Гендерное равенство: стратегия для достижения мира и стабильности

10:09 27 Май 2024 Политика
775 0

Фото: Пресс-служба Сената Олий Мажлиса

Узбекистан акцентирует внимание на соблюдении гендерного равенства и борьбе с дискриминацией по половому признаку. Приняты законы и программы, направленные на защиту прав женщин и обеспечение равных возможностей для всех граждан независимо от пола.

Идет активная работа над улучшением законодательства, направленного на защиту прав женщин и предотвращение насилия в отношении них. В качестве примера можно привести Стратегию достижения гендерного равенства в Республике Узбекистан до 2030 года.  О ее разработке, целях и задачах рассказала председатель Комитета верхней палаты парламента по вопросам женщин и гендерного равенства Малика Кадирханова.

— Малика Акбаровна, какие конкретные шаги предпринимаются в рамках Стратегии достижения гендерного равенства в Республике Узбекистан до 2030 года?

— На состоявшемся в сентябре 2015 года Саммите ООН по устойчивому развитию принята резолюция № 70, для достижения 16 национальных целей, считающихся актуальными для нашей страны, разработано 125 целевых задач и 206 индикаторов. Пятая цель — обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей женщин гармонирует с реформами, направленными на обеспечение равных прав и возможностей для женщин и мужчин в нашей стране.

 

В связи с этим в 2021 году утверждена Стратегия достижения гендерного равенства в Узбеки­стане до 2030 года. В ее рамках принята и реализуется Национальная программа по повышению активности женщин во всех сферах экономической, политической и социальной жизни страны на 2022—2026 годы.

Гендерная политика стала системообразующим фактором развития Узбекистана. Основными направлениями ее реализации являются обеспечение равных прав и возможностей для женщин и мужчин при реализации избирательных прав, в сфере государственной службы, в образовании, науке, спорте и здравоохранении, в социально-экономической сфере, в предотвращении притеснений и насилия, в сфере семейных отношений и воспитания детей, а также гендерно чувствительное планирование, составление бюджета, совершенствование ведения гендерной статистики.

В рамках реализации стратегии принято и введено в действие более 50 нормативно-правовых документов. Недопущение гендерной дискриминации, борьба с гендерными стереотипами и создание условий достойного труда стали одними из ключевых направлений государственной политики в данной сфере. Введена обязательная гендерно-правовая экспертиза законодательных актов, создан институт гендерного аудита.

В апреле 2023 года принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим совершенствованием системы надежной защиты прав, свобод и законных интересов женщин и детей». Документом внесены изменения и дополнения в пять кодексов и десять законов. Изменение претерпел и Закон «О защите женщин от притеснения и насилия», предусматривающее увеличение срока действия охранного ордера с 30 дней до одного года.

Гендерный паритет достигнут в общем образовании. Проводится работа по расширению доступа женщин к высшему образованию. Если шесть лет назад в вузах обучались 110 тысяч девушек, то в настоящее время уже около 500 тысяч.

В соответствии с постановлением Президента от 15 октября 2022 года внедрена система покрытия суммы платного контракта для соотечественниц, обучающихся в магистратуре государственных высших образовательных учреждений. Государством покрыт контракт более 14 тысяч обучающихся в магистратуре девушек. С 2020/2021 учебного года введена четырехпроцентная квота для расширения охвата высшим образованием по принципу «социального лифта» девушек из малообеспеченных семей.

В 2021 году для студенток, нуждающихся в соцзащите, обучающихся очно в бакалавриате, введена специальная стипендия, финансируемая из средств фонда стимулирования студентов.  С 2022 года введен прием в вузы по отдельной квоте 500 узбекистанок, имеющих стаж работы по специальности не менее пяти лет.

В рамках стартапов профинансировано 64 проекта женщин на 26,71 миллиарда сумов. По грантам научные проекты получили 784 соотечественницы, рекомендовано к финансированию 196 инициатив, на которые выделено 281,6 миллиарда сумов.

— Расскажите о проблемах, стоящих перед реализацией данной стратегии.

— В ее реализации актуальны вопросы гендерного планирования и бюджетирования.

Из средств Госбюджета выделяются целевые средства на реализацию программ по обеспечению гендерного равенства в сфере образования, науки, спорта и здравоохранения, на охрану материнства и детства. Однако выделяемых в учреждениях средств недостаточно. Не налажена система сбора статистических данных по обеспечению гендерного равенства.

Деятельность консультативных советов по вопросам обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин ведется недостаточно эффективно.

— Какова роль женщин в политической жизни Узбекистана и какие меры предпринимаются для расширения их участия?

— Гендерное равенство в политике позволяет нам лучше реагировать на кризисы, принимая во внимание потребности всех, тем самым добиваясь более эффективных результатов. С точки зрения миростроительства и дипломатии женское лидерство является движущей силой, поскольку мирные соглашения, подписанные делегатами-женщинами, ведут к более прочному миру. Доказано, что с точки зрения принятия политических решений женщины-лидеры проводят более строгие меры по борьбе с дискриминацией.

Гендерно чувствительные парламенты нужны сейчас как никогда на фоне все более ост­рых политических, экономических, социальных и экологических катаклизмов. Трансформационное институциональное изменение в сторону парламента, учитывающего эти аспекты, происходит не просто так. Это требует политической воли, лидерства, самоанализа, стратегического планирования, реформ, ресурсов и подотчетности.

В 2019 году создана Республиканская комиссия по вопросам повышения роли женщин в обществе, гендерного равенства и семьи во главе с Председателем Сената. В целях доведения этой деятельности до подсистемы в местных Кенгашах народных депутатов созданы территориальные комиссии. В этом же году в верх­ней палате парламента создан Комитет по вопросам женщин и гендерного равенства. Приняты законы «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин» и «О защите женщин от притеснения и насилия».

В Законе «Об утверждении Избирательного кодекса Республики Узбекистан» установлено, что число женщин — кандидатов в депутаты от политической партии должно составлять не менее 30 процентов от общего числа. В ноябре 2023 года внесены изменения и дополнения в Избирательный кодекс, предусматривающие проведение выборов на основе смешанной избирательной системы и увеличение числа женщин до 40 процентов от общего числа кандидатов в депутаты от политических партий. В результате доля современниц в политических партиях выросла с 40 до 49 процентов. Доля женщин-депутатов в местных Кенгашах народных депутатов составила 19,7 процента в 2017 году против 33,6 процента в 2023-м.

С апреля 2022 года реализуется Программа повышения активности женщин в государственном управлении. В ее рамках в Академии государственного управления при Президенте Республики Узбекистан ежегодно обучают и готовят к руководящим должностям 100 женщин.

Значительно возросло участие узбекистанок в процессе принятия решений. Если в 2017 году доля женщин в сфере управления составляла 27 процентов, то теперь она достигла 35 процентов.

В мировом рейтинге Межпарламентского союза «Женщины в политике», опубликованном 1 января 2023 года, наша страна занимает 45-е место среди 190 национальных парламентов мира. В индексе открытых гендерных данных организации «Open Data Watch», опубликованном в сентябре 2023 года, Узбекистан набрал 69,7 балла и вошел в число 20 лучших стран.

— Расскажите о положении дел в области равных возможностей для мужчин и женщин на рынке труда.

— В Узбекистане численность трудоспособных женщин составляет 45 процентов (более 8 миллионов человек) от общего количества трудоспособного населения. Они заняты в экономической, социальной, общественной сферах.

Принимаются законодательные акты, в которых отражаются нормы по обеспечению равных прав и возможностей как для женщин, так и мужчин, положения, обеспечивающие дальнейшее совершенствование системы надежной защиты прав, свобод и законных интересов женщин и детей.

Конституцией Республики Узбекистан закреплены нормы равенства прав и возможностей для женщин и мужчин в управлении делами общества и государства, в других сферах общественной и государственной жизни, в том числе в экономике. Государство обеспечивает женщинам и мужчинам равные права и возможности в осуществлении предпринимательской деятельности.

С 1 мая 2019 года в стране отменен перечень работ с неблагоприятными условиями труда, на которых запрещено полное или частичное использование женского труда.

В новом Трудовом кодексе целая глава посвящена особенностям правового регулирования труда женщин и лиц, занятых исполнением семейных обязанностей.

В рамках реализации Стратегии достижения гендерного равенства в Республике Узбекистан до 2030 года для обеспечения равных возможностей для мужчин и женщин на рынке труда проводится большая работа по имплементации международных трудовых стандартов, определенных в конвенциях Международной организации труда. В марте 2023 года Узбекистан ратифицировал Конвенцию Международной организации труда
№ 95 об охране заработной платы (Женева, 1 июля 1949 года), также Конвенцию о равном обращении и равных возможностях для работников мужчин и женщин: работники с семейными обязанностями (Женева, 23 июня 1981 года). На счету Узбекистана 22 ратифицированные конвенции МОТ.

— Как в обществе относятся к участию женщин в политике и бизнесе?

— Конечно, в обществе встречаются стереотипы в отношении участия женщин в политике и бизнесе. И поэтому в стратегии заложены меры по борьбе с ними.

В феврале текущего года утверждена программа комплекс­ных мер по реализации в 2024 году Стратегии достижения гендерного равенства в Узбекистане до 2030 года, где в седьмом направлении заложены меры по обеспечению равных прав и возможностей для женщин и мужчин в сфере семейных отношений и воспитания детей.

Для формирования правовой культуры, связанной с полом, с раннего возраста в программе предусмотрены проведение тренингов интер­активными методами по правовой грамотности в общеобразовательных школах.

Предусмотрена разработка мер по предупреждению правонарушений, преступности, семейных конфликтов и насилия, а также по предотвращению разлучения семей и социальных последствий этого. Меры основаны на комплексных исследованиях. Будут предприняты усилия по укреплению единства семьи, формированию образцовых родительских навыков и усилению пропаганды роли и значения отца и матери в выполнении семейных обязанностей. Также будет повышаться роль участия женщин в управлении государством, политике и бизнесе.

В целях выявления активных женщин, участвующих в жизни государства и общества, широкой пропаганды их деятельности программой комплекса мер предусмотрено проведение республиканских конкурсов «Женщина года» и «Активистка гендерного равенства» для выявления передового опыта в сфере обеспечения гендерного равенства.

 

Беседовала

Эвелина СИНОТОВА,

«Народное слово».

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.

Популярное

Календарь новостей