Конституционная реформа и международная практика

Фото: Иллюстративное
К чему привели конституционные реформы в зарубежных странах. Какой их положительный опыт необходимо учесть при проведении Конституционной реформы в нашей стране.
Наиболее значимое событие прошлой недели – это образование в Узбекистане комиссии по внесению изменений в Конституцию. Думаю, что в ближайшее время нас ждет полемика вокруг данной темы, так как не все однозначно восприняли инициативу фракции партий УзЛиДеП и «Миллий тикланиш», о планах начать процесс внесения изменений в Конституцию.
Хотелось бы обратиться к положительному международному опыту зарубежных государств, которые успешно провели конституционные реформы.
По официальным данным, только в XXI веке около 90 стран мира успешно осуществило конституционные реформы, а 57 — приняли новые конституции. Среди стран, наиболее часто принимавших дополнения и изменения по конституции, входят страны как из Латинской Америки (Мексика, Бразилия, Чили, Колумбия) так и из Европы, Азии и Океании (Швейцария, Грузия, Австрия, Израиль, Индия и Новая Зеландия).
Почему же эти и другие страны приняли решение внести изменения в свои Конституции? Ответом может служить изменения как во внутренней, так и во внешней политике указанные государств, а также появление новых вызовов и угроз в условиях глобализации. Как правило современные конституционные реформы затрагивали такие вопросы как гендерное равенство, экологию, социальную защиту уязвимых слоев населения, информационную безопасность, электронную дипломатию и др.
В Швейцарии была проведена реформа Конституции в 1999 г. утвержденная позже на референдуме 9 февраля 2003 г. В результате проведенной реформы были приняты поправки закрепляющие политические права швейцарских граждан при проведении народных голосований на федеральном уровне. Кроме того, добавились три новых элемента: 1. Введена общая народная инициатива; 2. Введен в практику «конвенционный» референдум; 3. Изменена процедура частичного пересмотра конституции.
Конечно же мы не можем сравнивать изменения, которые планируются ввести в нашей стране со Швейцарией. У нас определены свои приоритеты, среди которых особо выделяется концепция социального государства и решение таких важных проблем как имущественное неравенство, доступ к высшему образованию, здравоохранению, защита социальных потребностей каждой личности и др.
Важно будет уделить внимание понятию «Социальное государство» которое призвано гарантировать своим гражданам определенный минимум благосостояния в условиях жестких вызовов современности (пандемии и эпидемий).
В мировой практике данное понятие закреплено в Основном законе Германии в 1949 году - «социальное правовое государство»; «социальное государство» в Конституции Франции 1958 г.; категория «социальное государство» присутствует в конституциях государств Европы, Азии, Африки, Латинской Америки.
Узбекистан планирует присоединиться к подобной трактовке и дать данное определение не только как цель нашей внутренней политики, но и указать базовые основы социального государства.
Таким образом в дни празднования 30-летия Конституции Узбекистана, внесённые изменения в Конституцию должны будут отразить все насущные потребности нашего народа и прежде всего социальные.
Раънохон ТУРСУНОВА,
доктор исторических наук.
Рекомендуем
Популярное
- Вдоль Шелкового пути: новые горизонты сотрудничества в области взаимосвязанности между Центральной Азией и Китаем
- На чем фокусируется азербайджано-узбекская инвестиционная компания в сфере финансирования?
- Поздравление народу Узбекистана с праздником Курбан хайит
- В Ташкенте пройдет международный фестиваль «Эко Ритм»
- Национальная сборная Узбекистана по футболу проведет матч против ОАЭ
- Крушение самолета в Индии: общее число жертв достигло 310 человек
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment