К добру сердца людские обратить

14:34 21 Июль 2023 Культура
3024 0

Уже в двадцать второй раз в Екатеринбурге состоялся Международный фестиваль «Царские дни», неразрывно связанный с трагической датой гибели Царской семьи России в июле 1918 года. Традиционно он собрал ярких представителей культуры и искусства не только из России, но из многих зарубежных стран. Переоценить значение этой культурно-нравственной акции поистине невозможно. Именно сейчас, когда в смятенном мире происходит острое и драматичное искажение многих нравственных устоев и понятий, когда исконное сострадание к ближнему разменивается на мелочное опустошение душ и ожесточение — истинно высокое искусство оперы становится одной из тех великих сил творческой дипломатии, которая на уровне высших творений музыки, театра, способна хотя бы в некой частичной, но весьма желанной мере обратить сердца людей к Добру.

         Значительным событием стало приглашение уже в седьмой раз для участия в этом престижном фестивале творческой группы Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои во главе с известным режиссером, заслуженным деятелем искусств Узбекистана Андреем Слонимом.

— Это замечательное содружество нашего театра с организаторами фестиваля «Царские дни» длится с 2015 года. И каждый раз совершенно разные и насыщенные программы горячо воспринимаются взыскательными ценителями музыки и театра Екатеринбурга, — говорит Андрей Евсеевич. — Пандемия вынужденно на два года прервала наше участие в фестивале. Но с прошлого года оно благополучно возобновилось. Сменялись солисты, варьировались исполняемые номера и темы вечеров-композиций, но их устремленность к высшим порывам человеческих душ, к любви и красоте мира оставалась неизменной. Особую благодарность хочется выразить Ташкентскому и Узбекистанскому Митрополиту Викентию и Екатеринбургскому и Верхотурскому Митрополиту Евгению, которые в очередной раз сделали многое, чтобы участие узбекистанской творческой группы состоялось во всей полноте. А сотрудники Центра «Царский» поистине согрели сердечностью, теплом и высокой организованностью нашего быта и творчества на Урале.

          Каждый из двух вечеров с участием творческой группы ГАБТ имени Алишера Навои был не просто концертом, а выстроенной и срежиссированной композицией, в которой исполненный романс или песня переставали быть просто вокально воплощенными произведениями, а становились спектаклями, наполненными живой драматургией, выразительной фразировкой и интонациями.

          В этот раз творческая группа предстала перед публикой Урала в более расширенном виде, чем в предыдущие годы. Художественный руководитель проекта и автор композиции  Андрей Слоним в содружестве с музыкальным руководителем и концертмейстером Людмилой Слоним отобрали для выступления трех ведущих солистов оперы. Это две опытные и талантливые певицы, лауреаты Международных конкурсов Лятифе Абиева и Анжилика Мухаметзянова, обе — лирико-колоратурные сопрано разных свойств индивидуальностей и исполнительских красок. А с ними  молодой, но уже успевший привлечь внимание ташкентской театральной общественности Бекзот Садыков, который тоже лауреат международных конкурсов. И в характере их исполнительских возможностей была разработана новая обширная программа из достаточно сложных произведений, зачастую нечасто исполняемых. Авторы проекта дали ей название «Сквозь сирени широкую даль…». Причин возникновения этого образного названия несколько. Во-первых, в этом году исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова — и его романсы, полные романтических устремлений, составили значительную творческую базу и программы, и композиции. В числе его романсов есть один на стихи поэтессы Г. Галиной, где есть строчка: «чтобы песнь не рвалась из души сквозь сирени широкую даль…». И вот этот образ цветущих кустов сирени, которые, кстати, в изобилии цвели в родовом имении юного Рахманинова, в его сознании воплотился в некий символ полета мечты к истинной гармонии. Образ сирени неразрывно связан и с царской семьей, в которой эти цветы были особенно любимы.

Сначала творческая группа ГАБТ выступила в Алапаевске (уже в третий раз), где в отрочестве жил П.И. Чайковский и где ныне есть замечательный дом-музей, хранящий память об этом периоде жизни великого композитора. А затем — уже традиционно — в концертном зале Центра «Царский», который выстроен на месте печально памятного Ипатьевского дома, где ушла из жизни царская семья.

          — В целом программы были схожи, но в Алапаевске во исполнение просьбы публики в наш прошлогодний приезд в цикл номеров были включены и некоторые произведения композиторов Узбекистана. Уже сам по себе этот факт имел значительное и творческое, и событийное значение, — продолжает Андрей Слоним. — Стоит сказать особо о стиле и характере исполнений особенно редких эксклюзивных номеров композиции. Лятифе Абиева доверительно и страстно открыла вечер весьма своеобразным творением С.В. Рахманинова на стихи… монолога Сони из драмы А. П. Чехова «Дядя Ваня», где героиня страстно и светло надеется на то, что невзгоды минуют, и «мы отдохнем, мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах. Мы увидим, как все зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое заполнит собой весь мир…». В течение вечера ей пришлось раскрыть образность самого разного направления и облика. Она проникновенно подарила зрителям и романс Н. Римского-Корсакова на стихи А. С. Пушкина «Редеет облаков летучая гряда», и тонко выразила всю сложность романса-песни С.В. Рахманинова «Уж ты, нива моя…», и драматический психологизм романса-моноспектакля П. И. Чайковского «Он так меня любил…». Но с особой трагической силой Лятифе Абиева воплотила редко звучащее произведение бразильского композитора Э. Вилла-Лобоса «Ария из Бразильской Бахианы №5», где и в вокализе без слов, и в песнопении о красотах мира, и в скорбном «реквиеме», исполняемом с закрытым ртом, отразилась сложная драматическая судьба мира и человечества в нем…

          Анжилика Мухаметзянова, обладая сходным с Абиевой типом голоса, но иной индивидуальностью и палитрой красок также по-своему порадовала контрастностью и богатством нюансов. И утонченный романс Н. А. Римского–Корсакова «Не ветер, вея с высоты…», и две «импрессионистические» миниатюры С.В. Рахманинова — «Сон» и «Здесь хорошо…», и элегический рахманиновский этюд «Ночь печальна», и его же поэтический безмятежный «Островок» были исполнены в сплетении выразительного пения с ощутимой энергетикой души. А знаменитый рахманиновский «Вокализ», в котором отразились драматизм судьбы самого композитора, облик мятежного двадцатого века, ломки человеческих судеб был исполнен убедительно во всей полноте драматических колебаний смятенной женской души, выражающей страх, горечь утрат и надежды — уже без слов, одним экспрессивным излучением голоса…

          — Молодой тенор Бекзот Садыков с первых звуков своего выступления буквально покорил зрителя тембром своего голоса, экспрессивностью, богатством оттенков — от тонкости погружений в глубины души до полноценного и свободного излучения энергетики в кульминациях, — рассказывает Андрей Евсеевич. — Он, как и женский состав творческой группы, взял на себя непростую задачу раскрытия и воплощения образной действенности сложных и многоплановых произведений. И в равной мере убедил и разным драматизмом романсов П. И. Чайковского «Снова как прежде один…» (в Алапаевске) и «Мы сидели с тобой…» (в Екатеринбурге). С особой экспрессией и трагизмом спел и редко звучащий сегодня романс П.И. Чайковского «Корольки» о нитке кораллов, которую по просьбе возлюбленной добыл в бою казак-воин. Но когда он вернулся в родное село, узнал горестную весть о кончине любимой Ганны. И вся бессмысленность произошедших драматических событий привела его только к скорбному покаянию. А уже не нужная никому нитка «корольков» была повешена им на окладе иконы Богоматери — всеведущей и полной благодати… Убедительно и горячо спел Бекзот Садыков и ключевой рахманиновский романс вечера «Как мне больно…», в котором прозвучали и заветные слова «сквозь сирени широкую даль», и неизбывная печаль по безвозвратно пролетающим дням жизни. А затем одарил слушателей пушкинским юмором, светом и яркостью чувств в знаменитом творении Г. Свиридова «Подъезжая под Ижоры…». И со всей полнотой нахлынувших чувств передал момент прощания души с весной, с отлетающей юностью в прекрасном творении С. Рахманинова «Я опять одинок…».

          Особенно стоит сказать о том, что для слушателей Алапаевска солисты ГАБТ имени А. Навои сердечно и обаятельно спели и романсы узбекского камерного «пласта» — «Очарован тобой…» и «Булбул» М. Бурханова. Первый был воплощен со всей полнотой чувств Бекзотом Садыковым, второй — Анжиликой Мухаметзяновой. Она же оттенила образность «соловьиного» пласта вечера, блестяще исполнив и полноценную классическую версию «Соловья» А. Алябьева. А в расширенном варианте концерта в Центре «Царский» Лятифе Абиева обаятельно и красиво преподнесла слушателям и знаменитый вальс «Весенние голоса» И. Штрауса. Перед самым финалом вечера-композиции два сопрано – Лятифе Абиева и Анжилика Мухаметзянова с изяществом и филигранностью исполнили замечательный концертный вальс «Поцелуй» Л. Ардити. Завершил вечер Бекзот Садыков своеобразным апофеозом устремления души к Вышнему в знаменитом романсе П. И. Чайковского «День ли царит…».

          По традиции Андрей Слоним предварял каждый номер лаконичными, но емкими преамбулами, представляя и суть произведения, и исполнителей. Сделал он и поэтическое приношение, вплетая в ткань концерта свои авторские стихи о жизни, судьбах, смятениях и надеждах. И как на предыдущих екатеринбургских фестивальных вечерах подарил зрителям новое стихотворение, посвященное царской теме, необходимости стараний обратить мир к Добру.

           Следует особо сказать о реакции зрителей, воспринимающих каждый номер программы — сложной, обширной и во многом незнакомой большинству слушателей. Она была неизменно горячей, полной понимания и осознания услышанного. Эмоциональная оценка на высшем «градусе» ощущалась как в более «камерном» формате вечера в Алапаевске, так и с неимоверно большей силой на концерте в Центре «Царский». Здесь эмоциональный ажиотаж начался с массового прихода зрителей, число которых значительно превышало количество мест. Пришлось ставить дополнительные стулья. По общему мнению благодарных слушателей, выступление артистической группы ГАБТ имени Алишера Навои на Урале было признано большой и творческой победой. Особенно хвалили высокопрофессиональное исполнение,  истинный артистизм, сделавшие концерт полноценным театральным действом, оставляющим глубокое впечатление. Отмечали удачно воплощенный режиссерский замысел и прекрасную работу концертмейстера.

          Многочисленная публика и сами артисты еще раз осознали, что царская тема и в своем непосредственном звучании, и в преломлении сквозь неимоверно важную и нужную проблему внедрения Добра и Света в смятенный мир приобрела особую весомость и важность в смысле и сути прекрасно исполненного вечера-композиции. В интервью российским центральным СМИ Андрей Слоним подчеркнул, что ожесточенный, опустошающий души земной мир как никогда должен остановиться, оглянуться и задуматься. И в чем-то главном существенно изменить себя, одновременно попытавшись позитивно повлиять и на собратьев. Только тогда появится надежда, что мир людей может стать немного лучше и  совершеннее, чем он есть.

          — Благодатное единение и взаимосплетение культур различных стран и народов было, есть, и хочется верить, что будет одним из главных средств творческой дипломатии, соединяющей государства и их жителей созидательной и позитивной силой оперного искусства — особого театра пения, воспевающего любовь, красоту и совершенство человека как истинного венца творения. А то, что в очередной раз в этом замечательном проекте переплелись истинно золотые ветви культур России и Узбекистана несет особый высокий смысл и вселяет самые светлые надежды, — подытожил режиссер.

Ирина МИРНАЯ, «Народное слово».

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.