Миссия МВФ: Узбекистан в числе немногих стран с положительными темпами роста

иллюстративное фото
С 25 января по 16 февраля 2021 года миссия Международного валютного фонда (МВФ) в дистанционном формате провела с Узбекистаном консультации в соответствии со статьей IV соглашения МВФ. По завершении миссии ее руководитель Рон ван Роден выпустил соответствующее заявление.
В документе, обнародованном департаментом коммуникаций МВФ, в частности, отмечается, что пандемия оказала существенное, но пока кратковременное негативное воздействие на экономику Узбекистана. Несмотря на то, что в первой половине 2020 года пандемия нанесла сильный удар по экономике и стала тяжелым испытанием, спад был смягчен благодаря решительным и своевременным мерам по ограничению ее распространения и оказанию поддержки. Эти меры включали эффективные действия в области здравоохранения, бюджетной, денежно-кредитной и финансовой сферах, что стало возможным благодаря значительным буферным запасам, накопленным в результате проведения взвешенной ма-кроэкономической политики в предыдущие годы и благодаря существенной международной поддержке.
Эти решительные ответные меры экономической политики создали возможность для энергичного восстановления активности во второй половине прошлого года. При этом отрасли сельского хозяйства и строительства демонстрировали устойчивость в течение всего года.
В результате Узбекистан оказался в числе немногих стран с положительными общими темпами роста за 2020 год на уровне 1,6 процента, что, однако, приблизительно на четыре процентных пункта ниже прогноза, сделанного до пандемии.
Также подчеркнуто, что реализованный официальными органами пакет мер поддержки был своевременным и адресным. В уточненный бюджет на 2020 год были включены масштабные дополнительные расходы на здравоохранение, социальную помощь и инвестиции, а также поддержку предприятий, включая предоставление отсрочек по уплате налогов и финансовую помощь. Фактическое использование средств оказалось меньшим, чем прогнозировалось, что отчасти отражает более быстрое, чем ожидалось, восстановление деловой активности, а также некоторые задержки в осуществлении инвестиционных расходов. В результате общий дефицит бюджета в 2020 году оказался меньше, чем предусматривалось в уточненном бюджете.
Центральный банк снизил основную ставку и предоставил банкам дополнительную ликвидность, тем самым поддержав общий объем ликвидности и кредитования. Банкам было рекомендовано разрешать предприятиям и домашним хозяйствам осуществлять платежи по кредитам с отсрочкой, что значительно облегчило их финансовое бремя.
Инфляция продолжала снижаться, хотя повышенные цены на продовольствие удерживали общий уровень инфляции у нижней границы двузначных значений, составив к концу года чуть более 11 процентов.
В заявлении руководителя миссии МВФ дан прогноз, согласно которому в 2021 году продолжится восстановление роста экономики Узбекистана, однако уровень неопределенности остается высоким, и восстановление будет зависеть, в частности, от масштабов вакцинации. С учетом развертывания вакцинации во всех странах, ожидаемого восстановления роста в государствах — торговых партнерах Узбекистана и благодаря восстановлению экономики страны во второй половине 2020 года прогноз по росту экономики в 2021 году составляет приблизительно пять процентов.
Вместе с тем обозначено, что возможна задержка с восстановлением роста экономики, связанная с новой волной заболеваемости, более медленными, чем ожидается, темпами вакцинации или возможным введением новых мер по сдерживанию пандемии. В ряду сдерживающих факторов названы более низкий рост в странах, являющихся основными торговыми партнерами Узбекистана, и колебания цен на сырьевые товары, прежде всего на золото.
При этом отмечено, что, принимая во внимание ограниченные финансовые возможности программы COVAX Всемирной организации здравоохранения, официальные органы Узбекистана обоснованно ставят цель получения вакцин и из других источников.
Относительно налогово-бюджетной политики в заявлении сказано, что восстановление также будет зависеть от продолжения экономической политики, направленной на защиту жизни людей, поддержку роста и смягчение экономических последствий пандемии. В настоящее время нельзя ослаблять усилия. В бюджете на 2021 год обоснованно предусмотрено проведение адаптивной налогово-бюджетной политики, допускающей дефицит бюджета, в том числе путем обеспечения достаточности ресурсов для системы здравоохранения, а также для закупки и распределения вакцин при дальнейшем расширении социального обеспечения.
Повышение заработной платы с учетом инфляции, отложенное в 2020 году, также будет способствовать поддержанию спроса.
Если риски ухудшения прогноза материализуются, может потребоваться дополнительная поддержка. В частности, имеются возможности для дальнейшего расширения бюджетной поддержки за счет увеличения целевых трансфертов уязвимым домашним хозяйствам и жизнеспособным предприятиям и ускорения реализации государственных инвестиционных проектов. В связи с ростом уровня безработицы и бедности в результате пандемии необходимо и далее расширять охват населения системой социальной защиты, совершенствуя при этом ее адресную направленность.
В заявлении руководителя миссии МВФ также дана оценка эффективности мер, предпринимаемых правительством Узбекистана в рамках налогово-бюджетной, денежно-кредитной и финансовой политики, структурных реформ по преобразованию экономики страны в современную рыночную экономику и в других сферах.
В документе также представлен ряд рекомендаций. К примеру, официальным органам следует осмотрительно управлять внешними заимствованиями, особенно путем совершенствования процедур определения приоритетности капитальных проектов, создания единого портфеля прошедших оценку проектов и обеспечения их полного включения в бюджетные процессы. По мере отступления пандемии и постепенного свертывания отсрочек по погашению кредитов в банковской сфере необходимо будет проводить комплексную независимую оценку качества активов и стресс-тестирование, а также признать убытки по кредитам. Нужно упорядочить систему регулирования предпринимательской деятельности и, что важно, повысить ее предсказуемость и стабильность, поскольку частые и разовые изменения сдерживают инвесторов.
В заявлении говорится и о том, что успешное осуществление программы реформ в Узбекистане потребует не только твердой решимости официальных органов, но и постоянной поддержки со стороны международного сообщества. В связи с этим МВФ готов и впредь поддерживать Узбекистан в этих усилиях, предоставляя рекомендации по вопросам политики, техническую помощь и в случае необходимости финансовую поддержку.
«Народное слово».
Рекомендуем
Популярное
- Иностранные туристы открывают для себя новые вдохновляющие маршруты по Узбекистану
- В Узбекистане пройдет традиционный Международный фестиваль изобразительного и прикладного искусства
- На фестивале в Гуанчжоу ярко представлен туристический потенциал Узбекистана
- О присоединении Республики Узбекистан к Соглашению об учреждении Евразийского банка развития (Астана, 12 января 2006 года)
- Герои Великой Победы: гроза фашистов по прозвищу "Казбек"
- Гений Амира Темура: выдающийся правитель и военный стратег
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment