Конституция  —  надежный  гарант  наших  прав  и  свобод

09:15 05 Декабрь 2024 Политика
253 0

В этом году мы отметим 32-ю годовщину принятия Конституции независимого Узбекистана. Основной закон служит прочным фундаментом национальной государственности и суверенитета, залогом достигнутых успехов, гарантом построения правового демократического государства.

Эта дата имеет особое значение в социально-политической жизни и развитии страны. 

30 апреля 2023 года впервые в отечественной истории путем всенародного голосования на референдуме была принята Конституция в новой редакции.

Невозможно переоценить ее значение в развитии Узбекистана. В частности, в Основном законе определено, что новая стратегическая цель государственного строительства — создание социального государства. Внедрены принципы социальной справедливости и единства, закреплены конституционные основы, предусматривающие абсолютно новые механизмы защиты прав и свобод человека. Создав политико-правовые основы для реализации Стратегии развития Нового Узбекистана, Основной закон определил приоритетные направления дальнейшего развития государства и общества на исторически важном этапе обновления национальной государственности.

На пути построения Нового Узбеки¬стана обеспечение верховенства закона обретает решающее значение во всех осуществляемых реформах. В обществе, где правит закон, безусловно, будут царить справедливость, политико-социальная стабильность, экономический рост и развитие, соблюдены права и интересы граждан.

Основной закон, выражающий волю народа, служит юридической гарантией необратимости широкомасштабных реформ, проводимых под руководством Президента Шавката Мирзиёева и направленных на построение Нового Узбекистана, обеспечение верховенства закона. 

Новая редакция Конституции Узбекистана создала прочную основу для дальнейшего устойчивого развития в сферах государственности, социально-политической, социально-экономической и судебно-правовой областях. На состоявшемся 30 апреля 2023 года референдуме 90,21 процента граждан проголосовали в поддержку новой редакции Конституции, что наглядно подтверждает эту мысль. В Основном законе отражены мечты и чаяния нашего народа по строительству Нового Узбекистана.

В пункте 1 статьи 7 новой редакции Конституции закреплена норма о том, что народ является единственным источником государственной власти. Эта норма отражает признанный на мировом уровне принцип народовластия, утверждающий, что в Республике Узбекистан народ является основоположником суверенитета и единственным источником государственной власти.

Исходя из этого в нашей стране применяется системный подход к созданию Нового Узбекистана, где высшими ценностями являются честь и достоинство человека, его права и свободы, законные интересы, где не народ служит государственным органам, а государственные органы служат народу, в котором руководствуются принципом «Жить с заботой о людях», а все важные решения принимаются с участием населения и на основе консультаций с институтами гражданского общества. Именно в этом заключаются суть, значение и преимущества демократии.

В этом контексте законодателям и исполнительным органам настоятельно рекомендуется обратить особое внимание на обеспечение прав человека, углубление демократических реформ и модернизацию страны, усиление роли парламента и политических партий, институтов гражданского общества, а также средств массовой информации, повышение роли парламента в поддержании системы сдержек и противовесов между ветвями власти, улучшение качества и эффективность государственных услуг, усиление подотчетности и прозрачности деятельности государственных органов, а также внедрение механизмов парламентского и общественного контроля.

Состоявшиеся 27 октября текущего года выборы в парламент и местные Кенгаши можно оценить как политический выбор, отражающий волю и стремления нашего народа. В статье 128 Конституции закреплено право граждан избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти. Право голоса, равенство и свобода выражения своей воли гарантированы законом.

Это важное событие прошло под лозунгом «Мой выбор — моя процветающая Родина» в условиях развитой социально-политической среды, где пять политических партий на равных конкурентных условиях боролись за голоса избирателей. Впервые в истории Узбекистана выборы в Законодательную палату Олий Мажлиса прошли по смешанной избирательной системе, то есть на основе мажоритарно-пропорциональной системы. 75 депутатов были избраны напрямую по мажоритарной системе, когда избиратели голосовали за определенных кандидатов, оставшиеся 75 депутатов были избраны по пропорциональной системе на основе голосов, отданных за политические партии.

Избирательное законодательство было кардинально усовершенствовано в соответствии с передовыми демократическими стандартами. Подготовка к выборам проводилась на основе принятого 18 декабря 2023 года конституционного закона — Избирательного кодекса Республики Узбекистан и Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Закон «О референдуме Республики Узбекистан».

Состоявшиеся выборы знаменательны еще и тем, что они проходили в соответствии с новой редакцией Конституции. Нововведениями были отменены ограничения избирательных прав для некоторых групп населения, что полностью соответствует международным стандартам. Согласно изменениям в законодательстве, число сенаторов сокращено со 100 до 65, введены новые механизмы парламентского контроля за деятельностью правительства.

Законодательный процесс по реформированию избирательной системы официально включал общественные консультации, что предоставило гражданам возможность высказывать свои предложения. Это гарантирует создание благоприятных условий для реализации политических и других прав и свобод человека, предусмотренных Конституцией, способствует формированию государственных органов на демократической основе, развитию демо¬кратической политической системы общества, укреплению роли демократических институтов и институтов гражданского общества.

В новой редакции Конституции четко закреплено, что республика является суверенным, демократическим, правовым, социальным и светским государством. Содержание Основного закона было кардинально усовершенствовано, включены новые главы и статьи. В Конституцию Узбекистана введено определение «светское и социальное государство», укреплены основы свободной рыночной экономики, направленной на обеспечение благополучного будущего узбекского народа, ускорен процесс демократизации путем передачи некоторых полномочий Президента парламенту, гарантированы важные права — от интеллектуальной собственности до инклюзивного образования.

Конституционный референдум ознаменовал обновление и укрепление социального договора между народом и государством. Более 90 процентов населения проголосовали за принятие новой редакции Конституции, что свидетельствует о доверии нашего народа Президенту и поддержке проводимой в стране политики. Это также отражает твердую убежденность в последовательном продолжении социальной и законодательной политики нашего государства. Референдум стал свидетельством значительного роста политического сознания, правовой культуры и мировоззрения нашего народа.

Современный Узбекистан стремится к достижению самых высоких вершин. Стремительные процессы глобализации и небывалые темпы изменений и масштабов происходящих в мире событий и явлений диктуют именно такой подход. Каждую минуту, каждый день необходимо использовать эффективно и продуктивно. Обновленная Конституция Узбекистана создает прочную правовую основу и надежную гарантию для долгосрочных стратегий развития страны, обеспечения благополучной жизни народа.

Политическая воля Президента Шавката Мирзиёева дала старт изменениям, которые принесли нашему народу подлинную свободу, возродили такие ценности, как честь и достоинство человека. Наш народ чувствует это всем сердцем. Изменилось и мировоззрение людей. Любые реформы сопровождаются либо трансформацией государственной системы, либо обновлением жизни общества или же модернизацией экономики. Однако реформы, начавшиеся в Узбекистане в 2016 году, приобрели совершенно иной характер.

В центре реформ находится человек, все процессы обновления осуществляются ради его блага. Этот принцип стал характерной особенностью преобразований.  Возрождение человеческого достоинства побуждает граждан изменить жизнь, поменять мышление.

Времена, когда человеческое достоинство попиралось, а могущество государства измерялось его природными ресурсами, военной мощью и экономическими возможностями, давно миновали.

Теперь потенциал страны оценивается прежде всего уровнем жизни ее народа, степенью обеспеченности его прав. Эти факторы важнее могущества государства. 

Путь, избранный Узбекистаном, характеризующийся стремлением создать благоприятные условия для жизни народа, признан мировым сообществом. Необходимость обновления Конституции возникла из этих требований. В Узбекистане на первом месте приоритет личности. Поэтому в обновленную Конституцию Узбекистана введен принцип «человек — общество — государство».

Принцип «Новый Узбекистан — социальное государство» закреплен в Конституции. В социальном государстве каждому человеку гарантированы достойные условия жизни. Никто не останется без внимания. Проблема одного человека рассматривается как проблема всего общества. Люди не остаются один на один со своими заботами.

Работники органов прокуратуры стремятся реализовать на практике неукоснительное соблюдение положений, заботиться о каждом гражданине, обеспечивать инклюзивное развитие, равные права и возможности для всех слоев населения, опираясь на нормы Конституции.

В частности, в обеспечении исполнения законов и поручений Президента в социально-экономической сфере основное внимание было уделено вопросам социальной защиты населения, поддержки нуждающихся семей, молодежи и женщин.

В одном лишь секторе прокуроров была оказана всесторонняя помощь 7 133 семьям, включенным в «железную тетрадь». В частности, трудоустроены 3 143 безработных, для 96 семей построены новые дома, еще 264 дома нуждающихся отремонтированы.

Путем оказания содействия прокуроров трудоустроены 40 368 женщин, обеспечены работой 4 107 молодых людей, 4 798 молодых людей обучаются на профессиональных курсах, изучают иностранные языки.

В этом контексте хотел бы обратить внимание на одно обстоятельство. В обновленной Конституции социальные обязательства государства увеличены в три раза. Озвучить эту цифру легко, однако обеспечить ее реализацию на практике — непростая задача. Считаю, что работники прокуратуры должны проявлять самоотверженность в обеспечении законности на основе благородного принципа «Верховенство закона — неотвратимость наказания». Контроль за выполнением программ, направленных на улучшение жизни народа, создание рабочих мест, борьбу с бедностью, охрану окружающей среды, природных ресурсов и культурного наследия, внедрение реформ в здравоохранении, образовании и других сферах должны стать локомотивом изменений, и в этом деле необходимо непримиримо бороться с нарушениями закона. Это конституционный долг и главная задача работников прокуратуры.

В обновленной Конституции нашли отражение весьма важные социальные вопросы. В частности, сфера образования, которая была введена в качестве отдельной статьи в Основной закон, — одно из наиболее актуальных и требующих реформ направлений. В первую очередь в Конституции закреплены положения о повышении статуса учителей. В стране, где уважают наставников и педагогов, создается основа для воспитания молодого поколения, формирования квалифицированных кадров, готовых служить интересам общества и государства. Задача учителей не только воспитать гармонично развитое поколение, но и подготовить специалистов, которые будут передавать национальные ценности и традиции из поколения в поколение. Поэтому их права и свободы закреплены законом.

Обновленная Конституция направлена на укрепление правовой основы развития Нового Узбекистана, этот процесс соответствует мировой практике. Необходимо глубже понять и осознать одну истину. В основе конституционных реформ заложены гуманистические цели: создание условий для достойной жизни граждан, защита их прав, гарантирование неприкосновенности частной собственности, предотвращение пыток, давления и унижений, непримиримость к любым препятствиям, мешающим предпринимательской деятельности.

В этом контексте основное внимание в осуществлении контрольной деятельности в экономической сфере уделяется обеспечению исполнения мер по поддержанию стабильности отраслей экономики и всестороннему содействию деятельности субъектов предпринимательства. Например, за прошедший период органами прокуратуры оказано содействие 6 202 предпринимателям в предоставлении кредитов на 752,5 миллиарда сумов, 444 предпринимателям — в выделении 1 696 гектаров земельных участков, 115 — в получении зданий. Кроме того, 1 186 предпринимателей обеспечены лицензиями и разрешительными документами, 7 535 подключены к системам коммуникации, 8 382 получили помощь в решении других проблем.

Органами прокуратуры оказано содействие в создании 6 540 новых субъектов предпринимательства, восстановлении деятельности 7 332 субъектов, создании 18 016 рабочих мест. Усилен контроль за предотвращением растраты кредитных средств и обеспечением возврата проблемной кредитной задолженности. В результате проведенных мероприятий объем проблемных кредитов был сокращен на 18,4 триллиона сумов, или на 69 процентов.

Благодаря вмешательству органов прокуратуры удалось взыскать задолженности на 11,9 триллиона сумов, обеспечить продажу заложенного имущества по кредитам на 8,8 триллиона сумов, взыскание заработной платы должников по исполнительным документам на 1,6 триллиона сумов.

В статье 1 обновленной Конституции закреплено, что Узбекистан — это суверенное, демократическое, правовое, социальное и светское государство, что имеет историческое значение. 

Как отметил глава государства, эти принципы, зафиксированные в Основном законе по воле народа, — «пять столпов», определяющие путь развития страны, ее судьбу и будущее, никогда не будут изменены.

Данные принципы нацелены исключительно на защиту интересов нашего народа и Родины, сохранение и укрепление бесценного дара — нашей независимости, передачу ее будущим поколениям. Это требует упорного труда и усердной работы. Президент выделил ряд задач в этом направлении.

Во-первых, работа, направленная на обеспечение национальной безопасности и повышение боевого потенциала Вооруженных Сил, будет выведена на новый уровень. Во-вторых, системы «Безопасный город», «Безопасная махалля», «Безопасная улица» будут активно реализовываться. 

В-третьих, предусмотрено мобилизовать все силы и возмож¬ности для укрепления атмосферы согласия, межнациональной дружбы и терпимости. Это важно, ведь именно межнациональное согласие является величайшим достоянием Узбекистана, в котором живет более 130 наций и народностей. В-четвертых, в условиях сложной мировой обстановки Узбекистан будет продолжать проводить миролюбивую внешнюю политику, развивая дружеские отношения, укрепляя сотрудничество во всех сферах с ближним и дальним зарубежьем. Республика Узбекистан исходя исключительно из национальных интересов и впредь продолжит независимую внешнюю политику на пути самостоятельного развития с целью обеспечения независимости и суверенитета.

Основной закон служит обеспечению верховенства права в стране и стабильному развитию экономики. В частности, была проведена целенаправленная работа по сокращению теневой экономики, борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями.

С января по ноябрь текущего года за счет сокращения теневой экономики выявлены дополнительные источники на 15,7 триллиона сумов, из которых 15,3 триллиона сумов взысканы в Государственный бюджет.

В результате принятых мер по борьбе с экономическими преступлениями, теневой экономикой и коррупцией пресечено 8 448 правонарушений, возбуждено 1 983 административных и 6 465 уголовных дел.

В результате проведенных оперативных мероприятий раскрыта деятельность 1 750 подпольных цехов, изъяты товарно-материальные ценности на 103,1 миллиарда сумов. Выявлено 354 правонарушения, связанных с незаконным оборотом валюты, конфисковано 1,1 миллиона долларов и 10,3 миллиарда сумов.

Для эффективной защиты прав субъектов предпринимательства Департаментом по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре организовано 47 тысяч мероприятий по разъяснению законодательных актов и профилактике экономических правонарушений. Обеспечена регистрация в качестве официальных предпринимательских субъектов 13 706 лиц, нелегально занимавшихся предпринимательской деятельностью.

Из поступивших через Виртуальную и народные приемные 149 936 обращений 135 949 (90,6 процента) обращений решены. 

При их рассмотрении особое внимание уделялось восстановлению нарушенных прав граждан. По подобным фактам на незаконные документы внесено 572 протеста, подано 480 исков в суды на взыскание ущерба в размере 13,2 миллиарда сумов. 738 лиц привлечены к дисциплинарной, административной и материальной ответственности, по фактам грубого нарушения закона возбуждено 330 уголовных дел.

Усилены меры по предотвращению случаев пыток, унижения достоинства и других незаконных действий со стороны правоохранительных органов. По всем 116 поступившим заявлениям и сообщениям о неправомерных действиях сотрудников правоохранительных органов проведена доследственная проверка.

В области борьбы с коррупцией совместно с соответствующими органами проведен анализ преступлений, совершенных сотрудниками местных органов власти, здравоохранения, спорта, высшего образования, строительства, учреждений занятости и сокращения бедности. Тщательно изучены причины и условия, способствующие проявлениям коррупции. На расширенных совещаниях с участием руководителей и ответственных работников соответствующих министерств и ведомств критически обсуждено текущее положение дел и определены необходимые меры для их устранения.

Принимаются меры по обеспечению выполнения требований Закона «О конфликте интересов» и постановления Президента Республики Узбекистан, принятого по эффективному внедрению норм данного закона на практике.
Слова главы государства о самых актуальных задачах, стоящих перед страной, и о необходимости выполнения каждой статьи и каждого пункта Конституции мобилизуют нас работать на благо Родины с еще большей ответственностью, честно и добросовестно.

Узбекистан не только продолжит проводить экономические реформы, но и будет стремиться обеспечивать верховенство закона в каждой сфере, так как впервые в отечественной Конституции дано определение Узбекистана как правового государства. Как отметил Президент, отныне неясности в законах будут разрешаться в пользу граждан.

Необходимо обеспечить справедливое и независимое функционирование судов для надежной защиты прав и свобод человека. С этой целью в Основном законе закреплено, что никто не может быть задержан более чем на 48 часов без судебного решения. Ограничение свободы допускается только на основании решения суда.

Обвиняемому впервые предоставлено право хранить молчание, то есть не давать показания против себя. Введена отдельная глава об адвокатуре, которая укрепила статус адвоката.

Внедрение в практику этих прогрессивных изменений в Основной закон будет нелегким процессом. Для этого потребуется активное отстаивание гражданами своих законных прав и интересов. Это обоюдная задача государства и общества. Необходимо не только повысить уровень знаний и профессионализм следователей, прокуроров, судей и адвокатов, укрепить их нравственность, но и повысить правовую культуру населения.
Основной закон Нового Узбекистана открывает новую эпоху развития нашей страны.

Конституция — основополагающий правовой фундамент третьего Ренессанса. Реализация ее положений требует от всех нас огромной ответственности. 

По мере прямого применения Конституции во всех сферах общественной жизни народ сможет ощутить жизнеутверждающую силу и влияние Основного закона.

Нигматилла ЙУЛДОШЕВ, 
Генеральный прокурор Республики Узбекистан.

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.