Наука, креатив и творчество способны вести страну по инновационному пути развития

17:43 26 Ноябрь 2020 Политика
914 0

Фото: Х.Пайдоев / "Народное слово"

В том, что сегодняшний Узбекистан не похож на вчерашний, ни у кого не может оставаться сомнений. Кардинальные перемены, инициированные Президентом и поддержанные народом, полностью трансформируют страну. Столь стремительный темп реформ обусловлен масштабом цели — заложить фундамент третьего Ренессанса.

Уроки истории

Любая эпоха, в том числе и нового Возрождения, зиждется на выдающихся личностях своего времени: вдохновляющих народ лидерах, гениальных ученых и мудрых просветителях. Никуда не деться и без авангарда, состоящего из образованных, творческих людей, новаторов. Людей, способных порождать новое в науке, производстве, бизнесе, культуре, словом, продвигать новое в обществе, развивая страну. 

Формируется прослойка таких людей не сама по себе. Свежая мысль — плод, выросший на благодатной почве новых знаний, идей, философии. Старая, отставшая от времени система образования в стране, понятно, не в состоянии обучить и подготовить такое поколение, воспитать, настроить на великие свершения. 

В этом суть тех продуманных шагов, которые были сделаны с вступления в президентскую должность Шавката Мирзиёева. Неслучайно, обозначая главные приоритеты в развитии, наряду с экономическими векторами прогресса на первый план глава государства вывел науку и инновации, воспитание и образование, здоровье и спорт, культуру и искусство. 

Есть поговорка «Вода, что течет рядом, не ценится по достоинству». Увы, был в истории нашего народа и такой период, когда место истинных ценностей заняли искусственно навязанные стереотипы, когда наука, искусство, образование, просвещение были политизированы, отодвинуты на задворки. Постепенно это сказалось на уровне подготовки кадров, их качестве, привело к регрессу не только социальных сфер, но и ключевых отраслей экономики. 

Мировая история также подтверждает: без воспитания мыслящего, креативного класса граждан попытки политического, экономического прогресса с треском проваливались. В выступлении к Дню учителей и наставников Президент привел высказывание великого греческого философа Аристотеля: «Судьбу Родины решает воспитание молодежи». Мысль, выраженная еще до нашей эры, свидетельствует о том, что вопрос воспитания и образования всегда, с самых древних времен, имел актуальное значение. Развитые цивилизации, государства, очевидно, достигли высокого прогресса и благосостояния именно благодаря огромному вниманию к науке и образованию. 

Эта аксиома была претворена в реальность еще не раз. Другим ярким примером служит гумбольдтовская реформа, вошедшая в скрижали истории как одна из самых результативных, подаривших миру новую модель просвещения. Названа она по имени автора — прусского министра образования Вильгельма фон Гумбольдта, который инициировал ее в начале XIX века. 

Несмотря на то, что в Пруссии на тот момент всеобщее начальное образование уже существовало, государство им толком не занималось: школы почти не строило, на их содержание денег не выделяло, учителя зачастую сидели без жалованья. Потому преподавали в селах случайные люди: мастеровые, инвалиды войны — те, кого некуда было пристроить. Грамоту знает? Тогда сгодится.

Сама страна после поражения Наполеону тоже находилась в разрухе. Стало ясно, что сложнейшие экономические проблемы можно преодолеть только посредством принципиальных реформ. Главным их двигателем должно было стать общество свободных образованных людей. Они в состоянии развивать экономику, обновить государство и общество. Изменить людей, их образ мыслей, по задумке прусского министра, и должно было новое образование. 

Ученые, анализируя модель фон Гумбольдта, отмечают, что она настраивала образование, науку не на успех в формальных показателях — говоря условно, высокие баллы, количество публикаций, премий, а на то, чтобы прошедшие обучение люди были способны продвигать вперед и науку, и производство, и бизнес, и культуру. Реформы в то время позволили появиться креативным, творческим людям, которые вывели страну на инновационный путь развития. 

Конечно, каждое государство вершит свою историю самостоятельно. Однако исторические параллели, очевидно, тоже могут служить ценным уроком. 

Быть достойными великих

В Узбекистане о важности проблемы свидетельствует внимание на самом высоком уровне. В ходе совещаний, встреч с представителями интеллигенции, поездок в регионы Президент регулярно поднимает вопросы, касающиеся состояния детских садов, школ, техникумов и вузов.

Выяснилось, что положение дел в сфере неутешительное. Потому было принято решение полностью ее реформировать, менять принципиально и бесповоротно.

В стране принят ряд важнейших законодательных актов, где под прицел взяты основные проблемы этих сфер и отраслей, обозначены действенные пути их решения. Все они направлены на подготовку прочного фундамента для интеллектуального, нравственно-духовного, культурного и инновационного взлета. Поэтапная реализация этих документов уже обеспечила существенную трансформацию государства и общества, укрепив доверие народа и признание международного сообщества.

В книге почетных гостей президентской школы в Ташкенте есть запись, которую глава государства оставил во время посещения в сентябре 2019 года. В ней, в частности, отмечено, что мы достигнем нашей благородной цели — поднять новый Узбекистан на вершину развития — через воспитание самоотверженных личностей, по-новому и самостоятельно мыслящих, любящих Родину, преданно служащих во имя ее светлого будущего. 

Для достижения этой благородной цели за исторически короткий срок сделано немало. Сформирована непрерывная система «дошкольное образование — школьное образование — высшее образование». Существенно возросли инвестиции, направляемые на создание условий для всестороннего развития подрастающего поколения. Появились новые не только по форме, но и по содержанию детские сады, школы, техникумы и вузы, где формируются передовые взгляды и знания, современные навыки и умения. Восстановлено 11-летнее школьное образование. По всей республике открываются президентские, специализированные, творческие, частные  школы, где внедряются разработанные по опыту передовых стран технологии и методы, программы. В этих школах закладывается прочная основа для подготовки кадров новой формации путем выявления и всестороннего развития талантливых детей. 

В целях подготовки кадров, соответствующих приоритетным задачам социально-экономического развития страны, кардинально меняется система среднего специального и высшего образования. Усилено внимание профориентации молодежи, увеличен объем практических занятий, модернизируется материально-техническая база, внедряются лучшие технологии на уровне международных стандартов. За последние несколько лет начали свою деятельность 43 новых высших учебных заведения, их общее число достигло 121. Качественно переформатировать ведущие направления, поспособствовав прогрессу страны, позволит изданный 6 ноября Указ главы государства «О мерах по развитию сфер образования и воспитания, и науки в новый период развития Узбекистана».

Это — лишь один из этапов в кардинальном развитии государства и общества, формирования национального человеческого капитала. Он один из важнейших для дальнейшей нашей перспективы. Нет сомнений в том, что сообща, совместными усилиями мы обязательно достигнем поставленных целей. Твердая уверенность зиждется и на том, что нашими предками были величайшие люди, внесшие огромный вклад в развитие мировой цивилизации. Всему миру известны имена Абу Али ибн Сины, Мухаммада Хорезми, Абу Райхана Беруни, Алишера Навои, Мухаммада Захириддина Бабура, Мирзо Улугбека, Имама Бухари, Хакима Термизи, Абу Мансура Матуриди, Махмуда Замахшари. 

За каждой из выдающихся личностей — великая эпоха свершений в науке и искусстве, литературе и религии. Эпоха побед в борьбе с невежеством и догмами, препятствовавшими свободе и процветанию. Тем самым они сыграли важную роль в мировом Ренессансе, обогатив сокровищницу знаний человечества, дав мощный стимул для процветания науки, просвещения и ремесел. Их стараниями с древних времен люди познали суть и значение знаний и навыков, ценностей, обеспечивших качественный рост уровня жизни людей, их благосостояния, морального и нравственно-духовного развития. Наши предки оставили неоценимое по объему и значению наследство для последующих поколений, для нас с вами, и священный для каждого из нас долг заключается в том, чтобы быть достойными продолжателями их дел: дерзать и развиваться, совершать новые открытия, постигать новые вершины мастерства в своей работе. 

Международный ликбез

Без чего еще не может обойтись современное образование? Очевидно, что без цифровых и компьютерных технологий. Развитие и внедрение IT — это качественно новое измерение жизни во всех без исключения сферах. Эксперты считают, что без учета достижений цифровизации, ее методов, механизмов, возможностей нельзя представить любую человеческую деятельность.

Нынешний год в Узбекистане проходит под знаком развития науки, просвещения и цифровой экономики. Активное движение в этом направлении полностью оправдало себя во время испытания чрезвычайными обстоятельствами, связанными с пандемией. Можно по-разному относиться к онлайн- и дистанционному образованию, анализируя плюсы и минусы в сравнении с традиционным. Но именно этот способ обмена информацией и знаниями стал единственно возможным в ситуации, когда коронавирус сделал обыденные вещи опасными для здоровья и жизни. Вынужденный, но оттого не менее полезный, уникальный опыт Узбекистан приумножает, развивает это направление и готов делиться накопленными знаниями.

Резонансной стала инициатива Президента Шавката Мирзиёева, выдвинутая на заседании Совета глав государств Шанхайской организации сотрудничества, о необходимости разработки Программы ШОС по развитию цифровой грамотности, направленной на подготовку высококвалифицированных специалистов и обучение населения. Немецкий эксперт по Центральной Азии корреспондент журнала «Berliner Telegraph» Анна Вольтхат, отметив особую роль Узбекистана во вступившей в новый этап развития ШОС, подчеркнула, что предложение главы республики является немаловажным в условиях растущей роли информационных технологий в обеспечении экономического роста.

По словам профессора факультета международных отношений Белорусского государственного университета Виктора Шадурского, идея разработки программы для стран ШОС — конкретная объединяющая государства и народы инициатива, направленная на решение политических, экономических, социальных и других проблем современности.

Эксперт считает, что определенным тормозом в процессе внедрения информационно-компьютерных технологий в реальную жизнь является отсутствие у значительной части населения не только навыков пользования компьютерным оборудованием, но и самого понимания реального значения цифровизации. Игнорирование значения цифровых аспектов современного развития может привести к печальным последствиям как для конкретных личностей, так и для целых стран. Не уметь пользоваться ИКТ означает «безграмотность» человека, которая непростительна, особенно для людей трудоспособного возраста.

— Предложенную лидером Узбекистана международную программу можно сравнить с программой по ликвидации неграмотности, которая осуществлялась в наших странах в 1920—1930-е годы, — отмечает В. Шадурский. — Работы много, работы конкретной и понятной. Поэтому призыв Президента Шавката Мирзиёева должен быть услышан: «Все на борьбу с компьютерной безграмотностью!».

Время диктует новые правила, новые способы обучения, новые носители информации. Технологии — уже базовая потребность, а интернет — способ связи с глобальным мозгом. Наша страна располагает достаточным потенциалом, чтобы шагать в ногу с изменившимся миром. Само словосочетание «третий Ренессанс» чаще будет высвечиваться на дисплее, нежели написанное на бумаге. Однако сейчас, как и тысячу, и пятьсот лет назад, в основу Возрождения будет закладываться нетленный базис: знания и талант, поиск и новаторство, пытливый ум и свобода мышления. В этом глубокая философия идеи Президента: новый Узбекистан начинается с порога школы.

Уткир РАХМАТ,

"Народное слово"

Больше новостей на нашем Telegram канале@ns_uz.

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.