Когда все-таки услышали

18:27 24 Сентябрь 2018 Общество
957 0
Фото: Д. Чиркова / Народное слово

Два года тому назад — в сентябре 2016-го — запущена Виртуальная приемная главы государства, а вместе с ней новый формат диалога с народом 

Правда жизни во всей полноте

1 сентября справили новоселье 32-летняя Ахмарал Асилова и ее дети — трехлетний Нурсултан и Айнагуль одиннадцати лет. По признанию мамы и дочки, тот день им запомнится на всю жизнь, так как именно тогда они узнали о том, каким бывает счастье. Еще недавно они вместе с родственниками ютились вдевятером в двухкомнатной квартире, где было тесно, шумно, неуютно. 

— Муж ушел из семьи после того, как я лишилась обеих ног из-за болезни и стала инвалидом, — буднично делится она. — Чтобы прокормить семью, встала на протезы. Куда только не обращалась в поисках работы! Но не получалось — как только узнавали про инвалидность, приводили массу доводов для отказа и вежливо провожали до двери. Единственным источником нашего дохода было небольшое пособие по инвалидности. 

Тут же, улыбнувшись, она добавляет: 

— Вот уж не думала, что все в нашей жизни так изменится! Переехали в этот прекрасный дом, мне дали швейную машину, устроили на работу. Сын бесплатно посещает детский садик, дочка ходит в новую школу, очень хорошую, с заботливыми педагогами. Это так важно для нас.

Фото: Д. Чиркова / Народное слово

Она словно захлебывается в волнении и замолкает, прячет пальцы, дрожь которых рассказывает о пережитом больше, чем сама женщина. 

Акмарал Асилова — одна из сотен тысяч узбекистанцев, чьи проблемы узнал и помог решить Президент. И стало это возможным благодаря уникальному механизму постоянного взаимодействия государства с народом, налаженного с подачи руководителя страны в сентябре 2016 года.

Именно тогда в республике стартовала принципиально новая система диалога с народом. На просторах интернета была запущена Виртуальная приемная главы государства. Ее преимущества ощутили сразу. Причем не только широкие слои населения, но и в структурах власти. Миллионы граждан получили возможность напрямую обратиться к руководителю страны, власть наконец почувствовала живой «пульс» народа, узнав об истинных его нуждах, проблемах и потребностях. 

Сформированная по инициативе Президента уникальная структура стала не только принимать обращения граждан, контролируя рассмотрение, но и системно анализировать их суть и содержание. В обращениях и жалобах узбекистанцев, словно в огромном зеркале, отобразилась вся наша действительность. Вдруг оголилась правда, принять и признать которую было нелегко. Стали очевидными все узкие места в развитии страны, все недочеты и проблемы. 

Игнорирование действительности привело к плачевным последствиям, о которых открыто рассказывают граждане в обращениях Президенту: неуклюжесть рычагов управления экономикой и социальной жизнью, неравномерное развитие территорий, коррупция, очковтирательство, безответственность и многое другое. Главным же достижением прямого и конструктивного диалога стало укрепление доверия людей к государству. 

Фото: Д. Чиркова / Народное слово

Приемная Президента стала ассоциироваться в народе с объективностью, справедливостью и открытостью. Неукоснительное следование этим принципам способствует не только эффективности работы госорганов, но и обеспечивает точность решений, взвешивание до мельчайших деталей принимаемых в республике законодательных актов, проектов и программ. Обращения граждан помогают улучшить нормативно-правовую базу, обеспечить ее адресность и продуманность. 

 Государственные органы служат народу 

Виртуальная приемная Президента все время в развитии. Ее динамика дала мощный импульс дальнейшим демократическим реформам, отказу от чрезмерной централизации государственного управления и передаче многих полномочий территориальным органам, усилению персональной ответственности руководителей, подготовке государственных программ на основе обращений граждан. 

Со времени ее запуска сформированы и действуют новые формы диалога с народом в режиме онлайн, усовершенствована институциональная и организационно-правовая деятельность министерств и ведомств, оптимизированы задачи и функции органов исполнительной власти, механизмы их реализации. 

Истинным проявлением народовластия признаны узбекистанцами народные приемные, являющиеся одной из форм реализации конституционной нормы о том, что Президент выступает гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов Республики Узбекистан.

Важным руководством в их деятельности стал Указ руководителя страны «О мерах по коренному совершенствованию системы работы с обращениями физических и юридических лиц» — документ, на основании которого во всех регионах, городах и районах налажена работа данных учреждений.

При народных приемных созданы центры госуслуг. С декабря 2017 года действуют Агентство государственных услуг и его территориальные управления. Усиливается эффективность рычагов взаимодействия и в виртуальном пространстве, в частности, Единого портала интерактивных государственных услуг. Все активнее посещают соотечественники новые веб-площадки для выражения своей позиции по вопросам жизнедеятельности государства и общества, публичного обсуждения проектов нормативно-правовых документов и коллективных обращений. 

Благодаря накопленному опыту развивается структура госуправления. Создана качественно новая система заслушивания отчетов руководителей органов государственной власти, министерств и ведомств всех уровней и направлений. Четыре сектора по комплексному социально-экономическому развитию, курируемые на местах хокимом, прокурором, начальниками подразделения внутренних дел и налоговой службы, сформированные по постановлению главы государства, обеспечивают регулярное изучение ситуации на местах, посещают семьи, выявляют проблемы, содействуют в их решении. Сектора превратились в эффективный институт по работе с обращениями граждан, помогающий решать проблемы, копившиеся годами.

Системой диалога с народом реализуется планомерная деятельность для практического утверждения принципа «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы — народу». 

Села и махалли «под ключ»

Фото: Д. Чиркова / Народное слово

Многие годы наиболее острой оставалась в стране проблема жилья для уязвимых семей. Для ее решения мало что делалось, это наглядно отобразилось в многочисленных обращениях к Президенту уже с первых дней работы Виртуальной приемной. Незамедлительного решения требовали и поднимаемые в обращениях граждан вопросы о необходимости обеспечения занятости и улучшения условий жизни нуждающихся в социальной поддержке людей, особенно имеющих инвалидность, малообеспеченных семей. 

Инициирование руководителем страны программы строительства доступного жилья позволяет выйти из этой трудноразрешимой ситуации. Впервые за четверть века было начато возведение жилья со всеми удобствами по доступным для населения ценам. Только в прошлом году в Узбекистане сдано «под ключ» более 800 тысяч квадратных метров таких многоэтажных домов. Характерно, что объемы строительства доступного жилья все растут, как расширяются и масштабы модернизации дорожно-транспортной, инженерно-коммуникационной и социальной инфраструктуры сел и городов. 

Логическим продолжением данной программы стали другие, также разработанные по инициативе Президента, — «Обод кишлок» и «Обод махалла». Их реализация обеспечила комплексный подход в создании достойной жизни для граждан, нуждающихся в ¬социальной защите, оптимизацию ¬ресурсов и сроков в выполнении созидательных проектов. 

Село Манас в Джизакской области, где стартовала программа «Обод кишлок», за 45 дней преобразился до неузнаваемости. Теперь это не позабытая всеми глубинка, погрязшая в проблемах, а благоустроенный населенный пункт, больше напоминающий благополучный городок. 

Обрели новый, современный облик сельские махалли в Мирзачульском районе — «Галаба», «Мустакиллик», «Узбекистон», «Дустлик», «Мирзадала», «Ержар». В августе завершено строительство доступного жилья для тех, кто долгие годы жил во временно построенных еще в 60-х годах прошлого столетия барачного типа домах. Сельчане уже заселились в 223 типовых двух- и трехкомнатных коттеджах и восьми многоэтажных домах на 168 квартир со всеми условиями для комфортного проживания. Здесь построены современные производственные комплексы по выпуску швейной и животноводческой продукции, что позволило создать свыше двухсот рабочих мест.

Сейчас программа реализуется в 563 кишлаках 174 районов Каракалпакстана и областей. В ее рамках отремонтировано свыше 86,7 тысячи индивидуальных и 538 многоэтажных домов, выполнены строительно-ремонтные работы на 176 объектах социального значения, обновлена сеть водоснабжения общей протяжен¬ностью 1 252, газоснабжения — 707 и электроснабжения — 1 763 километра, восстановлено 1 439 километров ирригационных и мелиоративных линий, модернизировано 1 763 километра автомобильных дорог, осуществлены другие меры. 

Фото: Д. Чиркова / Народное слово

Не будь этих программ, не сбылась бы и мечта о собственном доме Акмарал Асиловой и ее детей, о которых мы рассказали в начале публикации. 

Важное звено в диалоге 

Доверительный диалог государства с народом стал эффективно помогать реализации чаяний и устремлений уязвимых семей. Акмарал Асиловой, например, помогли в Народной приемной Президента Бектемирского района столицы. Здесь со времени образования учреждения в марте 2017 года накоплен бесценный опыт по работе с обращениями граждан, расширяется круг социальных партнеров, особенно из числа депутатов местных Кенгашей, представителей общественных организаций, работников правоохранительных органов. Существенна роль местного женкомитета.

— За последнее время структура Комитета женщин Узбекистана значительно улучшена, расширен круг его полномочий и возможностей для поддержки женщин и их семей, — рассказывает заместитель хокима Бектемирского района, председатель районного комитета женщин Зиёда Тахирова. — Благодаря этому мы смогли оплатить из специально соз¬данного фонда первоначальный взнос для получения в Сергелийском районе доступного жилья трем семьям, потерявшим кормильца, имеющим в своем составе женщин или детей с инвалидностью. Еще восемь таких семей бесплатно получили жилье в капитально реконструированном доме, пустовавшем на протяжении долгих лет. Стоит отметить, что решение проблемы жилья вполне ощутимо, и это тоже отобразилось в заявках, адресованных в народную приемную. Если за восемь месяцев прошлого года с данной проблемой сюда обратились 97 человек, то за этот же период текущего года их число снизилось до 75. 

Человеческий фактор

У народной приемной появились свои волонтеры. Ее работники с теплотой отзываются о Хайринисо Алюшиной, помогающей им на безвозмездной основе. 60-летняя жительница махалли «Рохат» добровольно участвует в работе по выявлению семей, нуждающихся в социальной поддержке, изучению их нужд и потребностей, привлечению к их решению ответственных лиц, благотворительных организаций. Хайринисо Тургуновна и сама гордится собственным вкладом в улучшение жизни в махалле.

— За время сотрудничества с народной приемной убедилась, как важна ее помощь людям. В поддержке не только государства, но и общества особенно нуждаются одинокие старики, инвалиды, безработные, трудовые мигранты, — говорит она. — После того как я стала помогать работникам приемной, многие жители района начали узнавать меня, делиться не только заботами, но и предложениями о том, как сделать нашу жизнь благополучнее, как решить тот или иной вопрос социальной значимости. По их просьбе и самой не раз приходилось обращаться в народную приемную с конкретными мерами по улучшению условий жизни местного населения. Заявления были рассмотрены в короткие сроки. 

К примеру, на двух перекрестках райцентра часто происходили аварии, в ДТП страдали люди, были жертвы. Ситуацию могли исправить светофоры, об установке которых мы тщетно просили местную власть еще в 80-е годы прошлого века. Лишь после того, как заработала народная приемная, были установлены светофоры и наведен порядок на дорогах. Пользуясь возможностью публично высказать мнение, хочу затронуть больной для меня вопрос: иногда приходится наблюдать, как вполне обеспеченные люди норовят обратиться к Президенту с просьбой подарить им дом, машину, тур в Малайзию. Есть те, кто безосновательно строчит кляузы на соседей или начальство. Это свидетельствует о том, что не все пока владеют культурой обращения, правовыми знаниями. Боюсь, что подобное поведение не только обесценивают дельные запросы других граждан, но и негативно влияют на сам процесс диалога, ведь на изучение и таких заявок тратится время, расходуются попусту нужные ресурсы. Поэтому всегда стараюсь разъяснить людям недопустимость такого рода обращений с учетом того, что вся страна во главе с Президентом сейчас сплотилась и, взаимодействуя через активный и открытый диалог, стремится решать проблемы огромной социальной значимости, улучшить нашу жизнь, сделать ее благополучной, развитой, — делится Хайринисо Алюшина.

— Конечно же, человеческий фактор играет огромную роль в жизни общества, в том числе и в работе такого уникального института, как народная приемная, — считает депутат Кенгаша народных депутатов Бектемирского района Суюн Ашуров. — Руководство ею надо доверять людям не только профессионально грамотным и ответственным, но и искренним, человечным, легким в общении. Чтобы и стар и млад могли свободно обратиться. Посещая по службе народную приемную, всегда убеждаюсь в том, что здесь рады каждому посетителю. Сюда приходят разные люди, в разных обстоятельствах, порой психологически напряженные, раздраженные. Их внимательно выслушают, услышат и помогут. Каждый прием граждан проводится оперативно, с привлечением специалистов, решение проблемы ищут сообща, выполнение четко контролируется. Этому способствует и то, что руководит учреждением пользующийся в народе заслуженным уважением человек — Зуфар Махмудов. Очень важно, что в приемной работают кадры, достойно представляющие государство перед обществом, помогая укрепить доверие людей к власти.

Свое мнение и у начальника районного отдела юстиции Алишера Хатамова:

— Виртуальная и народные приемные обеспечивают прозрачность и открытость в отношениях государства и общества, способствуют их развитию. Госорганы получили возможность оптимизировать свою деятельность, составляя максимально точную и действенную «дорожную карту» по решению каждой проблемы. Такой план действий приняли и мы совместно с районной народной приемной. Документ, составленный по итогам анализа обращений граждан, улучшил качество работы, повысил результативность выполняемых мер. Помогает в этом такое понятное всем правило, введенное руководителем страны, — не граждане идут к нам за решением проблем, а мы, представители государственных структур, все время находимся среди людей, работаем сообща. Словом, Виртуальная и народные приемные Президента, созданные помогать народу, становятся школой демократии для каждого из нас.

РУКА ПОМОЩИ

— Мой сын Хусниддин, выехавший в Российскую Федерацию, не смог вернуться домой из-за того, что потерял паспорт. За помощью обратились в народную приемную. За считанные дни вопрос был решен положительно, к делу подключилось и посольство Узбекистана в РФ. Проблему помогли решить быстро, за что мы очень благодарны.

Зайниддин ЗАМОНОВ, махалля «Шуркишлок» Наманганского района.

— Жителей нашей махалли давно беспокоило состояние улиц. Летом  пыль, в непогоду — непролазная слякоть. Труднее всего приходилось школьникам. В своем обращении в народную приемную от имени махаллинцев я попросил помочь решить эту проблему. За короткое время дорожники из Главного территориального управления автомобильных дорог ¬Андижанской области уложили щебень на четырех улицах общей протяженностью три тысячи метров.

Турсунбой ШАМСУТДИНОВ, махалля «Фаровон» Асакинского района.

Для справки:

  • В народных приемных Президента Узбекистана принято около 600 тысяч граждан, 72 процента обращений решены положительно
  • Организовано 68 тысяч личных и около 20 тысяч выездных приемов граждан руководителями ведомств и органов местной власти, а также их подразделений
  • За допущенные недостатки в работе с обращениями внесено 3  650 представлений, по которым 2  596 работников привлечены к дисциплинарной, 704 — административной, 47 — уголовной ответственности. Расторгнуты трудовые договоры с 181 работником. 


Гулбахор ТАНГИРОВА.

Больше новостей на нашем Telegram канале@ns_uz

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.