Инклюзивное образование: равные права — равные возможности 

09:11 13 Март 2024 Политика
952 0

Фото: Иллюстративное

В обновленной Конституции Узбекистана подчеркивается, что люди с инвалидностью находятся под защитой государства. Оно создает условия для их полноценного участия в общественной жизни, гарантирует доступ к объектам и услугам социальной, экономической и культурной сфер, содействует их трудоустройству, получению образования. Однако в реальности дети с инвалидностью все еще сталкиваются со множеством препятствий и предрассудками, которые лишают их возможности реализовать свой потенциал и внести вклад в развитие общества. 

В феврале под председательством Президента Шавката Мирзиёева состоялось видеоселекторное совещание, на котором обсуждались приоритетные задачи в сфере социальной защиты. Подчеркивалось, что за последние 30 лет не уделялось должного внимания медицинской и социальной реабилитации, а также профессиональному обучению лиц с инвалидностью. 

Эта проблема не теряет своей актуальности во многих странах. По данным ЮНЕСКО, около 90 процентов детей-инвалидов в развивающихся странах не имеют доступа к качественному образованию. Даже в развитых странах многие из них обучаются в отдельных специальных школах, что не способствует их социальной интеграции и развитию индивидуальных способностей. 

Указом Президента от 1 декабря 2017 года «О мерах по кардинальному совершенствованию системы государственной поддержки лиц с инвалидностью» было предусмотрено предоставление людям с инвалидностью преимущественных прав при поступлении в государственные вузы. Для них выделяется двухпроцентная квота приема от общего числа абитуриентов. Так, в 2023/2024 учебном году гражданам с инвалидностью по республике выделено 3 803 дополнительных места в высших образовательных учреждениях.

Инклюзивное образование — это концепция, которая призывает к созданию в учебных заведениях таких условий, чтобы все дети вне зависимости от их особенностей могли обучаться вместе и получать поддержку, адаптированную к их потребностям. Это не только способствует повышению уровня знаний и навыков детей-инвалидов, но и формирует у них положительную самооценку, уверенность в своих силах и желание участвовать в жизни общества. Кроме того, инклюзия способствует формированию у здоровых детей толерантности, уважения и дружелюбия к сверстникам с особенностями развития. 

Инклюзивное образование является правом детей-инвалидов, признанным Конвенцией ООН о правах инвалидов (ратифицирована Узбекистаном в 2021 году). Однако для его реализации необходимо преодолеть многие проблемы, связанные с недостатком ресурсов, квалифицированных педагогов, адекватных учебных программ и материалов, а также побороть стереотипы и предрассудки в обществе. Только совместными усилиями государства, образовательных организаций, семей и общественных объединений можно создать такие условия, чтобы каждый ребенок в нашей стране мог получить равные права и возможности в образовании и в жизни.

В Узбекистане разработана Концепция развития инклюзивного образования в системе народного образования в 2020—2025 годах. Она определяет цели, задачи и механизмы создания инклюзивной модели образования в школах страны. Схожие меры определены и в Концепции развития системы высшего образования до 2030 года. Согласно ей, вузы должны обеспечить доступность, качество и эффективность образования для студентов с инвалидностью, а также содействовать их социальной интеграции и профессиональной реализации. Предусмотрено увеличение видов образовательных услуг, оказываемых студентам с ограниченными возможностями, внедрение адаптивных технологий. 

На указанном видеоселекторном совещании глава государства анонсировал создание новой национальной системы обучения, трудоустройства и привлечения к спорту лиц с инвалидностью.      

Некоторые вузы Узбекистана уже начали внедрять инклюзивное образование в свою деятельность. Например, Международный Вестминстерский университет в Ташкенте провел конференцию «Инклюзивный университет», на которой заинтересованные участники обсудили планы и шаги по развитию данной сферы. На мероприятии был организован синхронный перевод на жестовый язык, отдельные материалы были напечатаны шрифтом Брайля. Конференция проходила в здании международного университета, где полностью обеспечена доступность для участников с ограниченными физическими возможностями. Вуз совместно с Британским советом в Узбекистане работает над внедрением передового европейского опыта по обеспечению равного доступа к получению знаний людям с особыми образовательными потребностями.     

Ташкентский государственный экономический университет (ТГЭУ) также является одним из немногих вузов в стране, которые активно поддерживают инклюзивное образование и предоставляют возможность получать высшее образование студентам-инвалидам на бюджетной основе.

Они имеют право на льготное поступление, освобождение от оплаты за обучение, обеспечение специальными учебными материалами и техническими средствами, а также на индивидуальный план обучения и консультации преподавателей.

ТГЭУ стремится создать комфортные и безопасные условия для обучения и развития всех своих студентов, в том числе лиц с инвалидностью. Университет оснащен современными лифтами, пандусами, рампами, санитарными узлами и медицинскими пунктами, также оборудованы специальные аудитории и компьютерные классы для студентов с ограниченными возможностями. Кроме того, университет организует культурные, спортивные и общественные мероприятия, в которых могут участвовать и студенты с инвалидностью. Таким образом, ТГЭУ способствует формированию дружественной и толерантной атмосферы в студенческом коллективе, а также повышению самооценки и социальной адаптации ребят с особыми нуждами.

Дети-инвалиды не только имеют право на образование, но и могут проявлять свои таланты и способности в науке и творчестве. В Ташкентском государственном экономическом университете есть немало студентов с ограниченными возможностями, которые участвуют и побеждают в олимпиадах высокого уровня, доказывая, что инвалидность не препятствие для интеллектуального развития и достижения успеха. Они демонстрируют высокий уровень владения иностранными языками, хотя это не является их основной специальностью. Изучают минимум два иностранных языка: английский и один на выбор (немецкий, французский, китайский или японский). Студенты-инвалиды активно участвуют в разных мероприятиях, связанных с ино¬странными языками, таких как конкурсы, фестивали, встречи с носителями языка. Они также имеют возможность сдавать экзамены для получения международных сертификатов. Изучение иностранных языков помогает студентам-инвалидам не только получать качественное образование, но и обогащать свою личность и культуру.

ТГЭУ — пример того, как можно реализовать принципы инклюзивного образования на практике и обеспечить всем студентам равные права и возможности в получении знаний и освоении востребованной на рынке труда профессии.  

Однако в целом инклюзивное образование в вузах Узбекистана еще находится на начальном этапе развития и требует больших усилий и ресурсов. Необходимо совершенствовать законодательную базу, улучшать инфраструктуру и материально-техническую базу университетов, повышать квалификацию и мотивацию преподавателей, разрабатывать адаптированные учебные программы и методики, а также формировать позитивное отношение к инклюзивному образованию в обществе.

Дети и молодые люди с инвалидностью — это не объекты жалости или благотворительности, а субъекты права, которые имеют такие же потребности, интересы и мечты, как и все другие. Они заслуживают уважения, поддержки и признания за свои достижения в разных сферах. Инклюзивное образование — это один из способов обеспечить детям-инвалидам равные права и возможности в обществе, а также способствовать развитию их талантов. 
.
 

Сурайё ХАМРАХОДЖАЕВА, 
старший преподаватель
Ташкентского государственного 
экономического университета.

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.