На страже детского счастья
архивное фото
В 1954 году Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала всем странам ввести в практику празднование Всемирного дня ребенка в качестве призыва объединиться в деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей. 20 ноября знаменует день, в который в 1959 году ассамблея приняла Декларацию прав ребенка, а в 1989 году — Конвенцию о правах ребенка.
О том, как эти важные документы отражаются на судьбе детей Узбекистана, мы поговорили с Уполномоченным по правам ребенка (детским омбудсманом) Алией ЮНУСОВОЙ:
— Конвенция по правам ребенка — первый документ, ратифицированный Республикой Узбекистан после провозглашения независимости. В этом правозащитном договоре прописаны права ребенка, включая право на жизнь, здоровье, образование, отдых и досуг, заботу родителей, защиту от насилия и дискриминации, выражение мнений.
В Узбекистане идет большая работа по имплементации международных стандартов в национальное законодательство. В названной конвенции три факультативных протокола, два из которых ратифицированы, третий находится в стадии рассмотрения.
В рамках работы в этом направлении, которая проводится с учетом международной практики, постановлением Президента
от 22 апреля 2019 года учреждена должность правозащитника в сфере интересов несовершеннолетних — Уполномоченного по правам ребенка (детского омбудсмана). В СНГ и странах Европы опыт работы омбудсмана по правам ребенка распространен уже довольно давно, что помогает находить решение многих проблем. Определенные изменения есть и у нас: республика представила пятый доклад по выполнению обязательств относительно обеспечения прав детей. Мы сотрудничаем с государственными органами, негосударственными организациями. С рядом из них подписаны меморандумы. В прошлом году по результатам мониторинга учреждений разных регионов был подготовлен большой доклад, где сформулирован весь спектр выявленных проблем.
— На какие моменты обращается внимание в ходе посещения учреждений, где дети находятся на попечении государства?
— Концентрируемся на том, насколько обеспечены интересы ребенка, гарантированные законодательно. Реагируем на имеющиеся проблемы, отправляем запросы в министерства и ведомства для их изучения. Обращаем особое внимание на созданные для детей условия, соблюдение требований санитарных норм, доступ к образованию, возможность общения с родителями и возможность выражения ребенком своего мнения. Так вырисовывается четкая картина по каждой ситуации.
Судя по личным делам воспитанников, у многих из них есть родители, родственники, находящиеся в местах лишения свободы или в лечебных учреждениях. Большинство — из малообеспеченных семей. Процент сирот невелик. Будучи в домах «Мехрибонлик», понимаешь, насколько нелегка судьба их постояльцев. И насколько важно поучаствовать в их жизни, чтобы она стала для них легче. Поэтому задействуем все доступные нам рычаги: доклад по итогам исследования направлен в Законодательную палату Олий Мажлиса и Сенат. Эти и другие особенности, открывшиеся по итогам изучения, обсудили на международной конференции. Одним из ее результатов стала подготовка перехода от институционального ухода к воспитанию детей в семейном окружении. Эта передовая международная практика, единый и системный подход к реформированию системы ухода за детьми детально обговаривались совместно с партнерами и ЮНИСЕФ.
Последовали важные шаги. Постановлением Президента «О мерах по внедрению кардинально обновленной системы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 9 августа 2021 года дан старт внедрению обновленной системы воспитания детей, находящихся в сложной ситуации, создания надлежащих условий для их социальной адаптации. Мы будем снижать количество домов «Мехрибонлик», непрерывно следим за жизнью их выпускников.
Особый контроль за центрами для детей с ограниченными возможностями. Для них жизненно важно влиться в общество, развитие инклюзивного образования. Каждый ребенок должен находиться в социуме, иметь возможность общения со сверстниками. Ребенок с инвалидностью острее других нуждается в поддержке любящих взрослых, не все из которых, к сожалению, не то что соблюдают, но и знают свои права и обязанности. А они просты: воспитывать, содержать и дать образование. Ребенку, особенно социально уязвимому. Поэтому так важно реализовать программу по оказанию помощи, созданию условий для получения образования по индивидуальной программе.
Нужно менять и саму систему. Практика показывает, что если ребенок попадает в социальное учреждение, то, вероятнее всего, он останется там надолго с последующим переводом в дом инвалидов. Чтобы это предотвратить, государству необходимо создать условия, при которых ребенок останется в семье. Поэтому мы добиваемся реформы для помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями. Им для адаптации выделят квалифицированных сотрудников.
Записала
Наталья ПЕШЕВА,
«Народное слово».
Рекомендуем
Популярное
- Состоялась неформальная встреча лидеров Узбекистана и Кыргызстана
- Доложено о планах в сфере финансового контроля
- С 20 января открывается железнодорожное сообщение из Ургенча в Кунград
- Минэнерго: в районе месторождения «М-25» проводятся работы по безопасному сжиганию газа
- По предварительным данным ЦИК Беларуси Александр Лукашенко побеждает на выборах президента
- Рассмотрены приоритетные задачи в сферах высшего образования и науки
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment