И сервис наладить, и природу сберечь
архивное фото
На берегу любого канала и арыка можно увидеть автовладельца, с любовью намывающего своего «железного коня». Наш корреспондент попытался разобраться, намеренно ли такие люди загрязняют водные артерии. И только ли они виноваты в этом.
Начнем со статистики. На начало текущего года в Узбекистане было зарегистрировано свыше 2,7 миллиона легковых автомобилей, принадлежащих физическим лицам, и этот показатель неуклонно растет. Как растет и объем воды, необходимый для поддержания их в чистоте.
Согласно введенным с 24 января 2021 года нормам водопотребления, на один автомобиль в месяц приходится три кубометра воды. Получается, авто страны ежемесячно требуют более восьми миллионов кубометров воды.
Можно выделить три способа того, как автовладельцы приводят своих «железных коней» в порядок. Это услуги автомоек, мойщиков, расположившихся вдоль водных артерий, и мойка питьевой водой из-под крана. Последних, к примеру, в Ташкенте можно увидеть практически в каждом дворе.
— Так быстрее и экономнее, — говорит владелец «Спарка» из Яккасарайского района. — До автомойки надо еще доехать, да и услуги там недешевые. Каждый раз платить по 30 и более тысяч сумов накладно.
30 тысяч сейчас — минимум на мойке. Чаще плата — от 40 тысяч сумов и выше. Так, минимальная стоимость услуги в ООО «Brookland» составляет 50 тысяч сумов. Еще больше — от 60 до 90 тысяч сумов придется выложить на автомойке «Supreme carwash» на улице Чимкентская. В столице немало автомоек премиум-класса с кафе, караоке, где и цены соответствующие.
Немалая стоимость помывки авто на мойках, как выяснилось в беседе с их владельцами, объясняется использованием импортного оборудования, дорогостоящих моющих средств, другими затратами на содержание объекта. Например, каждый агрегат для мойки высокого давления китайского производства стоит на внутреннем рынке более десяти миллионов сумов, а комплексная ручная автомойка для двух автомобилей одновременно обойдется в 40 и более миллионов сумов. Оборудование от европейских производителей стоит в разы дороже.
В копеечку обходятся вода и налог за пользование водными ресурсами. В текущем году налоговые ставки выросли на 15 процентов, а для отдельных отраслей — на 30 процентов. Кубометр воды, используемой для автомойки, обходится более чем в две тысячи сумов. Данные субъекты предпринимательской деятельности уплачивают налог за пользование водными ресурсами независимо от системы налогообложения — общеустановленный порядок или упрощенный. Как пояснили в Государственном налоговом комитете, доходы от оказания услуг автомойки включаются в совокупный доход и облагаются налогом на прибыль, а также являются объектом обложения НДС.
Там, где люди не готовы платить относительно высокую цену, обязательно появятся нелегальные пути ее снижения. Дешевле обходятся услуги частников, расположившихся на берегах каналов и арыков. Машину здесь помоют снаружи, наведут порядок внутри салона, но подкрылки и днище автомобиля, где скапливается грязь, которая, как правило, приводит к коррозии кузова, без специального оборудования останутся нетронутыми.
Главный негативный момент такого рода услуг — загрязнение водных артерий города, общая протяженность которых составляет 412,5 километра. Вся грязь с машин вместе
с химикатами от моющих средств попадает обратно в арыки и каналы.
В каналах Бозсу, Анхор, Буржар, Карасу, Салар вода «обогатилась» многими элементами таблицы Менделеева. Например, в Саларе, по данным службы мониторинга загрязнения природной среды Узгидромета, наблюдается превышение предельно допустимых концентраций по фенолу, нефтепродуктам, аммонийному и нитритному азоту, соединениям меди. Створ канала ниже Ташкента и Янгиюля уже относится к V классу грязных вод.
Очевидно, выход в том, чтобы сделать автомойки, оборудованные системами очистки, доступнее. Специалисты обращают внимание на опыт европейских стран, где в основном два типа моек для машин — автоматические и самообслуживания. На первой может работать всего один оператор. Мойка самообслуживания обходится вовсе без него. Хозяин машины сам наносит пену, смывает ее, полирует, пылесосит, оплачивая использование оборудования. В среднем, скажем, во Франции, это три евро. Чем быстрее помоешь авто, тем меньше заплатишь. Некоторые умудряются привести свое транспортное средство в надлежащий вид за считаные минуты, потратив всего один евро.
Имея такую возможность с минимальными затратами, наши автолюбители вряд ли стали бы таскать воду из квартир ведрами для мытья машины, а отправились бы на предназначенный для этих целей объект. Аналогичные европейским автомойки самообслуживания уже действуют в Сергелийском и других районах столицы. Но, учитывая потребности, рост числа автомобилей, этого явно недостаточно. Если в целях экономии водных ресурсов и защиты водных артерий от загрязнений предоставить бизнес-субъектам данной категории некоторые преференции, скажем, снизить налоги и ставки таможенных платежей за ввоз импортного оборудования, число предпринимателей, желающих создавать такие объекты, увеличится, а стоимость услуг в условиях конкуренции будет доступнее для широкого круга автомобилистов.
Кстати, Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности предусмотрены меры наказания за нарушения в использовании водных ресурсов. Согласно первому пункту статьи 72, загрязнение или засорение вод, нарушение водоохранного режима на водосборах влекут наложение штрафа на граждан от трех до пяти, а на должностных лиц — от пяти до десяти базовых расчетных величин. За совершение данного правонарушения повторно в течение года штраф увеличивается для физических лиц от семи до десяти, а для должностных — от пятнадцати до двадцати базовых расчетных величин.
За нарушение условий пользования водами или водоемами, повлекшее тяжкие последствия, статьей 203 Уголовного кодекса предусмотрены штрафные санкции от пятидесяти до ста базовых расчетных величин, обязательные общественные или исправительные работы, а также лишение свободы до трех лет с отбыванием в исправительной колонии общего режима.
Сергей ЛЕВЧЕНКО,
«Народное слово».
Рекомендуем
Популярное
- Состоялась неформальная встреча лидеров Узбекистана и Кыргызстана
- Доложено о планах в сфере финансового контроля
- С 20 января открывается железнодорожное сообщение из Ургенча в Кунград
- Минэнерго: в районе месторождения «М-25» проводятся работы по безопасному сжиганию газа
- По предварительным данным ЦИК Беларуси Александр Лукашенко побеждает на выборах президента
- Рассмотрены приоритетные задачи в сферах высшего образования и науки
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment