Не сбавляя темпов

Итоги деятельности депутатского корпуса за первое полугодие
Компактное и ответственное правительство, независимая и справедливая судебная система и сильный парламент являются важными звеньями народного государства. Проводимые в Узбекистане реформы по дальнейшей демократизации государственного управления служат важным фактором последовательного расширения полномочий национального парламента.
Примечательно, что в новой редакции Конституции, принятой на основе всенародного референдума, устранено дублирование функций в работе двух палат, четко определен объем полномочий каждой из них.
Насколько ответственно депутаты относятся к своим обязанностям и как оправдывают доверие избирателей? Об этом можно узнать по итогам деятельности Законодательной палаты в первом полугодии 2023 года.
Принципиальные споры и настоящие дебаты — важные факторы законотворчества
В отчетный период проведена системная работа, направленная на более эффективную организацию законотворческой деятельности, что является важнейшим направлением работы нижней палаты парламента.
Так, приоритетное внимание уделялось правовому обеспечению последовательных реформ в реализации Стратегии развития Нового Узбекистана, Послания Президента Олий Мажлису и народу Узбекистана, выполнению Государственной программы в Год заботы о человеке и качественного образования.
Особое внимание уделено обсуждению на заседаниях комитетов и фракций политических партий законопроектов, вносимых в Законодательную палату. За отчетный период депутатами рассмотрено 89 проектов законов, принято и направлено в Сенат 49 законов. Из них десять — новых, 26 — цельных, семь — сводных (включая 16 законопроектов), еще шесть законов по ратификации.
Нормотворческая деятельность депутатского корпуса была весьма эффективной. Принят ряд законов, направленных на дальнейшее социально-экономическое развитие страны, а также по регулированию отдельных сфер. В частности, среди них законы «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим совершенствованием системы надежной защиты прав, свобод и законных интересов женщин и детей», «О дорожном движении», «О конкуренции», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О пробации», «Об оказании юридической помощи за счет государства».
Также принят ряд важных в жизни государства и общества законов, направленных на повышение благосостояния народа, создание дополнительных льгот для населения, обеспечение прав и свобод граждан. В частности, Законом «О внесении изменения в статью 332-1 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с созданием дополнительных удобств населению при оплате административных штрафов» введен порядок по добровольной уплате 50 процентов штрафа в течение пятнадцати дней или 70 процентов штрафа в течение тридцати дней лицом, совершившим административное правонарушение. Определено, что этот порядок будет применяться и к штрафам на основании судебных решений.
Данный закон предоставляет дополнительные удобства для граждан, служит снижению нагрузки при уплате административных штрафов и дальнейшему упрощению системы их добровольной оплаты, а также обеспечению своевременного исполнения судебных актов и актов иных органов.
Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим совершенствованием системы надежной защиты прав, свобод и законных интересов женщин и детей» усилено наказание за физическое или сексуальное насилие в отношении женщин, принуждение их к совершению запрещенных законом действий, а также развратные действия и посягательства в отношении лица, не достигшего 16-летнего возраста.
Кроме того, установлена строгая уголовная ответственность за разглашение сведений, отражающих частную жизнь человека, унижающих его честь и достоинство. Принятие настоящего закона служит обеспечению надежной защиты прав, свобод и интересов женщин и детей, укреплению института семьи, улучшению морально-нравственной среды в обществе.
Всего депутатами разработано и внесено на рассмотрение в Законодательную палату шесть законопроектов, направленных на правовое решение вопросов, поднятых избирателями, в обращениях граждан, а также выявленных в ходе изучений в избирательных округах.
За отчетный период акцент сделан на подготовку законопроектов с привлечением общественности, изучение мнений и предложений граждан, открытое обсуждение среди населения рассматриваемых законопроектов. Исходя из этого в первом полугодии на общественное обсуждение вынесен ряд законопроектов.
В частности, проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О Государственном флаге Республики Узбекистан», разработанный депутатами на основе права законодательной инициативы, размещен для общественного обсуждения на портале regulation.gov.uz и на официальном сайте Законодательной палаты parliament.gov.uz. В результате по данному законопроекту от граждан поступило 1 344 предложения и мнения, которые были использованы для совершенствования документа.
Эти цифры наглядно показывают повышение правосознания и правовой культуры граждан, усиление их интереса к законотворческим процессам, активное участие в обсуждении принятых парламентом законопроектов.
Действенный парламентский контроль не ограничивается критикой
В последние годы Законодательная палата, сфера полномочий которой расширяется, эффективно реализует механизм предварительного знакомства с планами нового министра, а после — одобрения его назначения.
Кроме того, стало доброй традицией представителями комитетов и комиссий уведомлять министров о том, в каком направлении или области работа отстает, выезжать на места, где имеются проблемы, изучать мнение населения и вместе находить решение проблемы.
Эта традиция приобретает все большее значение, то есть депутаты не только критикуют деятельность министерств и ведомств, но и вносят конструктивные предложения по вопросу, ожидающему решения.
Особое внимание уделяется эффективному использованию действенных форм парламентского контроля путем повышения роли парламентских комитетов, комиссий и депутатов в эффективной организации деятельности министра.
Так, на заседаниях Законодательной палаты 13 раз заслушана информация (парламентские слушания) членов правительства и руководителей органов государственного управления. Являясь одной из важных форм
парламентского контроля, парламентские слушания позволяют своевременно выявить текущие проблемы и недостатки в жизни общества, привлечь внимание исполнительной власти к их решению. Это служит эффективному осуществлению парламент-ского и депутатского контроля за устранением системных проблем, волнующих избирателей, и их своевременному решению.
Также в адрес должностных лиц органов государственного и хозяйственного управления направлено восемь депутатских запросов по разъяснению исполнения законов, государственных программ в разных сферах и другим важным вопросам, входящим в их компетенцию.
В результате органами внутренних дел приняты меры по решению проблем, связанных с оказанием государственных услуг населению, строительством и ремонтом автомобильных дорог, хранением изъятых за правонарушения транспортных средств на штрафстоянках, созданием дополнительных ученических мест в школах, усилением материально-технического обеспечения школ.
В последние годы институт «правительственного часа» стал одним из наиболее эффективных методов взаимодействия парламента и правительства в решении социально-экономических проблем. В частности, депутаты ставят перед правительством поднятые населением проблемы, выявленные в ходе пребывания в избирательных округах, вместе обсуждают пути их решения. Это является важным фактором достижения результативности работы членов нижней палаты парламента. За отчетный период три раза проведен «правительственный час» такого формата.
Комитетами Законодательной палаты выполнена определенная работа по обеспечению парламентского контроля. Всего за отчетный период комитетами нижней палаты проведено 90 контрольно-аналитических мероприятий.
Всего народные избранники направили должностным лицам органов государственной власти и управления 52 депутатских запроса по решению актуальных проблем, поднятых в ходе выездов в регионы, встреч с избирателями, а также по обращениям граждан.
Отношения между депутатом и избирателем должны основываться на взаимном доверии и уважении
Встречи депутатов с избирателями на местах имеют большое значение в реализации реформ в рамках Стратегии развития Нового Узбекистана, информировании населения о законотворческой и контрольно-аналитической деятельности Законодательной палаты, деятельности фракций, определении достижений и недостатков действующего законодательства.
В ходе работы в избирательных округах депутаты оказывали практическую помощь партийным группам в местных Кенгашах. Всего за отчетный период, находясь в своих избирательных округах, депутаты побывали в 3 975 домохозяйствах и провели 2 230 встреч. Организованы встречи и диалоги с более чем 73 тысячами граждан, в них приняли участие свыше шести тысяч предпринимателей. Народные избранники ознакомились с деятельностью 1 588 объектов социальной сферы.
Деятельность депутатов в избирательных округах позволяет своевременно выявлять и устранять проблемы и недостатки, волнующие население. Также внимание акцентируется на изучении настроения людей, их отношении к реформам, важных решениях социально-экономических и других актуальных вопросов.
Межпарламентское сотрудничество вышло на новый уровень
Укрепление международных связей и развитие межпарламентского сотрудничества является одним из важных направлений деятельности Законодательной палаты. Поэтому за отчетный период последовательно продолжена работа по налаживанию многопланового и эффективного
сотрудничества Законодательной палаты с парламентами зарубежных стран и международными организациями.
Данная деятельность была ориентирована на реализацию приоритетных и важных задач, определенных в Стратегии развития Нового Узбекистана и Госпрограмме текущего года. При этом парламент стал активным участником внешнеполитического курса, основанного на защите и продвижении национальных интересов Узбекистана на международной арене.
В частности, создана межпарламентская комиссия по сотрудничеству между Законодательной палатой Олий Мажлиса и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, а также межпарламентские группы Олий Мажлиса Республики Узбекистан по сотрудничеству с Парламентом Республики Сингапур и Национальным собранием Социалистической Республики Вьетнам. Количество межпарламентских групп дружбы достигло 58.
Деятельность межпарламентских структур служит обеспечению объективного информирования мировой общественности о проводимых в стране масштабных реформах, дальнейшему ускорению межпарламентского сотрудничества, установлению тесных связей для привлечения иностранных инвестиций в Узбекистан.
Определены приоритетные задачи
Проводимые в стране реформы требуют привнесения нового духа и содержания в ежедневную деятельность парламента.
Исходя из этого определен ряд приоритетных задач. Среди них дальнейшее усиление работы по гармонизации законодательства, регулирующего деятельность парламента, с новой редакцией Конституции Республики Узбекистан, активизация деятельности комиссий, созданных в палате, постоянный мониторинг за выполнением решений, принятых по результатам парламентского контроля.
Такие факторы служат повышению эффективности законотворческой, контрольно-аналитической деятельности Законодательной палаты.
Мадина ПАРМОНОВА,
заместитель
руководителя Парламентского информационного центра
Законодательной палаты Олий Мажлиса — пресс-секретарь.
Рекомендуем
Популярное
- Вдоль Шелкового пути: новые горизонты сотрудничества в области взаимосвязанности между Центральной Азией и Китаем
- На чем фокусируется азербайджано-узбекская инвестиционная компания в сфере финансирования?
- Поздравление народу Узбекистана с праздником Курбан хайит
- В Ташкенте пройдет международный фестиваль «Эко Ритм»
- Национальная сборная Узбекистана по футболу проведет матч против ОАЭ
- В Узбекистане на 10 процентов повысят зарплаты, стипендии, пенсии и пособия
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment