Изобразить летящего голубя
архивное фото
Отчет, составленный к подготовке Всемирного доклада по мониторингу образования ЮНЕСКО Европейским агентством по особым потребностям и инклюзивному образованию и сетью центров образовательной политики, показывает, что инклюзивным образованием в Центральной и Восточной Европе, на Кавказе и в Центральной Азии дети с ограниченными возможностями и из этнических меньшинств остаются недостаточно охваченными, несмотря на общий прогресс в этом направлении.
В Узбекистане действует ряд организаций, но это не спасает положение. Для исправления существующей ситуации необходимо создание организаций, которые станут площадкой для проявления талантов среди детей с ограниченными возможностями.
Один из таких примеров — «Театр движения ЛИК», основанный в 1982 году как ансамбль современной хореографии. С 2003 года является интегрированной компанией, которая объединяет детей и молодых людей с инвалидностью, их обычных сверстников и профессиональных актеров. С самого начала театр интересовал философский и психологический подход к искусству, шел поиск внутренних импульсов для движения. Художественный руководитель театра — обладатель награды «Тошкент Фаоли» Лилия Севастьянова.
Многолетний опыт в области импровизации позволил театру начать работу с инвалидами. Первый шаг на этом пути был сделан в 1996 году во Франции, где Лилия Севастьянова проводила «ателье танцевальной импровизации». Там были поставлены спектакли, с которыми театр участвовал в международных проектах и на фестивалях.
Недавно состоялась премьера спектакля «Предстояние» с участием молодых людей с особенностями развития и профессиональных актеров.
— У театра большой репертуар. Рождаются спектакли по-разному, собираются из многих жизненных впечатлений, встреч, изучения истории, литературы, изобразительного искусства, музыки, а непосредственно пластическая ткань возникает из импровизаций. В процессе постановки каждого спектакля вместе с актерами изучаем целый пласт культуры по предполагаемой теме. Параллельно импровизируем, на пластическом языке высказываемся по отношению к картине, тексту, музыке, — говорит Лилия Севастьянова. — Мне кажется, у каждого человека в свое время возникает потребность погрузиться в исконное, подлинное, почувствовать связь с истоками своего народа и веры.
Что конкретно дало импульс для данной постановки, сказать кратко невозможно, — продолжила худрук. — Впечатления накапливались всю жизнь: семейные истории, погружение в культурный и исторический материал, живопись, иконопись и традиционную музыку. Хорошо помню, как на первых репетициях мы подступали к этому спектаклю и долго ничего не получалось, не находилась правильная тональность. Но когда из импровизаций Кати и Виталика вдруг, как цветок, расцвел дуэт на прекрасную народную песню «Летел голубь…», я поняла, что спектакль «пошел».
По словам мамы молодого человека с тяжелой инвалидностью Ларисы Скопиной, показанное в спектакле поразило. Детей было не узнать. Они играли очень правдоподобно, талантливо. И тема, конечно, актуальная. Замечательные песни, сюжет, красивые костюмы.
Творческое развитие детей с ограниченными возможностями — это одна из главных тем обсуждения для общества. Надо признать, что переход инклюзивного искусства в целом на профессиональные рельсы так же неизбежен, как и совершенствование системы образования и доступность к объектам. Мы должны быть максималистами и стремиться к профессионализации организаций, занимающихся с особенными детьми.
Нужно понимать, что важны все аспекты творческой деятельности — от профессионального до реабилитационного, как для благотворительных фондов, так для театров и других организаций, для общества в целом.
Наталья ПЕШЕВА,
«Народное слово».
Рекомендуем
Популярное
- Состоялась неформальная встреча лидеров Узбекистана и Кыргызстана
- Доложено о планах в сфере финансового контроля
- С 20 января открывается железнодорожное сообщение из Ургенча в Кунград
- По предварительным данным ЦИК Беларуси Александр Лукашенко побеждает на выборах президента
- Минэнерго: в районе месторождения «М-25» проводятся работы по безопасному сжиганию газа
- Рассмотрены приоритетные задачи в сферах высшего образования и науки
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment