Хлопководство выгодно и прибыльно

В недавно опубликованной в «Народном слове» статье члена Сената Олий Мажлиса Кудратиллы Рафикова «С заботой о нации» подробно рассказано об осуществляемых в стране реформах. Дается анализ революционных изменений в сельском хозяйстве, одной из ведущих отраслей экономики, в частности, проводимой хлопковой политики.
В последние годы, ставшие периодом реформ, полностью ушла из обихода фраза «хлопок — политический вопрос». Решающее значение в этом сыграли постановления главы государства, направленные на модернизацию и диверсификацию сельского хозяйства, внедрение в сферу принципов рыночной экономики, переход на кластерную систему в хлопководстве.
I
В известном выступлении народного писателя Узбекистана Адыла Якубова 16 июня 1989 года в Москве прозвучало: выращивание «стратегического сырья» — хлопка лишило наших дехкан всех радостей. Он с болью в сердце говорил: «…Жестоко срублены, уничтожены высокоурожайные, радующие глаза сады на сотни гектаров, зеленые люцерновые поля, даже орешники и миндальные деревья, а земли под ними вспаханы…». Как сказал Чингиз Айтматов, на самом деле хлопок стал «нехорошим благом». Страна в конце концов добилась хлопковой независимости. Но какая от этого польза дехканину, его жене и детям? В летней жаре, по двенадцать часов в день он трудится в поте лица, не зная выходных, отпусков или праздников. Вся тяжесть в его выращивании досталась земледельцу.
Благодаря твердой воле Президента Шавката Мирзиёева все вернулось в нужное русло. Хлопководство перестало быть «всеобщим делом». Теперь в уборочную кампанию не сгоняют еще не окрепших детей, оторвав от школьной парты, в поле. Студенты не проводят в междурядьях половину учебного года. Никто не вправе привлекать к тяжелому труду учащуюся молодежь.
Изменились взгляды на жизнь. Требования к работе, совсем иное отношение к больному вопросу. Учителя и врачи, которых первыми отправляли на хлопковые поля, освободились от этой повинности. Каждый занят своим делом. А в хлопководство вовлечены хозяева земли — дехкане, работники сельского хозяйства, фермеры и работники кластеров.
Как все по правильному разумению и должно было быть. К сожалению, народ перенес немало страданий, чтобы утвердилась естественная по своей сути, простая по логике, однако горькая и политая потом правда.
II
Президент страны на собрании актива Сырдарьинской области в 2018 году отметил: «Сеять хлопок, нужно или нет, продавать его дешево в качестве сырья — значит, не понимать экономику. Теперь хлопок будем выращивать только там, где есть рентабельность».
Тогда большинство из сидевших в зале удивилось, не поняв смысла неожиданно прозвучавших слов. Ведь в течение десятков лет указания сверху касались исключительно наращивания объемов хлопка и зерна.
Теперь нет нужды засеивать каждый клочок земли хлопчатником почти до порога своего дома. Наоборот, хлопковые поля сокращаются, в некоторых районах не сеют совсем. На освободившихся площадях размещают другие культуры, разбивают сады. Таково требование нынешних реформ: сеять ту культуру, которая приносит больше дохода, выращивать ту продукцию, на которую высок спрос на мировом рынке.
В настоящее время Китабский, Асакинский, Ургутский, Булунгурский, Джамбайский, Зангиатинский, Кибрайский, Паркентский, Кувасайский районы — всего более 30 — освобождены от выращивания хлопка. На этих территориях, природа и климат которых подходят для плодоовощеводства, выращивают виноград, фрукты и овощи, бахчевые и картофель. Тем самым наполняется внутренний рынок витаминной продукцией, также ее большая часть идет на экспорт. В нынешних условиях, когда обеспечение продовольствием стало первостепенной задачей всего мира, фрукты и овощи Узбекистана приносят больше прибыли, чем хлопковое сырье.
III
До недавних пор нам оставалось гордиться только тем, что наш народ — хлопкороб. Привыкли хвалиться, что находимся в первых рядах по заготовке «белого золота» и его экспорту. Наш народ имеет большой опыт в земледелии. Мы растили хлопчатник на огромных площадях и собирали рекордные урожаи. Но какую выгоду от него получали? Сколько дохода имели дехкане, находившиеся в поле с ранней весны до глубоких заморозков, многочисленные сборщики или производственники, занятые первичной переработкой сырца? Мы только теперь осознаем цену прибыльности и убыточности данной отрасли в прежние годы, что аграрный сектор состоит не только из хлопководства. Стали мыслить по-новому. В результате — возрождать настоящую культуру земледелия.
Люди поняли, что, выращивая зелень и овощи, бобовые — горох, маш и фасоль, масличные культуры — подсолнечник, кунжут и сою, можно получить больше дохода, чем от хлопка. Это стало толчком каждому региону сформировать свой бренд в земледелии.
Возьмем, к примеру, шерабадский гранат. Без преувеличения гранат, выращенный в Шерабадском районе, известен во всем мире. Климатические условия этой территории очень подходят для него. Даже афганский ветер, часто наблюдающийся в Сурхандарье, обходит Шерабад стороной. К тому же, если в других местах ствол граната на зиму закапывают в землю, то там — необязательно. В районе не найдешь двора, где бы ни рос гранат. Здесь 33 из 48 махаллей специализируются на выращивании зернистого фрукта. Он пользуется спросом за рубежом. Слава о плодах весом до одного килограмма дошла до Казахстана, России, Южной Кореи, даже до европейских государств.
IV
Хлопок по весу легкий, а труд, потраченный на него, — тяжелый. В засушливую пору трудно получить всходы из-за недостатка влаги в почве. Бывает, из-за обильных дождей семена гниют в земле. Случается, что появившиеся побеги бьет сильный град, в результате приходится повторно сеять. А еще надо успеть собрать урожай до начала осадков.
Нужен новый подход к делу, нужно внедрять в практику передовые идеи. Все эти факторы были учтены и озвучены Шавкатом Мирзиёевым еще на предвыборных встречах. В качестве самого оптимального пути избрано внедрение кластерной системы выращивания и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции.
Глава государства в своем выступлении на торжественной церемонии, посвященной Дню работников сельского хозяйства, который впервые был отмечен в 2017 году, особо отметил, что Узбеки¬стан видит будущее хлопководства в кластерном методе, охватывающем все процессы: от выращивания хлопка до производства готовой продукции из него.
И эта новая система за очень короткий срок превратилась в ведущую силу — драйвер, что движет аграрную сферу. Перспективы агропромышленного комплекса связываются исключительно с кластерным методом. Все большую популярность обретают организация и ведение работы инновационным способом. Количество действующих в стране хлопково-текстильных кластеров достигло 122.
Основная часть заготовленных в 2020 году по республике более трех миллионов тонн хлопка-сырца пришлась на их долю. За год урожайность повысилась в среднем на 10 процентов, несмотря на негативное влияние пандемии, был осуществлен экспорт плодоовощной продукции на один миллиард долларов.
Реформы Президента, проводимые в сельском хозяйстве, напоминают путь, которого придерживался Дэн Сяопин, признанный как автор «китайского чуда».
Дэн Сяопин начал реформы прежде всего с сельского хозяйства:
во-первых, землю передал ее настоящим хозяевам;
во-вторых, дал свободу земледельцам;
в-третьих, отменил бюрократические барьеры и полностью запретил вмешательство в аграрную сферу.
Результат известен всем. Китай полностью обеспечил полуторамиллионное население продовольствием и вскоре начал экспортировать сельскохозяйственную продукцию во всем мире. Из голодной и бедной страны превратился в экономического лидера на планете.
Дэн Сяопин не вдохновлял рабочих и крестьян высокопарными политическими лозунгами, а обратил все внимание на их материальное стимулирование и создание им достойных условий труда. В конечном счете сфера начала развиваться. Земледельцы, получив высокие урожаи и большие доходы, с целью глубокой переработки выращенной продукции, производства готовой продукции с высокой добавленной стоимостью и реализации крупных инвестиционных проектов начали объединяться в кооперации, ассоциации и кластеры. Сейчас такую картину можно увидеть в аграрной жизни Узбекистана.
К примеру, в кластерах «BCT Cluster» в Бухарской области, «ТCT Сluster» в Ташкентской и «SCT Cluster» в Сурхандарьинской областях посевные площади распределяются по 1, 3, 5 и 10 гектарам сельскому населению на основе семейного подряда. Проживающие и работающие здесь дехкане становятся настоящими хозяевами земли. Они выращивают продукцию на основе договора с кластером. Выполнение ирригационно-мелиоративных мер, поставка земледельцам семян, оказание технических услуг, обеспечение горюче-смазочными материалами и минеральными удобрениями, организация услуг агронома, налаживание капельного орошения и другие услуги осуществляются кластером. В обязанностях семейного подряда — эффективно пользоваться выделенной посевной площадью и поставлять продукцию.
Еще один аспект, учитывающий интересы земледельцев, заключается в том, что выращенный урожай закупается кластером исходя из цен на мировом рынке. Согласно такому порядку, организуется выращивание и закуп и основного, и повторного урожая. В результате дехканин получает доход. Семейные подряды, собравшие по 40 центнеров урожая с гектара, имеют заработную плату в четыре миллиона сумов, а те, кто доводит урожайность до 50 центнеров, — зарплату до семи миллионов сумов. Если в одном семейном подряде трудятся четыре члена семьи, то вместе они получают до 20 миллионов сумов в месяц. У каждого сельчанина появилась уверенность в том, что закрепленный за ним участок земли накормит его и детей. Поэтому стремится работать от души, повышать урожайность. В этом цель и суть, за¬ключенные в идее главы государства о кластере.
V
Проанализируем цифры четырехлетней давности: в Израиле средняя урожайность хлопка составляла 53,5 центнера, в Австралии — 50,3, в Турции — 40, в Бразилии — 42,2 и в Мексике — 37,6 центнера, в Узбекистане в то же время показатель не превышал 25 центнеров.
Особый акцент делается не только на достижение высокой урожайности через эффективное использование каждой пяди земли, но и на получение большей прибыли с каждого гектара. Благодаря кластерам рядом с хлопковыми полями строят современные текстильные предприятия. Урожай здесь же превращается в волокно, затем — в ткань, из которой шьют готовую одежду. При кластере открывают мини-заводы, где производят растительное масло, мыло и другую продукцию. В настоящее время аграрная сфера вступила в фазу развития на основе инновационных проектов.
Цели, предусмотренные от создания кластеров, — гармонизация предприятий одной сферы, расположенных в одном районе, городе и области, с другими структурами, которые находятся в одной технологической цепи с ними, — образовательными, научными, инженерными, консалтинговыми, а также услугами стандартизации и сертификации. Благодаря такой интеграции науки, образования и производства формируется целостная инновационная платформа для выпуска конкурентоспособных товаров. Самое важное, эти процессы служат обеспечению занятости населения, повышению уровня жизни.
В кластерной системе все специалисты сферы сельского хозяйства — земледельцы, ученые, инженеры, агрономы, экономисты, ветеринары, преподаватели, студенты и научные работники высших и средних специальных учебных заведений вместе стремятся к единой цели. За счет этого кластеры, охватившие пятиэтапный процесс от выращивания хлопка до его глубокой переработки, объединившись в единую технологическую цепочку, становятся мощным агропромышленным комплексом.
VI
В последние годы с изменением спроса на хлопковое волокно на мировом рынке меняется и его цена. Но даже в нынешний период широкого применения синтетического и бамбукового волокна в промышленности все же потребность в хлопковолокне почти не снизилась. Наоборот, такие факторы, как увеличение численности населения, повышение его доходов и уровня жизни, усиливают интерес к натуральной продукции.
По расчетам, если один килограмм хлопковолокна продать в качестве сырья, его стоимость составит 1,5 доллара. Если сделать из него пряжу, цена поднимется до 2,5—3 долларов, соткать джинсовую ткань — добавится до 5—7 долларов. Если сшить из нее джинсы и превратить в готовую продукцию, то получится добавленная стоимость в 15—25 долларов.
В кластерах совместились интересы сельских тружеников и работников промышленности. Все его участники начиная от земледельца и заканчивая работником, выполняющим глубокую переработку, заинтересованы в конечном результате.
За счет каких факторов развивается кластер?
Во-первых, при кластерном методе обеспечивается единство интересов производителя продукции и ее переработчика.
Во-вторых, им охватывается полное цикличное производство от посева хлопчатника и выращивания хлопка до первичной и глубокой его переработки, производства готовой продукции и ее реализации.
В-третьих, участники кластера за счет ввода промышленности в сельскую местность становятся инициаторами решения накопившихся в сфере проблем.
В-четвертых, путем обеспечения занятости сельского населения и повышения его доходов создаются благоприятные условия для его достойной жизни.
В-пятых, в результате интеграции сельского хозяйства и промышленности в кластере реализуются передовые инновационные идеи.
Здесь уместно обратиться к деятельности комплекса-ласточки в сфере — хлопково-текстильного кластера «BCT Cluster» в Бухарской области. Созданный в соответствии с постановлением Президента «О мерах по созданию современного хлопководческо-текстильного кластера в Бухарской области» от 19 мая 2017 года, он полностью сформировал производство полного цикла начиная от заготовки хлопка и заканчивая готовой продукцией.
Хлопковое сырье необходимого объема для потребностей кластера выращивается обществом с ограниченной ответственностью «BCT Cluster Agrokompleks» в Ромитанском районе, затем оно подвергается переработке на предприятии «Bukhara Cotton Textile», из него выпускают джинсовую одежду. Чтобы наладить прямую поставку изготавливаемой здесь текстильной продукции, открываются торговые магазины в нашей стране и за рубежом.
В данном кластере, имеющем свой бренд, в скором будущем планируется отправлять на экспорт 80 процентов готовой продукции. Ряды партнеров, желающих приобрести натуральный товар на основе узбекского хлопка, с каждым месяцем ширятся. В настоящее время за¬ключен договор с компанией «Collins» и экспортирована первая партия продукции. Также ведутся переговоры с такими международными брендами, как «DeFacto», «Carrera Jeans», «LCWaikiki», «Inditex Group», «Zara». Договоренности с ними, конечно, послужат популяризации узбекского национального бренда на мировом рынке.
VII
Хлопчатник, хотя и является техническим растением, всегда был культурой, уход за которой осуществлялся только вручную и даже урожай собирался руками. Женщины гнули спины у кустов хлопчатника, очищая от сорняков и выполняя прореживание, с раннего утра до позднего вечера делали прополку кетменями.
Перед кластерами поставлена первостепенная задача — минимизировать ручной труд в сельском хозяйстве, а механизацию поднять на максимальный уровень. К тому же необходимо создать больше рабочих мест, обеспечить достойную оплату труда людям. Как это реализуется на деле, можно увидеть на примере деятельности кластера «ТCT Сluster» в Куйичирчикском районе.
Данный кластер полностью доказал на практике преимущества новой структуры. До перехода на него в районе получали урожай лишь по 11—13 центнеров с гектара. После передачи посевных площадей в распоряжение кластера уже в первом сезоне — в 2019 году был собран хлопок в среднем по 35 центнеров с гектара, валовой урожай превысил 30 тысяч тонн. В прошлом году осуществлялся уход за хлопчатником уже на десяти тысячах гектаров. 34 тонны хлопка-сырца, указанные в договорных обязательствах, были сданы. Еще не завершив первый сбор, по итогам сезона средняя урожайность превысила 40 центнеров.
Это одна сторона вопроса. Другая сторона: если в период деятельности фермерских хозяйств число работников было 898, средняя заработная плата составляла 550 тысяч сумов, то в «ТCT Сluster» было создано 8 600 рабочих мест, средняя заработная плата увеличена в четыре раза и доведена до 2,1 миллиона сумов. В 2019 году вместо 7,9 миллиарда сумов фермерскими хозяйствами было уплачено 28,7 миллиарда сумов, в 2020 году — 53 миллиарда сумов налогов.
В хлопково-текстильном кластере нет понятия «сезонный рабочий». Занятость людей обеспечивается 12 месяцев в году. Они, как и рабочие заводов и фабрик, получают зарплату круглый год.
Предстоящий план кластеров — усиление социальной защиты рабочих и служащих.
В кластерной системе в скором будущем будет налажена раздача «потребительской корзины» один раз в неделю. В нее войдут важнейшие потребительские товары, заготавливаемые в самом кластере, — это мясо, масло, рис, мука, сливочное масло, молоко и молочные продукты. Если на рынке стоимость «потребительской корзины» обойдется в 1,5 миллиона сумов, то с работников кластера удержат с зарплаты за эти продукты всего 50 тысяч сумов. За месяц каждый работник кластера получит четыре «потребительские корзины». Стабильное обеспечение семей работников кластера продовольственными товарами — существенная поддержка. Наряду с хлопководством будет развиваться кластерная система и в других отраслях — животноводстве, рисоводстве, зерноводстве и рыбоводстве.
В основе изменений, происходящих в сельском хозяйстве по инициативе Президента Шавката Мирзиёева, особенно в кластеризации хлопководства, — благие цели: отказ от монокультуры, превращение хлопководства в одну из самых высокодоходных отраслей, освобождение дехкан от тяжелого труда. Чтобы земледелец не тратил зря времени и денег, стараясь вырастить хлопчатник на низкоплодородных землях, сеял и сажал растения, подходящие почвенно-климатическим условиям, получал доход соответственно потраченному труду, чтобы не привлекались на хлопковые поля специальные работники, студенты и школьники, а выращиванием хлопка и его переработкой занимались кластеры как хозяева отрасли.
Потенциал Узбекистана по выращиванию хлопкового сырья и его переработке настолько высок, что если ежегодно будет получено по одному миллиону тонн хлопковолокна в среднем, то за счет его глубокой переработки можно будет создавать более 25 миллиардов долларов добавленной стоимости. На этот результат нацелены кластеры республики.
Муртазо РАХМАТОВ,
председатель Ассоциации хлопково-текстильных кластеров Узбекистана,
доктор экономических наук, сенатор.
Рекомендуем
Популярное
- Сенатор принял участие в международном конгрессе «SIRCON-2025»
- В Баку прошел II Узбекско-Азербайджанский медиафорум «Цифровая трансформация и медиа».
- Узбекистан укрепляет авторитет в международном нотариальном сообществе
- Поздравление учителям и наставникам Узбекистана
- Клятва — символ ответственности
- Выставка «Apparel Textile Sourcing Uzbekistan 2025»: весомые результаты, широкие перспективы сотрудничества
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment