Горячая атмосфера нормотворчества

Фото: Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан
На пленарном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса депутаты подробно рассмотрели законопроекты, представленные их инициаторами.
В начале заседания Спикер нижней палаты парламента Нуриддин Исмоилов остановился на важных событиях общественно-политической жизни страны.
В частности, 12 февраля под председательством Президента Шавката Мирзиёева состоялось видеоселекторное совещание по задействованию новых резервов в сельском хозяйстве. Основное внимание уделялось повышению производительности в сельском хозяйстве, снижению себестоимости и экономии воды, определены задачи на перспективу.
Важным событием остается общественное обсуждение проекта Госпрограммы по реализации стратегии «Узбекистан-2030» в «Год поддержки молодежи и бизнеса» и проекта указа главы государства о ее утверждении. Отмечено, что в обсуждениях активное участие приняли и депутаты Законодательной палаты.
Спикер также остановился на работе депутатов нижней палаты парламента, проведенной 24—27 января в своих избирательных округах.
Заинтересовать правообладателя
На очередном пленарном заседании рассмотрен законопроект, направленный на дальнейшее совершенствование системы правовой защиты объектов интеллектуальной собственности.
Правовая охрана объектов интеллектуальной собственности — довольно актуальная тема. В 2020 году рассмотрено 65, в 2022-м — более 550 судебных дел, касающихся интеллектуальной собственности и судебного взыскания материального ущерба, что подтверждает масштаб существующей проблемы.
В 2020 году выявлен 81 случай нарушения, в 2021-м установлено 887 подобных фактов, в 2022 году их уже насчитывалось 1 006.
Анализ правоприменительной практики показывает, что административные санкции за данный вид правонарушения недостаточно эффективны. Так как налагаемые штрафы взимаются в пользу государства, правообладатели не проявляют особого интереса к этому вопросу.
Поэтому существует необходимость введения новых процедур, направленных на повышение заинтересованности правообладателя в пресечении нарушителей права интеллектуальной собственности.
Аналогичный механизм выплаты компенсации, предложенный законопроектом, внесен в Закон «Об авторском праве и смежных правах», который эффективно действует на практике. В 2022 году владельцами авторских и смежных прав взысканы компенсации в размере 1 миллиарда 338 миллионов сумов.
В связи с тем, что в законодательство в сфере интеллектуальной собственности внедряется механизм взыскания компенсации вместо возмещения ущерба, возникает необходимость унификации методов защиты гражданских прав.
Законопроектом обеспечивается реализация механизмов надежной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, повышается заинтересованность сторон в защите соответствующих прав и совершенствовании гражданско-правовых отношений в этом направлении, порядок взыскания ущерба, причиненного незаконным использованием. Также вносятся изменения и дополнения, предусматривающие введение новых процедур, направленных на повышение заинтересованности правообладателя.
Проект закона принят депутатами.
Против легализации преступных доходов
На заседании обсужден проект закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о Евразийской группе по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма и Положение о порядке формирования и исполнения бюджета Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (Ташкент, 1 июня 2022 года)».
Документ предполагает дальнейшее развитие деятельности Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, а также гармонизацию основных задач с международными стандартами.
В частности, борьба с финансированием распространения оружия массового уничтожения определена одним из основных направлений деятельности Евразийской группы. Предусматривается установить дополнительные требования к должности председателя Евразийской группы и уточнить полномочия его секретариата. Также конкретизируются требования и условия бюджета Евразийской группы, а именно — вклад государств-членов, распределение расходов, другие финансовые вопросы.
Депутаты отметили соответствие проекта нормам национального законодательства, направленным на предупреждение и ликвидацию преступлений, легализацию доходов, полученных преступным путем, борьбу с финансированием терроризма и распространением оружия массового поражения. В ходе обсуждений подчеркнута целесообразность ратификации данного протокола.
Принятие законопроекта открывает широкие возможности для Узбекистана при содействии ЕАГ и государств-членов добиваться снижения рисков международного терроризма, обеспечения прозрачности, надежности и безопасности финансовой системы, а также в борьбе с легализацией преступных доходов, общественным терроризмом и финансированием распространения оружия массового поражения.
Законопроект принят депутатами.
Мониторинг признан действенным
Депутаты заслушали отчет Уполномоченного по правам человека (омбудсмана) о проделанной работе в 2023 году.
По вопросу повестки дня выступила омбудсман Феруза Эшматова. За истекший период рассматривались обращения граждан, совершенствовалось законодательство и нормативно-правовые акты, осуществлялся мониторинг по обеспечению прав человека, предотвращению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, предотвращению преступлений, обеспечению открытости и прозрачности деятельности омбудсмана, укреплению международного сотрудничества в сфере защиты прав и свобод человека.
В отчетном году на имя Уполномоченного по правам человека поступило 18 622 обращения, из них 2 662 — от осужденных и заключенных, а также их родственников, 26 — от иностранных граждан и омбудсманов зарубежных стран. Уполномоченный внесла в государственные органы и организации, а также суды 170 документов в виде мер воздействия по восстановлению нарушенных прав граждан.
В 2023 году 98 процентов заявлений и претензий, переданных омбудсманом в суды, удовлетворены. Сотрудники данной структуры по запросам граждан 249 раз участвовали в качестве наблюдателей в судебных заседаниях.
Сумма возмещенных и определенных к взысканию уполномоченным в пользу граждан и осужденных (заключенных) и их родственников составляет
2 миллиарда 150 миллионов сумов. Восстановлены на работе 38 человек. Обеспечена занятость 23 безработных. На основе обращения омбудсмана Государственной инспекцией труда подано в суд 11 исковых заявлений, 10 гражданам оказана помощь в самозанятости. В 2023 году по результатам рассмотрения обращений возбуждено 12 уголовных дел, в одном случае уголовное дело переквалифицировано. В 57 случаях постановления об отказе в возбуждении уголовного дела были отменены соответствующими прокурорами. Пять ответственных работников освобождены от должностей, 29 — привлечены к дисциплинарной, еще 17 — к административной ответственности.
В прошлом году общественными группами под руководством омбудсмана проведено 603 мониторинговых посещения мест содержания лиц с ограниченной свободой передвижения. Выявлены имеющиеся недостатки. Для их устранения в соответствующие министерства и ведомства внесены представления.
Уполномоченный также отслеживала и изучала сообщения в соцсетях, касающиеся профиля деятельности данного института. По резонансным из них омбудсман на постоянной основе вносила представления в соответствующие министерства и ведомства.
На заседании представлена информация в сфере правового анализа, международного сотрудничества, правовой пропаганды и связей с общественностью.
Депутаты в качестве положительного показателя отметили рост количества и качества мониторинга, проводимого в целях предотвращения применения пыток, жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания. Отдельно констатировано, что актуальные вопросы, поднятые в обращениях населения, находят положительные решения.
По итогам заседания депутаты внесли предложения и рекомендации по дальнейшему совершенствованию деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмана). В частности, по обеспечению прав соотечественников, работающих за рубежом, укреплению международного сотрудничества, внедрению эффективных механизмов в работу омбудсмана.
По вопросу повестки дня принято соответствующее решение.
Со статусом юрлица
Депутаты нижней палаты парламента в первом чтении рассмотрели проект закона «О внесении изменения и дополнения в статью 127 Налогового кодекса Республики Узбекистан в связи с определением конкретного правового статуса профсоюзных организаций, не имеющих статуса юридического лица, в налоговых отношениях».
Действующий Налоговый кодекс не содержит определения правового статуса профсоюзных подразделений, не имеющих статуса юридического лица, отсутствует также порядок их постановки на учет в налоговых органах и присвоения им идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), что ограничивает деятельность данных структур.
В отстаивании интересов своих членов первичные профсоюзные организации сталкиваются с трудностями при работе с другими юридическими лицами. В связи с этим предлагается внести следующее дополнение в статью 127 Налогового кодекса: «Подразделениям профсоюзов, объединенным и первичным профсоюзным организациям, не имеющим статуса юридического лица, прошедшим постановку на учет в органах юстиции, за исключением филиалов и представительств, присваивается идентификационный номер налогоплательщика по их усмотрению».
В ходе обсуждений депутаты внесли ряд предложений по законопроекту. Инициаторы закона обязались в процессе доработки документа учесть обоснованные мнения депутатов.
После долгой полемики документ принят в первом чтении.
Риски в условиях санкций
Подробно обсуждался проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием механизмов управления рисками, связанных с экономическими санкциями».
В связи с усилением рисков применения экономических санкций возрастает необходимость организации и постоянного повышения эффективности системы санкционного комплаенса в банковском секторе Узбекистана.
Законопроект предусматривает установление требований Центрального банка по управлению рисками, связанными с экономическими санкциями, в кредитных и платежных организациях. В соответствии с этим кредитным и платежным организациям предоставлено право отказаться от открытия счетов и проведения операций в рамках требований по управлению рисками, связанными с экономическими санкциями.
В действующем законодательстве отсутствует правовая основа регулирования и контроля рисков, связанных с экономическими санкциями в деятельности кредитно-платежных организаций. Это позволяет лицам, находящимся под экономическими санкциями или санкционными рисками, беспрепятственно открывать счета и осуществлять операции в местных банках.
По словам инициаторов закона, предусмотренные новшества позволят Центральному банку своевременно выявлять уязвимости в системах управления рисками кредитно-платежных организаций, сформировать эффективный механизм правильной оценки и минимизации рисков.
Проект закона был принят депутатами.
Полномочия, соразмерные обязанностям
Депутаты в первом чтении рассмотрели проект Конституционного закона «О Кабинете Министров Республики Узбекистан».
Законопроект состоит из 9 глав и 55 статей и предусматривает ряд нововведений. Вносятся изменения и дополнения в статьи о статусе Кабинета Министров, его составе и порядке формирования, полномочиях, организации деятельности и его Президиуме.
Предусмотрено, что Премьер-министр вместе с заместителями и министрами каждые шесть месяцев будет представлять в Законодательную палату Олий Мажлиса отчет о реализации Стратегии «Узбекистан-2030».
На основе новой редакции Конституции расширяются полномочия правительства в сферах экономики, бюджета, финансов, налогообложения, экологии и охраны окружающей среды.
Наряду с этим в статье 4 данного законопроекта о статусе республиканских органов исполнительной власти закреплен статус каждого из органов исполнительной власти республики (министерства, комитета, агентства, инспекции), определяются территориальные подразделения, четкий и единый порядок их создания и прекращения, а также критерии разграничения.
Также определяется эффективная и результативная организация работы в возглавляемых ими министерствах, проведение единой государственной политики в соответствующих сферах и отраслях, достижение целевых показателей по ее развитию, устанавливаются полномочия и персональная ответственность перед палатами Олий Мажлиса, Президентом Республики Узбекистан и общественностью в вопросах отчетности о состоянии реализации программы действий и региональных программ развития и достижения целевых показателей. В ходе обсуждений был задан ряд уточняющих вопросов.
Документ закона одобрен депутатами.
К чему недействующие нормы?
Предметом подробных обсуждений стал проект закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, направленных на совершенствование порядка привлечения к ответственности за нарушение правил дорожного движения».
Некоторые нормы, внесенные законопроектом, вызвали обоснованные возражения депутатов. В частности, статья 138 действующего Кодекса об административной ответственности предусматривает ответственность за «... выпас скота в зоне полосы отвода дорог».
В проекте предлагается изменить эту норму на «выпас домашних животных или оставление их без присмотра в зоне, полосе отвода дорог». Депутаты отметили, что это вызовет определенные несоответствия и законные возражения граждан в применении закона после его принятия, ведь, помимо крупного рогатого скота, к домашним животным относятся собаки, кошки, куры, кролики, утки, гуси. Обеспечить реализацию этой нормы невозможно, поэтому депутаты высказались против внесения заведомо недействующей нормы в законодательство.
Также обоснованные вопросы у депутатов вызвало определение ответственности за нарушения, допущенные в сфере управления «средством индивидуального передвижения», внесенное в статьи 136 и 138 Кодекса об административной ответственности.
В частности, понятие «средство индивидуального передвижения» не раскрыто ни в одном законодательном акте. Правила дорожного движения, утвержденные постановлением правительства, не регламентируют требования к управлению «средством индивидуального передвижения».
На заседании законопроект не получил достаточного количества голосов и был отклонен.
Проект отклонен
На очередном пленарном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса в первом чтении рассмотрен проект закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности».
На практике владелец транспортного средства привлекается к административной ответственности в случаях, когда нарушения правил дорожного движения, совершенные с использованием транспортных средств, выявляются с помощью специальных автоматизированных средств фото- и видеофиксации.
Предлагаемый законопроект предусматривает внесение дополнений и изменений в ряд статей Кодекса об административной ответственности, регулирующих сферу дорожного движения.
В частности, предлагается внести изменения в часть первую статьи 17-1 настоящего кодекса. В ходе рассмотрения законопроекта вносимая норма вызвала бурное обсуждение. В частности, в Гражданском кодексе и других правовых актах не раскрыто понятие «использование в гражданско-правовом порядке». Поэтому не представляется возможным уточнить, какие отношения подразумевает это понятие.
Серьезные возражения депутатов вызвал тот факт, что в рамках этой нормы не определен конкретный порядок привлечения того или иного лица к административной ответственности.
Одной из приоритетных задач нижней палаты является выявление и устранение норм, которые создают условия для коррупции в законодательных актах и могут по-разному трактоваться в правоприменительной практике.
В частности, норма о привлечении к административной ответственности владельца транспортного средства или лица, использовавшего транспортное средство, в гражданско-правовом порядке может трактоваться по-разному и стать причиной коррупции.
После бурных обсуждений законопроект был поставлен на голосование и отклонен из-за недостаточного количества голосов.
«Народное слово».
Рекомендуем
Популярное
- Вдоль Шелкового пути: новые горизонты сотрудничества в области взаимосвязанности между Центральной Азией и Китаем
- На чем фокусируется азербайджано-узбекская инвестиционная компания в сфере финансирования?
- Поздравление народу Узбекистана с праздником Курбан хайит
- В Ташкенте пройдет международный фестиваль «Эко Ритм»
- Национальная сборная Узбекистана по футболу проведет матч против ОАЭ
- В Узбекистане на 10 процентов повысят зарплаты, стипендии, пенсии и пособия
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment