Криптоиндустрия: возможности и риски

Фото: Иллюстративное
Информационно-коммуникационные технологии все активнее завоевывают разные сферы деятельности. Их эффективность налицо, особенно с учетом процессов глобализации и интеграции стран и регионов. Одним из новых инструментов в сфере финансов является рынок криптоактивов.
О том, что он собой представляет, беседуем с депутатом Законодательной палаты Олий Мажлиса, членом Комитета по бюджету и экономическим реформам Эммой АСЛОНОВОЙ.
— Эмма Сергеевна, чем характеризуется текущее состояние рынка криптоактивов в Узбекистане и какие основные тенденции наблюдаются в этой сфере?
— Рынок криптоактивов в Узбекистане характеризуется рядом особенностей и тенденций. Прежде всего нужно отметить, что в 2018 году Узбекистан стал одним из первых государств в мире, легализовавших криптовалюты на государственном уровне. Принятие Закона «О криптовалютах» положило начало регулированию этого сектора и создало правовую основу для развития криптоиндустрии в стране.
Узбекистан предпринял шаги для создания благоприятной среды для криптовалютных компаний и инвесторов. В частности, предоставлены налоговые льготы для субъектов цифровой экономики, что способствует привлечению инвестиций и развитию новых технологий.
Несмотря на некоторые ограничения, среди населения растет интерес к криптовалютам в Узбекистане. Это связано с появлением возможностей для использования криптовалют в повседневных финансовых операциях.
В стране активно исследуются и внедряются блокчейн-технологии в разные сферы экономики, такие как финансы, государственное управление, таможенные и другие виды услуг.
В последние годы у нас наблюдается усиливающееся регулирование криптовалютного рынка, направленное на обеспечение безопасности и защиты интересов инвесторов. Также активно развивается инфраструктура для обмена и хранения криптовалют.
Таким образом, рынок криптоактивов в Узбекистане находится на стадии активного развития благодаря поддержке государственных органов и растущему интересу со стороны населения и бизнес-сообщества.
— Какие возможности и риски вы видите для экономики Узбекистана в связи с развитием рынка криптоактивов?
— Из возможностей следует отметить работу по привлечению инвестиций и финансирование. В частности, криптовалюты могут стать дополнительным источником инвестиций в экономику Узбекистана, привлекая местных и иностранных инвесторов.
Интерес к криптовалютам и блокчейн-технологиям может способствовать развитию высокотехнологичных компаний и стартапов в стране. Само же использование криптовалют способно упростить и снизить затраты на международные финансовые транзакции и переводы денег, что особенно важно для мигрантов и экспортеров.
Еще один аспект. Криптовалюты могут стать средством повышения финансовой инклюзии, предоставляя доступ к финансовым услугам для малообеспеченных слоев населения.
При этом введение криптовалютных активов может создать риски для финансовой стабильности страны, особенно если их рынок станет волатильным или будет подвержен спекуляциям.
Тревожит и использование анонимных криптовалют, что является настоящей находкой для преступных группировок, занимающихся продажей наркотиков, вымогательством и другими незаконными операциями, может увеличить риски отмывания денег и финансирования терроризма.
Также криптоактивы способствуют уклонению от уплаты налогов, что угрожает налогово-бюджетной политике государства.
Рост криптовалютного сектора способен повлиять на денежную политику и инфляционные процессы в стране, особенно если криптовалюты будут использоваться как средство сохранения стоимости или платежное средство.
Все это подчеркивает необходимость выработки комплексных международных стандартов регулирования крипторынка, так как недостаток или неадекватное его регулирование может создать проблемы с защитой прав потребителей, инвесторов и финансовой стабильности. Для этого нужно создать качественную нормативно-правовую базу.
— Расскажите о законодательных основах в сфере криптоактивов.
— В этой сфере принят ряд правовых документов: это постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по развитию цифровой экономики в Республике Узбекистан», «О мерах по организации деятельности криптобирж в Республике Узбекистан».
Национальное агентство проектного управления при Президенте Республики Узбекистан разработало и утвердило пять специальных нормативно-правовых актов, регулирующих сферу оборота криптоактивов.
Отдельно стоит упомянуть Положение об установлении размеров сборов за осуществление деятельности в сфере оборота криптоактивов, порядке их уплаты и распределения, утвержденное совместным постановлением агентства, Минфина и Налогового комитета.
Также принято информационное сообщение о порядке бухгалтерского учета операций с криптоактивами. С 1 января 2023 года граждане и юридические лица Узбекистана начали осуществлять операции по покупке, продаже и обмену криптоактивов исключительно через национальных провайдеров услуг. Агентством разработаны и утверждены Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения для лиц, осуществляющих деятельность в области оборота криптоактивов.
Несмотря на принимаемые меры, все еще наблюдаются случаи незаконного и корыстного использования некоторыми лицами достижений современных цифровых технологий, в результате нарушаются права и законные интересы граждан, наносится ущерб государству. Возникла необходимость установления ответственности за новые виды преступлений, совершаемые с использованием цифровых технологий. Законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности», которым вводятся меры административной и уголовной ответственности за незаконный оборот криптоактивов и майнинг.
Кодекс об административной ответственности дополнен двумя новыми статьями. В частности, незаконное приобретение, сбыт или обмен криптоактивов, деятельность провайдеров услуг в сфере оборота криптоактивов без лицензии
влекут административный арест до 15 суток или наложение штрафа от 20 до 30 базовых расчетных величин с конфискацией криптоактивов и орудий совершения правонарушений. Осуществление операций с
анонимными криптоактивами провайдерами услуг в сфере оборота криптоактивов — наложение штрафа на должностных лиц от 30 до 40 БРВ.
— Что показывает практика применения правовых документов в этой сфере и что еще необходимо предпринять?
— В эпоху развития информационных технологий и цифровизации возникает вопрос регулирования новых объектов и связанных с ним отношений. С появлением таких объектов, как криптовалюты и токены, начали возникать отношения, которые без регулирования могут спровоцировать непредвиденные последствия.
Для создания рамок и регулирования данной быстроразвивающейся сферы принято постановление Президента страны «О мерах по развитию цифровой экономики и сферы оборота крипто-активов в Республике Узбекистан». Документ обозначил такие важнейшие задачи, как внедрение и развитие деятельности в области оборота криптоактивов, а также технологий блокчейн для диверсификации разных форм инвестиционной и предпринимательской деятельности, создание необходимой правовой базы для внедрения технологий блокчейн с учетом передового опыта зарубежных стран.
Постановлением также определен ряд значимых норм.
Во-первых, операции юридических и физических лиц, связанные с оборотом криптоактивов, в том числе осуществляемые нерезидентами, не являются объектами налогообложения, доходы, полученные по этим операциям, не включаются в налогооблагаемую базу по налогам и другим обязательным платежам. Во-вторых, на валютные операции, связанные с оборотом криптоактивов, проводимые лицами, получившими в установленном порядке лицензию на осуществление деятельности в области оборота криптоактивов, не распространяются нормы законодательства о валютном регулировании.
20 января 2021 года начала работу первая криптобиржа в Узбекистане — UzNEX. Однако в силу того, что эта отрасль только на начальном этапе развития в стране, понятия «криптоактив» и «токен» по законодательству Узбекистана могут иметь определение и объем, отличные от аналогичных понятий, указанных в законодательстве других юрисдикций.
Чтобы улучшить ситуацию в сфере криптовалютного рынка Узбекистана, необходимо разработать четкие и консистентные нормативные акты, определяющие статус и правовое положение криптовалют и токенов. Целесообразно также проведение образовательных программ для участников рынка и консультаций с экспертами для уяснения правовых аспектов криптовалют.
Для согласования национального законодательства с международными стандартами и передовыми практиками важно и международное сотрудничество.
Стандарты регулирования, применяемые к криптоактивам в разных странах, в основном ограничиваются отмыванием денег и предложениями по контролю финансовых рисков. Глобальные институты управления финансовой сферой настаивают на внедрении единых стандартов и применении существующего регулирования ценных бумаг, биржевой и банковской деятельности к криптовалютной сфере.
Эти меры помогут создать стабильную и благоприятную среду для развития криптовалютного рынка в Узбекистане, способствуя инновациям и защите интересов участников рынка.
Беседовал
Саидахмад ШУКУРОВ,
«Народное слово».
Рекомендуем
Популярное
- Вдоль Шелкового пути: новые горизонты сотрудничества в области взаимосвязанности между Центральной Азией и Китаем
- На чем фокусируется азербайджано-узбекская инвестиционная компания в сфере финансирования?
- Поздравление народу Узбекистана с праздником Курбан хайит
- В Ташкенте пройдет международный фестиваль «Эко Ритм»
- Национальная сборная Узбекистана по футболу проведет матч против ОАЭ
- Крушение самолета в Индии: общее число жертв достигло 310 человек
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment