Информация о четвертом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

00:02 21 Февраль 2025 Политика
250 0

Фото: Пресс-служба Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

20 февраля в Ташкенте начало свою работу четвертое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В нем приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, депутаты местных Кенгашей, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.

Пленарное заседание, проходившее в формате видеоконференции, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева.

Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.

Первый день работы четвертого пленарного заседания Сената начался с рассмотрения Закона «Об утверждении Концепции обеспечения свободы совести граждан и государственной политики в сфере религии в Республике Узбекистан».

В стране реализуются масштабные реформы во всех сферах жизни, происходят кардинальные изменения по пути обновления общества. Эти благородные дела также играют важную роль в дальнейшем укреплении религиозных и национальных ценностей. Ярким свидетельством этого являются благоустройство исторических памятников и мест паломничества, налаживание деятельности мечетей и медресе, проведение национальных и религиозных обрядов, а также традиционных праздников узбекского и других народов, проживающих в Узбекистане.

Примечательно, что квота на совершение хаджа для граждан Узбекистана увеличена в три раза, а квоты на совершение умры полностью отменены. В целях демонстрации миру религиозного и просветительского потенциала наших великих предков были созданы и начали свою деятельность Международная исламская академия Узбекистана, Центр исламской цивилизации в Узбекистане, международные научно-исследовательские центры имени Имама Бухари, Имама Мотуриди и Имама Термизи.

Одобренным сенаторами законом и концепцией устанавливаются обеспечение права граждан на свободу совести и реализацию конституционных положений Республики Узбекистан как светского государства, а также определяются цели, задачи, принципы, приоритеты государственной политики в сфере религии и механизмы их осуществления.

Кроме того, в целях эффективного парламентского контроля за выполнением основных задач, определяемых данным документом, предусматривается создание парламентской комиссии.

Принятие концепции послужит совершенствованию организационно-правовых основ развития модели отношений между государством и конфессиями, основанной на обеспечении религиозной толерантности и межконфессионального согласия, укреплению в обществе атмосферы дружбы, социального согласия и солидарности.

Закон одобрен сенаторами.

Далее на пленарном заседании Сената Олий Мажлиса обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием системы финансовой поддержки субъектов предпринимательства».

Законом закрепляются нормы, направленные на разработку новых способов финансирования субъектов предпринимательства в условиях дальнейшего развития рыночных отношений, в частности расширение сферы предоставления им помощи в виде гарантии, а также совершенствование механизмов финансирования под уступку в пользу другого лица денежного требования, являющихся альтернативой банковским кредитам.

В качестве объекта факторинга устанавливается денежное требование, возникающее по отношению к юридическому лицу или субъекту предпринимательства, отменяется ответственность за нарушение запрета на отказ от денежного требования в пользу другого лица, а также допускается осуществление факторинговых операций в иностранной валюте, когда контрагентом клиента является нерезидент.

В целях усиления правовой защиты должника при факторинге не допускается изменение финансовым агентом страны и валюты, в которой производится платеж, а также для предотвращения случаев мошенничества предусматривается налаживание регистрации в залоговом реестре уведомления об уступке денежного требования.

Настоящим документом вводятся институты организации, предоставляющей на профессиональной основе гарантии (поручительства) субъектам предпринимательства для обеспечения исполнения их финансовых обязательств перед кредитными организациями, а также иные услуги, предусмотренные законодательством, и факторинговой организации, специализирующейся на оказании факторинговых услуг.

Устанавливается минимальный размер уставного капитала для организации по предоставлению гарантий в размере 100 миллиардов сумов, а для факторинговых организаций – 2 миллиардов сумов. Эти организации проходят учетную регистрацию в Центральном банке, который регулирует и контролирует их деятельность.

Законом предусматривается смягчение и совершенствование отдельных ограничений работы небанковских кредитных организаций. Устанавливается, что они могут также создаваться в организационно-правовой форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, при приобретении прямо или косвенно от 10 до 20 процентов доли в их уставном капитале они обязаны уведомить Центральный банк, а при приобретении 20 и более процентов – получить предварительное разрешение ЦБ.

Принятие данного закона послужит расширению возможностей субъектов предпринимательства по использованию финансовых услуг, увеличению видов услуг по поддержке бизнеса, созданию новых направлений финансирования предпринимательских проектов.

Закон одобрен сенаторами. 

Также на пленарном заседании Сената рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об обмене кредитной информацией», направленных на дальнейшее совершенствование отношений в сфере кредитования».

Документом вносятся изменения и дополнения, предусматривающие права физических лиц на установление и снятие запрета на заключение с ними кредитных сделок, порядок и условия включения их в реестр лиц, которым запрещено заключать кредитную сделку, а также установление ответственности пользователей кредитной информации за заключение кредитной сделки в нарушение установленного запрета.

Законом предусмотрено внесение изменений и дополнений по созданию механизма, направленного на предотвращение случаев оформления кредитов на имя граждан без их ведома и присвоения предоставленных денежных средств с применением мошеннических способов.

Также устанавливаются права и обязанности гражданина в отношении кредитных бюро при получении и подаче информации о наличии или отсутствии в реестре лиц, которым запрещено совершать кредитную сделку, о состоянии заявления о запрете (снятии запрета), а также применяемые в отношении них меры и санкции. 

Принятие закона позволит запретить заключение кредитной сделки с гражданином путем подачи заявления в кредитное бюро в целях недопущения мошенничества, связанного с оформлением кредитной сделки в отсутствие граждан или без их ведома.

После обсуждения данный закон одобрен сенаторами.

Затем обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием налогового администрирования, а также либерализацией ответственности за налоговые правонарушения и валютного регулирования».

В стране проводится широкомасштабная работа по поддержке предпринимателей, созданию для них равных конкурентных условий и дальнейшему совершенствованию налогового администрирования, а также по либерализации внешнеторговой деятельности и валютного регулирования.

Согласно действующему порядку субъекты предпринимательства за одно и то же правонарушение несколько раз привлекаются к ответственности.

Так, к предпринимателям могут быть применены и финансовый, и административный штрафы за одно и то же правонарушение, например, сокрытие количества работников, нарушение правил обязательной цифровой маркировки товаров и отображения фискальных знаков.

Чтобы предотвратить такие случаи, возникает необходимость внести изменения, направленные на дальнейшее совершенствование налогового администрирования, а также пересмотреть требования по обеспечению репатриации активов по внешнеторговым операциям в установленные законом сроки.

В целях устранения вышеуказанных обстоятельств отменяется применяемый в этих случаях трехэтапный порядок наложения штрафа в размере 50 процентов. Вместо этого вводится порядок применения единовременного финансового штрафа в размере 20 процентов невозвращенных активов. 

Если в контракте, заключенном в рамках инвестиционных проектов по выполнению работ (услуг), связанных с проектированием, импортом оборудования и комплектующих частей, установкой оборудования и строительно-монтажными работами, сроком их поставки установлен период свыше 180 дней, то настоящим законом предусматривается применение сроков, указанных в контракте.

Устанавливается предупреждение привлечения субъектов предпринимательства к ответственности несколько раз за одно и то же правонарушение путем обеспечения соразмерности мер правового воздействия, применяемых к правонарушителям в налоговой сфере, с актом правонарушения.

Принятие закона способствует совершенствованию налогового администрирования, предотвращению двоякого толкования норм на практике и обеспечению их единообразного применения.

Либерализируются также меры ответственности за налоговые правонарушения, что, в свою очередь, послужит эффективной защите прав субъектов предпринимательства и сокращению их излишних расходов.

После обсуждения закон одобрен сенаторами.

Наряду с этим на пленарном заседании Сената рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим совершенствованием порядка пользования земельными участками». 

В стране осуществляются последовательные меры по совершенствованию порядка использования земельных участков, усилению охраны окружающей среды, улучшению экологической ситуации, созданию благоприятной экологической среды для населения за счет расширения зеленых территорий.

Вместе с тем в целях обеспечения соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства, градостроительных регламентов, повышения информированности землепользователей, арендаторов и собственников земельных участков о порядке их использования возникает необходимость в конкретизации видов разрешенного использования земельных участков. 

Кроме того, возникает необходимость усиления защиты в республике территорий скверов, парков, аллей, бульваров и посаженных на них деревьев, предотвращения строительства зданий и сооружений на их землях.

Законом строго устанавливаются внедрение видов разрешенного использования земельных участков, запретов на приватизацию или отчуждение земель, используемых для удовлетворения культурно-бытовых потребностей и отдыха населения, сокращение их территорий, строительство на них зданий и сооружений.

Вносятся изменения и дополнения, предусматривающие усиление уголовной ответственности за нарушение этих запретов, включение ботанических садов в список охраняемых природных территорий с запретом на приватизацию и осуществление строительства.

Земельный кодекс дополняется отдельной главой. Устанавливается порядок внедрения системы разрешенного использования земельных участков, их определения и изменения.

Сенаторы подчеркнули, что принятие закона послужит повышению эффективности рационального использования и управления земельными ресурсами, качества рыночной и кадастровой оценки земельных участков всех категорий земельного фонда, информированности землепользователей, арендаторов и собственников земельных участков о видах разрешенного использования земельных участков и улучшению контроля в данной сфере.

Закон также имеет важное значение для сохранения объектов культурного досуга и их территорий, запрещения отчуждения ботанических садов и их земель, строительства зданий и сооружений на их территории или расширения площадей под застройку, а также повышения ответственности должностных лиц.

По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами.

На пленарном заседании Сената также рассмотрен Закон «О внесении дополнений и изменения в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с установлением обязательных требований по устранению поднятия в воздух частиц пыли и песка на строительных площадках».

Отмечалось, что качество атмосферного воздуха ухудшается в результате расширения строительства и урбанизации, а также поднятия в воздух частиц пыли и песка со строительных площадок.

По статистике, в республике с открытой строительной площадки площадью 500 квадратных метров ежегодно в воздух поднимается до 50 тонн пыли и песка.

И хотя обязательные требования по предотвращению подъема частиц пыли и песка в воздух на строительных площадках и подъездных путях к ним (использование дождевателей и разбрызгивателей воды) включены в градостроительные регламенты, национальное законодательство не предусматривает конкретной ответственности за поднятие пыли в атмосферу при строительстве в рамках требований охраны атмосферного воздуха и градостроительных правил.

Поэтому сложившаяся ситуация требует установления ответственности должностных лиц строительных организаций за нарушение требований охраны атмосферного воздуха на строительных площадках.

Рассмотренный сенаторами закон дополняет Кодекс об административной ответственности статьей, устанавливающей ответственность за данный вид правонарушения.

Отныне предусматривается, что нарушение обязательных требований по устранению поднятия в воздух частиц пыли и песка на строительной площадке размером 500 квадратных метров и более, на прилегающей к ней территории и путях выезда с нее либо допущение на этих территориях превышения нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере десяти базовых расчетных величин.

Кроме того, если то же правонарушение совершено повторно в течение года после применения административного взыскания, то в отношении должностных лиц применяется штраф в размере пятидесяти базовых расчетных величин.

Сенаторы подчеркнули, что принятие закона позволит исключить поднятие в воздух частиц пыли и песка, которые хаотично выбрасываются при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте зданий и сооружений. Сохранение экологической чистоты окружающей среды обеспечивает право граждан на пользование благоприятным для их жизни и здоровья атмосферным воздухом.

По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами.

На этом первый день работы четвертого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершился.

Информационная служба 
Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.