Навсегда в памяти наших сердец…

15:23 09 Сентябрь 2025 Общество
235 0

Горестно, неожиданно, безвременно ушла из земных пределов Яника Багрянская. Ведущий мастер нашего театра, замечательная исполнительница обширного репертуара партий-ролей. Пример невероятного трудолюбия и самоотдачи, наглядно воплощающий ту непростую истину, что чем больше человеку дано, тем больше и интенсивнее ему надлежит трудиться, оттачивая свое мастерство и умение постигать окружающий мир.

Еще горестнее сознавать, что многое, о чем хотелось бы поразмышлять в этих строках — куда приятнее было бы адресовать нашей дорогой и незабвенной Янике при ее жизни. Чтобы она еще раз оценила бы восприятие своего творчества, и в этой «обратной связи» нашла бы многое новое, чтобы еще в большей степени усовершенствовать его. Ведь пределов творческому совершенству нет.

Что вспоминается как некие кинокадры памяти? Именно той «памяти сердца», которая, как сказал Поэт — «сильней рассудка памяти печальной». Наверное, прежде всего уже далекие годы конца девяностых, когда во впервые набранную стажерскую группу органично вошли несколько молодых певиц, которым удалось полноценно и достойно вписаться в многогранный творческий цветник нашего театра. Среди них молодая Яника уже тогда смогла привлечь всеобщее внимание и своей творческой устремленностью, и первыми весомыми работами. Ученица по консерватории незабвенной Софьи Анатольевны Цой, она унаследовала от нее развивающееся мастерство, тонкость творческого вкуса, любовь не столько к результату, сколько к самому процессу творчества, который рождает и постижения, и открытия. И утонченность в выборе обширного камерного репертуара, охватывающего самые различные композиторские стили и особенности исполнений. И необычайную творческую оперативность в подготовке произведений, начиная с тщательной и достаточно быстрой их выучки, и продолжая это поиском штрихов и красок в них. 

Не могу не сказать и о том, что объемную часть своих творческих работ она осуществила под моим творческим руководством, активно включаясь и в другие спектакли, осуществленные моими коллегами. Зная Янику Багрянскую с ее консерваторских лет, я с первых дней нашего сотрудничества знал и ценил многие ее творческие свойства. Начав служение в театре, она четко и последовательно включилась в работу, участвуя и в подготовке первых партий-ролей, и в многочисленных концертах. Она любила и сам репетиционный процесс, поиск черт и логики поступков героинь по законам музыкальной драматургии композитора-автора. Этот процесс у нас начинался с буквально первых уроков по разучиванию партий. Мы учили не ноты, а искали в них, в интонациях, в музыкальных красках и штрихах прямую логику характера, стараясь осознать, ЧТО происходит с героиней в каждый определенный момент? Она искала правду черт своих героинь, особенности их характера. И уверенно начала с партий, небольших по объему, но значимых в их образном значении. А чуть позднее успешно выступила в роли-травести пажа Керубино в «Свадьбе Фигаро» Моцарта. И в других моих спектаклях она была интересна и выразительна. Так, исполняя две полярно разные роли в «Сельской чести» Масканьи, она уверенно передала и эгоцентрическую раскованность Лолы, уверенной в том, что скрываемый грех — это не грех; и мудрую значительность Лючии — матери главного героя, которая и верна принципам «правильности», и способна великодушно прощать роковые ошибки. В «Евгении Онегине» она создала своеобразный характер Ольги — не глупой пустышки, а по-своему ироничной, слегка легкомысленной и не умеющей повлиять на роковые обстоятельства, вызванные собственной юношеской недальновидностью. А рядом — образ мудрой и бесконечно доброй Няни Татьяны — понимающей, чувствующей всю сложность жизни, сострадающей и…  имеющей свои глубокие тайны в большой прожитой жизни. Затем было многое другое — и гротесковая восточная «атаманша» разбойников Хатун-Биби из замечательной оперы-сказки отечественного композитора В. Милова «Али-Баба и 40 разбойников». Стоит вспомнить и о том, что, осуществляя новую творческую редакцию «Кармен» Бизе, именно мне довелось впервые вводить ее в этот сложнейший образ в обновляющей редактированности давней постановки этого спектакля. Далее в другом спектакле этот образ приобрел новые черты и стал одним из определяющих в ее творчестве.

Как не вспомнить ее работы и в других спектаклях, осуществленных незабвенным Фируддином Сафаровым, — и Алису в «Отелло» Верди, и Полину в «Пиковой Даме» Чайковского, и Далилу в «Самсоне и Далиле» Сен-Санса, и Лауру в «Иоланте», и многое, многое другое.

Зрело мастерство, приходила творческая зрелость. С большим успехом выступила Яника в сложном и прекрасном образе Любаши в поставленной мною «Царской невесте» Римского-Корсакова. И пронесла этот образ, как и многие другие, до самых земных пределов своей жизни. А среди других значительнейших ее образов перед зрителем предстала и Кармен в обновленной постановочной версии этого спектакля Фируддином Саттаровичем, а в других его спектаклях — и замечательная Азучена в «Трубадур» Верди, и утонченно-драматичная Амнерис в «Аиде» Верди. Одним словом, чтобы не изменить краткости, берусь утверждать, что в обширном оперном репертуаре ГАБТ имени А. Навои практически не было ни одной парии амплуа меццо-сопрано, которую самобытно и проникновенно не исполнила бы наша дорогая Яника…

Говоря о камерном исполнительстве вокалиста, обычно просто перечисляют его репертуар.   Да, у Яники сам по себе он был необыкновенно разнообразным — в нем были представлены произведения итальянских, французских, немецких, русских, чешских, английских, американских композиторов. И, конечно же, богатейшая палитра творений композиторов Узбекистана, многие из которых по просьбе авторов, Я. Багрянская исполняла впервые. Она предстала блестящим «излучателем» творчества композиторов Узбекистана, со многими из которых общественность познакомилась именно благодаря ей. И каждое произведение в ее исполнении превращалось в своеобразный моноспектакль, вызывающий активное сопереживание своей Правдой. 

В широком сотрудничестве с Культурным центром немцев Узбекистана «Видергебурт» во множестве наших проектов Яника была постоянной участницей всех наших просветительских концертов, посвященных немецкой музыкальной культуре. Она активно выступала и на замечательных концертах в нашем Католическом соборе с произведениями композиторов Польши. В многолетнем постоянном сотрудничестве с нашей Православной Епархией она неизменно участвовала во множестве просветительских концертов творческой группы ГАБТ имени А. Навои в зале нашей Епархии. А по инициативе замечательного литературного и творческого деятеля Адели Чиляковой Я. Багрянская пропагандировала и произведения композиторов Чехии, включая и современные. Яника живо и непосредственно откликалась и на новые экспериментальные проекты. Так, она с радостью согласилась неоднократно выступить в концертах в камерной комической опере «Драма», написанной композитором Людмилой Слоним на сюжет знаменитого рассказа А. П. Чехова. Именно в образе эгоцентричной графоманки Мурашкиной, представившей на суд известного литератора свою горе-«драму», Яника Багрянская органично предстала в совершенно новых красках сарказма, гротеска и острой ироничности…

Но жизнь театра — это не только текущие и новые оперные спектакли. По сложившейся традиции для привлечения в театр новых поколений зрителей ГАБТ имени А. Навои давал ранее и дает поныне ежегодные новогодние представления по сказкам мира и новым произведениям. И вот здесь в необычном жанре, где необходимо не только пение, но и выразительность действия в разговорном диалоге, Яника участвовала с охотой и абсолютной самоотдачей. Она переиграла десятки злобных Королев, сварливых Мачех, эксцентричных вариантов «непотопляемой» Бабы-Яги и многих, многих других подобных героинь. И со всей полнотой энергии работала в новогодние дни, когда спектакли проводились частотой 3-4 раза в сутки! Причем не только на сценическом «стационаре» театра, а на десятках «выездных» версий таких представлений в парках города для многочисленных юных зрителей.

Яника активно соучаствовала в многочисленных проектах Национального симфонического оркестра Узбекистана, Государственного симфонического оркестра. И с камерными оркестрами «Согдиана» и «Туркистон» она также неизменно сотрудничала все годы своего насыщенного творчества… В ее активе и многократно исполненный «Реквием» Верди, и выдающиеся произведения других композиторов мира. А также обширный круг оркестровых творений отечественных композиторов.

Непросто в кратком очерке полноценно охватить все начала и аспекты многоцветного творчества Яники Багрянской. Но совершенно невозможно не сказать о поистине редком и бесценном даре ее души. Он особо ценен в эпоху стирания многих истинных понятий и позиций. Этот дар — истинность сопереживания жизненным и творческим трудностям многих ее коллег и друзей. И редкостное умение помочь, существенно облегчить возникающие непростые ситуации, связанные со здоровьем или иными нестандартными обстоятельствами жизни людей, которые оказывались истинно близки ей. И эта поддержка была не только чувством, но и многими прямыми действиями, позволяющими успешно «разрядить» возникший казус, реально поддержать того, кто оказался в трудной ситуации и способствовать радикальному изменению сложных обстоятельств.
Общественная оценка ее творчества необычайно высока. Люди горячо встречали каждое ее выступление — будь то спектакль или ответственный концерт. Официально ее творчество по достоинству отмечено орденом «Дустлик» и целым рядом высоких лауреатских званий на престижных международных конкурсах. Думалось, что в свой час придет и органичное высокое звание «Заслуженной артистки Республики Узбекистан». Увы! Не успелось…

А разум все не смиряется с этой утратой и возрождает ее образ — обаятельный, улыбчивый, открытый людям как в творчестве, так и в жизни. Но ко всем упомянутым качествам следует прибавить и невероятное мужество Яники Багрянской. Она в последнее время не открывала правды своего непростого состояния даже самым близким друзьям. В борьбе с тяжким недугом не ослабляла физических и духовных сил, продолжала работать. Только в самый последний год ощутимо отпечатался ее недуг в зримом изменении внешних черт. Выступления стали более редкими. В последние месяцы сил на полные спектакли уже не хватало. Но она боролась с  болезнью всем своим творчеством до самых трудно преодолимых пределов. Как не вспомнить о том, что последним ее выступлением на публике было яркое участие в концерте, посвященном Дню памяти и почестей в сопровождении оркестра «Согдиана». Там в последний раз для многочисленных зрителей прозвучал голос Яники Багрянской, символично подарившей людям две  сердечные песни времен войны и великой Победы. 

Все совершенное, как и ушедшая из земной жизни личность, остается в памяти людей. Но… Театральное творчество, как это ни прискорбно —   эфемерно. Не остается ни написанных строчек, ни созданных картин, ни начертанных нот музыки. Лишь в памяти звучание голоса, образы, земные поступки, общение, обстоятельства… И только памятью нашей мы можем сохранить светлый и самобытный облик нашей незабвенной Яники, и все то огромное творческое наследие в разнообразии жанров, что ею достойно осуществлено. 

Андрей СЛОНИМ, 
Заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан
Режиссер-постановщик ГАБТ имени А. Навои

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.