Критически рассмотрено исполнение Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов по итогам 2021 года и в первом квартале 2022 года

12:42 08 Июль 2022 Политика
626 0

Фото: Пресс-служба Сената Олий Мажлиса

На 28-м пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, состоявшемся 8 июля 2022 года, обсуждены отчеты Кабинета Министров Республики Узбекистан об исполнении Государственного бюджета Республики Узбекистан по итогам 2021 года и в первом квартале 2022 года

В результате своевременно проведенной в республике фискальной и денежно-кредитной политики темпы роста экономики составили в 2021 году 7,4%. В 1 квартале 2022 года обеспечен рост ВВП на 5,8%.

Объем доходов Государственного бюджета в 2021 году по сравнению с предыдущим годом вырос почти на 32 трлн сумов. Положительные темпы роста сохранились и в первом квартале текущего года. В I квартале 2022 года доходы Государственного бюджета по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 8 трлн сумов.

Отмечалось, что на рост доходов Государственного бюджета оказало влияние расширение налоговой базы за счет изменения налоговой политики последних лет, проводимых реформ в отраслях экономики.

Обеспечено финансирование расходов Государственного бюджета. Так, в 2021 году на содержание и развитие учреждений системы образования, составляющих основную часть социальных расходов, из Государственного бюджета направлены средства в размере 39 трлн 641 млрд сумов. Кроме того, в 2021 году на здравоохранение будет выделено на 20 % больше средств, чем в 2020 году.

Доходы местных бюджетов в 2021 году по сравнению с первоначальными прогнозными показателями составили 119 %, а в первом квартале 2022 года – 112 %. Расходы местных бюджетов также исполнены по сравнению с планом на 111 % и составили 65,5 трлн сумов.

Члены Сената в процессе обсуждения обратили внимание на уровень сбора налогов при исполнении прогноза доходов Государственного бюджета, установленного налоговыми и таможенными органами, на вопрос о сокращении налоговой задолженности и излишних выплат.

Также отмечены недостатки в исполнении местных бюджетов и целевом использовании доходов, поступающих сверх установленного прогноза.

Сенаторы также высказали свое отношение и относительно учета общественного мнения за счет перевыполненной к прогнозу  части местного бюджета через портал «Открытый бюджет» и подчеркнули необходимость обеспечения прозрачности и широкого участия граждан.

Отмечалось, что допущены недостатки в обеспечении исполнения доходов и расходов Государственного бюджета, эффективного и целевого использования средств бюджетных государственных целевых фондов, обращено внимание на такие актуальные вопросы, как допущенные ошибки, принимаемые меры по их предупреждению и решению.

В частности, задолженность (недоимки) перед бюджетом на 1 января 2022 года увеличилась в 1,7 раза по сравнению с соответствующим периодом 2021 года, налоговая задолженность крупных налогоплательщиков – в 3,5 раза. Из 2 трлн 28 млрд сумов, выделенных на финансирование программ обеспечения населения жильем, освоено лишь 29,5%.

Также сенаторы раскритиковали, что государственные заказчики обходят конкурентные методы закупок, заключая прямые контракты в нарушение законодательства. В этой связи даны соответствующие рекомендации о необходимости рассмотрения ответственности работников, допускающих в этом плане недостатки.

Из 7 133 мероприятий финансового контроля, проведенных по соблюдению бюджетной дисциплины и целевому расходованию бюджетных средств в 5380 или 75% выявлены недостачи в размере 122 млрд  800 млн сумов,  949,3 млрд сумов незаконных расходов.

Не приняты соответствующие решения Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан, Кенгашами народных депутатов областей и города Ташкента, районов и городов относительно изменения прогнозных показателей по доходам.

По рассмотренным вопросам приняты соответствующие постановления Сената.

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.