный суд прекращает производство по делу, если в ходе судебного заседания будет установлено, что:
обращение не подведомственно Конституционному суду;
по предмету обращения Конституционным судом ранее было вынесено решение, вступившее в законную силу;
обращение, внесенное на рассмотрение Конституционного суда, отозвано заявителем. 
О прекращении производства по делу Конституционный суд выносит определение.

Статья 57.     Решение вопросов, связанных с неявкой участников заседания суда

В случае неявки в заседание суда сторон (стороны) или их представителей Конституционный суд решает вопрос о возможности рассмотрения дела или его отложении.

Статья  58.  Удаление свидетелей из зала заседания суда 

Явившиеся в заседание суда свидетели удаляются из зала заседания суда после установления их личности.

Статья  59.  Ходатайство сторон и порядок их разрешения

Председательствующий в заседании суда до начала рассмотрения дела выясняет у сторон, имеются ли у них ходатайства, относящиеся к делу.
Письменные ходатайства оглашаются в заседании суда и приобщаются к материалам дела, устные ходатайства заносятся в протокол заседания суда.
Конституционный суд выносит определение об удовлетворении ходатайства или об отказе в его удовлетворении с учетом мнений сторон.

Статья  60.  Доклад судьи-докладчика и объяснения сторон 

Рассмотрение дела начинается с доклада судьи-докладчика, который излагает сущность рассматриваемого вопроса. Затем суд принимает решение о порядке исследования материалов дела с учетом мнения сторон.
Первой выступает сторона, обратившаяся в Конституционный суд, после чего председательствующий в заседании суда предоставляет возможность выступить другой стороне. В случае, когда позиция стороны отстаивается несколькими ее представителями, последовательность их выступлений определяется данной стороной.
После выступления каждой из сторон судьи Конституционного суда могут задавать вопросы сторонам, затем право задавать вопросы выступившей стороне предоставляется другой стороне.

Статья  61.    Исследование документов и других письменных материалов дела

Документы и другие письменные материалы дела оглашает судья-докладчик. После этого стороны могут дать пояснения по оглашенным документам и иным материалам.
Конституционный суд по собственной инициативе или по ходатайству участников заседания суда вправе дополнительно запросить необходимые для рассмотрения дела документы, иные материалы, а также поручить проведение дополнительных исследований материалов дела и (или) экспертиз, при необходимости вызвать в заседание суда свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков.

Статья  62.  Порядок заслушивания свидетелей

Очередность заслушивания свидетелей определяется судом.
Председательствующий в заседании суда предлагает свидетелю сообщить все, что ему известно по существу рассматриваемого дела. 
После пояснений свидетелю могут быть заданы вопросы. 
Свидетелю первой задает вопросы сторона, по заявлению которой вызван свидетель, затем другая сторона, а также иные участники заседания суда. Свидетелю, вызванному по инициативе Конституционного суда, первой задает вопросы сторона, обратившаяся в Конституционный суд.
Судьи Конституционного суда вправе задавать вопросы свидетелю в любой момент.
Не являются доказательствами сведения, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности.

Статья  63.  Окончание разбирательства дела по существу

После завершения исследования всех материалов дела председательствующий в заседании суда объявляет об окончании разбирательства дела по существу и Конституционный суд переходит к судебным прениям.

Статья  64.  Судебные прения 

Судебные прения состоят из устных выступлений сторон. 
В прениях стороны обосновывают свою позицию по делу.
В судебных прениях первой выступает сторона, обратившаяся в Конституционный суд, затем – другая сторона.

Статья  65.     Возобновление разбирательства дела по существу

Если Конституционный суд, заслушав судебные прения, признает необходимым выяснить новые обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела, исследовать новые доказательства, разбирательство дела по существу возобновляется и ведется в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Статья  66.  Окончание рассмотрения дела

После судебных прений, если не будет оснований для возобновления рассмотрения дела, председательствующий в заседании суда объявляет об окончании рассмотрения дела, об уведомлении участников конституционного судопроизводства о дате объявления принятого по делу решения и Конституционный суд удаляется в совещательную комнату для принятия решения по делу.

Глава  8.  Решения Конституционного суда

Статья  67.  Виды решений Конституционного суда

Итоговые решения Конституционного суда по существу рассмотренного дела о конституционности нормативно-правового акта, межгосударственных договорных и иных обязательств Республики Узбекистан и дачи толкования норм Конституции и законов Республики Узбекистан именуются постановлением. Конституционный суд принимает постановление именем Республики Узбекистан. 
Итоговое решение Конституционного суда по существу рассмотренного дела по другим вопросам, отнесенным к компетенции Конституционного суда, именуется заключением. 
По процессуальным вопросам конституционного судопроизводства Конституционный суд принимает определение.
Конституционный суд принимает также решения по вопросам организации своей деятельности.

Статья  68.     Порядок проведения совещания судей для вынесения решения Конституционного суда

Итоговое решение Конституционного суда по существу рассмотренного дела принимается в совещательной комнате. 
В совещании председательствует председательствующий в заседании суда и участвуют только судьи Конституционного суда, рассмотревшие дело.

Статья  69.  Принятие решения Конституционного суда

Конституционный суд принимает решение, как правило, только по конкретному рассмотренному вопросу.
Решение Конституционного суда принимается открытым голосованием. Голосование проводится поименным опросом судей Конституционного суда. Председательствующий голосует последним.
Судья Конституционного суда не вправе воздерживаться или не участвовать в голосовании.
Решение Конституционного суда считается принятым, если за него проголосовало большинство судей Конституционного суда, присутствующих в заседании суда. В случае, когда голоса разделились поровну, голос председательствующего является определяющим. 
Судья Конституционного суда, не согласный с мнением большинства, обязан подписать решение Конституционного суда и вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое в запечатанном конверте приобщается к делу, но не объявляется. Участников конституционного судопроизводства с особым мнением судьи Конституционного суда не знакомят.
Судьи Конституционного суда не вправе сообщать кому бы то ни было сведения о содержании обсуждения при принятии решения, о позиции отдельных судей, входивших в состав Конституционного суда, и иным способом раскрывать тайну совещания судей.

Статья  70.    Содержание решения Конституционного суда. Подписание решения

Решение Конституционного суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Во вводной части решения указываются:
наименование суда, принявшего решение, наименование решения, дата и место его принятия;
состав Конституционного суда;
секретарь судебного заседания;
данные об участниках заседания суда;
требования, содержащиеся в обращении;
нормы Конституции Республики Узбекистан и настоящего Закона, в соответствии с которыми Конституционный суд рассмотрел данное дело.

В описательной части решения указываются краткое содержание обращения в Конституционный суд, объяснений, заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле.

В мотивировочной части решения указываются:
фактические обстоятельства дела, установленные Конституционным судом и положенные в основу решения;
доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела;
нормативно-правовые акты, которыми руководствовался Конституционный суд при принятии решения.

В резолютивной части решения указываются заключительные выводы Конституционного суда по итогам рассмотренного дела, порядок его вступления в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения и опубликования.

Решение Конституционного суда подписывается всеми судьями Конституционного суда, участвовавшими в голосовании.

Статья  71.  Оглашение решения Конституционного суда

Решение Конституционного суда оглашается в заседании суда в сроки, установленные Конституционным судом.
После оглашения решения Конституционного суда председательствующий в заседании суда разъясняет содержание решения, после чего объявляет заседание суда закрытым.

Статья  72.    Опубликование решений Конституционного суда и вступление их в силу

Постановления, заключения и иные решения Конституционного суда публикуются в средствах массовой информации и на официальном веб-сайте Конституционного суда.
Решения, принятые по процессуальным вопросам конституционного судопроизводства и по вопросам организации его деятельности, публикуются по усмотрению Конституционного суда.
Официальными источниками опубликования решений Конституционного суда являются «Собрание законодательства Республики Узбекистан», газеты «Халқ сўзи» и «Народное слово», «Вестник Конституционного суда Республики Узбекистан», а также Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан.
Постановления и заключения Конституционного суда подлежат официальному опубликованию в течение трех дней после их принятия и вступают в силу со дня их официального опубликования. Остальные решения вступают в силу со дня их принятия. 
Решения Конституционного суда направляются сторонам и другим участникам конституционного судопроизводства. Решения Конституционного суда могут быть направлены также другим организациям в соответствии с поручением председателя Конституционного суда.

Статья  73.  Юридическая сила решения Конституционного суда

Решение Конституционного суда окончательно и обжалованию не подлежит.
Нормативно-правовой акт или его часть, признанные несоответствующим Конституции Республики Узбекистан по решению Конституционного суда, прекращают свое действие. 
Государственный орган, принявший акт, предусмотренный в части второй настоящей статьи, должен привести свой акт в соответствие с Конституцией Республики Узбекистан не позднее одного месяца на основании решения Конституционного суда. 
Государственные органы, принявшие решения на основании нормативно-правового акта, признанного несоответствующим Конституции Республики Узбекистан, должны пересмотреть их в течение одного месяца.

Статья  74.  Пересмотр решения Конституционного суда

Решение Конституционного суда может быть пересмотрено им по собственной инициативе:
ввиду вновь открывшихся обстоятельств, неизвестных Конституционному суду в момент вынесения решения;
в случае изменения конституционной нормы, на основании которой было принято решение;
в случае признания Конституционным судом принятия данного решения с нарушением установленного порядка конституционного судопроизводства.

Глава  9.  Протокол заседания суда

Статья  75.  Содержание протокола заседания суда

В заседании суда ведется протокол заседания суда. 
В протоколе заседания суда должны содержаться следующие сведения:
время и место заседания суда;
состав суда и секретарь заседания суда;
наименование и номер дела;
сведения о явке лиц, участвующих в деле;
действия Конституционного суда в том порядке, в каком они имели место в заседании суда, их результаты;
определения, вынесенные Конституционным судом на месте без удаления в совещательную комнату;
объяснения сторон и ходатайства лиц, участвующих в деле;
сведения о представленных в ходе рассмотрения дела суду доказательствах;
показания свидетелей, заключения экспертов и мнения специалистов, заданные им вопросы и ответы на них;
выступления иных участников конституционного судопроизводства;
содержание судебных прений;
сведения об оглашении решения Конституционного суда.
Если во время заседания суда применялась аудио- или видеозапись, то аудио- или видеозапись приобщается к протоколу, о чем делается соответствующая запись в протоколе заседания суда.
Протокол заседания суда должен быть оформлен в течение трех дней с момента окончания заседания суда.
Протокол заседания суда подписывается председательствующим и секретарем заседания суда и приобщается к делу.

Статья  76.    Ознакомление с протоколом заседания суда. Замечания на протокол заседания суда

Стороны вправе в течение пяти дней со дня подписания протокола заседания суда ознакомиться с ним и высказать по нему замечания, которые должны быть рассмотрены Конституционным судом в течение пяти дней со дня их подачи без вызова сторон. 
В случае согласия с замечаниями Конституционный суд принимает их, а при несогласии – отклоняет, о чем выносит определение. 
Иные участники заседания суда могут знакомиться с протоколом заседания суда с разрешения  председательствующего в заседании суда.

Глава  10.  Процессуальные сроки

Статья  77.  Сроки рассмотрения дела

Решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным судом не позднее трех месяцев с момента принятия обращения к рассмотрению.

Статья  78.  Исчисление процессуальных сроков

Процессуальные сроки исчисляются месяцами и днями. Течение процессуальных сроков начинается на следующий день после календарной даты, которой определено их начало.

Статья 79. Окончание процессуальных сроков

Процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока. Если окончание процессуального срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который соответствующего числа не имеет, то срок истекает в последний день этого месяца.
Процессуальный срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. 
В случаях, когда последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Глава  11.  Судебные издержки и возмещение расходов

Статья  80.  Судебные издержки

Судебные издержки состоят из сумм, подлежащих выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам, а также из иных расходов, связанных с рассмотрением дела.

Статья 81.    Возмещение расходов свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков

Свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам, привлеченным в связи с рассмотрением дел в Конституционном суде, возмещаются расходы в соответствии с законодательством.
Экспертам, специалистам и переводчикам, привлеченным в связи с рассмотрением дел в Конституционном суде, выплачивается вознаграждение в соответствии с законодательством.

Глава  12.    Особенности производства по отдельным категориям дел

Статья  82.     Производство по делам об определении конституционности нормативно-правовых актов

Конституционный суд принимает решения по конкретным нормативно-правовым актам, конституционность которых подвергается сомнению.
Конституционный суд вправе, проверив конституционность нормативно-правового акта, одновременно вынести решение также и в отношении нормативно-правовых актов, основанных на проверенном акте либо воспроизводящих его положения, хотя о них и не упоминалось во вносимом на рассмотрение Конституционного суда обращении.
Конституционный суд, проверяя конституционность нормативно-правового акта в целом или его части, определяет его соответствие Конституции Республики Узбекистан:
по содержанию норм;
по форме нормативно-правового акта;
с точки зрения разграничения компетенций между государственными органами и должностными лицами, определенного Конституцией Республики Узбекистан; 
по порядку принятия, подписания нормативно-правового акта, а также его официального опубликования и введения в действие.
По итогам рассмотрения дела о конституционности нормативно-правового акта Конституционный суд принимает одно из следующих постановлений:
о признании нормативно-правового акта или его части  не соответствующим Конституции Республики Узбекистан;
о признании нормативно-правового акта или его части  соответствующим Конституции Республики Узбекистан.
По итогам рассмотрения дел о проверке конституционности законов Конституционный суд вправе, признав закон или его часть соответствующим Конституции Республики Узбекистан, дать официальное толкование нормы данного закона в случае обнаружения в них неясностей, которые привели к неправильной или противоречивой практике применения данного закона или его части.
Пределы определения соответствия Конституции Республики Узбекистан межгосударственного договорного или иного обязательства Республики Узбекистан устанавливаются в соответствии с частью третьей настоящей статьи с учетом особенностей дела.
По итогам рассмотрения дела Конституционный суд принимает одно из следующих постановлений:
о признании межгосударственного договорного или иного обязательства Республики Узбекистан не соответствующим Конституции Республики Узбекистан;
о признании межгосударственного договорного или иного обязательства Республики Узбекистан соответствующим Конституции Республики Узбекистан.

Статья  83.     Производство по делам об определении соответствия Конституции Республики Узбекистан конституционных законов Республики Узбекистан, законов Республики Узбекистан о ратификации международных договоров Республики Узбекистан до их подписания Президентом Республики Узбекистан

Пределы определения соответствия Конституции Республики Узбекистан конституционных законов Республики Узбекистан, законов Республики Узбекистан о ратификации международных договоров Республики Узбекистан до их подписания Президентом Республики Узбекистан устанавливаются в соответствии с частью третьей статьи 82 настоящего Закона с учетом особенностей дела.

По итогам рассмотрения дела Конституционный суд принимает одно из следующих постановлений:
о признании конституционного закона Республики Узбекистан, закона Республики Узбекистан о ратификации международных договоров Республики Узбекистан не соответствующим Конституции Республики Узбекистан;
о признании конституционного закона Республики Узбекистан, закона Республики Узбекистан о ратификации международных договоров Республики Узбекистан соответствующим Конституции Республики Узбекистан.
По делам, предусмотренным в настоящей статье, Конституционный суд принимает решение не позднее пятнадцати дней со дня получения соответствующих документов.

Статья  84.     Производство по делам о даче заключения о соответствии Конституции Республики Каракалпакстан Конституции Республики  Узбекистан, законов Республики Каракалпакстан законам Республики Узбекистан

Пределы определения соответствия Конституции Республики Каракалпакстан Конституции Республики Узбекистан, законов Республики Каракалпакстан законам Республики Узбекистан устанавливаются в соответствии с частью третьей статьи 82 настоящего Закона с учетом особенностей дела.
По итогам рассмотрения дела Конституционный суд дает одно из следующих заключений:
о признании Конституции Республики Каракалпакстан или ее части не соответствующей Конституции Республики Узбекистан;
о признании Конституции Республики Каракалпакстан или ее части соответствующей Конституции Республики Узбекистан;
о признании закона Республики Каракалпакстан или его части не соответствующим закону Республики Узбекистан;
о признании закона Республики Каракалпакстан или его части  соответствующим закону Республики Узбекистан.

Статья  85.    Производство по делам о толковании норм Конституции и законов Республики Узбекистан

Официальное толкование норм Конституции и законов Республики Узбекистан осуществляется в случае обнаружения в них неясностей, которые привели к неправильной или противоречивой практике их применения.
В обращении в Конституционный суд об официальном толковании норм Конституции и законов Республики Узбекистан должны быть указаны доводы и доказательства наличия неясностей в Конституции и законе, которые привели к неправильной или противоречивой практике их применения.
По итогам рассмотрения дела Конституционный суд принимает постановление, в резолютивной части которого должно содержаться официальное толкование нормы Конституции или закона Республики Узбекистан.
В процессе официального толкования норм Конституции и законов Республики Узбекистан не допускается внесение в них поправок, изменений, дополнений, направленных на конкретизацию норм.

Статья  86.     Производство по делам об определении конституционности закона, примененного в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав граждан и юридических лиц 

Жалобы граждан и юридических лиц, чьи конституционные права и свободы, по их мнению, нарушены примененным в конкретном деле законом, не соответствующим Конституции Республики Узбекистан, подаются не позднее одного года со дня окончания рассмотрения дела в суде, если исчерпаны все другие средства судебной защиты.
Пределы определения соответствия Конституции Республики Узбекистан закона, указанного в жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан и юридических лиц, устанавливаются в соответствии с частью третьей статьи 82 настоящего Закона с учетом особенностей дела.
По итогам рассмотрения дела Конституционный суд принимает одно из следующих постановлений:
о признании закона или его части не соответствующим Конституции Республики Узбекистан;
о признании закона или его части соответствующим Конституции Республики Узбекистан.

Статья  87.     Производство по делам об определении соответствия Конституции и законам Республики Узбекистан приказов и (или) иных актов Генерального прокурора Республики Узбекистан 

Пределы определения соответствия Конституции и законам Республики Узбекистан приказов и (или) иных актов Генерального прокурора Республики Узбекистан (за исключением актов индивидуального характера) или их части устанавливаются в соответствии с частью третьей статьи 82 настоящего Закона с учетом особенностей дела.
По итогам рассмотрения дела Конституционный суд принимает одно из следующих постановлений:
о признании приказа и (или) иного акта Генерального прокурора Республики Узбекистан (за исключением акта индивидуального характера) или его части не соответствующим Конституции и законам Республики Узбекистан;
о признании приказа и (или) иного акта Генерального прокурора Республики Узбекистан (за исключением акта индивидуального характера) или его части соответствующим Конституции и законам Республики Узбекистан.
Приказ и (или) иной акт Генерального прокурора Республики Узбекистан (за исключением акта индивидуального характера), признанные несоответствующими Конституции и законам Республики Узбекистан по решению Конституционного суда, прекращают свое действие. 
Генеральный прокурор Республики Узбекистан должен привести свой приказ и (или) иной акт (за исключением акта индивидуального характера) в соответствие с Конституцией и законами Республики Узбекистан не позднее одного месяца на основании решения Конституционного суда.

Глава  13.  Заключительные положения

Статья  88.    Сотрудничество Конституционного суда с международными организациями и органами конституционного контроля зарубежных стран

Конституционный суд может быть членом международных организаций, созданных органами конституционного контроля зарубежных стран.
Конституционный суд может сотрудничать с международными организациями и органами конституционного контроля зарубежных стран, заключать декларации, меморандумы о взаимопонимании, протоколы соглашений, планы сотрудничества, а также сотрудничать в области взаимного обмена опытом и информацией.

Статья  89.  Аппарат Конституционного суда

Для обеспечения деятельности Конституционного суда создается аппарат.
Структура и штатная численность аппарата утверждаются председателем Конституционного суда в пределах выделенных ассигнований.
Порядок установления и присвоения классных чинов работникам аппарата определяется положением, утверждаемым палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 

Статья  90.     Научно-консультативный совет при Конституционном суде

При Конституционном суде образуется научно-консультативный совет, который является совещательным органом и действует 
на общественных началах. В его задачу входит разработка научно обоснованных рекомендаций по вопросам деятельности Конституционного суда.

Статья  91.     Финансирование деятельности Конституционного суда

Финансирование деятельности Конституционного суда производится за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и предусматривается в нем отдельной строкой.

Статья  92.    Материальное и социальное обеспечение судей Конституционного суда

Материальное и социальное обеспечение судей Конституционного суда, связанное с оплатой их труда, предоставлением ежегодного отпуска, мерами социальной защиты судей и членов их семей, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья судей, устанавливается в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О судах».
Заработная плата судьи Конституционного суда состоит из должностного оклада, доплат за квалификационный класс и выслугу лет.

Статья  93.    Символы судебной власти Конституционного суда

На здании, занимаемом Конституционным судом, поднимается Государственный флаг и помещается изображение Государственного герба Республики Узбекистан. 
В зале заседания суда, а также в служебном кабинете председателя Конституционного суда помещается изображение Государственного герба Республики Узбекистан, Государственный флаг Республики Узбекистан, официальное издание Конституции Республики Узбекистан.

Статья  94.    Специальная одежда судей Конституционного суда

Судьи Конституционного суда заседают в специальной форменной одежде, описание и образец которой утверждаются Сенатом.

Статья  95.  Удостоверение судьи Конституционного суда

Судье Конституционного суда выдается удостоверение, подписываемое Президентом Республики Узбекистан.

Статья  96.  Печать Конституционного суда

Конституционный суд имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и своим наименованием.

Статья  97.     Ответственность за нарушение законодательства о Конституционном суде Республики Узбекистан

Лица, виновные в нарушении законодательства о Конституционном суде Республики Узбекистан, несут ответственность в установленном порядке.

Статья  98.    Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан

Признать утратившими силу:
1) Конституционный закон Республики Узбекистан от 31 мая 2017 года № ЗРУ–431 «О Конституционном суде Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2017 г., № 5, ст. 201);
2) статью 79 Закона Республики Узбекистан от 14 сентября 2017 года № ЗРУ–446 «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2017 г., № 9, ст. 510);
3) статью 7 Закона Республики Узбекистан от 17 марта 2020 года № ЗРУ–612 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2020 г., № 3, ст. 203).

Статья  99.    Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и значения настоящего Закона

Конституционному суду Республики Узбекистан и Министерству юстиции Республики Узбекистан обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.

Статья  100.    Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

Статья  101.  Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Президент Республики Узбекистан                                                          Ш. МИРЗИЁЕВ

 

город Ташкент,
27 апреля 2021 года
№ ЗРУ–687
 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.