Избежать игровой интоксикации
Фото: Иллюстративное
Внедрение компьютеров и информационных технологий во все сферы нашей жизни открыло бесчисленное количество возможностей. Однако, кроме очевидных плюсов, у такой трансформации есть свои отрицательные стороны. Чрезмерное увлечение виртуальной реальностью и видеоиграми породило такие негативные явления, как компьютерная зависимость и игромания. Особое беспокойство вызывает то, что они все чаще проявляются у детей и подростков.
Как и любая другая зависимость, компьютерная влияет на все аспекты личности. Малоподвижный образ жизни отрицательно сказывается на физическом развитии: приводит к сколиозу, излишнему весу, ухудшению зрения, перенапряжению кистевых суставов. Чрезмерное пребывание в виртуальной реальности тормозит процесс социализации ребенка. Между тем адаптация к обществу — ключевой механизм взросления. Отсутствие живого общения, неспособность к социализации приводят к ухудшению психологического состояния, возникновению агрессии, замкнутости.
По данным ВОЗ, уже в младшем школьном возрасте у 20 процентов детей наблюдается поведение, отклоняющееся от нормы. Зависимость от видеоигр внесена в новую международную классификацию болезней. Признаки компьютерной зависимости схожи с психическими проявлениями зависимостей другого типа. Симптомами игромании были названы утрата контроля за временем, проведенным в игре, выделение ей наивысшего приоритета среди всех повседневных дел, а также отказ от прекращения игры, несмотря на появление очевидных негативных последствий.
Довольно часто любовь к компьютерным играм проявляют взрослые. Но в большинстве случаев этой зависимости подвержены дети в возрасте от 6 до 16 лет. Происходит это в первую очередь потому, что детская психика еще не сформирована в полном объеме.
Первый клинический случай госпитализации подростка из-за зависимости от видеоигр был зафиксирован в 2019 году. Ранее подобные случаи встречались среди совершеннолетних геймеров.
Младший школьный и подростковый период — это тот возраст, когда развиваются значимые психологические качества. В это время формируется самооценка и представление о себе, закладываются базовые знания и понятия. Долгое пребывание в виртуальном пространстве меняет отношение ребенка с гибкой и подвижной психикой к реальному миру, трансформируются его эмоции и поведение.
Многие родители задаются вопросом: как можно предупредить развитие компьютерной зависимости? Есть ли механизм превентивных мер?
Из-за масштабности этого явления с конца 1990-х годов ведутся научные исследования, которые выявляют эффективные методы терапии этого психического заболевания. Проблема должна решаться совместными усилиями психологов, медиков, педагогов, разработчиков игр и, конечно, родителей, которые, предложив альтернативу компьютеру, должны уделять как можно больше внимания своим детям и постараться занять их офлайн-активностями.
Исследователи отмечают, что игромания чаще развивается у детей, столкнувшихся с психологическими кризисами отношений, например, с недопониманием со стороны родителей или сверстников, невозможностью выстроить дружеский контакт с одноклассниками.
Среди основных рекомендаций специалистов — построение отношений на принципах честности и доверия. Важно быть ребенку другом и помощником, не бояться показывать свои чувства по сложившейся «компьютерной» ситуации. Тогда он увидит во взрослом не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе. Строгие запреты и ограничения лишь усугубят ситуацию.
Вместо того чтобы лечить игроманию, ее лучше предотвратить. Наиболее оптимальный метод воздействия на ребенка в подростковый период — диалог и заключение договора. При этом важно выслушать и учесть его мнение, предложить ему принять решение и взять на себя ответственность за это. Также в решении проблемы поможет разнообразный круг занятий.
Если у подростка наблюдается склонность к компьютерной зависимости, то по нормам, при условии перерывов, он может проводить за гаджетом не более двух часов в будние дни и не более трех — в выходные.
В случае если время постепенно удается сокращать, то нужно следовать до установления безопасной нормы.
Важно культивировать чувство семейной, коллективной общности. Постоянно проявлять внимание к интересам подростка, поощрять его творческие начинания в разных видах деятельности.
Если подросток будет чувствовать заботу и внимание, он начнет понимать красоту реального мира, научится жить в нем и справляться с реальными переживаниями.
Лилия Нигматулина,
доцент Национального университета Узбекистана
имени Мирзо Улугбека, PHD
Рекомендуем
Популярное
- Состоялась неформальная встреча лидеров Узбекистана и Кыргызстана
- Доложено о планах в сфере финансового контроля
- С 20 января открывается железнодорожное сообщение из Ургенча в Кунград
- Минэнерго: в районе месторождения «М-25» проводятся работы по безопасному сжиганию газа
- По предварительным данным ЦИК Беларуси Александр Лукашенко побеждает на выборах президента
- Рассмотрены приоритетные задачи в сферах высшего образования и науки
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment