Гарантия открытой и прозрачной кампании

09:24 07 Июль 2023 Политика
671 0

Фото: Иллюстративное

В рамках проводимых в стране последовательных реформ, направленных на создание Нового демократического и свободного Узбекистана, особое внимание уделяется реализации принципа народовластия, обеспечению гражданского участия в управлении государством и обществом, а также усовершенствованию избирательного законодательства.

 

В новой редакции Конституции, принятой 30 апреля посредством всенародного голосования, подтверждена приверженность страны идеалам демократии, свободы и равенства, социальной справедливости и солидарности. Усилены гарантии соблюдения политических прав граждан, демократического функционирования избирательной системы. Важным элементом демократических преобразований, осуществляемых в Узбекистане, является совершенствование избирательного законодательства в соответствии с международными стандартами и рекомендациями международных организаций по наблюдению за выборами.

 

Участие международных наблюдателей играет ключевую роль в обеспечении прозрачности и справедливости избирательного процесса. Их присутствие на всех этапах избирательной кампании, постоянное освещение в СМИ событий и объявление окончательных результатов создают атмосферу прозрачности выборов, способствуют укреплению положительного имиджа страны на международной арене и являются одним из главных инструментов повышения доверия общества к результатам выборов.

 

Согласно статье 8 Избирательного кодекса Узбекистана, наблюдатели от политических партий, органов самоуправления граждан, представители средств массовой информации, а также наблюдатели от других государств и международных организаций имеют право участвовать во всех мероприятиях, связанных с подготовкой и проведением выборов, а также присутствовать на избирательных уча­стках в день выборов и в ходе подсчета голосов. Они осуществляют свою деятельность на основании мандатов, выданных ЦИК Узбекистана.

Следует отметить, что на парламентских и президентских выборах в Узбекистане систематически присутствуют наблюдатели от Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ ОБСЕ), Парламентской ассамблеи ОБСЕ, СНГ, ШОС, Организации исламского сотрудничества, других международных организаций и зарубежных стран. За последнее время их число значительно увеличилось. Если на президентских выборах в 2015 году присутствовало 296 иностранных и международных наблюдателей, то на выборах 2016 года этот показатель составил 555. На президентских выборах 2021 года число ино­странных и международных наблюдателей достигло 971.

 

На выборах в Законодательную палату Олий Мажлиса в 2014 году был 331 иностранный наблюдатель, а на парламентских выборах 2019 года уже 825. Это свидетельствует о том, что данное событие проходит в новой политической среде кардинальных изменений и демократических реформ, которые находятся под пристальным вниманием международного сообщества.

 

Миссия БДИПЧ ОБСЕ по наблюдению за выборами приняла участие в международном наблюдении за прошедшими президентскими выборами 2021 года в Узбекистане. По приглашению ЦИК Узбекистана на выборы прибыла основная группа из 12 человек миссии во главе с Оуэном Мерфи (Ирландия). Всего в качестве наблюдателей от БДИПЧ ОБСЕ присутствовало около 300 экспертов, в том числе из Чехии, Франции, Италии, Германии, Норвегии, Швеции, Польши, Швейцарии, России, США, Дании, Финляндии, Грузии, Венгрии, Кыргызстана, Литвы и Соединенного Королевства.

 

За последние годы в своих отчетах по итогам парламентских и президентских выборов, состоявшихся в Узбекистане, БДИПЧ ОБСЕ дала ряд рекомендаций, среди которых можно особо отметить рекомендацию о необходимости гармонизации избирательного законодательства и разработки единого избирательного кодекса, создав тем самым более широкие возможности для избирателей. Для кодификации разрозненных избирательных нормативно-правовых актов на основе международных норм и стандартов и требований передового зарубежного опыта разработан и принят в 2019 году Избирательный кодекс Республики Узбекистан.

 

При организации предстоящих президентских выборов уполномоченными органами учтены мнения и рекомендации экспертов БДИПЧ ОБСЕ по результатам предыдущих президентских выборов.

 

На их основе из Избирательного кодекса исключена норма, предусматривающая обязанность избирательных комиссий по организации встреч кандидатов с избирателями.

 

В избирательное законодательство Узбекистана были внесены изменения и дополнения с целью усовершенствования его демократического характера. Одним из таких изменений является включение конкретных норм, направленных на предотвращение злоупотреблений административными ресурсами во время избирательной кампании. В связи с этим статья 44 Избирательного кодекса дополнена положением, запрещающим определенным лицам проводить предвыборную агитацию. К ним относятся руководители органов государственной влас­ти и управления, органов местного публичного управления, военнослужащие Вооруженных Сил, Службы государственной безопасности, других военизированных формирований, сотрудники правоохранительных органов, судьи, члены избирательных комиссий, профессиональные служащие религиозных организаций. Также закреплено, что должностным лицам государственной власти и управления, местных исполнительных органов запрещается использовать свое должностное и служебное положение в пользу или против любой политической партии или кандидата.

 

Кроме того, учтены рекомендации БДИПЧ ОБСЕ о целесообразности требования предоставлять до дня выборов промежуточный отчет о расходах, связанных с выборами, в целях повышения прозрачности для партий. Так, в статью 16 Закона «О финансировании политических партий» внесены поправки, в соответствии с которыми политическая партия ежегодно в установленные законодательством сроки и порядке представляет в финансовые органы, органы государственной налоговой службы, Счетную палату и Министерство юстиции финансовый отчет о поступлении и расходовании финансовых и иных средств в отчетном периоде. Определено, что промежуточный отчет о государственных средствах, выделенных политической партии для финансирования ее участия в выборах, представляется в день выборов, а окончательный отчет — после объявления результатов выборов в Цен­тральную избирательную комиссию.

 

Учтены рекомендации о четком определении в законе клеветы и оскорбления. Для соответствия международным стандартам уголовная ответственность за клевету должна быть отменена в пользу граждан­ских средств правовой защиты, предназначенных против нанесения вреда репутации, а любые налагаемые штрафы должны быть соразмерными и не должны ущемлять свободу слова и свободу выражения мнений. Исходя из этого Законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности» от 25 июня 2020 года в Уголовный кодекс внесен ряд поправок, в соответствии с которыми изменились и меры ответственности за клевету и оскорбление.

Исходя из рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ о необходимости рассмотрения возможности увеличения участия женщин в организации выборов на руководящих должностях на прошедшем 30 апреля референдуме приняты меры по увеличению числа соотечественниц в составе комиссий по проведению референдума. Впервые две окружные комиссии возглавляли женщины. Также 50 процентов заместителей председателей и столько же секретарей окружных комиссий — женщины.

 

С учетом рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ касательно необходимости пересмотра ограничения для голосования на основании недееспособности лица в статье 128 новой редакции Конституции закреплено, что граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда за совершенные тяжкие и особо тяжкие преступления, могут быть лишены права участия в выборах только в соответствии с законом и на основе решения суда. В любых других случаях прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан не допускается. В соответствии с данной нормой Конституции также внесены изменения в Избирательный кодекс и Закон «О референдуме Республики Узбекистан».

 

Признание судом лица недееспособным — это институт гражданского права, который введен в целях обеспечения правовой защиты. Ограничение избирательного права, фактически означающее лишение права на участие в управлении государством, несоразмерно интересам защиты лиц с психическими расстройствами и не отвечает критериям справедливости.

 

Лишение избирательного права должно рассматриваться судом как отдельный вопрос исходя из того, может ли конкретное лицо понимать суть своих действий при голосовании или контролировать их. Реализация процедуры индивидуальной оценки возможности лишения недееспособного лица права участия в выборах полностью соответствует международно-правовым документам по правам человека.

 

В Узбекистане налажено системное взаимодействие с международными организациями по наблюдению за выборами. Эффективное использование необходимых возможностей совершенствования избирательного законодательства и процесса исходя из рекомендаций ряда авторитетных организаций, в частности БДИПЧ ОБСЕ, будет способствовать внедрению передового опыта в избирательной сфере, соответствующего международным стандартам. Выполнение Узбекистаном рекомендаций международных организаций по наблюдению за выборами является важным элементом масштабных демократических преобразований, осуществляемых в стране, и послужит гарантией проведения свободных и демократических выборов Президента Узбеки­стана.

 

Баходир ИСМАИЛОВ,

заведующий сектором законодательства в сфере международных отношений Института законодательства и правовой политики при Президенте Республики Узбекистан доктор юридических наук, профессор.

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.