Касается ли детсадов «вопрос жизни и смерти»?
Действительно ли образование – это «вопрос жизни и смерти»? И касается ли это детсадов? Эксперт о том, почему в Конституции должны быть заложены идеи доступности и подготовки детей в детсадах.
Любая страна заботится о развитии детей. Ведь сегодняшние дети завтра станут взрослыми. И от того какими личностями они будут зависит общество.
Детские сады в Узбекистане, как и во многих странах, являются первым местом, где ребенок начинает получать знания. Учить читать, писать и знакомиться с окружающим миром начинается именно в детском садике.
Детский сад выделяется как первая ступень в большом образовательном круге. Поэтому не зря в последние годы можно увидеть все больше усилий государства именно в этом направлении. В конце 2019 года был принят отдельный Закон Республики Узбекистан «О дошкольном образовании и воспитании». Само название Закона свидетельствует, что детский сад – это не только место для обучения, но воспитания детей. Чтобы работа в этой сфере была организованной и эффективной было создано Министерство дошкольного образования.
Были законодательно закреплены гарантии здорового питания. Государство следит за качеством питания. На уровне Правительства страны был введен метод аутсорсинга для улучшения качества питания, определены нормы питания и механизм отбора кандидатов.
Ключевое достижение – это расширение охвата детскими садами. Статистика не даст нам соврать. Если в 2016 году в республике насчитывалось 5211 детских садов, то в настоящее время их количество к концу 2021 года достигло 19316, то есть увеличилось практически в четыре раза. Охват дошкольным образованием составил 62 процента, а среди детей в возрасте 6 лет – 77 процентов.
Однако возникает вопрос – везде ли хватает детских садов? Конечно есть проблема в отдаленных районах. Отсутствие детских садиков заставляет родителей отдавать детей в детсады, расположенные в других местах, или вообще не отдавать их в детсады. Поэтому принимаются меры по созданию детских садиков в районах с низким уровнем охвата. Так до конца текущего года планируется создание 2150 детских садов. В них можно будет охватить более 68 тысяч детей.
Одним из спорных вопросов для населения являются вопросы частных детсадов. Некоторые смотрят на частные детсады как бизнес-проект, а некоторые предпочитают отдавать детей именно в эти частные детсады. Сегодня мы замечаем доверие государства частному сектору в этом вопросе. Для удобства родителям законодательство позволило частным детсадам принимать детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет). Сейчас обсуждается вопрос выделения субсидий для финансирования обучения детей в частных детсадах. То есть можно сказать, что государство не возлагает свою ответственность на частный сектор. В любом случае частные детсады не должны рассматриваться как полная замена государственных детских садов. Так как не все семьи могут позволить себе отдавать детей в частные детсады. Поэтому в каждом районе или городе должны быть государственные детсады.
Интересна позиция в этом вопросе Сингапура и Германии. В статье 16 Конституции Сингапура указано, что государство финансирует частные детсады и школы для поддержки получения всеми качественного образования. В статье 7 Конституции Германии отдельно упомянуто, что частные детсады и школы могут заменять публичные только с разрешения государства и если частные школы по своим учебным целям и организации, а также по научной подготовке преподавательского состава не отстают от публичных школ, и если в них не поощряется обособление учащихся в зависимости от имущественного положения родителей.
На мой взгляд, с учетом имеющегося опыта и важности решения проблем следует закрепить основополагающие идейные нормы о доступности и подготовки детей в детсадах. В частности, следует закрепить гарантию о всестороннем развитии, образовании и воспитании детей.
Также следует обсудить закрепление в Конституции вопроса о праве ребенка на подготовку к школе именно в государственных детсадах. Так как на родителей возложена обеспечение прохождения детьми обязательной годичной подготовки к школе. С точки зрения буквы и духа закона возложение ответственности будет справедливым, когда будет закреплено право ребенка, а также обязанность государства по реализации этого права.
Шохжахон Хужаев, заведующий кафедрой Ташкентского государственного юридического университета, PhD.
Рекомендуем
Популярное
- Состоялась неформальная встреча лидеров Узбекистана и Кыргызстана
- Доложено о планах в сфере финансового контроля
- С 20 января открывается железнодорожное сообщение из Ургенча в Кунград
- По предварительным данным ЦИК Беларуси Александр Лукашенко побеждает на выборах президента
- Минэнерго: в районе месторождения «М-25» проводятся работы по безопасному сжиганию газа
- Рассмотрены приоритетные задачи в сферах высшего образования и науки
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment