Новый созыв Законодательной палаты: 100 дней

Фото: Законодательная палата
Прошло 100 дней с начала деятельности нового созыва Законодательной палаты Олий Мажлиса.
В ноябре прошлого года глава государства в выступлениях на заседаниях палат парламента отметил, что перед Олий Мажлисом, в том числе Законодательной палатой, стоят большие задачи, выдвинул ряд важных предложений и инициатив. Исходя из этого в целях эффективной организации деятельности Кенгашем Законодательной палаты утверждены дорожная карта и программа действий. Для реализации 8 приоритетных задач программы предусмотрены 43 мероприятия, а также обозначены новые подходы в работе. Законодательная палата строит свою работу на основе обозначенных приоритетов.
Механизмы контроля будут усилены
В соответствии с Конституцией в новой редакции осуществление контроля за исполнением Государственного бюджета относится к исключительному полномочию Законодательной палаты.
В конце минувшего года после оживленных дискуссий принят Закон «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2025 год». Особое внимание уделяем усилению контроля за эффективным расходованием средств. Президент поставил вопрос о дальнейшем усилении палатой механизмов контроля за исполнением Госбюджета, эти полномочия возлагают большую ответственность на депутатов.
Нижней палатой изучен вопрос о внесении отчетов правительства в нижнюю палату только с наличием аудиторского заключения, определенного в Бюджетном кодексе. Кабинет Министров после проведения внешнего аудита и оценки годового отчета об исполнении республиканского бюджета и государственных целевых фондов представляет отчет в Законодательную палату. Однако такая практика не применяется в отношении ежеквартальных отчетов, что ограничивает прозрачность.
На основании определенных Президентом задач подготовлены предложения по совершенствованию системы контроля за исполнением Государственного бюджета. Поддерживая еще одну важную инициативу главы государства, детально изучен вопрос обеспечения активного участия депутатов в разработке проекта инвестиционных программ.
Программы развития формируются на основе постановления Кабинета Министров «О дополнительных мерах по формированию программ развития социальной и производственной инфраструктуры и совершенствованию системы управления государственными инвестициями». Однако участие депутатов в данном процессе не предусмотрено. Значит, парламентский контроль за расходами распределителей бюджетных средств первого уровня не обеспечивается.
Подготовлен законопроект, предусматривающий внесение изменений и дополнений в Закон «О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса» и Конституционный закон «О Кабинете Министров Республики Узбекистан».
В соответствии с ним депутаты Законодательной палаты участвуют в подготовке программ развития, а Кабинет Министров вносит программы развития социальной и производственной инфраструктуры в Законодательную палату, их рассматривают комитеты и фракции политических партий.
Подобные изменения служат обеспечению благосостояния населения, развитию регионов и активного участия в этом парламента.
Бахтиёр АРТИКОВ,
заместитель председателя
Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса
по бюджету и экономическим вопросам.
Роль общественных советов в нормотворчестве
В выступлении на первом заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса Президент предложил создать при каждом комитете общественные советы из представителей институтов гражданского общества для усиления диалога.
За короткий период эта инициатива реализована. Если ранее сотрудничество в этом направлении было бессистемным, то теперь общественные советы имеют свой голос.
Созданный при нашем комитете Общественный совет, состоящий из представителей Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмана), Уполномоченного по правам ребенка (детского омбудсмана), Центра анализа демократических процессов, Национальной ассоциации негосударственных некоммерческих организаций, общенационального движения «Юксалиш», центра «Стратегия развития», Комитета семьи и женщин, Ассоциации махаллей, Ассоциации инвалидов, Федерации профсоюзов и ННО, становится важным фактором для выражения интересов народа в законах.
В нижней палате парламента ведется работа по превращению общественных советов в площадку для конструктивного диалога по проблемам и вопросам, волнующим население. Это консультативный орган, который ведет свою деятельность на постоянной и безвозмездной основе.
Сила общественных советов в парламенте — в союзе с комитетами, разнообразии мнений, практическом диалоге в законотворчестве, аналитическом подходе и единогласии в процессе принятия качественного закона и решения проблем граждан.
Данная структура при комитетах, основной функцией которой является общественный контроль, должна осуществлять эффективный парламентский контроль, проявлять усердие в изучении вопросов местного значения в контрольно-аналитическом порядке, при необходимости быть генератором инициатив.
Важно, чтобы голос совета был услышан. Тогда парламент станет настоящим домом народа, местом здоровой конкуренции и дебатов.
Гульрух АГЗАМОВА,
председатель Комитета Законодательной палаты
Олий Мажлиса по вопросам развития демократических институтов и гражданского общества.
Укрепить фракционную дисциплину
Главный вопрос, который поставил перед нами глава государства, — прикрепить к регионам депутатов, избранных по единому избирательному округу по партийному списку, и правильно организовать их деятельность.
На этой основе утверждена концепция по организации деятельности депутатов, избранных в Законодательную палату Олий Мажлиса на основе списка политических партий по единому избирательному округу. Концепция прошла широкое обсуждение с участием научного сообщества, фракций, депутатов и специалистов сферы, был изучен международный опыт.
В документе отражены методы работы и распределение депутатов по регионам. Включены общие рекомендации по закреплению депутатов к регионам и организации их деятельности в регионах или избирательных округах. Согласно концепции, депутаты, избранные по партийному списку, по решению фракций были прикреплены к соответствующим регионам. Основное внимание уделяется регионам, где партия не получила мест по одномандатным округам.
В последнюю неделю января депутаты выехали в округа и регионы, где разъясняли избирателям суть и значение принимаемых законов, рассказывали о деятельности нижней палаты парламента и работе фракций. Они изучали проблемы граждан исходя из политической идеологии партий и интересов избирателей.
Как подчеркнул глава государства, в новых политико-правовых условиях вопрос укрепления партийной и фракционной дисциплины также должен находиться в центре постоянного внимания. На основе этого фракции политических партий приняли свои уставы, где определяются вопросы организации деятельности фракции, права и обязанности ее членов.
Фирдавс ШАРИПОВ,
член Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса
по вопросам инновационного развития
и информационных технологий.
Хороший закон — проявление уважения к народу
Руководитель государства подчеркнул, что нельзя закрывать глаза на претензии по поводу качества законопроектов. Он отметил, что доля законов, которые имеют четко работающие конкретные механизмы исполнения, остается недостаточной.
Итак, прошло 100 дней, что выполнено за это время? Как инициативы воплощаются в жизнь? В Законодательной палате увеличилась доля законопроектов, разрабатываемых группой депутатов на основании права законодательной инициативы.
Я хотел бы остановиться на сути и содержании закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан», разработанного и принятого на основе права законодательной инициативы группой депутатов, включая меня, работающего в Комитете по вопросам развития демократических институтов и гражданского общества.
При разработке данного законопроекта изучен опыт ряда стран в области местного самоуправления и их избирательных механизмов, что было научно обосновано.
Для совершенствования порядка организации и проведения выборов председателей сходов граждан, укрепления гарантий деятельности вновь избранных председателей
на вакантные должности в законы «Об органах самоуправления граждан» и «О выборах председателя схода граждан» внесены изменения и дополнения, которые предусматривают продление срока полномочий председателя схода граждан с трех до пяти лет, избрание председателей на вакантные должности на этот же срок. Уточняются полномочия комиссий, содействующих организации и проведению выборов председателей сходов граждан.
Депутаты большое внимание уделяют научной обоснованности законопроектов, усиливают сотрудничество с Институтом парламентских исследований, научными институтами. Это важный фактор для принятия качественных и эффективно работающих на практике законов, отвечающих требованиям времени.
Зафар ХУДАЙБЕРДИЕВ,
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса.
Взаимоотношения, основанные на конструктивном диалоге
В выступлении в Законодательной палате Олий Мажлиса Президент отметил, что в отношениях между парламентом и правительством необходимо совместно искать решения проблем, осуществлять парламентский контроль.
Предложено внедрить систему заслушивания отчетов министерств в комитетах, а также механизм прикрепления заместителей министров к соответствующим комитетам в Законодательной палате.
Минуло 100 дней, инициативы воплощаются в жизнь. Это можно увидеть на примере развития новых современных форм взаимодействия между Законодательной палатой, правительством и министерствами.
Созданы организационно-правовые основы этой системы. В Программе действий нижней палаты парламента тщательно проработаны эти вопросы. Определены задачи, подлежащие реализации, указаны сроки исполнения, ответственные лица и механизмы воплощения в жизнь.
В законотворческой деятельности, осуществлении парламентского контроля, изучении, анализе и решении проблем, волнующих население, внедрена абсолютно новая система, основанная на вышеуказанном сотрудничестве.
За кoмитeтами Законодательной палаты закреплены заместители министров, занятые в соответствующей сфере. В частности, наш Комитет по вопросам науки, образования, культуры, спорта и молодежи непосредственно взаимодействует с первым заместителем министра высшего образования, науки и инноваций, первым заместителем министра дошкольного и школьного образования, заместителем министра культуры.
Например, только в сфере образования для решения вопросов, поднятых в обращениях граждан или выявленных в избирательных округах в ходе изучений, налажена практика обсуждения и принятия решений с заместителями министров.
Как новое направление сотрудничества стоит отметить практику заслушивания отчетов соответствующих министерств в комитетах. Ранее отчеты министров зачастую представлялись в формате парламентских слушаний или правительственного запроса в рамках парламентского контроля. Преимущества практики заслушивания отчетов министерств в комитетах заключаются в возможности более детального анализа существующих проблем, всестороннего обсуждения их причин и нахождения простых и действенных путей их решения.
Такое сотрудничество налажено и другими комитетами. Создается возможность для участия членов комитетов в решении актуальных вопросов и обращений, касающихся защиты прав и законных интересов избирателей.
Шухрат ЯКУБОВ,
член Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса по вопросам науки,
образования, культуры, спорта и молодежи.
Успех — в консолидации
Страна проводит открытую, прагматичную, конструктивную и глубоко продуманную внешнюю политику, основанную на национальных интересах. Благодаря этому за короткий период возрос престиж и укрепилась репутация страны на международном уровне, сформировался ее новый демократический имидж.
Узбекистан становится одним из центров мировой политики и автором глобальных инициатив. Поддержку международного сообщества получили политические инициативы в духе открытости, прагматичности и конструктивизма. Это мнение подтверждается принятием Генеральной Ассамблеей ООН по инициативе нашей страны 11 резолюций, направленных на решение актуальных региональных и глобальных вопросов. В их числе укрепление регионального и международного сотрудничества, устойчивое развитие в мире и регионе, последствия экологического кризиса в Приаралье, обеспечение гендерного равенства, привлечение глобального внимания и готовности к сотрудничеству для эффективного решения вызовов, связанных с наркотиками, неоднократное привлечение мирового внимания к проблемам изменения климата на планете.
Узбекистан, будучи активным членом ООН, разработал ряд институциональных механизмов для эффективного внедрения резолюций в национальную политику.
В выступлении на первом заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса нового созыва глава государства остановился на данном вопросе. Мы, депутаты, во время встреч в регионах с избирателями подробно разъясняем их суть и значение.
Олий Мажлисом созданы экспертные группы в составе свыше 30 сенаторов и депутатов парламента, а также более 30 экспертов в области экологии и охраны окружающей среды, международного права, религии, здравоохранения, общественной безопасности, образования, науки и IT-технологий для донесения сути и значения принятых резолюций.
Совместно с Институтом парламентских исследований при Законодательной палате реализуются мероприятия по повышению интереса молодого поколения к содержанию и значению резолюций, принятых Генассамблеей ООН. Для этих целей был выбран удобный и интерактивный формат — инфографика, короткие аналитические видеоролики, подкасты.
Работа в этом направлении будет продолжена. Только объединив усилия, мы сможем бороться с общими вызовами и угрозами стабильности и безопасности.
Зиёдбек ЮНУСОВ,
член Комитета Законодательной палаты
Олий Мажлиса по международным делам, вопросам обороны и безопасности.
В контексте интеграции в мировую экономику
Узбекистан проводит активную политику по вступлению во Всемирную торговую организацию. Завершены двусторонние переговоры с 23 членами ВТО об условиях выхода продукции и услуг этих стран на наш рынок. Создан проект отчета, в котором определены условия вступления в организацию.
Для поддержки правового обеспечения этих процессов, организации эффективного парламентского контроля за гармонизацией национального законодательства с соглашениями Всемирной торговой организации образована комиссия нижней палаты. Ее создание — одна из инициатив Президента.
Утвержден годовой план работы комиссии. В нем определены конкретные задачи: проведение анализа и изучений, организация практических мероприятий, в том числе семинаров и слушаний, участие во встречах в рамках процесса вступления страны в организацию, рассмотрение проектов законов на предмет соответствия требованиям ВТО, выработка предложений по координации деятельности.
Важным является сотрудничество с офисом Специального представителя Президента Узбекистана по вопросам Всемирной торговой организации. Комиссия содействует ускорению принятия ряда законов в соответствии с планом законодательных действий, утвержденным на основе госпрограммы.
Кроме того, создана Комиссия Законодательной палаты по вопросам смягчения последствий изменения климата и ускорения перехода на зеленую экономику, а также Комиссия по коллективным инициативам, которые также ведут работу по своим направлениям.
Бобур БЕКМУРОДОВ,
председатель Комитета
Законодательной палаты Олий Мажлиса
по предпринимательству, развитию конкуренции и вопросам промышленности.
Подготовлено совместно с пресс-службой Законодательной палаты Олий Мажлиса.
Рекомендуем
Популярное
- Иностранные туристы открывают для себя новые вдохновляющие маршруты по Узбекистану
- В Узбекистане пройдет традиционный Международный фестиваль изобразительного и прикладного искусства
- На фестивале в Гуанчжоу ярко представлен туристический потенциал Узбекистана
- О присоединении Республики Узбекистан к Соглашению об учреждении Евразийского банка развития (Астана, 12 января 2006 года)
- Герои Великой Победы: гроза фашистов по прозвищу "Казбек"
- Гений Амира Темура: выдающийся правитель и военный стратег
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment