КОММЕНТАРИЙ к Закону Республики Узбекистан «О свободе совести и религиозных организациях» в новой редакции

08:39 06 Июль 2021 Документы
2661 0

Формирование и укрепление атмосферы толерантности, солидарности и согласия, чувств гуманизма и милосердия являются основной гарантией достижения социального благополучия в многонациональном обществе с различными вероисповеданиями.

Религия как личное мировоззрение и дело каждого полностью гарантируется законом, защищающим лицо от религиозной дискриминации.

Узбекистан издавна славится как толерантная страна, в которой разные национальности и народности и представители конфессий сосуществуют в мире и согласии, свободно совершая богослужения и религиозные обряды. Последовательная политика, проводимая нашей страной в этом направлении, по праву признана нашим народом и мировым сообществом.

Обеспечение свободы совести всегда было одной из приоритетных задач в стране. В связи с чем нашим парламентом разработан и принят Закон «О свободе совести и религиозных организациях» в новой редакции.

С этой целью Закон, определив конкретные нормы о свободе совести, обеспечивает право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Кроме того, запрещается принудительное обращение в ту или иную религию.

Исходя из принципа верховенства закона в Узбекистане, как и в других демократических государствах, недопустимость вмешательства религии в политику и использования религии в политических целях конкретно указывается в Законе.

При подготовке Закона тщательно изучены и учтены международные нормы и требования в данной области, в первую очередь Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, а также замечания общего порядка Комитета ООН по правам человека.

С учетом традиций, обычаев и ценностей, исторически сложившихся в нашей стране, в Законе нашли свое отражение рекомендации экспертов наших партнеров, таких авторитетных международных организаций, как Венецианская комиссия Совета Европы, Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Отмечая принципиальные нововведения в Законе в качестве последовательного продолжения масштабных реформ в религиозно-просветительской сфере, следует обратить особое внимание прежде всего на создание благоприятных условий для обеспечения свободы совести каждого человека, уточнение правоприменительной практики.

Эти нововведения особенно отчетливо отражаются в следующем.

Во-первых, на основе Закона упрощается порядок регистрации и прекращения деятельности религиозных организаций, в этой связи вводятся важные облегчающие нормы.

В частности, вдвое сокращается количество граждан – инициаторов создания местных религиозных организаций, в том числе мечетей и культовых учреждений других конфессий, с установлением количества не менее 50 человек. Кроме того, отменяется требование о наличии 100  инициаторов для создания центрального органа управления религиозной организации и религиозных учебных заведений.

Внедряется оказание услуг, связанных с государственной регистрацией религиозной организации, полностью в электронной форме без человеческого фактора.

Значительно сокращается количество документов, представляемых в органы юстиции для регистрации, а срок их рассмотрения сокращается в 3 раза, то есть с 3 месяцев до 1 месяца.

Тем самым для инициаторов создания религиозной организации создается возможность удобного, быстрого и качественного обслуживания, устраняются излишние бюрократические преграды.

Определение в Законе оснований для отказа в регистрации религиозной организации обеспечивает недопустимость отказа в регистрации по основаниям, не указанным в нем.

Вместе с тем предусматриваются такие дополнительные гарантии, как приостановление и прекращение деятельности религиозной организации исключительно через суд, неправомочность на это регистрирующих и других государственных органов, освобождение религиозной организации от уплаты государственной пошлины при обращении в суд на действия должностных лиц, нарушающих законные интересы религиозной организации. Данные механизмы впервые внедряются в истории нашей страны.

Во-вторых, официально признается профессиональный статус религиозного образования, гарантируется право граждан Республики Узбекистан на светское образование независимо от их отношения к религии.

Предоставление населению любым лицом религиозного образования «по-своему» приведет к распространению нетрадиционных убеждений, даче односторонних разъяснений по чисто религиозным вопросам лицами, не являющимися специалистами.

Это может стать причиной возникновения в обществе разногласий по религиозным вопросам, попадания населения под влияние чуждых идей и взглядов. С этой целью предоставление религиозного образования вне религиозного учебного заведения признается в качестве незаконной деятельности.

В-третьих, из-за отсутствия в действующих актах законодательства правового определения понятия «культовое одеяние» из Закона исключается запрет на появление в общественных местах в культовых одеяниях.

Вместе с тем, согласно иным действующим актам законодательства, требования к одежде работников государственных организаций и учреждений регулируются их внутренними актами.

В-четвертых, отменяется порядок получения согласия сходов граждан махалли, требуемый для создания религиозной организации. Тем самым инициаторы создания религиозной организации освобождаются от сбора лишних документов.

В-пятых, принимая во внимание, что в настоящее время из-за складывающейся неспокойной обстановки во многих регионах мира усиливается использование религиозного фактора в корыстных целях, остается актуальным вопрос проведения экспертизы печатной, аудио- и видеопродукции религиозного содержания для недопущения распространения деструктивных идей на территории Узбекистана.

В Законе установлен порядок изготовления, ввоза и распространения материалов религиозного содержания после получения положительного заключения религиоведческой экспертизы в целях защиты населения от негативного воздействия деятельности групп, пропагандирующих в обществе различные чуждые взгляды, и распространяемых ими деструктивных идей.

Кроме того, для предупреждения необъективного толкования и различного применения норм закона со стороны государственных органов даются определения терминам и понятиям, точно и ясно излагается их содержание.

Так, в результате неправильного толкования терминов закона могут возникать различные недоразумения и случаи необъективного подхода к решению вопросов. Исходя из подобных факторов в соответствии с гарантированными нашей Конституцией правами каждого человека в Законе твердо закрепляется недопустимость принудительного насаждения гражданам религиозных взглядов.

Эти дополнения послужат дальнейшему укреплению уз дружбы и солидарности между различными конфессиями, предупреждению возникновения различных недопониманий в обществе.

В целях предотвращения различного толкования религиозных взглядов и учений определяется конкретная граница между «незаконной религиозной деятельностью» и «законной религиозной деятельностью», а также в правовом аспекте вносится уточнение в понятие «религиозное образование».

Также основные приоритеты в сфере обеспечения свободы совести, определенные Законом, предусматривают укрепление мира и согласия между конфессиями, гарантирование светского государственного устройства, а также противодействие посредством просвещения насаждению в сознание и сердца людей чуждых идей.

В этой связи еще раз отмечаем, что Узбекистан –многоконфессиональная страна. В нем проживают представители более 130 национальностей и народностей, относящихся к 16 конфессиям. Их сосуществование в мире, согласии и сотрудничестве служит процветанию нашей Родины и обеспечению мира в стране.

В Законе закрепляется, что государство является гарантом реализации прав граждан и обеспечения мира и согласия в обществе, создания условий для достойной жизни граждан.

Данный Закон вносит достойный вклад в укрепление религиозной толерантности и межконфессионального согласия, понимание подлинной сути религии, создание иммунитета к деструктивным идеям, обеспечение устойчивости социально-духовной среды.

В целом этот Закон важен тем, что охватывает общепризнанные права и свободы в религиозной сфере, гарантированные международными стандартами по правам человека, особенности современной религиозной ситуации в нашей стране и исторические условия формирования межрелигиозных отношений непосредственно в Узбекистане.

Закон гарантирует сохранение и дальнейшее укрепление основанных на взаимной дружбе и согласии отношений между гражданами нашей страны, исповедующими различные религии, уважение и соблюдение ценностей, обычаев и традиций, связанных с их религиозными убеждениями.

Это, несомненно, важнейшее условие и залог построения нового Узбекистана и укрепления его имиджа в мире.

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.