Институциональные основы реформ

Фото: Законодательная палата
На очередном пленарном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса депутаты рассмотрели законопроекты, направленные на обеспечение прав и интересов человека, социальное и экономическое развитие страны, обеспечение благополучия граждан.
Рассмотрен доклад омбудсмана
На заседании рассмотрен доклад Уполномоченного по правам человека (омбудсмана) о деятельности в 2024 году.
Отмечено, что Законом «Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмане)» усовершенствованы институциональные основы деятельности данного института, определено не позднее 15 февраля представлять в палаты Олий Мажлиса доклад о своей деятельности за минувший год.
В докладе приводятся данные об осуществлении на основе новых конституционных положений эффективного парламентского контроля, совершенствовании законодательства и национального превентивного механизма соблюдения законодательства о правах, свободах и законных интересах человека, развитии международного сотрудничества, повышении правового сознания и культуры граждан.
Возросли роль и значение омбудсмана в совершенствовании национального законодательства по правам человека, проведении мониторинга по его выполнению, рассмотрении обращений граждан, повышении информированности населения и государственных органов, налаживании международного сотрудничества в сфере защиты прав и свобод человека, предотвращении пыток заключенных. Омбудсманом проведен ряд мероприятий в этом направлении.
За отчетный период на имя Уполномоченного по правам человека (омбудсмана) от соотечественников, граждан и омбудсманов иностранных государств, лиц без гражданства, общественных организаций и других юридических лиц поступило 23 422 обращения.
По результатам изучений обращений в государственные органы и ведомства, а также должностным лицам внесено 182 представления, запроса, заявления и иска, а также меры воздействия в виде заключений по устранению случаев нарушений законодательства в области прав и свобод человека, а также причин и условий, способствующих их возникновению.
С принятием Закона «Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмане)» расширена география его деятельности в регионах, усилена работа по предотвращению случаев пыток.
Омбудсман и общественные группы провели 902 мониторинговых посещения в места содержания лиц с ограниченной свободой передвижения (в 2023-м — 603 раза). Обеспечен парламентский контроль за соблюдением законодательства о правах и свободах человека в учреждениях по исполнению наказания.
Депутаты особо отметили рост количества и качества мониторинга, проводимого в целях предотвращения применения пыток, жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и видов наказания.
За отчетный период уделено особое внимание реализации задач, направленных на защиту чести и достоинства человека, обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан в результате его взаимодействия с государственными органами, институтами гражданского общества и национальными правозащитными организациями.
Депутаты положительно оценили представленный доклад по итогам деятельности за 2024 год. Подчеркнута необходимость в ходе встреч депутатов в избирательных округах усилить сотрудничество с региональными представителями омбудсмана по обращениям граждан, совместную работу с народными приемными, организовывать встречи с руководителями секторов в районах, откуда больше всего поступают обращения, выявить их причины.
На заседании даны предложения и рекомендации по дальнейшему совершенствованию деятельности омбудсмана, принято решение.
Механизмы санации и ликвидации
Депутаты постатейно во втором чтении рассмотрели проект закона «О санации и ликвидации банков».
На нынешнем этапе реформ возрастает необходимость создания правовых основ обеспечения финансовой стабильности путем предотвращения негативного воздействия на банковскую систему финансовой нестабильности в системно значимых банках.
Документом вводятся правовые основы регулирования отношений, связанных с санацией и ликвидацией банков, обеспечения непрерывности выполнения важных для экономики задач и услуг банков, защиты интересов вкладчиков и кредиторов.
Законопроектом Центральный банк определяется как уполномоченный государственный орган по санации и ликвидации банков. Предусмотрены инструменты, используемые при санации, ее основные цели, правила добровольной и принудительной ликвидации банков.
Депутаты положительно оценили цели и принципы санации банков, механизмы финансирования санации, защиту интересов вкладчиков и кредиторов, снижение зависимости банков от бюджетных средств, повышение доверия клиентов.
После бурных обсуждений законопроект принят депутатами.
Идентификация, прослеживание, учет
Рассмотрен законопроект «Об идентификации, регистрации и прослеживании животных».
Документом предусматривается регулирование отношений в области идентификации, регистрации и прослеживания животных, ведения в электронной системе учета, сбора информации об их породе и здоровье.
Определяются полномочия ответственных за данную сферу органов, права и обязанности специалистов по идентификации, регистрации и мониторингу животных, а также владельцев животных.
В ходе подготовки ко второму чтению документ был доработан на основе предложений депутатов. В нем отражены нормы по определению порядка и этапов идентификации и регистрации животных без взимания платы с владельцев животных, а также усиление прав владельцев животных и обязанностей уполномоченного государственного органа в данной сфере.
Проект закона принят депутатами.
Заслон фальсификату
Депутаты во втором чтении рассмотрели законопроект, направленный на совершенствование системы защиты населения от фальсифицированной продукции и системы цифровой маркировки.
В стране проводится работа по регулированию предоставления налоговых льгот и повышению их эффективности, предотвращению теневого производства, защите населения от фальсифицированной продукции и совершенствованию системы цифровой маркировки. Возникает необходимость уточнения установленных норм по применению налоговых льгот, поддержке субъектов предпринимательства, осуществляющих розничную торговлю продукцией с цифровой маркировкой, а также совершенствования розничной торговли пивом, пивными напитками и табачной продукцией.
Проектом предпринимателям предоставлено право на уменьшение суммы начисленного и подлежащего оплате налога на прибыль или налога с оборота и налога на прибыль для индивидуальных предпринимателей. Реализация пивной продукции включена в перечень видов деятельности, осуществляемых в уведомительном порядке.
Законопроект принят депутатами.
Чтение сократит срок
Депутаты в первом чтении рассмотрели законопроект, направленный на повышение эффективности исправительной работы осужденных.
Отмечено, что в последние годы в стране проводится системная работа по обеспечению прав и свобод заключенных. Учитывая зарубежный опыт, существует необходимость включения в законодательство норм, направленных на поощрение законопослушного поведения осужденных.
Законопроектом в Уголовный кодекс вносится статья 741 о моральном исправлении осужденных путем привлечения их к чтению книг. Предусматривается сократить срок наказания только в отношении тех осужденных, которым предстоит отбывать наказание полностью.
Согласно статьям 73 и 74 настоящего кодекса, чтение книг учитывается при решении вопроса об их условно-досрочном освобождении или смягчении наказания. Предлагается дополнить статью 5361 Уголовно-процессуального кодекса и статью 801 Уголовно-исполнительного кодекса об определении процессуальных процедур и предоставлении необходимой литературы для сокращения наказания в связи с совершением действий, подтверждающих становление на путь исправления путем самодисциплины.
Законопроект принят депутатами.
В поддержку птицеводства
На заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса в первом чтении рассмотрен проект закона, направленный на развитие птицеводства и дальнейшую поддержку деятельности детских оздоровительных лагерей.
Документом до 1 января 2030 года субъекты предпринимательства, производящие птицеводческую продукцию, освобождаются от уплаты земельного налога (за исключением посевных площадей), взимаемого с юридических лиц.
На период до 1 января 2027 года стационарные детские оздоровительные лагеря в системе Федерации профсоюзов Узбекистана освобождаются от налога на прибыль по доходам от сдачи в аренду зданий и сооружений, земельных участков лагерей, а также налога на имущество юридических лиц и земельного налога с юридических лиц по объектам аренды лагерей и занимаемых ими земельных участков.
Проект закона принят депутатами.
Упрощение разрешительных процедур
Концептуально в первом чтении рассмотрен законопроект, направленный на дальнейшее совершенствование лицензирования, разрешительных и уведомительных процедур.
Проект упраздняет требование о наличии 12 видов лицензий, разрешений и уведомлений для субъектов предпринимательства. Заявления о проведении лицензирования, разрешительных и уведомительных процедур можно подавать через центры государственных услуг.
Документом предлагается внести изменения и дополнения к действующим 3 кодексам и 5 законам. Также предусмотрено отменить 12 лицензионных, разрешительно-уведомительных процедур, перевести 4 лицензионно-разрешительные на уведомительный порядок. 3 разрешительные процедуры приводятся в соответствие с Законом «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах». Отдельные статьи совершенствуются в связи со взаимной интеграцией лицензионных видов деятельности.
В случае добровольной уплаты правонарушителем определенного процента штрафа в течение указанного периода и обращения в уполномоченный орган с заявлением о выдаче лицензии, документа разрешительного характера или направления уведомления правонарушитель освобождается от уплаты оставшейся суммы штрафа.
Депутаты остановились на сути и значении документа, высказали мнения и предложения по его дальнейшему совершенствованию и доработке. Подняты вопросы по некоторым нормам проекта, на которые инициаторы закона подробно ответили.
Законопроект принят депутатами.
Подача заявления необязательна
Депутаты концептуально в первом чтении рассмотрели законопроект, направленный на дальнейшее совершенствование системы предоставления социальных услуг населению.
Система предоставления госуслуг пожилым и нетрудоспособным лицам поэтапно реформируется, повышается ее качество, устраняются бюрократические барьеры.
Существует необходимость снижения человеческого фактора при назначении пенсий гражданам, дальнейшего повышения качества госуслуг, эффективного использования цифровых технологий в сфере.
Проектом вносятся изменения и дополнения в Закон «О государственном пенсионном обеспечении граждан», определяющие порядок назначения пенсии в проактивной форме без отдельного заявления граждан по достижении ими пенсионного возраста.
В связи с передачей полномочий по назначению и выплате всех видов пособий Национальному агентству социальной защиты предлагается внести изменения и дополнения в законы «О государственной пошлине» и «О занятости населения» в связи с назначением и выплатой всех пособий группам населения, нуждающимся в соцзащите.
После бурных обсуждений, вопросов и ответов законопроект принят депутатами.
«Народное слово».
Рекомендуем
Популярное
- Иностранные туристы открывают для себя новые вдохновляющие маршруты по Узбекистану
- В Узбекистане пройдет традиционный Международный фестиваль изобразительного и прикладного искусства
- На фестивале в Гуанчжоу ярко представлен туристический потенциал Узбекистана
- Герои Великой Победы: гроза фашистов по прозвищу "Казбек"
- О присоединении Республики Узбекистан к Соглашению об учреждении Евразийского банка развития (Астана, 12 января 2006 года)
- Гений Амира Темура: выдающийся правитель и военный стратег
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment