Краеугольный камень внешней политики

17:34 05 Июль 2024 Политика
2329 0

Фото: Иллюстративное

В объективной и оперативной информации люди нуждались столько, сколько существует цивилизованный мир. В 59 году до нашей эры по указанию Цезаря на глиняных дощечках стали выходить «Acta diurna senatus etpopuli» — «Еже­дневные протоколы сената и римского народа». Впоследствии эти дощечки превратились в две протогазеты «Acta senates» и «Acta diurna populi romani».

«Acta senates», как утверждают историки, была рупором руководства. В ней обнародовали эдикты правителя и новости из сената. Также публиковались предсказания, прогнозы погоды и новости астрономии. Это было связано с тем, что власть в некоторых решениях опиралась именно на такую информацию. По сути, это был прообраз официальной газеты. Глиняные дощечки с «Acta senates» можно было увидеть на стенах правительственных зданий.

«Acta diurna populi romani» публиковала, что называется, новости для народа. Это были короткие заметки. Одна из них сообщала: «Вчера над городом разразилась сильная гроза. Недалеко от города молнией подпалило дуб». Или вот другая: «В винном погребе произошла драка. Хозяин лавки ранен». С дощечек снимали копии, то есть «Ежедневные протоколы римского народа» тиражировались. Распространяли прообраз на рынках и в других местах скопления горожан.

А что изменилось за два с лишним тысячелетия? Мы по-прежнему пробегаем глазами сводку происшествий, интересуемся событиями в своем городе, стране и мире. И неважно, что горожанин в Древнем Риме шел к рынку, чтобы почитать новости, а нам достаточно движения пальцем по экрану смартфона. Смысл этого действия остался прежним.

Однако в сфере потребления информации появилось и кардинальное отличие нашего современника от жителя античной эпохи. Если в те времена желающий услышать мнение по какому-либо важному вопросу, касающемуся интересов государства, шел послушать философов или ораторов таких, как Цицерон, то в наши дни «компетентный» комментарий на любую тему, как и новости, находится на расстоянии одного клика.

Право публичных выступлений в античности было привилегией образованных достойных мужей, отличившихся перед государством или добившихся признания со стороны горожан. Накропать несколько строк язвительного комментария для социальной сети сейчас может даже бывший двое­ч­ник. Благо, что текстовый редактор исправит грамматику, любезно предложив варианты правильного написания слов, об истинном значении которых такие авторы не всегда догадываются.

Эта тенденция не имеет негативного или, напротив, позитивного оттенка. Благодаря плодам технического прогресса теперь каждый пишет что пожелает. Таковы современные реалии. Что же касается важности подобной многоголосицы из постов и комментариев, то тут сработал экономический закон спроса и предложения, справедливый в любой ситуации: насколько больше стало мнений, настолько и снизилась их ценность.

Еще одна показательная деталь. В эпоху, когда факт нередко подменяется эмоцией, она потенциально способна стать инструментом для манипуляции. Играя на человеческих чувствах, можно переключить внимание аудитории или подвести читателя и зрителя к ложной дилемме, чтобы за­ставить выбирать между плохим и худшим, нарочно исключив варианты без нулевой суммы.

За примером далеко ходить не надо. Время от времени в медиа появляются рассуждения о том, чью сторону в глобальном противостоянии держав занимает Узбекистан. Чью позицию поддерживает? Интересы каких групп и организаций учитывает?

Можно видеть, как комментаторы с серьезными лицами рассуждают на эти темы, приводят эмоциональные доводы, ссылаются на результаты исследований, слова одиозных политиков и спикеров-популистов. Такого рода «эксперты» поголовно умеют читать между строк и любят навешивать ярлыки: «многовекторная» ли у Узбекистана внешняя политика? Или уже стала однонаправленной? И на такие вопросы всегда дается однозначный, упрощенный до примитивного ответ. 

Ничем, кроме как введением в заблуждение наших сограждан, такие «специалисты» не занимаются. Иначе бы не разводили ненужной демагогии, а оперировали достоверными фактами.

Эволюционная стратегия

Один из создателей квантовой механики и лауреат Нобелевской премии по физике Эрвин Шрёдингер прославился не только своими неординарными исследованиями и мыслительными экспериментами, к числу которых относится знаменитый кот Шрёдингера. Австрийский ученый также пытался с научных и философских позиций взглянуть на развитие общества.

В своих трудах он активно использовал понятие «энтропия». В физике оно измеряет степень беспорядка или хаоса в системе. Однако в социальных системах увеличение энтропии означает рост сложности и разнообразия. Для государств открытость и положительная социальная энтропия могут привести к большему обмену идеями, культурному разнообразию и интеллектуальному подъему. Во взаимоотношениях государств друг с другом подобная активность будет стимулировать развитие и инновации, приводя к созданию прочных связей, эволюции и прогрессу.

Можно ли провести аналогию с нынешним внешнеполитическим курсом Узбекистана? Вне всяких сомнений. Стоит, как обычно делают приверженцы точных наук и качественной журналистики, подключить к этой формуле цифры и факты.

Только в мае Президент Шавкат Мирзиёев провел переговоры с делегациями разных стран, международных организаций и зарубежных компаний, совершил зарубежный визит, выступал на международных форумах и адресовал послания участникам таких мероприятий. Помимо этого, в плотном графике главы республики нашлось время для телефонных разговоров с руководителями государств, а также аудиенции с участием новых послов пяти стран. В тот период зарубежные лидеры двух государств посетили Узбекистан с государственным визитом. В целом же на разных уровнях за один лишь месяц наша страна, по данным МИД, приняла 175 иностранных делегаций, включая 35 высокопоставленных.

Пресса Узбекистана в подробностях освещала майский визит Премьер-министра Малайзии Анвара Ибрагима в нашу страну. Стороны признали, что он открыл новую страницу в истории двусторонних отношений и придал мощный импульс их развитию.

По итогам переговоров в Ташкенте были достигнуты договоренности об активизации политического диалога и контактов на высшем и высоком уровне, запуске совместной межправительственной комиссии. Выражено обоюдное стремление вывести в ближайшем будущем двусторонние отношения на уровень всеобъемлющего партнерства. В ходе узбекско-малайзийского саммита особое внимание лидеров было уделено вопросам наращивания товарооборота и количества совместных предприятий. Стороны условились наладить системную работу по кратному увеличению этих показателей в ближайшей перспективе.

Как сказал глава нашего государства, достижению поставленных целей будут способствовать расширение номенклатуры и обеспечение сбалансированности взаимной торговли, совместный выход на рынки третьих стран, создание специальной промышленной зоны для продвижения высокотехнологичных проектов. Ведущие компании двух стран также провели в Самарканде бизнес-форум, где подписали солидный пакет инвестиционных соглашений, наполнивший партнерство новым содержанием.

По мнению заместителя Председателя Сената малайзийского парламента Нура Жазлана Мохамада, переговоры в Ташкенте укрепили многоплановое сотрудничество между братскими странами, играющими все более активную роль в глобальной политике, в особенности в исламском мире.

— На наших глазах открывается новая глава в истории двусторонних отношений. Радует, что лидеры двух стран озвучили ряд новых перспективных направлений партнерства, — подчеркнул он, добавив, что Сенат парламента Малайзии готов внести свой вклад в дальнейшее углубление узбекско-малайзийского партнерства.

Или взять другое примечательное событие, случившееся 10 днями позднее. Речь идет о госвизите в нашу страну российского Президента.

Как было озвучено в заявлении для прессы по итогам переговоров двух лидеров, в Узбекистане успешно действует свыше трех тысяч совместных предприятий. Кроме того, портфель проектов составляет порядка 45 миллиардов долларов. В рамках нынешнего узбекско-российского саммита были подписаны соглашения по новым проектам на сумму более 20 миллиардов долларов.

Сотрудничество между регионами становится настоящим драйвером узбекско-российского экономического и гуманитарного сотрудничества. Ввиду этого Форум регионов трансформировался в Совет регионов двух стран под председательством глав государств, первое заседание которого прошло в Ташкенте.

— Отношения России и Узбекистана находятся на очень высоком уровне, благодаря прежде всего той политике, которую проводят два президента, — сказал первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального собрания РФ по международным делам Владимир Джабаров.

По его словам, Узбекистан — страна с огромным потенциалом, самым крупным человеческим потенциалом среди стран Центральной Азии. И поле для сотрудничества с ним весьма обширно. Визит Президента Владимира Путина в Узбекистан даст новый импульс для развития двусторонних отношений, выразил уверенность В. Джабаров.

Приведенная выше конструктивная активность на внешнеполитическом треке вне всяких сомнений и является той, что стимулирует развитие и инновации, ведет к прогрессу.

Ключ к успеху

Выстраивание отношений — занятие предельно сложное. Общаясь с коллегами в коллективе или с соседями по многоквартирному дому, не всегда сразу получается найти общий язык, наладить плодотворный диалог, от которого каждый бы имел обоюдную выгоду.

Стоит ли говорить, что взаимоотношения на уровне целых государств — структур сложных, неоднородных — дело, требующее продуманной дипломатии, недюжинного терпения и таланта, где успеха добиться можно только взаимным уважением и нацеленностью на созидание.

Череда внешнеполитических контактов Президента Узбекистана в июне не прерывается. В начале месяца Шавкат Мирзиёев посетил с официальным визитом Турцию.

По итогам переговоров главы государств подписали Декларацию об углублении отношений всеобъемлющего стратегического партнерства. Лидеры определили приоритетные направления взаимовыгодного сотрудничества и установили ориентиры на перспективу. Приняли решения о регулярном проведении заседаний Совета, активизации политического диалога и эффективном использовании механизма Межправительственной комиссии.

Узбекско-турецкие отношения демонстрируют впечатляющую динамику. За последние годы объем взаимной торговли увеличился в 1,5 раза, количество совместных предприятий — вдвое, инвестиции — в 2,5 раза. На рынке Узбекистана действуют ведущие компании Турции. С участием турецкого бизнеса успешно реализуется более 100 проектов. В рамках визита главы нашего государства был сформирован портфель перспективных проектов на 10 миллиардов долларов.

Показательно, что Ташкент и Анкара не только демонстрируют единство в видении того, как развивать экономические связи, но и в необходимости продвижения гуманистической сути ислама, борьбы с исламофобией и радикализмом, эффективного использования в этом благородном деле бесценного духовного наследия великих мыслителей.

— Узбекистан и Турция берут на себя историческую роль двух сбалансированных государств-мостов в центральной географии между Востоком и Западом, в то время когда возрождается регионально-глобальная геополитика, — считает директор Анкарского центра исследования кризисов и политики ANKASAM Мехмет Сейфеттин Эрол.

По его мнению, процесс перемен и обновления, который происходит в Узбекистане, основан на принципе «народ — общество — государство», что также придает импульс взаимовыгодному региональному развитию, охваты­вающему всю географию. В регионе проявляется ожидаемый на протяжении многих лет дух единства, появляются признаки того, что тюркский мир займет прочное место в меняющейся глобальной геополитике со своей новой дорожной картой.

Спустя буквально неделю внимание экспертов сосредоточилось вокруг отношений между Узбекистаном и Республикой Корея, чей Президент Юн Сок Ёль прибыл в нашу страну с государственным визитом.

Лидеры Узбекистана и Кореи в ходе переговоров договорились запустить новую модель партнерства в современных условиях, провозгласив «Новое время высокотехнологичного и инновационного сотрудничества». На саммите было подписано Совместное заявление о дальнейшем углублении и всестороннем расширении особого стратегического партнерства и около 20 других документов.

Вместе с Президентом Кореи в нашу страну прибыла представительная делегация деловых кругов этой страны. Более 80 ведущих корейских компаний приняли участие в бизнес-форуме, был подготовлен пакет новых проектов на 9,6 миллиардов долларов.

Отдельно было заявлено о необходимости формирования новой высокотехнологичной повестки узбекско-корейского особого стратегического партнерства на предстоящие годы. Лидеры договорились подготовить Стратегическую программу по созданию в Узбекистане регионального высокотехнологичного хаба. Глава нашего государства также поддержал предложение о проведении в следующем году в Сеуле первого саммита в формате «Центральная Азия — Корея».

— Опыт Южной Кореи в высоких технологиях и инновациях, а также богатство природных ресурсов и стратегическое расположение Узбекистана открывают перспективы для совместных проектов, способствующих общему процветанию, — сказал генеральный директор операционного департамента Эксимбанка Кореи Ан Бёнг Хо.

Он назвал визит корейского Президента платформой для обсуждения текущих вызовов и проблем в экономических отношениях, что способствует укреплению партнерства и повышению эффективности взаимодействия. Переговоры в Ташкенте не только укрепляют дипломатические связи, но и создают основу для устойчивого и взаимовыгодного сотрудничества в будущем, способствуя интеграции обеих стран в глобальную экономику и технологические инновации, добавил Ан Бёнг Хо.

Без оглядки на обстановку

Изложив вышеисчерпывающие факты, следует снова вернуться к разговору о ложных дилеммах в разговорах о курсе внешней политики нашей страны.

Очевидно, что Узбекистан на протяжении последних лет последовательно демонстрирует приверженность принципу открытости во внешней политике, будучи готовым для сотрудничества с разными государствами и международными организациями. В современном мире, где геополитическая обстановка постоянно меняется, страна не поддается давлению со стороны. Практика показала, что конструктивная и прагматичная политика позволяет Узбекистану не только защищать свои национальные интересы, но и способствовать благополучию и развитию народа. Инвестиции, контракты и проекты на миллиарды долларов — все это создает рабочие места, производства, инфраструктуру, являясь плодами успешной дипломатии.

Основной приоритет внешней политики Узбекистана за­ключается в обеспечении национальных интересов, что выражается в стремлении к укреплению экономических связей, привлечению инвестиций и развитию культурного обмена. Страна активно взаимодействует с соседями, выстраивая отношения на основе обоюдного уважения и сотрудничества. Такая позиция способствует стабильности и процветанию внутри страны и в регионе.

Вместо того чтобы непременно занимать чью-то сторону в ущерб себе, Узбекистан придерживается курса на мирное сосуществование и конструктивный диалог. Этот подход позволяет направить усилия на внутреннее развитие и улучшение качества жизни граждан. Он не означает изоляцию. Напротив, это открытость для всех стран, что обеспечивает множество возможностей для взаимовыгодного сотрудничества.

И, конечно, открытая внеш­няя политика Узбекистана направлена на поддержание суверенитета и независимости, при этом активно способствуя развитию экономических и культурных связей с другими государствами. Страна, следуя своим национальным интересам, стремится к тому, чтобы все ее действия на международной арене служили на благо народа, обеспечивая стабильное и устойчивое будущее.

 

Уткир РАХМАТ.

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.