МДО: цели поставлены, дело за реализацией

17:14 23 Июнь 2022 Общество
2623 0

Фото: Министерство дошкольного образования

Министерство дошкольного образования провело пресс-конференцию, на которой отчиталось о работе, проделанной в сфере МДО, а также о задачах, которые планируется реализовать в текущем году

В Республике Узбекистан в последние годы в контексте воспитания нового поколения в эпоху глобальной трансформации системы образования особое внимание уделяется вопросам формирования здоровой, развитой личности ребенка, повышения доступности и качества дошкольного образования, так как именно в дошкольном возрасте мозг ребёнка развивается очень интенсивно.

Изученный опыт зарубежных стран показывает, что именно в дошкольном возрасте у ребенка резко возрастают психофизиологические функции, наблюдается интенсивное развитие познавательных мотивов, а также потребность к интеллектуальной активности и овладению новыми знаниями.

Существуют многочисленные свидетельства того, что без повышения доступности и качества дошкольного образования, страны не смогут добиться устойчивого социального и экономического роста в интересах всех слоев населения. Бездействие в сфере развития системы дошкольного образования сопряжено с большими издержками и вызовами.

В настоящее время в нашей стране в свете реализации стратегических целей по построению нового Узбекистан и создания фундамента для новой эпохи возрождения, третьего ренессанса, я отдельно хотела бы остановится на достижениях нашего министерства по повышению доступности и качества дошкольного образования, которые были бы невозможны без поддержки со стороны руководства нашей страны.

Раннее развитие и образование – это без преувеличения один из приоритетов государственной политики. Так, с 2017 года нам удалось достичь увеличения охвата дошкольным образованием детей с 27.7% до 69.4%.

Сегодня более 2 миллионов дошкольников имеют возможность посещать детские сады. Это стало возможным благодаря строительству новых государственных садов, развитию государственно-частного партнерства, внедрению альтернативных форм дошкольного образования.

Для создания равных стартовых возможностей для всех детей с 2019 года было начато внедрение обязательной предшкольной подготовки. Это также полностью соответствует Целям в области устойчивого развития. В частности к 2025 году мы планируем охватить обязательной предшкольной подготовкой 100% детей 6-летнего возраста. Сегодня за год до поступления в школу дошкольным образованием охвачены 589 тысяч  (83,8%) детей в возрасте 6 лет.

На фоне сказанного, отдельно хотелось бы отметить, что в настоящее время в Республике Узбекистан насчитывается 28 012 ДОО (в 2017 году – 5 211), в том числе __6412___ государственных (в 2017 году – 4 893) и 20 643 негосударственных (в 2017 году – 250) включая  738 частных (в 2017 году – 250), 19 672  семейных (в 2017 году – 0;) и 1 190 негосударственных ДОО в рамках ГЧП (в 2017 году – 0).10.jpg

 

Благодаря вовлечению в систему дошкольного образования представителей частного сектора в настоящее время 33,8% детей охваченных дошкольным образованием, посещают негосударственные дошкольные образовательные организации.  Примечательным также является тот факт, что на создание дошкольных образовательных организаций в рамках ГЧП направлены льготные кредитные средства в размере 2,2 трлн сумов.14.jpg15.jpg

Внедрены новые альтернативные виды дошкольного образования, в частности:

· в рамках проекта «Аклвой» в 142 махаллинских сходах граждан, где отсутствуют дошкольные образовательные организации республики и показатели охвата остаются на низком уровне, сформированы 387 мобильных групп на базе 65 переоборудованных автобусов, что дало возможность дополнительно охватыватить дошкольным образованием более 7 тысяч детей;

· совместно с организацией ЮНИСЕФ в экспериментально-испытательном порядке в Наманганской и Хорезмской областях внедрена альтернативная форма дошкольного образования – создано 8 «дошкольных образовательных групп разного возраста» (игровые группы) с охватом в общей сложности более 400 детей;

Усовершенствована нормативно – правовая база системы дошкольного образования, которая является прочным фундаментом для дальнейшего развития системы дошкольного образования. Так, с момента создания министерства принято 103 нормативно-правовых акта, регулирующих деятельность в сфере дошкольного образования, в том числе: 3 Закона, 2 Указа Президента Республики Узбекистан, 19 Постановлений Президента Республики Узбекистан, 49 Постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан, 19 Распоряжений Кабинета Министров Республики Узбекистан, 14 Ведомственные нормативно-правовые актов, 7-Иные акты.

В целях создания равных возможностей для всех детей в Республике Узбекистан принят Закон «О дошкольном образовании и воспитании», в  рамках которого гарантировано право каждого ребенка на получение дошкольного образования.

Вместе с тем за счёт осуществления строительно-ремонтных работ на 1424 объектах (в 2021 году – 199) в рамках инвестиционных программ в период с 2018 по 2021 годы дополнительно создано более 73 тысяч мест (в 2021 году – 12 395).

На сегодняшний день между Министерством дошкольного образования и зарубежными партнерами подписан 71 меморандум и соглашение, направленные на развитие системы дошкольного образования в Республике Узбекистан.

Достигнуты международные соглашения по широкому привлечению иностранных инвестиций в сферу дошкольного образования в размере 141 млн долларов США (в 2021 году – 43,6 млн долларов США). 

Следует также отметить, что в рамках реализуемых реформ нынешнее состояние и уровень подготовки педагогического состава требует необходимости пересмотра действующих методов и внедрения новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса, повышения квалификации и переподготовки кадров в системе дошкольного образования. 

На сегодняшний день, в системе дошкольного образования трудоустроено 149 024  педагог (2017 год 58 400), из них 34,5% с высшим и 65,5% со средне-специальным образованием. 

Министерством дошкольного образования совместно с зарубежными партнерами осуществлен ряд крупных проектов, направленных на внедрение инновационных подходов в дошкольном образовании, улучшение качества образовательно-воспитательного процесса и подготовку высококвалифицированных специалистов.

Так, в целях, повышения доступности и качества образовательных услуг,
в городе Ташкенте свою деятельность начали филиал Южнокорейского университета Пучон и филиал РГПУ им. Герцена. В настоящее время в филиале корейского Университета Пучон, на факультете «Дошкольное образование» обучается около 600 студентов, а филиале РГПУ им. Герцена на программы бакалавриата поступило около 400 абитуриентов.

Наряду с этим, подготовкой квалифицированных педагогических кадров для системы дошкольного образования в условиях образовательного кластера, заняты 20 вузов республики (ежегодно выпускаются более 7,0 тыс. специалистов) и 96 педагогических колледжей (ежегодный прием и выпуск с 2021 года составит более
30 тыс. человек), где осуществляется подготовка кадров с высшим и со среднем специальным образованием.

В целях повышения качества дошкольного образования в период с 2018-2021 гг. дошкольным образовательным организациям республики было поставлено 55 тыс. программ «Илк кадам» и Государственных требований, 122 тыс. комплектов дидактических плакатов и карточек, 2,76 млн. рабочих тетрадей, 12,5 тыс. комплектов тематических планировочных комплектов, 153 тыс. комплектов дидактических игр, 475 тыс. комплектов развивающих игрушек для детей, 80 тыс. комплектов художественной литературы, 255 тыс. учебно-методических пособий для педагогов.

В период с 2017 по 2021 годы в Институте переподготовки и повышения квалификации директоров и специалистов дошкольных образовательных организаций прошли повышение квалификации 18 469 руководителей, специалистов и педагогов, курсы переподготовки непрофильных кадров прошли  1 443 педагога. Организованы краткосрочные курсы по развитию профессиональных компетенций более 50 тысяч руководителей, специалистов и педагогов.

Внедряются принципы инклюзивного образования и новые формы помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. В частности, внедрены такие новые формы, как многопрофильная специализированная и комбинированная дошкольная образовательная организация с реабилитационным центром.

В 2021 году все многопрофильные специализированные государственные дошкольные образовательные организации обеспечены реабилитационным оборудованием.

Совместно со специалистами Всемирной организации здравоохранения рассмотрены стандарты питания детей, в том числе перечень продуктов питания и технология приготовления пищи, разработана книга рецептов блюд для дошкольных образовательных организаций с целью внедрения этих принципов в практику и обеспечения здорового питания детей.

Перед нами ещё много актуальных вопросов, которые ждут своего решения:

Во-первых, в республике более 1 200 махаллей, которые не имеют дошкольных образовательных организаций. Для решения данного вопроса необходимо:

- строительство государственных дошкольных образовательных организаций и реконструкция пустующих объектов в рамках ежегодных инвестиционных и других программ;

- внедрение альтернативных форм дошкольного образования;

- использование альтернативных форм строительства;

- привлечение иностранных грантовых и кредитных средств для нового строительства;

- увеличение доли негосударственного сектора в отрасли;

- разработка работ по созданию новых мощностей с использованием первых этажей жилых домов.

Во-вторых, низкая заработная плата работников дошкольных образовательных организаций создает утечку кадров, а также снижает возможности привлечения опытных кадров.

Справочно: Справочно: базовая тарифная ставка воспитателя высшей категории составляет 2,05 млн сумов; воспитателя первой категории – 1,9 млн сумов; воспитателя второй категории – 1,8 млн сумов; воспитателя с высшим образованием – 1,6 млн сумов; повара  - 1,017 млн. сумов.

Для этого необходимо:

- приравнивание размера заработной платы воспитателей дошкольных образовательных организаций к заработной плате учителей начальных классов;

- принятие нормативно-правового акта о повышении базовых тарифных ставок работников системы дошкольного образования.

В-третьих, доля педагогических кадров с высшим образованием в дошкольных образовательных организациях составляет всего 34,5 %. (2022год-149 024 – 2017 году было 58400)

Для увеличения доли кадров с высшим образованием необходимо:

- расширить заочную форму обучения по направлениям дошкольного образования в Ташкентском филиале Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена и в Университете Пучон в Ташкенте;

- совместно с Российским государственным педагогическим университетом им. А.И.Герцена реализовать проект «Команда педагогов под ключ»;

- разработать предложения по междисциплинарной интегративной подготовке кадров в сфере дошкольного образования: универсальных кадров по направлению дошкольного образования, то есть подготовка каждого выпускника с компетенцией и воспитателя, и музыкального руководителя, и инструктора по физической культуре, и учителя иностранного языка; 

- организовать курсы целевого обучения резерва руководящих кадров дошкольных образовательных организаций;

- расширить сеть курсов профессиональной переподготовки для кадров с высшим образованием, окончивших направления нопедагогического образования бакалавриата, и курсов педагогической переподготовки для кадров, окончивших направления музыки, физического воспитания, иностранных языков.

В-четвертых, педагогические кадры дошкольных образовательных организациях отсутствует эффективная система профессиональной подготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров. Для этого необходимо:

-   наладить системную работу в рамках проекта KOICA «Повышение потенциала педагогических кадров дошкольных образовательных организаций путем создания комплексного центра по подготовке, обучению и развитию кадров в Узбекистане»;

- организовать краткосрочные курсы повышения квалификации педагогических кадров в негосударственных дошкольных образовательных организациях;

- внедрить непрерывные, альтернативные формы повышения квалификации педагогических кадров;

- создать на базе педагогических колледжей «дошкольные образовательные кластеры» (совместно с ВУЗами в опытно-испытательном порядке);

-внедрить электронную информационную систему мониторинга профессионального развития педагогических кадров.

В-пятых, в системе дошкольного образования имеются случаи незаконного финансового поведения, коррупции и нецелевого расходования бюджетных средств. Для решения данного вопроса необходимо:

-поэтапное внедрение с 2023 года в деятельность всех государственных и негосударственных дошкольных образовательных организаций системы биометрической идентификации воспитанников и сотрудников ДОО;

- совершенствовать систему онлайн оплаты услуг дошкольного образования.

В-шестых, в сфере дошкольного образования существуют проблемы в механизме строительства и реконструкции объектов. С целью совершенствования этой системы необходимо:

- осуществлять работу по строительству и реконструкции дошкольных образовательных организаций на основе нескольких типовых проектов, отбирать  готовые проекты на основе открытых конкурсов;

- возложить функцию заказчика по строительству, капитальному ремонту и оснащению дошкольных образовательных организаций на инжиниринговые компании «Служба единого заказчика»;

- создать в центральном аппарате министерства Службу авторского надзора за проектами развития инфраструктуры в пределах выделенных для системы штатных единиц для обеспечения осуществления авторского надзора за строительно-ремонтными и оборудовательными работами, проводимыми в дошкольных образовательных организациях.

Со стороны МДО на ежегодной основе разрабатывается новый План мер, где определяются приоритеты развития на будущий год.

В частности до конца текущего года перед министерством поставлены ряд целевых показателей в том числе:

-повысить уровень охвата дошкольным образованием с нынешних 67% до  70,7%;

- к концу 2022/2023 учебного года довести уровень охвата ДО детей в возрасте
6 лет до 90%;

- путем привлечения средств частного сектора в систему дошкольного образования создать более 1,3 тыс. новых негосударственных дошкольных образовательных организаций.

В целях повышения качества дошкольного образования министерством предусмотрена реализация следующих мер:

- за счёт международного опыта внедрить новые формы и методики повышения квалификации работников системы дошкольного образования;

- реализация на основе мультибалльной системы мер по внедрению  в регионах республики системы непрерывного повышения квалификации руководящих и педагогических кадров государственных и негосударственных дошкольных образовательных организаций;

-на базе педагогических колледжей в частности в 3-х регионах республики в экспериментально-апробационной форме внедрить деятельность «Дошкольного образовательного кластера» (с участием ВУЗов);

-в рамках инвестиционных и других программ идёт работа по строительству  
24 государственных и реконструкции 152 дошкольных образовательных организаций.

-внедрить онлайн-платформу приёма и обработки тендерных предложений с целью совершенствования системы аутсорсингового обслуживания в государственных дошкольных образовательных организациях.

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.