Изучено исполнение Закона «О спасательной службе и статусе спасателя» в Кашкадарьинской области
Фото: Пресс-служба Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан
На заседании Комитета Сената Олий Мажлиса по вопросам обороны и безопасности обсуждены результаты изучения исполнения в Кашкадарьинской области Закона «О спасательной службе и статусе спасателя» в части привлечения спасательных служб и спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Отмечалось, что в области создано 17 спасательных формирований, внештатных формирований на 284 объектах, 5 формирований спасательных служб и 18 формирований службы государственной подсистемы по чрезвычайным ситуациям.
Кроме того, в военизированной части по предотвращению и ликвидации открытых нефтяных и газовых фонтанов, принадлежащей АО «Узбекнефтегаз», в составе специальных спасательных отрядов, включающих 10 спасательных групп, работают 711 профессиональных спасателей. В 2024 году и за 9 месяцев 2025 года ими проведено 199 специальных тактических учений.
На предприятиях и в учреждениях области проведена широкомасштабная агитационная работа, направленная на предупреждение чрезвычайных ситуаций, ликвидацию их последствий, повышение знаний и навыков населения по спасательным работам.
Однако диалог с населением, изучение на местах, анализ отраслевого законодательства и правоприменительной практики показали наличие ряда системных проблем и недостатков в организации деятельности спасательных служб и спасательных формирований.
В частности, в результате недостаточно эффективной организации спасательных и профилактических мероприятий в области, только вследствие пожаров, произошедших в течение 2024 года и 9 месяцев 2025 года (всего 1813 случаев), погибли 11 человек, 58 получили ожоги. Этот трагический показатель за 9 месяцев 2025 года увеличился на 11 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.
Кроме того, только в 2024 году в результате селей, вызванных осадками, погибли 2 гражданина и в 24 случаях пострадали дома, имущество и дехканские хозяйства граждан.
Выявлен ряд проблем в оперативном устранении ситуаций, возникающих в сезон осадков, или в эффективном привлечении районных сводных команд к предсезонным инженерно-защитным работам.
Нехватка штатных единиц областного управления по чрезвычайным ситуациям также создает множество недостатков.
В частности, ограничены возможности оперативных вызовов, поисково-спасательных работ, дорожно-транспортных происшествий, ликвидации несчастных случаев, связанных с утоплением, разливами радиоактивных и других веществ, эвакуации населения из опасных районов.
Нормы, установленные соответствующим постановлением Кабинета Министров, не позволяют расширить деятельность и материально-техническую базу этих структур.
На практическом занятии, проведенном с участием рабочей группы на «Каршинской нефтебазе» АО «Узбекнефтегаз», действия руководителей и специалистов этого предприятия во время условного пожара были оценены как «неудовлетворительные».
Не налажено эффективное взаимодействие махаллинских сходов граждан, расположенных вблизи опасных производственных объектов области, с указанными объектами по вопросам защиты населения в чрезвычайных ситуациях.
Некоторые недостатки в законодательстве также препятствуют более эффективному проведению спасательных работ не только в Кашкадарьинской области, но и по всей стране.
Так, действующий Закон, принятый в 2008 году, в полной мере не отражает понятия участия спасательных служб и формирований в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также не содержит полной классификации видов спасательных работ. Кроме того, возникла необходимость совершенствования норм Закона, регулирующих вопросы социальной защиты спасателей.
Отмечалось, что подобные недостатки также негативно сказываются на эффективности спасательных работ.
По итогам заседания комитета было принято соответствующее решение.
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment